Разработка программы по формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка программы по формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера



Для этих целей провели ряд семинаров с педагогами ДОУ:

Проблемы компьютеризации у нас в стране и в других странах»;

Компьютерно — игровой комплекс в условиях детского сада»;

Общая характеристика компьютерных математических игр».

Использование интерактивной доски на занятиях».

Целая серия семинаров-практикумов проводится по конкретному содержанию компьютерных программ и методических рекомендаций к ним, соответствующий тем или иным разделам математики. Систематическая связь с воспитателями осуществляется путем индивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарным планированием. Для изучения специфики группы целесообразно наблюдение за поведением детей и стилем общения с воспитателем на занятиях, в повседневной жизни.

Для методического кабинета детского сада подготовили основные материалы по компьютерному классу, которыми воспитатели пользуются в любое время. При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестал быть «инородным» телом в детском саду. Работа педагогического коллектива выработать и установить общие подходы в воспитательно-образовательной работе. «Одним из главных направлений в работе педагога является работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся, в компьютерном классе организуем собрания в компьютерном классе».

В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные математические игры, демонстрирует, как они влияют на развитие логического мышления, ориентировки в пространстве и т.д. Благодаря возможностям интерактивного оборудования, педагог демонстрирует видеозаписи занятий. Родители имеют возможность увидеть, как управляются их чадо с современной техникой и каких результатов они достигли. Обязательно делаем акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Игра – основное условие использования компьютера в ДОУ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитан воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. [3, стр. 12].

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления.

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

тренируется элективность внимания и память;

раньше овладевают чтением и письмом;

активно пополняется словарный запас;

развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

развивается воображение и творческие способности;

развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. По-моему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения. [3, стр. 21]

Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

«В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10)». Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции. [2, стр. 16].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Примерная программа формирования элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера

Тема «Счет в пределах 10»

Старшая группа.

Занятие № 1.

Программное содержание: напомнить детям способ образования чисел 2 и 3, учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5; закрепить умение устанавливать соотношения между 3 предметами по высоте, употреблять слова «самый высокий», «выше», «ниже».

Демонстрационный материал. Игрушки, наборы игрушек.

Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками: подносы с еловыми и сосновыми шишками.

Оборудование: компьютер.

Ход занятия.

1-я часть. Постройка лесенки.

Воспитатель, используя выражения «самый низкий, выше, ниже», определяет высоту каждой ступени. Воспитатель подводит детей к мысли, что каждое последующее число больше другого на единицу.

2-я часть. Работа с раздаточным материалом.

3-я часть. Воспитатель может использовать компьютер, программу из серии Кидди- 1, задание «Посчитай».

Садись за рабочее место.

Пользуясь мышкой, открой программу Кииди-1.

Нажимаем на левую сторону мышки два раза.

Найди серию «Посчитай».

Открой ее. Для этого быстро дважды нажми на левую строну мышки.

Выбираем первую картинку.

Ребенку предлагается, управляя мышкой, решить несложные примеры. Например: нарисовано 2 бабочки, прибавить еще 1 бабочку. Сколько бабочек стало? Даются карточки с изображением 3 бабочек, ее нужно поставить в качестве ответа. Ребенок должен справиться с тремя вариантами заданий.

Ребята, вы справились с заданиями?

Что говорит вам компьютер?

Закройте все программы. Пользуясь клавишей ESC, дошкольник может выйти из программы.

Отключите компьютер. Используя мышь, дети завершают работу.

Гимнастика для глаз «Поиграем с матрешками»

Упражнения выполняются стоя у каждого ребенка в руках матрешка.

Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).

Матрешки у нас веселые любят бегать прыгать. Вы внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала влево, вправо. Повторить 4 раза.

Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем следить за ними глазами. Повторить 3 раза.

Подведение итога занятия

Как образуется число 2?

Как можно получить число 3?

Что для этого нужно сделать?

Молодцы ребята, я рада, что вы поняли: каждое последующее число больше предыдущего на единицу.

Работа на компьютере помогла вам понять новый материал или нет?

Чем интересны вам задания на компьютере?

До свидания!

 

Тема «Геометрические фигуры»

Старшая группа.

Занятие № 2

Программное содержание. Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете предметов в пределах 5 и запоминании чисел; упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

Демонстрационный материал. Подставка с полочками, с моделями геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карточки с 2 свободными полосками и пеналы с набором геометрических фигур.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, планшеты.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, сегодня на занятии мы повторим образование чисел 4 и 5, используя геометрические фигуры, будем составлять картины с помощью компьютера.

 

1-ая часть. Образование чисел 4 и 5.

В этой части педагог может использовать игру Цирк.

Открываем игру.

Мышкой выбираем картинку с изображением голубей.

Ребята, компьютер поможет нам потренироваться в счете предметов в пределах 5-ти.

Довольны вы помощью компьютера? 2-ая часть.

Работа с интерактивной доской.

— Ребята, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете.

Ребенок с помощью электронный карандаш ACTIVpen достает из копилки знакомую геометрическую фигуру (флипчарт № 1).

— Назови ее (треугольник, квадрат, круг).

— Найди предметы такой же формы (окно, люстра, дверь).

— Используя геометрические фигуры нарисуй картины.

Используя компьютерные математические игры из серии Кидди-1, «Собери картину», воспитатель может добиться хорошего результата.

Занимаем рабочие места, включаем компьютеры.

Пользуясь мышкой, открыли программу Кидд-1, серию «Собери картину».

Задание — собери фигуру девочки, используя геометрические фигуры. (ребенок для выполнения задачи использует такие геометрические фигуры — треугольник, круг, четырехугольник).

Как можно собрать картину девочка, используя геометрические фигуры?

Какие геометрические фигуры можно использовать?

Как ты догадался, что не справился с заданием?

Как реагирует компьютер на твои промахи?

Физминутка и гимнастика для глаз «Мой любимый мяч».

Далее даются задания повышенной сложности: собрать домик, паровоз, улицу, ракету. Для выполнения этих заданий ребенку нужно быть более внимательным.

Из каких геометрических фигур можно собрать домик, паровоз, улицу, ракету?

Чем отличается круг от треугольника?

Подведение итога занятия. Сегодня на занятии мы закрепили тему «Образование чисел», и с помощью компьютера из геометрических фигур рисовали картины.

Изодеятельность

Рабочая тетрадь по ИЗО с электронными заданиями позволяет педагогу рационально использовать время на занятиях время на занятиях, повышает его плотность. В тоже время, дошкольники, выполняя задания в электронном варианте, могут проявить свое творчество. Предлагаем несколько вариантов таких заданий.

Список литературы:

Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. Начальная школа, 2003, № 3.

Байгушева К.М. Компьютерный урок по математике. Начальная школа, 2003, № 8.

Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.

Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.

Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья, 2002, № 5.

Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением. Информатика и образование, 2000, № 10.

Минькович Т.В. Информатика в играх и задачах. Логомиры, творчество. Информатика и образование, 2000, № 10.

Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.

Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.

Привалова С.М. Информатика в начальных классах. Начальная школа, 2003, № 3.

Сагимбекова П. Пути реализации дошкольного воспитания при подготовке детей к обучению математике. Начальная школа, 2003, № 3.

 

Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета факультета Педагогики и психологии детства протокол № 3 от 23 ноября 2008 года.


 

Методические издания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.055 с.)