Классификация возрастных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация возрастных проблем



В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое - изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе - вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);

Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов - возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Основной смысл переходного периода заключается в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого возрастного периода (обобщенный результат психического развития) содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм. [3, С.45]

Сенситивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сенситивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сенситивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками. [1, С.15].

В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:

Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);

Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);

Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);

Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);

Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);

Близость против одиночества (19-25 лет);

Продуктивность против застоя (25-50 лет);

Цельность против отчаяния (50-..).

Понятие возраста кризиса

 

Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее актуальных для современной психологии. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные проблемы человека. А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения “Я”, “МОЕ” и “СМЕРТЬ”, ибо без рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго-теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности [см. Приложение 1].

Он считал, что каждая из них сопровождается “кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. [2, С.34]

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни человека, или его социальное бытие. Отсюда возникает вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между человеком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности человека, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании человека возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств

Психолог должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников. Он основывается на всех проявлениях и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит целиком в рамки исследования. Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом даже удается определить, что мы называем личностью, но с точки зрения диагностики развития мы должны следить за тем, как складывается и созревает личность, полагает Гезелл.

Если мы ограничимся только определением и измерением симптомов развития, мы никогда не сумеем выйти за пределы чисто эмпирического констатирования того, что и так известно лицам, наблюдающим человека. В лучшем случае мы сумеем только уточнить эти симптомы и проверить их измерением. Но мы никогда не сумеем, ни объяснить наблюдаемые в развитии человека явления, ни предсказать дальнейший ход развития, ни указать, какого рода мероприятия практического характера должны быть применены по отношению к человеку. Такого рода бесплодный в объяснительном, прогностическом и практическом отношении диагноз развития можно сравнить только с теми медицинскими диагнозами, которые ставились врачами в эпоху господства симптоматической медицины. Больной жалуется на кашель, врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной жалуется на головную боль, врач ставит диагноз: болезнь-головная боль. Такой диагноз по существу пустой, так как исследователь не прибавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного, и возвращает больному его же собственные жалобы, снабдив их научной этикеткой. Пустой диагноз ничего не способен объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не может предсказать относительно их судьбы и не может дать практических советов. Истинный же диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.

Точно так же обстоит дело и с симптоматическим диагнозом в психологии. Если в консультацию приводят человека с жалобами на то, что умственно плохо развивается, плохо соображает, запоминает, а психолог после исследования ставит диагноз: низкий коэффициент умственного развития - умственная отсталость, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь - кашель. Можно сказать, что по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, нуждаются в диагностике развития.

Таким образом, одна из важнейших проблем - это социальная стадия развития, которая складывается на определенном этапе развития. Она обуславливает динамику на протяжении каждого возрастного порога, что порождает новые качественно своеобразные психологические новообразования. Данные изменения происходят к концу возрастного периода Выготского.

Так как диагностика развития следит за тем, как складывается и развивается личность, можно рассматривать личностную проблематику в соответствии с возрастом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.013 с.)