Электронных средств учебного назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронных средств учебного назначения



Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

 

Информационные и коммуникационные технологии

В компьютерно игровом комплексе для дошкольников

Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении детей средствами КИК. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к игровой деятельности детей.

Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.

Темы практических и/или семинарских занятий не предусмотрено.

Наименование лабораторных работ

1.Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

2.Разработка фрагмента электронного учебника по теме «Анализ компьютерных программ для детей, перспективы их создания».

3. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств, подготовка к презентации.

4. Разработка теста по теме «Основы технологии создания компьютерных программ для дошкольников» с использованием инструментальных программных средств, Интернет.

5. Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения. (см. вопросы для анализа и критерии оценки в пособии Ю.М.Горвиц «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» М., 1998. Стр.284-287.

6.Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD – ROM в дошкольном компьютерно-игровом комплексе).Посещение МДОУ № 409.

7.Разработка учебно-методических материалов по определенной теме проекта с использованием компьютерных технологий.

Примерная тематика проектов

Тема 1. Разработка проекта среды компьютерно-игрового комплекса (КИК).

Тема 2. Разработка системы игр (игрушек, игрового оборудования) для КИК.

Тема 3. Классификация программного обеспечения КИК.

Тема 4. Формирование системы игровых программ, направленной на развитие у детей определенных психических свойств (логического и творческого мышления, воображения, внимания, памяти, произвольности и др.) и разработка педагогических методик.

Тема 5. Разработка сценария и методики открытой компьютерной игры.

Тема 6. Разработка сценария дидактической компьютерной игры.

7. Разработка сценария режиссерской компьютерной игры.

Тема 8. Разработка сценария диагностической программы и методики к ней.

Тема 9. Разработка серии сценариев по экологическому воспитанию дошкольников.

Тема 10. Разработка серии сценариев по эмоционально-личностному развитию детей.

Тема 11. Разработка серии сценариев, побуждающих детей к общению.

Тема 12. Разработка методических рекомендаций к системе компьютерных игр для определенного вида детской деятельности (по конструированию, родному и иностранному языку, математике, экологическому и физическому воспитанию и др.) на выбор студента.

Тема 13. Технология использования административных программ в дошкольном учреждении.

Тема 14. Разработка методических рекомендаций по применению компьютера в работе с родителями.

Тема 15. Диагностика готовности детей к обучению в школе с помощью компьютера.

Тема 16. Анализ состояния и прогноз развития компьютеризации дошкольного уровня образования. Разработка анкеты и обработка результатов анкетирования.

Тема 17. сравнительный анализ программно-методических средств для дошкольников России и зарубежных странах (или одной стране: Великобритания, США, Франции и др.)


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.М., ЛИНКА-ПРЕСС 1998.

2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника., М.: Новая школа, 1997.

7. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Иванова Е.В. Гуманизация процесса воспитания и новые информационные технологии. Решение проблемы в дошкольном возрасте.//Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника. Межвуз. Сб. уч. Трудов.СПб.: Образование,1994.

3. Периодические журналы:

"Информатика и образование";

"Педагогическая информатика";

"Компьютер в школе".

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования – М.: ИИО РАО, 2005, 40 с.

 


7.2. Материально-техническое и/или информационное

обеспечение дисциплин

1. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности интернет и мультимедиа технологий.

2. Программные средства учебного назначения.

3. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по дошкольному образованию.

4. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

5. Учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).

В процессе выполнения студентами проектов предполагается использование Интернет-ресурсов:

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru/

Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru/

Высшая аттестационная комиссия http://vak.ed.gov.ru/

Российская академия образования http://www.raop.ru/

Российский гуманитарный научный фонд http://www.rfh.ru/

Российский фонд фундаментальных исследований http://www.rfbr.ru/

Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Портал учебного книгоиздания http://ndce.edu.ru/ndce/

Государственная научная библиотека им. К. Д. Ушинского www.gnpbu.ru

Журнал «Информатика и образование» www.infojournal.ru

 

7.3. Методические указания студентам

Изучение курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять перед проведением лабораторных занятий по теме.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Информатизация образования как фактор развития общества Конспектирование Аннотирование Работа с Интернет-ресурсами
Тема 2.Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании Определение целей и задач применения ИКТ
Тема 3.Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении Конспекты первоисточников
Тема 4.Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности дошкольников Составление рефератов
Тема5.Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений детей таблица
Тема 6.Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Картотека материалов
Тема 7.Информационные и коммуникационные технологии в организации компьютерно-игрового комплекса Картотека компьютерных игр и ресурсов для дошкольного образования

Тема 1. Введение. Информатизация образования

как фактор развития общества

Задачи изучения темы:

1. Формировать представление о информатизация общества как социальном процессе и его основных характеристиках. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации.

2. Уточнять представления студентов о содержании, сущности информатизации дошкольного образования.

3. Расширять представления о влиянии информатизации на сферу образования.

4. Формировать умения работать в группе, ведения дискуссии, отстаивания точки зрения.

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.

 

  1. Задание №1: конспектирование статьи Талызиной И.Ф, Компьютеризации обучения- научную основу.// Вестник Московского Университета.Сер.14. Психология.1986.№1 С.3-9. или Программно-методическое пособие. М., 2000, опубликованное на ее форуме.

Студенты знакомятся с указанной статьей, конспектируют ее в соответствии с планом:

· детерминанты выделения новых направлений исследований в области информационных и коммуникационных технологий обучения детей

· задачи ИКТ на современном этапе развития системы образования

· основные направления научных исследований в области применения ИКТ на современном этапе

· характеристика результатов исследований по направлениям

Форма отчетности: конспект

Задание № 2: аннотирование статей из сборников статей и материалов конференций по проблемам ИКТ за последние 5 лет

Студенты знакомятся с материалами сборников, представленными в библиотеке вуза и методическом кабинете факультета, отбирают наиболее интересные с их точки зрения статьи, составляют аннотации, пользуются Интернет ресурсами.

Форма отчетности: аннотации статей (не менее 5)

 

Задание № 3: работа с Интернет-ресурсами

Студенты находят на сайтах Интернет форумы, тематика которых связана с проблемами ИКТ, составляют протоколы.

Форма протокола

 

Адрес форума Тема Автор высказывания Содержание высказывания
       

Форма отчетности: протоколы обсуждения темы на форуме (не менее 2)

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Определите круг проблем в области ИКТ

3. Конкретизируйте проблемы исследования в системе дошкольного образования.

4. Обсудите и обоснуйте специфику ИКТ в дошкольном образовании.

5. Раскройте научные исследования в области теории и методики ИКТ последних лет.

6. Составьте глоссарий понятий ИКТ.

Литература:

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.М., ЛИНКА-ПРЕСС 1998.
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
  6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника., М.: Новая школа, 1997.
  7. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

 


Тема 2. Цели и задачи использования информационных

и коммуникационных технологий в образовании

Задачи изучения темы:

1. Формировать представление о информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).

2. Уточнять представления студентов о эволюции информационных и коммуникационных технологий, содержании, сущности, основных ассистивных технологий.

3. Расширять представления о дидактических свойствах и функциях информационных и коммуникационных технологий.

4. Формирование информационной культуры как цели обучения, воспитания и развития детей.

5. Формировать умения работать в группе, ведения дискуссии, отстаивания точки зрения.

 

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс

Задание №1:

Форма отчетности: конспект первоисточников.

 

Задание №2: составить таблицу «Анализ задач внедрения ИКТ в учебный процесс»

Образовательные задачи Развивающие задачи Воспитательные задачи
     
     

Литература:

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.М., ЛИНКА-ПРЕСС 1998.
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
  6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника., М.: Новая школа, 1997.
  7. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

 

 


Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации

информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

Задачи изучения темы:

1. Формировать представление о влиянии ИКТ на педагогические технологии. Методах построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

2. Уточнять представления студентов о компьютерных технологиях, реализующих способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения.

3. Расширять представления о компьютерных технологиях, использующих различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

4. Формировать умения работать в группе, ведения дискуссии, отстаивания точки зрения.

Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

 

Задание №1:

Форма отчетности: конспект первоисточников

 

Задание №2:

Вопросы и задания к изучению темы:

1.Раскройте круг проблем, связанных с электронными средствами учебного назначения.

2.Укажите методические цели использования электронных средств учебного назначения.

3. Приведите примеры решения дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

4. Проиллюстрируйте электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки.

5. Раскройте методику использования электронных учебных материалов.

Литература:

1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., ЛИНКА-ПРЕСС 1998.

2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

7. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

 

Тема 4. Информационные и коммуникационные технологии

в активизации познавательной деятельности дошкольников

Задачи изучения темы:

1. Формировать представление об использовании компьютерных игр «КИД-Малыш», мультимедиа и коммуникационных технологий как средстве для реализации активных методов обучения и развития дошкольников.

2. Формировать умения применять телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, ориентироваться в их типологии, структуре, содержании, основных этапах проведения.

Использования компьютерных игр «КИД-Малыш», мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.

Задание №1:

Форма отчетности: подготовка к презентации проекта

 

Задание №2:

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Конкретизируйте проблемы применения телеконференции и проектов образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание,

2. Раскройте основные этапы проведения телеконференций, презентаций проектов в системе дошкольного образования.

 

Литература:

1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.М., ЛИНКА-ПРЕСС 1998.

2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М., 1999.

6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника., М.: Новая школа, 1997.

7. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

 

Тема5. Информационные и коммуникационные технологии в реализации

системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений детей

Задачи изучения темы:

1. Формировать представление о теории и практике создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры.

2. Уточнять представления студентов о содержании, сущности педагогической информационной системы мониторинга качества образования..

3. Формировать умения применять методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.

 

Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.

Задание №1:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.07 с.)