Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая география и регионалистика в системе наукСтр 1 из 33Следующая ⇒
и образования Экономико-географическую информацию систематически используют работники органов государственной власти, экономисты, политологи, социологи, журналисты, культурологи, представители многих других гуманитарных специальностей. Наконец, десятки миллионов наших сограждан выезжают за рубеж в качестве туристов и без элементарных знаний в области экономической географии им просто не обойтись. Такое общественное признание можно объяснить тем, что данная учебная дисциплина обеспечивает пространственный синтез разнообразных информационных сообщений об окружающем нас мире, их удобное и наглядное представление в виде карт, атласов, справочников, энциклопедий, баз данных, геоинформационных систем и т.п., использование которых облегчает понимание сложнейших процессов окружающего мира и принятие адекватных управленческих решений. Экономическая география обеспечивает пространственный синтез естественнонаучной, социально-экономической, экологической и технологической информации. Поэтому в системе экономического и управленческого образования она выполняет важную функцию, отвечая за развитие пространственной, экологической, системной и проблемной составляющих экономического, географического и управленческого мышления. О необходимости развития пространственной составляющей экономического мышления говорит тот факт, что любое пособие по созданию собственного дела, организации бизнеса или формированию предпринимательской структурысодержит следующие тезисыо важности правильного выбора:а) местонахождения фирмы и б) рынков сбыта товаров. Кроме того, о важности развития экологической составляющей свидетельствует обязательная экологическая экспертиза инвестиционных проектов. В свою очередь понятие «регионалистика» рассматривается в качестве объединенного подхода разных отраслей научного знания к исследованию региональных проблем. В советской и российской науке ее обычно называли «региональной экономикой». Под региональной экономикой понимают ее географическую отрасль, научную дисциплину, изучающую пространственное развитие хозяйственных отношений, отраслей и сфер. Целью изучения выступает не столько познание, сколько совершенствование управленческих воздействий на факторы размещения производительных сил и территориальное развитие.
Регионалистика - понятие более общее, она включает региональную экономику и изучает регионы в качестве целостных систем на основе междисциплинарных исследований. Как в региональной экономике, так и в регионалистике базовым понятием является «регион». Регионом считают определенную территорию, отличающуюся от других по каким-либо признакам и которую характеризуют целостность, однородность и взаимосвязанность входящих в ее состав элементов, наличие специализации и экономических связей (земля, сторона, край, область, участок местности). Регион можно считать особой социально-экономической системой, определяющим компонентом которой выступают люди. Люди одновременно выступают и в качестве производителей, и в качестве потребителей самых разнообразных благ. Поэтому целью функционирования такой социальной системы может быть максимально возможное при данном уровне развития удовлетворение потребностей людей, их всестороннее и гармоничное развитие. В современной научной литературе и хозяйственной практике понятия «район» и «регион» часто используются как синонимы, а под регионом могут пониматься следующие территориальные образования: - субъект РФ, - федеральный округ, - экономический район, - административный район субъекта РФ и т.д. Размещая производительные силы в пространстве, необходимо ответить на четыре ключевых вопроса региональной экономики: 1) КТО размещает производительные силы? Их могут размещать субъекты хозяйственной деятельности (физические и юридические лица, органы государственной власти, объединения граждан и т.п.); 2) ЧТО планируется к размещению? Обычно в пространстве размещают средства производства и трудовые ресурсы; 3) КОГДА размещать производительные силы? Самый простой ответ на этот вопрос: в определенной последовательности. Приводя пример из области жилищного строительства, можно вспомнить слова некогда популярной песни. Что нам стоит дом построить, Просто вырыть котлован, А потом приладить рельсы,
И пустить по рельсам кран. И в хорошую погоду Провести тепло и воду. И только потом Начать и кончить новый дом (М. Танич). То есть размещение производительных сил желательно осуществлять по соответствующей технологии, в некотором порядке; 4) КАК размещать производительные силы: с участие государства или без него, под действием рыночных сил? В современной экономике более корректно определять степень государственного участия, так как исключить его влияние практически невозможно (мы, естественно, рассматриваем только легальные формы бизнеса). «Экономическая география и регионалистика» анализирует не только размещение, но и развитие производительных сил под непосредственным воздействием природных факторов. Как учебная дисциплина она имеет сложную структуру[1]. По уровню исследуемого пространства выделяют: • локалистику, • регионоведение, • страноведение, • глобалистику. По однородным объектам изучения (отраслевой структуре) ее можно разделить на следующие подотрасли: • географию природных ресурсов, • географию природопользования, • географию населения, • географию хозяйства, • географию управления и инфраструктуры, • коммерческую географию (торговли), • социально-политическую географию и др. По временному критерию данную область научного знания подразделяют на следующие направления: - исследования прошлого, - анализ современного состояния, - прогнозирование. В прикладном аспекте целесообразно выделить решение проблем: - территориального планирования, - размещения предприятий, - регионального развития, - геополитики, - геоэкономики и др. Решение указанных задач невозможно без системного комплексного использования различных наук. К их числу можно отнести следующие: - история экономики; - статистика; - экономика промышленности, экономика строительства, экономика транспорта и тому подобные отраслевые науки; - математика и статистика; - экономика природопользования, - экономика и социология труда; - экономическое прогнозирование; - история государственного управления; - региональное планирование; - физическая география; - гидрология; - геология; - биология; - климатология; - демография и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.01 с.) |