Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отраслевая и пространственная транспортная структура
Важной составной частью инфраструктурного комплекса является коммуникационная система. Основная задача ее функционирования - перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ. Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь. Транспорт - одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства в районы потребления является ее главной функцией. При этом продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только в том случае, когда он доставлен потребителю. Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот). Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной потребительской стоимости продукта называют коэффициентом транспортной слагающей. Этот показатель играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил. Особенностью транспорта является взаимозаменяемость его отдельных видов. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, образует транспортную систему. В транспортных узлах сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них - Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и влияние природных условий на его функционирование. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны. 1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», оно включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Камы и Волги. 2. Меридиальное центрально-европейское магистральное направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Грузо- и пассажирооборот всех видов транспорта сократился (см. табл. 4.1). И если грузооборот сократился незначительно, то перевозки пассажиров железнодорожным и всеми видами городского транспорта сократились в 2-3 раза, за исключением метрополитена. Существенно снизилась доля внутренних перевозок грузов (менее 2% общего тоннажа) и пассажиров морским и внутренним водным транспортом (менее 0,07% всех перевезенных пассажиров). Это произошло вследствие уменьшения объема этих перевозок, удорожания тарифов, ухудшения состояния флота, портового хозяйства и т.п. В целях минимизации налогообложения резко сократилось число судов, ходящих под российским флагом. Поэтому значительную долю внешнеторговых операций обслуживают суда, которые ранее были российскими. Таблица 4.4 Грузо- и пассажирооборот транспорта в России
Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Главная задача железных дорог в нашей стране заключается в обеспечении надежной транспортной связи северной части с восточными районами. Ее выполнение усложняется тем, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития всего народного хозяйства.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Основной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и имеющей протяженность 9332 км, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Туркестано-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиальном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой. Преобладающее направление в пассажирских перевозках имеют два направления: южное (от Москвы по направлению на Крым и Кавказ) и восточное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток). Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации достаточно низкая - 5 км на 1000 кв. км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях: Центр - Северо-Запад; Центр - Урал; Центр - Кавказ; Центр - Юго-Запад; Поволжье - Урал; Урал - Сибирь; Сибирь - Дальний Восток. Основными мощными потоками являются потоки угля. В последние годы железнодорожное строительство в России практически не ведется. Между тем, на современном этапе для развития железнодорожного транспорта невозможно обойтись без внедрения научно-технических достижений: электрификации железных дорог, создания высокоскоростных магистралей. Морской транспорт благодаря географическому положению России имеет важное значение, его хозяйство довольно сложное: флот, порты, судоремонтные заводы. В России есть пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основными портами являются Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.
Второе место занимает Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. К его основным портам относятся Выборг и Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов. Северный бассейн включает в себя шесть арктических морей, по которым проходит Северный морской путь, имеющий большое значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера. Крупный порт Баренцева моря - Мурманск. Основные грузы, которые перерабатывает порт: уголь, руда, апатиты, строительные материалы, рыба. Архангельск - важный порт Белого моря, специализируется в основном на погрузке леса и лесоматериалов. В этом море есть также порты в Онеге, Кандалакше, Беломорске, Кеми. Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти. В связи с падением ее добычи сокращается и грузооборот этих портов. Крупнейшие порты Черноморского бассейна: Новороссийск, Туапсе. Из Новороссийска также экспортируется уголь. Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок. Условия судоходства отличаются в разных районах. Основные порты - Астрахань, Оля. Из сухогрузов главное место занимают хлеб, лес, сульфаты, металлы, поваренная соль, рыба, хлопок, строительные материалы. Морской транспорт играет важную роль во внешних экономических связях и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане. Основные грузы, перевозимые морским транспортом: нефть, руда, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Автомобильный транспорт один из самых дорогих, но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Москва - самый крупный автодорожный узел России, из которого расходятся автомобильные дороги в 12 направлениях. Основными из них являются: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород - Казань, Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Новороссийск, Москва - Тамбов - Волгоград и др. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.
Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России общая протяженность автомобильных дорог составляет порядка 880 тыс. км, но только 73% из них с твердым покрытием. Авиационный транспорт - единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны. И тем не менее объем грузов, доставляемых авиационным транспортом, относительно невелик. Самолеты используют для поставок грузов в труднодоступные районы страны, а также для транспортировки скоропортящейся продукции. Главная специализация воздушного транспорта - перевозка на дальние расстояния пассажиров. Крупнейшим узлом воздушных магистралей является Москва. Кроме того, крупные узлы воздушных сообщений расположены в Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и др. Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. Воздушный транспорт задействован при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередачи, проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы (в тонно-километрах) занимает второе место, а строительство трубопроводов в три-пять раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передаются 97% нефти, весь газ. В перспективе по трубопроводам будут транспортировать с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руду). Трубопроводный транспорт - наиболее экономичный из всех видов. Крупнейшими газопроводами страны являются: Медвежье - Тюмень - Надым, Ухта - Торжок, Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа и др. Преимуществами трубопроводного транспорта являются: возможность функционировать в течение всего года, высокая производительность, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию независимо от рельефа территории. Потребность в согласовании работы всех видов транспорта, действующих на территории РФ, определяет задачу планомерной организации и управления Единой транспортной системой страны (ЕТС), которая имеет сложную структуру. Экономическую основу этой системы составляют производственно-экономические связи, а материальную - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.016 с.) |