Проблема возраста человека на основе классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возраста человека на основе классификации



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Проблема возраста человека на основе классификации ………...6

1.1. Классификация возрастных проблем ………………………………………6

1.2. Понятие возрастного кризиса………………………………………………10

Глава 2. Возрастные кризисы и их особенности …………………………...14

2.1. Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития…………………………………………………………………………..14

2.2. Кризисы развития зрелых возрастов………………………………………17

Заключение……………………………………………………...………………..24

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение………………………………………………………………………28

Введение

 

Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но впервые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.

В работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.

Объектом исследования является человек.

Предметом исследования является проблемы возраста человека.

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие возрастного кризиса

2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.

3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.

4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Гипотеза: психологическое созревание человека зависит от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния организма; социальные отношения.

Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.

Метод исследования: исторический, аналитический.

Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.

Данная работа позволяет расширить границы знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.

Для лучшего нахождения подхода к ребенку педагог применяет знание основной проблематики на практике.

Психолог реализует данные знания при консультировании клиента. Человек самосовершенствуется и начинает путь к самопознанию, реализуя тем самым собственные потребности, переходя на новый уровень развития, преодолевая кризисные состояния, решая собственные возрастные проблемы.


Понятие возраста кризиса

 

Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее актуальных для современной психологии. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные проблемы человека. А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения “Я”, “МОЕ” и “СМЕРТЬ”, ибо без рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго-теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности [см. Приложение 1].

Он считал, что каждая из них сопровождается “кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. [2, С.34]

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни человека, или его социальное бытие. Отсюда возникает вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между человеком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности человека, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании человека возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств

Психолог должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников. Он основывается на всех проявлениях и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит целиком в рамки исследования. Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом даже удается определить, что мы называем личностью, но с точки зрения диагностики развития мы должны следить за тем, как складывается и созревает личность, полагает Гезелл.

Если мы ограничимся только определением и измерением симптомов развития, мы никогда не сумеем выйти за пределы чисто эмпирического констатирования того, что и так известно лицам, наблюдающим человека. В лучшем случае мы сумеем только уточнить эти симптомы и проверить их измерением. Но мы никогда не сумеем, ни объяснить наблюдаемые в развитии человека явления, ни предсказать дальнейший ход развития, ни указать, какого рода мероприятия практического характера должны быть применены по отношению к человеку. Такого рода бесплодный в объяснительном, прогностическом и практическом отношении диагноз развития можно сравнить только с теми медицинскими диагнозами, которые ставились врачами в эпоху господства симптоматической медицины. Больной жалуется на кашель, врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной жалуется на головную боль, врач ставит диагноз: болезнь-головная боль. Такой диагноз по существу пустой, так как исследователь не прибавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного, и возвращает больному его же собственные жалобы, снабдив их научной этикеткой. Пустой диагноз ничего не способен объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не может предсказать относительно их судьбы и не может дать практических советов. Истинный же диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.

Точно так же обстоит дело и с симптоматическим диагнозом в психологии. Если в консультацию приводят человека с жалобами на то, что умственно плохо развивается, плохо соображает, запоминает, а психолог после исследования ставит диагноз: низкий коэффициент умственного развития - умственная отсталость, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь - кашель. Можно сказать, что по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, нуждаются в диагностике развития.

Таким образом, одна из важнейших проблем - это социальная стадия развития, которая складывается на определенном этапе развития. Она обуславливает динамику на протяжении каждого возрастного порога, что порождает новые качественно своеобразные психологические новообразования. Данные изменения происходят к концу возрастного периода Выготского.

Так как диагностика развития следит за тем, как складывается и развивается личность, можно рассматривать личностную проблематику в соответствии с возрастом.

 

 

Заключение

Проблема возраста не только центральная для психологии, но и ключ ко всем вопросам практики. Эта проблема непосредственно и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого человеком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией или фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает человек. Мы знаем уже, что паспортный возраст человека не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения человека, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития.

Изучение симптоматологии возрастов позволяет выделить ряд надежных признаков, с помощью которых мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у человека, подобно тому как врач на основании тех или иных симптомов устанавливает диагноз болезни, т.е. определяет тот внутренний патологический процесс, который обнаруживается в симптомах.

Само по себе исследование какого-либо возрастного симптома или группы симптомов и даже точное количественное измерение их еще не могут составить диагноза. Между измерением и диагнозом, говорил Гезелл, существует большая разница. Она заключается в том, что к диагнозу можно прийти только в случае, если удастся вскрыть смысл и значение найденных симптомов.

Задачи, стоящие перед диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе глубокого и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики развития в их многообразии. Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. В сущности говоря, определение реального уровня развития не только не исчерпывает всей картины развития, но очень часто охватывает ее незначительную часть. Констатируя наличие тех или иных симптомов при определении реального уровня развития, мы фактически определяем лишь ту часть общей картины развития, которая охватывает уже созревшие на сегодняшний день процессы, функции и свойства, физического развития, которые характеризуют уже завершившиеся циклы развития. Это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Эти симптомы говорят нам скорее о том, как шло развитие в прошлом, чем о том, как оно совершается в настоящем и какое направление примет в будущем. Разумеется, знание итогов вчерашнего развития - необходимый момент для суждения о развитии в настоящем и будущем. Но одного его совершенно недостаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития мы определяем только плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой цикл. Но мы знаем, что основным законом развития является разновременность в вызревании отдельных сторон личности и различных ее свойств. В то время как одни процессы развития уже принесли плоды и завершили свой цикл, другие процессы находятся только в стадии созревания. Подлинный диагноз развития должен суметь охватить не только завершившиеся циклы развития, не только плоды, но и находящиеся в периоде созревания процессы. Подобно тому как садовник, определяя виды на урожай, поступил бы неправильно, подсчитав только количество созревших фруктов в саду и не сумев оценить состояние деревьев, не принесших еще зрелого плода, психолог, который ограничивается определением созревшего, оставляя в стороне созревающее, никогда не может получить сколько-нибудь верного и полного представления о внутреннем состоянии всего развития и, следовательно, не может перейти от симптоматического к клиническому диагнозу.

Таким образом, мы приходим к выводу, что к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, зависит от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.


Список литературы

1. Абрамова Г.С., Возрастная психология. [Текст]: Уч. пособие для студентов вузов. / -4-е изд / Г.С. Абрамова. Академ. проект. - М. 2003г. - 15с.

2. Гусева Н.Д. Акмеология. [Текст]: Учебное пособие / Н.Д. Гусева. - М., 2003г. - 34с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст]: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - М., 2002г. - 45с.

4. Ильин В.В. Философия и акмеология. [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ильин. СПб., 2003г. - 53с.

5. Крайнг Г. Психология развития. [Текст]: Учебное пособие / Г. Крайнг. - СПб., 2002г. - 14с.

6. Краснова О.В. Социальная психология старости. [Текст]: Учебное пособие / О.В. Краснова. - М., 2002г. - 75с.

7. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст]: / У. Крейн. - СПб., - 2002г. - 84с.

8. Михайлов Г.С. Принятие и реализация управленческих решений. Акмеология. [Текст]: Монография / Г.С. Михайлов. - М., 2003г. - 23с.

9. Полозова Т.А. Современный взгляд на акмеологию. Акмеология. [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Полозова. - М., 2003г. - 54с.

10. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Селезнёва. - М., 2004г.67с.

11. Сорокумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. Спб., 2007

12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 2007

13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 2004

14. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. М., 2005

15. Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2003

 


П р и л о ж е н и е 1

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Проблема возраста человека на основе классификации ………...6

1.1. Классификация возрастных проблем ………………………………………6

1.2. Понятие возрастного кризиса………………………………………………10

Глава 2. Возрастные кризисы и их особенности …………………………...14

2.1. Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития…………………………………………………………………………..14

2.2. Кризисы развития зрелых возрастов………………………………………17

Заключение……………………………………………………...………………..24

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение………………………………………………………………………28

Введение

 

Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но впервые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский.

В работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.

Объектом исследования является человек.

Предметом исследования является проблемы возраста человека.

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие возрастного кризиса

2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.

3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.

4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Гипотеза: психологическое созревание человека зависит от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизического состояния организма; социальные отношения.

Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.

Метод исследования: исторический, аналитический.

Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.

Данная работа позволяет расширить границы знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.

Для лучшего нахождения подхода к ребенку педагог применяет знание основной проблематики на практике.

Психолог реализует данные знания при консультировании клиента. Человек самосовершенствуется и начинает путь к самопознанию, реализуя тем самым собственные потребности, переходя на новый уровень развития, преодолевая кризисные состояния, решая собственные возрастные проблемы.


Проблема возраста человека на основе классификации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.66 (0.039 с.)