Основные категории дидактики и важнейшие этапы ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории дидактики и важнейшие этапы ее развития.



Основные категории дидактики:Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия и осознания, так же практического применения знаний.Учение – это процесс деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта возникают новые знания и умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретённые.Цель – это то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены его усилия.Цели обучения логически вытекают из целей социума.Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и размышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения.Организация – это упорядочение дидактического процесса по определённым критериями, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной задачи.Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.Метод – путь достижения цели и задач обучения.Результаты – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса.Первые дидактические мысли были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы. Большое внимание воспитанию подрастающего поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.Когда ребенок достигал семилетнего возраста, для него начинался новый, серьезный этап в жизни. Обучение длилось 12 лет и закачивалось, когда человек достигал 19–летнего возраста. Проводилось оно в специальных военизированных лагерях. Причем участвовали в нем не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали основы чтения, письма и счета. Ученики должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал он. Причем в лагере существовала очень строгая дисциплина, а за неподчинение сурово наказывали. Более того, обязательным условием для учеников было почитание и уважение старших. Другой известный философ, Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.), предложил свой метод обучения, который впоследствии получил название «сократовский». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Сильно изменилась ситуация с периода Средневековья. Теперь всестороннее развитие личности уже не имело такого значения, как в эпоху античности. С возникновением христианства появилось огромное количество христианских школ, среди которых были приходская, монастырская, соборная, или епископальная. Приходские школы основывались при храмах. В них можно было получить начальные, элементарные знания. Здесь преподавали чтение, письмо, счет, чтение на латинском языке, церковное пение. Учителями в то время были дьяконы. В период Возрождения ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования пересматривается. Существовали три ступени образования:– элементарные школы;– учебные заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также география, литература, механика и история;– университеты и академия.Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники. Постепенно у человека появились все условия для возникновения теории обучения. Первые попытки систематизировать эту теорию были сделаны в XVII в. Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он стал автором огромного труда под названием «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.47.250 (0.003 с.)