В экономической географии и регионалистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В экономической географии и регионалистике



 

Доктринально все экономико-географические подходы можно разделить на географический детерминизм (determinate - определенный) и географический поссибилизм (possibilite - возможный). В рамках первого утверждается жесткая обусловленность развития экономики и общества природными условиями. В рамках второй приоритет отдается активной социально-экономической деятельности. Между тем, значительное число исследователей используют элементы детерминизма или поссибилизма в зависимости от специфики решаемых задач и особенностей конкретно-исторического этапа.

Надо признать, что всеобщая теория рационального размещения экономических объектов по территории до сих пор не решена, а все предпринимаемые в этом направлении попытки сводятся к учету регионального фактора в реализации экономических отношений. Размещая какое-либо производство или налаживая какие-либо связи, предпринимателю и государственным органам постоянно приходится решать весьма сложную многокритериальную оптимизационную задачу: найти место наиболее рационального расположения на местности предприятия, отрасли, комплекса, при котором будет либо обеспечено максимальное удовлетворение общественных потребностей в каком-либо товаре при фиксированных затратах, либо затраты будут минимизированы при достижении заданного экономического результата (эффекта).

При этом необходимо согласовать во многом противоречивые интересы бизнеса, общества и государства, а критерии оптимизации могут весьма динамично меняться. Вышеизложенное свидетельствует о том, что на практике приходится решать прямую или обратную задачу экономического анализа.

Выбор наилучшего размещения бизнеса зависит от большого числа факторов, но среди них целесообразно отметить наиболее важные:

- природно-климатические условия;

- характеристики производственной деятельности предприятия (добыча сырья, ведение сельского хозяйства, производство промежуточных или конечных товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п.);

- относительные производственные затраты в различных районах, с учетом транспортных издержек при доставке товаров до конечных потребителей.

Научно-обоснованные подходы к размещению производительных сил связаны с трудами И. Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера. Рассмотрим их более подробно.

Становление теории размещения (или локализации) традиционно связывают с изданием в 1826 г. труда немецкого экономиста И. Г. Тюнена (1783-1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». В качестве предмета своего исследования он рассматривал закономерности размещения сельскохозяйственного производства. При этом ему удалось объективно доказать влияние размещения производительных сил на их развитие.

Для упрощения крайне сложных реально существующих отношений им была разработана теоретическая модель, предполагающая существование экономически автономного от внешних связей государства, в котором существует «центральный город», производящий все промышленные товары и выступающий в роли единственного рынка сбыта сельхозпродукции. Предполагалось, что данное государство специализируется на выпуске аграрной продукции, а цена каждого продукта в любом месте отличается от его цены в городе на величину транспортных издержек, которые прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. При этом ставился вопрос: какие формы примет сельское хозяйство и как на него будет влиять удаленность от города?

Исследования, проведенные на базе имения Тюнена в Мекленбурге, показали, что наиболее разумным типом распределения сельхозпроизводств в пространстве выступает система колец различного размера вокруг «центрального города», которые разделяют зоны размещения разных видов сельхоздеятельности. Оказалось, что более продуктивные виды деятельности размещаются ближе к «центральному городу», а чем дальше удаляться от него, тем больше снижается интенсивность ведения хозяйства. Так, были выделены шесть колец:

 

Рис. 2.1. «Кольца Тюнена»

 

Естественно, в зависимости от климата и других условий конкретный состав поясов может претерпевать изменения, но принципиально их чередование от более продуктивных к менее продуктивным сохранится.

Кроме того, Тюнен сформулировал базовые положения теории земельной ренты по местоположению. Многие товары продаются по одной итой же цене вне зависимости от того, где они произведены. Следовательно, земельная рента увеличивается на величину, связанную с относительной экономией на транспортных издержках в тех организациях (предприятиях, хозяйствах), которые расположены ближе к центру (или к месту реализации). Наибольших значений она достигает в первом кольце и постепенно уменьшается по мере удаления от центра. В наиболее удаленном кольце земельная рента отсутствует (равна нулю).

Спустя многие годы доктринальные подходы Тюнена легли в основу экономики недвижимости.

Другой немецкий экономист В. Лаунхардт в 1882 г. предложил метод нахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия. В качестве исходных факторов он рассматривал удаленность от источников сырья и рынков сбыта продукции, а решающую роль также отводил транспортным издержкам.

Наиболее показательными примерами справедливости идей, изложенных в его трудах, может выступать география металлургических предприятий. Так, Череповецкий металлургический комбинат в Вологодской области находится в центре локационного треугольника, образованного источниками сырья и рынком сбыта: железно-рудные концентраты поступают с северо-запада (Оленегорское, Ковдорское и другие месторождения Мурманской области, Костомукшское месторождение в Карелии), каменный уголь - с северо-востока (Печорский угольный бассейн - Воркута и Инта), а большинство потребителей продукции комбината находятся в Центральном экономическом районе, т.е. на юге.

 

 

Рис. 2.2. Метод В. Лаунхардта (метод весового локационного

треугольника) на примере размещения металлургического

предприятия

 

Для упрощения расчетов производственные затраты считались постоянными во всех точках исследуемого пространства, а точка оптимального размещения предприятия определяется исходя из весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Пусть необходимо определить место размещения металлургического предприятия (М), при этом известны:

· месторождения железных руд - точка А;

· месторождения угля - точка В;

· место потребления металла - точка С;

· транспортный тариф - t (на 1 т/км);

· расходы, связанные с выплавкой 1 т металла - а;

· расходы, связанные с транспортировкой угля, необходимого для производства 1 т металла - b;

· расходы, связанные с транспортировкой 1 т металла - с;

· расстояния AC = S 1, ВС = S 2, АВ = S 3.

 

 

Рис. 2.3. Нахождение точки размещения предприятия геометрическим решением локационного треугольника

 

Если расстояния от точки М до вершин треугольника составляют: АМ = r 1, ВМ = r 2, СМ = r 3, то транспортные издержки при размещении металлургического завода в ней будут составлять: Т = (аr1 + br2 + cr3). Решение оптимизационной задачи T → min позволит найти точку оптимального местоположения предприятия. Соответственно, эта задача может быть решена как геометрическим, так и механическим путем.

Главная работа немецкого исследователя А. Вебера (1868-1958) «О размещении промышленности: чистая теория штандорта»[5] была опубликована в 1909 г. В ней он поставил задачу, связанную не только с минимизацией транспортных издержек, но и с минимизацией общих издержек производства. В качестве ключевого фактора размещения он определяет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте».

Вебер разработал подробную классификацию факторов размещения по степени их влияния, общности и проявления. В результате он пришел к выводу, что наиболее значимыми при размещении являются три фактора: транспортный, трудовой и агломерационный. Соответственно, выделял три основных направления ориентации в размещении: транспортную, рабочую и агломерационную.

Транспортная ориентация. Вебер правомерно утверждал, что величина транспортных издержек зависит от двух факторов: веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленные предприятия будут «притягиваться» к тому пункту, в котором величина транспортных издержек является минимальной (с учетом центров потребления и источников сырья). Для нахождения этого пункта (транспортного штандорта) можно использовать весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом он обращал внимание на то, что важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес. По их соотношению легко определить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с небольшим индексом - к районам потребления.

Рабочая ориентация. Как известно, издержки на рабочую силу неравномерны в пространстве. По аналогии с транспортным штандортом он предлагает определять рабочий пункт, т.е. место с наименьшими рабочими издержками. В зависимости от величины издержек на рабочую силу возможны следующие варианты:

- если экономия на рабочих сопоставима по размерам с транспортными затратами вследствие перемещения производства (чуть-чуть больше или чуть-чуть меньше), произойдет сдвиг в сторону рабочего пункта на такое расстояние, которое позволит уменьшить совокупные издержки до минимума;

- в случае значительного превышения веса «рабочего штандорта» над транспортным произойдет полное перемещение производства в рабочий пункт;

- наконец, в противоположном случае производство останется на месте под влиянием доминирующего транспортного штандорта.

В целях определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы Вебер предлагает прибегнуть к построению «изодапан» (isodapane) - линий, соединяющих на географической карте пункты с одинаковыми транспортными издержками.

 

Рис 2.4. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны

 

В том случае, когда рабочий пункт находится внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий выгодно, если вне ее - невыгодно. Так, если на рис. 2.4. для рабочего пункта L2 критической изодапаной является A2, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной будет А3, то организацию рациональнее разместить в рабочем пункте L2.

Агломерационная ориентация. А. Вебер обратил внимание на существование проявления так называемого «агломерационного эффекта ». Прежде всего, он проявляется в снижении средних издержек, связанныхсо строительством и эксплуатацией общей инфраструктуры, если предприятия размещаются на ограниченной местности. Кроме того, при технологической схожести этих организаций можно сократить издержки на перевозку товаров, последовательно обрабатываемых в рамках единой производственной цепочки. Оптимальное местонахождение агломерированного производства на местности А. Вебер предлагал определять на пересечении «критических изодапан», которым он называл геометрическое место точек, в котором превышение транспортных издержек равно экономии от агломерации.

Во всех предыдущих теоретических построениях национальные хозяйства рассматривались либо изолированно, либо почти изолированно. Взаимодействие хозяйственных систем стало предметом научного поиска О. Энглендера. Этот немецкий экономист предпринял попытку создания общей теории штандорта (т.е. экономики в целом) за счет объединения теорий промышленного и сельскохозяйственного штандортов. В качестве определяющего фактора территориального размещения производительных сил им также признавался транспортный (по минимизации соответствующих издержек).

Интересные идеи высказал Г. Ритчль. Во-первых, он полагал, что локализация рынков, в том числе и сырьевых, не является предрешенной и в существенной мере задается размещением производственных предприятий. Во-вторых, дислокация самих предприятий зависит не только от экономических факторов, но и от исторического развития экономических систем (то, что современные экономисты относят к действию эффекта path dependency - следования пути). Кроме того, он ввел в научный оборот понятие « хозяйственный круг », понимая под нимэкономически самостоятельный регион, объект производства которого формирует единую экономическую систему под влиянием разделения труда, обмена продукцией, формирования инфраструктуры. По сути, Ритчль выдвинул идеи, которые впоследствии были развиты советскими исследователями в рамках теории территориально-производственного комплекса. Он предполагал, что чаще всего хозяйственный круг в процессе своего функционирования расширяется, а число производственных центров сокращается. Обращает на себя внимание то, насколько Ритчль расширил круг факторов, учитываемых при размещении производств.

Транспортная ориентация:

- расстояние,

- объем перевозок,

- тарифы на перевозки,

- цены на сырье,

- цены на топливо.

Штандортное тяготение:

- земельная рента,

- налоговые ставки,

- рабочая сила,

- климатические условия и др.

Другим известным последователем А. Вебера является Т. Поландер, который разрабатывал экономические методы анализа влияния территориальных (штандортных) факторов на рынки. При этом он рассматривал конкурирующие предприятия, действующие на линейном рынке, которому свойственны равномерное распределение потребителей и постоянный потребительский спрос.

В ХХ в. в качестве отправной точки исследователи стали рассматривать не конкретный производственный объект, который необходимо разместить на местности, а территорию или особенности региональных систем.

Весьма интересной в этом аспекте представляется теория центральных мест (ТЦМ), основоположником которой стал также немецкий экономист В. Кристаллер. Исследуя вопросы, связанные с особенностями размещения городов, он обратил внимание на то, что на территории любого региона существуют поселения разного рода. Причем, между этими поселениями устанавливается определенная иерархия: малочисленные поселения распределяются по территории равномерно и образуют треугольные сети; р авномерно размещаются зоны сбыта товаров и образуют правильные шестиугольники; происходитразграничение функций, устанавливаются определенные отношения и т.д. В качестве центрального места он рассматривает экономический центр, который имеет экономические связи с окружающими территориями[6]. В свою очередь территория, окружающая центральное место, называется «интерланд».Каждое центральное место имеет свою зону сбыта, размер которой пропорционален соответствующему уровню иерархии.

Каждой ступени центрального места соответствуют следующие параметры:

- определенная численность населения,

- размер интерланда,

- набор функций (производственных, административных),

- тип связи с центрами более высокого и более низкого порядков,

- число центральных мест высшего порядка.

Тип иерархии(к) определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня (или ступени) иерархии, подчиненных одному центральному месту данного уровня, включая само это место (к =... + 1). В связи с этим Кристаллер выделил следующие типы иерархий.

I. Рыночная (к = 4). При ней достигается оптимальная конфигурация рыночных зон, наибольшее число центральных мест. У каждого центрального места устанавливается связь с тремя зависимыми зонами, население которых приобретает товары и услуги в соответствующем центральном месте.

II. Транспортная (к = 3). Исходяиз названия, в большей мере отвечает строительству и организации транспортных магистралей.

III. Административная (к = 7). В нейкаждому центральному месту соответствует шесть зависимых зон, что предполагает наличие жесткого административного контроля.

Естественно, в реальности существуют смешанные (гибридные) иерархии, когда на одной или многих ступенях расселения можно встретить различное число зависимых центральных мест.

Радиус реализациитоваров зависит от того, насколько частым и повседневным является спрос на товар. Так, в трехступенчатой иерархии поселения за хлебом надо ехать в поселение, за одеждой - в поселок, а за бытовой техникой - в город. В результате каждое центральное место высшей ступени обладает тем набором товаров и услуг, который необходим всем низшим ступеням, а по мере движения с более низких ступеней на более высокие ассортимент увеличивается.

Другой весьма интересный подход был предложен А. Лёшем, который разработал теорию «экономического ландшафта» - пространственной экономики с учетом интересов всей национальной экономики (государственных интересов). Им была предложена равновесная модель размещения производственных объектов на основебаланса государственных интересов в целом (удовлетворение общественных потребностей) и интересов предпринимателей (максимальная прибыль).

Лёш существенно расширил перечень факторов, учитываемых при размещении предприятия в пространстве, и отнес к ним налоговые платежи, таможенные пошлины, влияние монополизма и олигополистических объединений, условия конкурентной борьбы. В своих исследованиях он пришел к выводу об оптимальности гексагонального расположения предприятий на местности (по вершинам правильного шестиугольника), что схоже с идеями В. Кристаллера. Именно Лёшу принадлежит первая математическая модель рыночного хозяйства, в которой каждый элемент системы локализован на местности (так называемая теория пространственного экономического равновесия). В качестве базовых элементов этой модели он рассматривает спрос и издержки, точнее, их функции, а само пространственное равновесие характеризует следующим образом:

- размещение предприятия дает максимально возможные преимущества производителям и потребителям;

- размещаясь на местности, предприятия используют ее в полной мере;

- равенство цен и издержек не позволяет получать избыточный доход;

- каждая рыночная зона имеет минимальный размер, а ее границы определяются линиями безразличия, обеспечивая общую устойчивость равновесного состояния.

В середине XX в. акценты экономико-географических исследований смещаются:

- происходит переход от микроанализа проблем пространственного размещения к макроэкономическим исследованиям;

- изменяется отношение к традиционным факторам размещения производительных сил (труд, транспорт) и появляются новые факторы (научно-технический прогресс, охрана окружающей среды, механизмы государственного регулирования).

В результате в 1950-х гг. появляется региональное направление научного знания. Его основоположником выступил У. Айзард, который создал Ассоциацию региональной науки (Regional Science Association). На основе математического моделирования в своих основных трудах «Размещение и экономика пространства» (Location and Space Economy), «Методы регионального анализа» (Methods of Regional Analysis) он предпринял весьма удачную попытку по объединению идей своих предшественников. Ее результатом стала интегральная модель территориального отражения социально-экономических процессов, определяющими компонентами которой выступают спрос потребителей, локализованный в определенных точках пространства, и экономические ресурсы. В своей совокупности они детерминируют «экономический ландшафт территории». Особое внимание Айзард уделял иерархиям городов и других населенных пунктов, коммуникационных магистралей и узлов, территориальным диспропорциям рынков труда, капитала и ресурсов.

Французский исследователь Ф. Перру обратил внимание на наиболее передовые в экономическом развитии регионы и те отрасли, которые определяют темпы экономического роста (пропульсивные). Его концепция, получившая название«полюсов роста», отражает объективную закономерность: регионы, лидирующие в экономическом развитии, «притягивают» к себе все факторы производства - природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательские способности, информацию[7]. В конечном счете такая концентрация может обеспечить их комплексное и более эффективное использование. Может, но не обязательно обеспечит. Кроме того, критерии и показатели эффективности могут существенно меняться. Наиболее наглядным примером этого является российская столица. С одной стороны, это крупнейший политический, экономический и культурный центр, в котором сконцентрировано около 10% населения, производится около 20% отечественного ВВП, функционирует более 50% всех кредитных организаций России, с другой - многочисленные экологические и транспортные проблемы значительно снижают привлекательность столицы как места проживания.

Перру правомерно полагал, что воздействуя на отдельные полюса роста, могут быть инициированы конструктивные изменения во всей национальной экономике. Совокупность таких полюсов он назвал экономическим ядром.

Всю совокупность полюсов роста он разделил на две группы.Первая состоит из крупнейших центров, которые выступают лидерами национальной экономики либо призваны стать таковыми для обеспечения более сбалансированного распределения в пространстве рабочей силы и капитала (по-другому - метрополисы равновесия). Вторая группа включает в себя все остальные региональные и районные центры, которые могут генерировать импульсы экономического развития и распространить их на прилагающие территории. Перу констатировал, что непременным условием рационального размещения полюсов роста выступает налаживание соответствующих экономических связей, создание и содержание достаточного числа инфраструктурных объектов.

Любой полюс роста состоит из нескольких элементов:

- ведущей отрасли, которая обладает значимым потенциалом экономического развития, проникновения и распространения в пространстве;

- группы зависимых от ведущей отрасли подотраслей локального значения, связанных между собой тесными хозяйственными отношениями;

- географической концентрации производства, которая обеспечивает предприятиям получение сравнительных конкурентных преимуществ.

При этом экономическое пространство можно рассматривать в качестве своеобразного силового поля, которое порождается экономическими агентами и их отношениями.

Результатом экономического роста в концепции Перу становится поляризующий эффект, который проявляется по нескольким направлениям: агломерационному, мультипликационному и инновационному. Агломерационное проявление является непосредственным результатом концентрации производственных мощностей за счет экономии на масштабе, экономии от взаимовыгодного размещения (локализации) и использования одной и той же инфраструктуры. Мультипликационный эффект обычно рассматривают как проявление приумножения инвестиций или спроса в производственно-хозяйственной деятельности. Инновационный эффект заключается в их масштабном распространении, что должно генерировать появление новых полюсов роста.

Ж. Будвиль сконцентрировал свое внимание на том, что полюсами роста могут быть не только передовые отрасли, но и территории на которых появляются инновации и к которым направляются инвестиционные потоки. По его мнению, региональным полюсом роста можно считать комплекс отраслей, которые динамично развиваются, расширяют сферы своего влияния и способны инициировать экономический рост по кооперационным цепям.

В работах П. Потье отмечается, что территория, расположенная между полюсами роста, получает дополнительные возможности для экономического развития вследствие увеличения транспортных потоков, распространения инновационных подходов, развития инфраструктурных объектов. За счет этого территория между полюсами роста имеет возможность превратиться в так называемую ось развития, от которой пропульсивные сигналы будут распространяться далее, вглубь территории страны.

В таком ракурсе концепция полюсов роста вплотную подходит к теории и практике освоения отечественных территориально-производственных комплексов (ТПК), позволявших системно подходить к освоению природных ресурсов за счет создания единых технологических, производственных и инфраструктурных цепочек и объектов.

Как известно, экономико-географические изыскания в СССР были подчинены задачам планового развития национальной экономики, и несколько изолированы от стран с рыночной экономикой. Наибольшую известность и признание получили труды таких ученых как И. Г. Александров, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, B. C. Немчинов, Н. Н. Некрасов, Ю. Г. Саушкин, А. И. Сухарев. В них отразились три основных направления экономико-географических исследований советского периода:

- экономическое районирование;

- изучение и разработка методов планирования и регулирования развития территорий;

- исследование закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил в пространстве.

Естественно, методологические основы этих исследований были заложены в предшествующий период. Так, первые попытки экономического районирования были предприняты еще в XIX в. К. И. Арсеньевым, а П. П. Семенов-Тян-Шанский в своих трудах определяет район как компактную, своеобразную по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям территорию. Между тем теоретические построения и описания реально существующих объектов - это один уровень, а непосредственное использование ее достижений - качественно иной.

Следует отметить, что один из первых долгосрочных планов развития народного хозяйства советской России на базе электрификации (ГОЭЛРО) базировался на следующих взаимосвязанных идеях: электрификации производственных процессов; организации транспортных магистралей, экономическом районировании. Таким образом, тесная увязка научных разработок и хозяйственной практики стала характерной чертой того периода.

В 1926 г. вышел в свет первый учебник по экономической географии советского периода. Его автора, Н. Н. Баранского, по праву считают одним из основоположников данного научного направления. Ему удалось исследовать пространственное влияние природных различий на отличия в уровне развития производительных сил, уточнить понятие «географическое разделение труда» и дать ему подробную характеристику (пространственная форма общественного разделения труда, которая характеризуется несовпадением мест производства и потребления), обосновать теорию пространственных связей и отношений, их исторической динамики в географическом разделения труда, развить теорию географических районов и городов.

Проблемам экономического районирования, формирования территориально-производственных комплексов были посвящены труды Н. Н. Колосовского. С одной стороны, он представил ТПК в качестве системного элемента районообразования, с другой стороны, основу ТПК, по его мнению, составляет энергопроизводственный цикл (ЭПЦ). ЭПЦ - это система хозяйственных отношений на территории какого-либо экономического района, характеризующаяся последовательной трансформацией имеющихся видов сырья и энергии от их простейших форм до производства готовых товаров с высокой долей добавленной стоимости. Тем самым удается реализовать принципы «комплексного использования ресурсов» и «приближения производства к источникам сырья», добиться существенной экономии за счет использования единой инфраструктуры, снижения транспортных расходов и т.д.

Интересно, что советская теория ТПК была успешно адаптирована в рыночных условиях. Активно используемые на Западе технополисы, свободные экономические зоны являются удачной проекцией идей и подходов, реализованных в отечественных ТПК.

Таким образом, в отличие от трудов зарубежных коллег, которые в большей степени занимались описанием реально существующих связей и закономерностей в пространственном размещении производительных сил с познавательной целью или для максимизации прибыли в краткосрочной перспективе, экономико-географические исследования советских ученых ориентировались на задачи долгосрочного экономического развития. Однако в исследованиях территориального размещения людских ресурсов как отечественные, так и зарубежные специалисты придерживались практически идентичных подходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.059 с.)