Сочетание двух и более цветов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание двух и более цветов



Цветовое комбинирование означает выбор ряда цветов из цветового множества и их подбор по какому-либо признаку. Комбинирование цвета ставит своей целью разработку вариантов подбора полихромных сочетаний, выражающих определенные цветовые ощущения.

Эффект цветовой пары складывается из соотношения основных свойств: цветового тона, светлоты, насыщенности, психологических качеств и пропорций занимаемых площадей. По сопоставлению основных свойств, парные цвета могут быть контрастными, т.е. противоположными, или аналогичными – сходными.

Контрастность цветового тона следует из природного порядка цветов в спектре. Цвета, находящиеся в спектре на определенном расстоянии друг от друга, дают контрастные по тону сочетания, а соседние цвета – сходные.

Из всего многообразия двуцветных сочетаний выделим 6 пар сочетаний основных цветов (рис. 19): красного, желтого, зеленого, синего:

1. Желтое и красное – сходные тона, контраст их светлоты невелик. По психологическим характеристикам оба цвета теплые, активные, энергичные, поэтому от их совместного действия возникает сильная напряженность. Их сочетание характеризуется сходством и напряженной активностью – «аналогия динамическая».

2. Красное и синие – контрастные цвета близкие по светлоте, но различные по характеристикам теплоты, активности и психологическому воздействию: красный вызывает тревогу, синий – спокойствие. В целом это энергичное и жизнерадостное сочетание – «контраст динамический».

3. Синее и зеленое – цвета близкие по тону и светлоте, один из них холодный и пассивный, другой нейтральный. В целом эта пара производит впечатление неподвижности из-за отсутствия контрастов – «аналогия статическая».

4. Зеленое и желтое – цвета близкие по месту в спектре, между которыми небольшая разница по светлоте. Один из цветов теплый и активный, другой нейтральный. Напряженность желтого смягчается зеленым. Сочетание спокойное и устойчивое. Это легкая, но прочная контрастность – «контраст стабильности».

5. Желтое и синие – контрастные цвета по цветовому тону и светлоте, противоположные по теплоте и активности – «контраст интенсивный».

6. Красное и зеленое – обладают значительным различением тонов, но полностью равнозначны по светлоте. В психологическом сопоставлении активность и возбуждающее действие красного нейтрализуется успокаивающим действием зеленого. Качества взаимно сбалансированы до состояния покоя – «контраст статичный».

Если выбор цветов сдвинуть по спектру в сторону и взять другую, соседнюю по тону четверку: оранжевый, желто-зеленый, зеленовато-голубой и фиолетовый, то отношения контрастности между ними будут такие же, как в основной четверке. Они определяются по той же схеме.

Для изучения двухцветных сочетаний необходимо также рассмотреть последовательность заметности цвета в них. Различают: хорошую заметность, среднюю и слабую заметность цветового пятна. В Германии выделяют следующую последовательность от максимума к минимуму: желтый на черном, белый на синем, черный на оранжевом, черный на белом, белый на красном, красный на желтом, зеленый на белом, оранжевый на белом, красный на зеленом.

В цветовом круге самым тяжелым является фиолетовый, самым легким – лимонно-желтый. Все цвета, лежащие между ними (если в них нет примеси красного, т.е. все синие и зеленые тона), действуют как более тяжелые или более легкие цвета только при смешении их с черным или белым. Желтый цвет с небольшой примесью красного кажется тяжелее желто-зеленого с таким же количеством синего. В охре обнаруживается не только примесь красного, но и притемняющий его черный цвет, поэтому цвет охры – относительно тяжелый. Таким образом, тяжелые цвета обозначают передний план, а легкие – задний.

В Таблице 5 приведены результаты лабораторных исследований воздействия того или иного цвета на человека, однако это не есть результат контакта человека со сложной цветосветовой средой.

Полярные цветовые пары (таблица 5) при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

Желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания.

Таблица №5

Классификация цветов по их психологическому воздействию

на человека

№ группы Характеристика цветов Названия цветов, входящих в группу
1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители Красный – волевой, жизнеутверждающий; кармин – повелевающий, требующий; киноварь – подавляющий; оранжевый – теплый, уютный; желтый – контактирующий, лучезарный
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение Фиолетовый – углубленный, тяжелый; синий – подчеркивает дистанцию; светло-синий – уводит в пространство, направляющий; сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; лиловый – замкнутый, изолированный; пастельно-зеленый – ласковый, мягкий; серовато-голубоватый – сдержанный
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов Чисто зеленый – требовательный, освежающий; оливковый – успокаивающий, смягчающий; желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий; пурпурный – изысканный, претенциозный
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые) Гасит раздражение – белый; помогает сосредоточиться – черный. К ним относят две группы смешанных цветов
6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно Охра – смягчает рост раздражения; коричневый, землистый – стабилизирующий; темно-коричневый – смягчающий возбудимость
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие

Оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление.

Красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.

Пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения.

Фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

Неполярные цветовые пары. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

а) группа 1. Желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота; золотой – красный: пышность, роскошь, теплота; оранжевый – красный: резко кричащий;

б) группы 1 и 4. Желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность; золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность; красный – пурпурный: диссонанс, праздничность; желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость; желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность); желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота); оранжево-красный – зеленый: импульсивность;

в) группы 1 и 2. Оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение; красный – синий: динамика отталкивания, волнение; красный – ультрамариновый: резкая сила; оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость;

г) группы 1–4. Синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность; пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание; пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность; пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие; пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки; желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6. Бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность); бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота; коричневый – зеленый (оливковый): заземленность; коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение; темно-коричневый – синий: бескомпромиссность; темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5. Зеленый – серый: родственность, пассивность; синий – серый: нейтральность, холодность; красный – черный: подавление жизненности, опасность; оранжевый – черный: насилие; желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания; синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь; желтый – белый: прояснение, просветление; красный – белый: ослабление яркости красного; синий – белый: чистота, холодность; зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность; розовый – белый: слабость, бледность.

Цветовая гармония

Гармония (от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность).

Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

В художественном произведении цвет находится во взаимном соответствии с другими составляющими элементами композиции, однако в учебном курсе рассмотрим гармонию цветов в узком аспекте, не принимая во внимание связь цвета с формой, местом в пространстве, освещенностью и т.п.

В широком понимании, цветовая гармония – это стройная согласованность в сочетании цветов. Следовательно, при составлении гармонии необходимо создать порядок на основе взаимного соответствия друг другу каких-либо качеств цвета. Порядок в выборе цветов ощущается нашим глазом как эстетические качества.

Система цветов, на основе которой обеспечивается тональная гармония, называется гармонизатором, а само действие приведения цветов к тональной согласованности называется гармонизацией.

Обратимся к простым системам гармонизации, основным принципом которых будет легкость составления и практического использования, а также выполнение из тех материалов, применение которых возможно в художественно-педагогической деятельности.

В художественном творчестве существует две возможности в обращении с цветом: смешение цветов и управление ими в работе с материалами или в готовом виде (витраж из стекла, мозаика из камня) и работа с цветной бумагой, обрезками ткани и т.д. Основными гармонизаторами являются: «цветовой круг», гармонизатор по коллекции цветов и «цветовой квадрат».

Одним из главных гармонизаторов является цветовой круг, основу которого составляет спектр солнечного луча. В конце XVII века Ньютон сконструировал первую научно обоснованную цветовую систему, использовав спектральную последовательность расположения цветов в круге. Построенный по принципу природного порядка цветовой круг позволяет составлять тональные гармонии. Пользоваться кругом как гармонизатором впервые предложил В. Гете в начале XIX в. Гармонические сочетания на основе 12-частного круга описаны немецким физиком В. Бецольдом в кон. XIX в. В XX в. к ним были добавлены несколько дополнительных ритмов, а также совмещение двух кругов из цветов сниженной насыщенности (смешение цветов круга с белым и черным). В настоящее время как оптимальный в цветоведении принят круг в 24 цвета. В нашей практике в качестве гармонизатора мы будем использовать 12-частный круг со следующей последовательностью цветов в нем: 1 – красный; 2 – красно-оранжевый; 3 – оранжевый; 4 – желто-оранжевый; 5 – желтый; 6 – желто-зеленый; 7 – зеленый; 8 – сине-зеленый (голубой); 9 – синий; 10 – сине-фиолетовый; 11 – фиолетовый; 12 – пурпурный (рис. 18 - 1).

Русский исследователь Василий Михайлович Шугаев в 1862 г. выдвинул теорию гармоничных сочетаний цветовых тонов, основанную на комбинации тонов цветового круга, которая остается общепризнанной и по сей день. Основу цветового круга составляют четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый, выбранный им по принципу родства и контрастов. Онсистематизировал различные виды гармоничных сочетаний цветовых тонов и привел их к четырем основным группам:

1) сочетания родственно-контрастных цветов;

2) сочетания родственных цветов;

3) сочетания контрастных цветов;

4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

1. Группы гармоничных сочетаний родственных цветов (желтый – оранжевый, оранжевый – пурпурный, пурпурный – фиолетовый, фиолетовый – голубой, голубой – зеленый, зеленый – желтый).

Родственные цвета – все промежуточные цвета в цветовом круге, включая один из главных цветов, их образующих. В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (по цветовому тону).

2. Группы гармоничных сочетаний контрастных цветов (желтый – фиолетовый, голубой – оранжевый, пурпурный – зеленый).

Контрастные цвета – цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов. Контрастные, или дополнительные, цвета лежат на концах биссектрис углов треугольника.

3. Триады родственно-контрастных цветов (одного основного и двух промежуточных): 1) желто-оранжевый – пурпурный – фиолетовый; 2) пурпурно-красный – голубой – зеленый; 3) оранжевый – желтый – сине-голубой.

Родственно-контрастные цвета – цвета в цветовом круге, расположенные в смежных четвертях: желто-красные и желто-зеленые цвета, сине-зеленые и сине-красные цвета, желто-зеленые и сине-зеленые цвета, желто-красные и сине-красные цвета. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью (рис. 18).

4. Группы гармоничных сочетаний нейтральных в отношении родства и контраста цветов: 1) желтый – пурпурный, желтый – голубой; 2) пурпурный – голубой, пурпурный – желтый; 3) голубой – пурпурный, голубой – желтый.

В.М. Шугаев считал, что гармоничные цветовые сочетания можно получить в трех случаях:

1) если в гармонизируемых цветах присутствует равное количество главных цветов;

2) если цвета имеют одинаковую светлоту;

3) если цвета имеют одинаковую насыщенность.

Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонизируются. Исключение составляют дополнительные цвета.

В настоящее время в результате новейших исследования в области цветоведения систематика цветов немного изменилась. Она нашла свое точное выражение в так называемом «треугольнике цветов». Смешивая попарно первичные цвета, можно получить вторичные.

Если в цветовом материале не хватает цветов, чтобы образовать полноценный круг, и нет возможности их смешать, можно воспользоваться более простым гармонизатором по коллекции цветов. Для этого необходимо разбить все цвета на четыре группы: желтая, красная, синяя и зеленая (рис. 19). В построение могут войти любые тона, как темные, так и разбеленые. Действие гармонизатора основано на взаимоотношении цветовых пар, исходя из характера контрастности цветов. Сочетание двух и более цветов. Выбор цветов по такой схеме будет происходить от парного сочетания, выражающего задуманное психологическое сочетание, впечатление. Данный способ не позволяет создать сочетание с большой точностью тональной гармоничности, но общая гармония может быть доработана гармонизацией яркости и цветовой тяжести.

Гармонизатор «цветовой квадрат» может быть выполнен при смешении самой минимальной палитры цветов (рис. 20). Для него нужно четыре исходных цвета, например, один из оттенков красного, желтого, зеленого и синего цветов. При наличии большого количества цветов рекомендуется взять любые крестообразно лежащие цвета в цветовом круге, возможен вариант с использованием двух цветов в сочетании с черным и белым. Во всех случаях угловыми цветами должны быть только чистые цвета. Принцип гармонизации на основе квадрата заключается в том, что производные цвета, полученные от смешения угловых, становятся соразмерны по цветовому тону.

Гармонию трех цветов по квадрату можно установить несколькими способами: 1) к гармоничной паре родственно-контрастных цветов можно добавить основной роднящий их цвет, ослабив его насыщенность до той степени, в которой он содержится в родственно-контрастной паре; 2) к двум сгармонизированным родственным цветам добавить цвет, диаметрально-контрастный к тому, который взят без изменения насыщенности; 3) к каждому тону квадрата можно подобрать родственно-контрастный и диаметрально-контрастный цвет (рис. 20).

На плоскости нет природных условий для гармонизации, здесь нужно из разноречия создать гармонию точным выбором контрастов, размеров и расположением пятен (Н.Н. Волков).

Колористическая композиция

Цветовая тональность – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности.

Колористическая композиция – это предложенное художником цветовое построение предмета. Оно исходит из эстетических закономерностей цвета, создающих его художественную выразительность.

Колорит (итал. Сolorito, от лат. Color – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Общий характер окраски предмета также называют колоритом. Колорит может быть подчинен одному какому-то ведущему цвету, быть гармоничным или пестрым.

При составлении колоритов условия группировки элементов обеспечивают большую свободу в подборе цвета, который связывается с идеей и образами задуманной композиции. Для нюансных равноступенчатых колоритов берут тона, идущие по шкале подряд или через один интервал; колориты на основе соразмерных тонов строят из тонов одной вертикали в колористическом построении из горизонтально расположенных шкал двухцветных сочетаний, а соразмерно-контрастные – из тонов двух вертикалей, симметричных относительно осевых линий.В колоритах с акцентом основного цвета на фоне тонов сниженной активности используют исходный цвет в качестве тона переднего плана, а градации малонасыщенных – для заднего плана. Колорит двухцветный доминантный составляют из вариантов насыщенности двух цветов так, чтобы тона одного из цветов преобладали. В качестве акцента в такой колорит можно ввести один из основных исходных цветов в чистом виде. Для составления колорита на основе трех или четырех гармоничных цветов находят нужные тона по изученным приемам гармонизации (рис. 18, 20), в колорит вводят эти тона в разных вариантах насыщенности.

В полихромной клавиатуре используется несколько однотипных шкал, можно составить колорит полихромный родственный, используя четыре родственно-контрастные группы: желто-красные и желто-зеленые, красно-желтые и красно-синие; сине-красные и сине-зеленые, зелено-желтые и зелено-синие. Все перечисленные колориты могут быть соединены с ахроматической гаммой.

Колористическая композиция образуется определенной взаимосвязанностью цветовых пятен, к ней относятся: равновесие, статика, динамика, доминирование, акцентировка и пр.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего построения.

Цветовая статика характеризует состояние покоя или неподвижности.

Цветовая динамика – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета (насыщенности, площади тонов и т.д.), выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Хроматические отношения определяются ритмом расположения выбранных тонов в шкале или круге, характер цветовой контрастности (статические, динамические цветовые пары) выражает статику или динамику композиции.

Колористические соотношения образуются из цветового веса и площади цветовых пятен. Отношение площадей строится по пропорции их величин, а соотношение по цветовому весу устанавливается по ахроматической шкале.

Для обеспечения цветового равновесия композиции необходимо уравнивание всех цветовых пятен по зрительному весу, суммарной яркости или светлоте. Обеспечение равенства двух контрастных цветов достигается по цветовому весу или по яркости. Два ярких насыщенных цвета лучше уравновешивать по яркости, чем по другим показателям, малонасыщенные цвета – по светлоте. По тяжести можно уравновешивать любые цвета.

При одинаковой яркости двух цветов они займут равные площади в уравновешанной композиции. Равновесие двух цветов можно обеспечить, выравнивая их яркость как пропорционированием площадей, так и изменением насыщенности тонов (разбел или затемнение). В равновесии по цветовой тяжести светлых тонов используется больше, так как их вес меньше, поэтому композиция будет тонально светлая.

Используйте перечисленные принципы цветовой организации для выполнения абстрактных (формальных) и конкретных (предметных) цветовых композиций.

Практические упражнения

Упражнение 1. Цветовой тон (комбинаторика хроматическая)

Требования

Материал: бумага, гуашь.

Размер:10х15 см. из квадратов 1х1 см.

Техника исполнения: цветовая комбинаторика

Характеристика и рекомендации

Гамма (греч. "gamma") цветовая - совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д. Само понятие «гамма» всегда нуждается в определении, раскрывающем характер составления гаммы по общему качеству цвета.

Основные требования:

1. Построение композиции в цвете в соответствии с понятием эмоционального стимула, ассоциативности, создание внутренней напряженности при передаче предлагаемого состояния, активное использование образов воображения.

2. Композиция должна ярко отражать настроение и мысль автора, создавать иллюзии глубины и т.д.

Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой.

Ассоциация (лат. associatio – соединение, присоединение, объединение) – мысленная связь, возникающая между двумя или более восприятиями, представлениями, понятиями или образами на основе какого-либо признака, сходства или подобия. Ассоциация выражается в том, что появление одного из процессов вызывает появление другого или других психических процессов. Явление цветовых ассоциаций состоит в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера.

Л.Н. Миронова выделяет несколько больших групп цветовых ассоциаций:

– весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые и др.);

– температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие и др.);

– осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные и др.);

– пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие и др.);

– акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие и др.);

– вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые и др.);

– возрастные (детские, молодежные, стариковские и др.);

– сезонные (весенние, летние, зимние, осенние и др.);

– этические (мужественные, сентиментальные, смелые и др.);

– эмоциональные (позитивные, негативные, нейтральные, веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические и др.);

– культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры – от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции и тем самым характеризоваться как более выразительные или менее.

В данном упражнении предполагается работа с палитрой, направленная на формирование навыков смешения цветов, умений находить многообразные оттенки, изучение эмоционально-психологического воздействия цветов. В процессе работы над упражнением следует выбрать цветовой диапазон, в рамках которого будет исследоваться цветовой эффект (насыщенность) или закономерность, при этом расположение цветовых элементов должно быть индивидуальным и проявляться: в форме растяжек, различных цветовых переходов или же композиций с цветовыми акцентами, выделением доминанты и т. д. Через яркие цветовые контрасты по насыщенности можно передать радость, а также через наличие в композиции розовых, желтых, лиловых оттенков (ассоциации с солнечным днем, цветущим лугом). Для передачи состояния грусти оправданы ассоциации с ненастным днем: дождем, ветром. Логично использование холодных цветовых оттенков: голубых, синих, зеленых.

При работе над заданием следует помнить, что совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения. Цветовой нюанс – это тонкая, количественно незначительная разновидность цветовых пятен, сближенных между собой по цветовому тону. В работе над заданием использование нюанса по тону и контраста по насыщенности являются важнейшими формообразующими элементами.

Данное задание и последующие предусматривают сравнение и обсуждение полученных результатов и способствуют выявлению сходств и различий индивидуальных цветовых предпочтений. В процессе работы необходимо производить самоанализ хранящихся в памяти субъективных образов ощущений, восприятий, представлений.

Существуют объективные свойства цвета и реакции, которые они вызывают:

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее психическая реакция человека на него.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма разнообразные, неустойчивые и относительно слабые реакции.

3. Наиболее однозначно человек реагирует на температурные, весовые и акустические ассоциации. Самые различные группы людей оценивают эти качества цвета в основном одинаково.

4. К самым неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные, которые связаны с интимными переживаниями и деятельностью органов чувств. Реакция может быть неодинаковой даже у очень близких людей.

5. Пурпурные цвета и в чистом виде вызывают разные реакции. А в сочетании с другими цветами появляется еще больше градаций восприятия пурпурного.

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это связано с тем, что в природе они представлены богаче всех прочих. Каждый из оттенков связывается в нашем сознании с определенным состоянием предмета или явления, отсюда и богатство ассоциаций.

Задание: Первое знакомство с гаммой выполним в комбинаторике по абсолютно свободному условию: разрешается взять любые тона в любой последовательности, в любом сочетании, в произвольной россыпи. Предлагается «поиграть с палитрой», создать свою цветовую гамму, характеризующую какое-либо настроение или психологическое состояние, вызывающую заданную психологическую реакцию. Например: грусть, радость, тревога, активность, пассивность, серьезность, торжественность, весна, лето и т.п. Каждый тон используется в форме квадрата размером 1х1 см. Передавайте красками хроматические цвета различной насыщенности и светлоты, используйте смеси всех цветов спектра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.079 с.)