Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко.



А. С. Макаренко Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения А. С. Макаренко родился 1888 г. в Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.В 1928—1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книгиУважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет.Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

11 и 13.(11.История развития педагогической мысли в Беларуси в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Деятельность Ф.Скорины, С.Будного.+13.Педагогическая мысль в Беларуси в XVII-XVIII веках. Деятельность белорусских просветителей.)

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, А.А. Козел предлагает разделить на три направления:1) гуманистическое -- наиболее видные представители -- Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом из Калиновки и Мартином Чаховицом 6.Таким образом, период XV -- XVII вв. Беларуси является эпохой Возрождения. В это время происходит процесс секуляризации культуры Беларуси, развиваются книгопечатание, образование, возрастает интерес к культурно-философским ценностям античности среди феодалов и зажиточных граждан, усиливаются меценатские тенденции, распространяются идеи ренессансного гуманизма и Реформации, идет становление белорусского языка, национальной письменности, литературы, искусства. В целом в анализируемый период культурное развитие и общественное сознание восточноевропейского региона, в частности Беларуси, достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и выработка самобытных, оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций.В эпоху Возрождения, когда формируются раннебуржуазные общественные отношения и совершается процесс реабилитации ценностей земного бытия, в общественной мысли Белоруссии утверждается ренессансно-гуманистическая концепция человека, выдвигающая в качестве идеала интеллектуально-нравственную, общественно-активную личность, гармоничную в своих духовных и телесно-чувственных проявлениях.Творчество Ф. Скорины, С. Будного, а также других мыслителей-гуманистов Белоруссии (Н. Гусовского, А. Волана, «белорусских эпикурейцев») свидетель ствует о том, что на протяжении XVI -- начала XVII в. развитие философской мысли Белорус сии в целом шло по пути, который вел к новой философии.Особенно велика заслуга в развитии философской мысли указанного периода Ф. Скорины и С. Будного.Скорина воплотил в себе двойственный характер гуманистов: в нем ростки нового, рационалистического мышления соединяются еще с религиозно-схоластическим мировоззрением, опытное исследование природы--с уважением авторитета Библии. У него только намечается раздвоение между наукой и религией, знанием и верой. Он лишь делает попытку освободить мысль от слепой веры и этим самым расчистить почву для науки. Скорина еще неуверенно, в границах рассматриваемой им Библии, защищал права разума, не переходя в открытое наступление против догматов церкви.Однако, несмотря на это, Скорина сыграл положительную роль в истории общественной мысли Белоруссии. Его творчество, характерными чертами которого были пропаганда знаний на родном языке «среди людей простых посполитых», стремление стать па научную основу в объяснении явлений природы и овладении ее силами, самоутверждение человече ской личности, скрытая борьба против официальной церковной идеологии, подготавливало почву для более рационалистических и демократических учений. Несмотря на историческую ограниченность и религиозность, Будный сделал немало, чтобы развенчать католическую церковь и папство, утвердить новые, гуманистические принципы. Деятельность Будного, объективно направленная на подрыв религиозного мировоззрения, на раскрепощение мысли от церковных пут, имела для того времени прогрессивное значение.В истории белорусской общественной и философской мыс ли творчество Будного является дальнейшим развитием гуманистических и рационалистических идей Скорины, идей единства и дружбы братских славянских пародов. Но в отличие от Скорины Будный выступал с острой критикой духовенства, догматов христианского вероучения, с отрицанием церковной иерархии, храмов, икон, таинств, чудес и всего того, что было тесно связано с магией христианства.Однако дальнейшее развитие философской мысли Беларуси в силу объективных причин происходило преимущественно в русле схоластики.

 

15. Прогрессивные педагогические взгляды в Беларуси в XIX-XX веках.

8. В XIX – начале XX века система образования на территории Беларуси была унифицирована со всей образовательной структурой Российской империи. Имелись, конечно, какие-то свои особенности, но в целом все было, как у всех. Как всегда, в средних школах не находилось места детям бедняков. Как свидетельствовал сам директор народных училищ Минской губернии, гимназии и реальные училища оставались главным образом учебными заведениями для привилегированного состоятельного класса. «Кухаркиным детям» дорога туда практически была заказана.Что касается порядков в школах, то они были весьма жесткими. За учениками постоянно наблюдали педагоги и воспитатели. И даже внешний вид школяров строго регламентировался. Ученики практически все время носили форменные пальто, застегнутые, как у военных, на все пуговицы. Выходить без такого пальто допускалось только в летнем белом костюме с белой фуражкой. В системе среднего образования Беларуси в конце 1860-х гг. действовали 6 мужских и 4 женские классические гимназии, 2 прогимназии, Горы-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус, 4 духовные семинарии. В них занималось 3265 человек. При этом в конце 1890-х гг. дети крестьян в средних школах составляли только 6,5 % от общего числа учащихся. В 1870–1880-х гг. в Пинске, Минске, Могилеве были открыты реальные училища, дававшие среднее образование с природоведческим и техническим уклоном. До конца XIX в. существенных изменений в среднем образовании на территории Беларуси не произошло. В 1898 г. численность средних учебных заведений увеличилась до 20, а учащихся в них – до 6 тыс. Педагогические общества и деятели культуры выступали за создание белорусской национальной школы. За обучение на родном языке высказался съезд учителей в Вильно.

19.Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, оперируются также общенаучные категории - такие, как развитие и формирование. Ключевой категорией педагогической антропологии является развитие, поскольку именно эта категория дает импульс остальным.Под развитием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие личности - этопроцесс, присущий внутренней структуре личности, описывающий происходящие в личности изменения. Развитие личности понимается как процесс проявления того, что в ней изначально присутствовало, было дано, и появления нового, того, чего в ней не было прежде.Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Воспитание - взращивание человека, учитывающее все три сферы бытия его личности. Определяемое как воспомоществование в питании всех составляющих сторон личности, воспитание предполагает воздействие на телесную, душевную и духовную сферу бытия человека. Создание благоприятных условий для формирования личности под благодатным окормлением Церкви является одной из важнейших задач православного воспитания. Воспитание в православной антропологии понимается как содействие во спасении. Протоиерей Евгений Шестун: «Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле». «Формирование - это то, что противостоит закону распада, что ведет к преодолению хаоса и к оформлению жизни в устойчивую и целостную структуру». Определяя формирование как процесс становления личности, оформления структуры ее бытия, мы исходим из того, что воздействие на личность (со стороны родителей, педагогов, социума и т. д.), в том числе и воспитание, является лишь частью, одним из факторов этого масштабного процесса. Осознавая формирование личности как ее телесное, душевное и духовное становление, православная антропология признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Дух нематериален, поэтому неосязаем и невидим. Но именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию.Под образованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие.Под термином образование понимают как процесс усвоения изучаемого материала и развития обучающихся, так и результат обучения и овладение основами наук.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.007 с.)