Характеристики цвета, его физическая природа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики цвета, его физическая природа.



Основные термины цветоведения. Виды синтеза цвета

Характеристики цвета

Для комплексного изучения проблемы цвета необходимо определить само понятие «цвет», рассмотреть основные характеристики цвета, ознакомиться со всеми разделами, касающимися зрительного восприятия цвета и его закономерностей.

Наука о цвете – цветоведение – охватывает в основном три большие области знания – физику, психофизику и психологию. При изучении цвета различают восприятие как деятельность мозга и как работу глаза, основанную на чисто физических законах. Восприятие с физической точки зрения основывается на свойствах и характерных особенностях света, попадающего в глаз. К области психофизики относится научное исследование реакции зрительного механизма в данных конкретных условиях. Область психологии охватывает вопросы, связанные с разнообразными возможностями влияния цвета на сознание.

Современная наука определяет цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. В цветоведении принято рассматривать свет как электромагнитное волновое движение. Характеристиками световых волн являются: длина волны, скорость распространения и частота. Скорость распространения всех видов электромагнитных колебаний равна приближенно 300000 км/с. Световое излучение разной длины волны вызывает разную цветовую реакцию глаза. В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов (Таблица 4).

Таблица № 4

Характеристики длин световых волн

№ п/п Цвет Длина волны в нм Частота колебаний в секунду, млрд.
1. Красный 800 - 650 400 - 470
2. Оранжевый 640 - 590 470 - 520
3. Желтый 580 - 550 520- 590
4. Зеленый 540 - 510 590-650
5. Голубой 510 - 480 650-700
6. Синий 480 - 450 700 - 760
7. Фиолетовый 450 - 380 760 - 800

Цвет – это часть светового излучения, воспринятая нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Все цвета подразделяются на хроматические и ахроматические. Ахроматическиминазывают белый, черный и все серые цвета. В их спектры входят лучи всех длин волн в равной степени. В спектрах хроматических цветов всегда имеется преобладание какой-либо одной длины волны. К хроматическим цветам относятся все спектральные, а также многие другие природные цвета.

Для однозначного определения цвета в цветоведении используется система психофизических характеристик, без которых невозможно обойтись при уяснении фундаментальных понятий теории живописи и колористики, таких, как: «цветовая гармония», «колорит» и пр. Существуют общие психологические характеристики, относящиеся ко всем цветам. По физическим аналогиям выделяют три параллели: теплое – холодное, легкое – тяжелое, близкое – отдаленное.

Среди названий цветов существует три типа: собственно цветовые термины (синий, зеленый и др.), наименования красящего пигмента, перенесенные на цвет (кармин, охра), и прилагательные от нарицательных имен предметов с привлекательной, запоминающейся окраской (сиреневый, лимонный). Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Художник вызывает эффект цвета с помощью краски. Белила состоят из мельчайших частичек вещества, отражающего почти все световые лучи. Эти частички находятся в прозрачном связующем. Черный пигмент поглощает почти все световые лучи. Цветная краска состоит из мельчайших частиц вещества с избирательной отражающей способностью.

В изобразительной деятельности цвет применяется как комплексное, целостное ощущение в совокупности всех его характеристик:

1. Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных, позволяющее дать ему название. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и в основном определяется волновым составом отражаемого светового потока, в связи с чем его можно рассматривать как качественную характеристику изолированного цвета, которая объективно присуща ему и которую можно выразить в единицах, характеризующих длину волны монохроматического излучения (Таблица 4). Цветовой тон, вне взаимосвязи с другими характеристиками цвета, содержит в себе большие композиционные возможности: основываясь лишь на определенном наборе цветовых тонов и их сочетаний, можно построить яркую, выразительную композицию, а изменением оттенков тона можно активно влиять на ее эмоциональную сторону.

2. Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота цвета обусловливается яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза. В искусствоведческом и художественном лексиконе часто вместо термина «светлота» используют понятие «тон», под которым одновременно подразумевается цветность и светосила. В художественной деятельности характеристику светлоты используют в работе над одноцветными колористическими композициями, в основу которых положен однотональный ряд с различным количеством светлотных градаций (рис. 16), или над многоцветными композициями, построенными на сочетании цветов различной светлоты.

3. Насыщенность – степень отличия хроматического от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического. Для теории живописи определение насыщенности можно истолковать как степень цветности пятна краски по сравнению с равным ему по светлоте ахроматическим.Степень насыщенности цвета завит от его светлоты: из двух равных по насыщенности цветов более насыщенным воспринимается более светлый. В многоцветной композиции равенство насыщенности и светлоты всех цветов является одним из средств их композиционного объединения и способствует лучшему различению цветов по цветовому тону.

4. Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее. По данным экспериментов человеческий глаз различает около 600 градаций яркости. Яркостные отношения цветов подразумевают отношения цветов по светлоте. Яркость имеет решающее значение для различения цветов, так как позволяет даже существам, лишенным хроматического зрения, ориентироваться в цветовой картине мира.

5. Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета, то есть отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или оттенков. Чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их различную насыщенность, при этом наиболее насыщен синий цвет, наименее – желтый. Цвета могут терять свою чистоту путем смешения чистого цвета с белым (приобретает более холодный оттенок), черным (теряет лучистую светлоту, мрачнеет), серым (блекнет) и соответствующим дополнительным цветом (сложные оттенки серого). В колористической деятельности при изменении чистоты цвета от примешивания к нему равного по светлоте ахроматического светлота основного цвета не меняется.

Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Учеными (Райт, Питт) было замечено, что глаз неодинаково реагирует на изменение длины волны в различных участках спектра. Наиболее заметно изменение цветности в зелено-голубой, оранжево-желтой, оранжево-красной и сине-фиолетовой частях спектра.

Сумма двух качеств цвета – яркости и насыщенности – характеризует интенсивность или напряженность цвета. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией. Цветовая адаптация зрения характеризуется способностью нашего зрения приспосабливаться к распознаванию цветов в различных условиях освещения. Различают также световую и темновую адаптации: световая адаптация снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения; темновая адаптация повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Большое значение для объяснения этого процесса имеет трехкомпонентная теория зрения Юнга-Гельмгольца, согласно которой в нашем зрительном органе существует три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них под действие света возбуждается в большей или меньшей степени в зависимости от длины излучаемой волны.

Трехкомпонентная теория хорошо объясняет важнейшие закономерности цветового зрения – адаптацию, индукцию, цветовую слепоту, спектральную чувствительность глаза, зависимость цвета от яркости и др. Однако в наше время известны факты, свидетельствующие о более сложной картине функционирования органа зрения.

Процесс человеческого зрения представляет собой, во-первых, отражение на сетчатке глаза бесконечного ряда цветовых контрастов, оказавшихся в поле зрения, а во-вторых, расшифровку и осмысливание их как конкретного пространства, организованного конкретными предметами.

Таким образом, явление цвета представляет собой ряд сложных и разнообразных процессов, начинающихся во внешней среде (спектральное распределение светового потока от источника, излучающего энергию, физические и химические свойства объектов поглощать, пропускать или отражать световой поток), продолжающихся в живом организме и заканчивающихся в сознании (реакция глаза на световой поток и передача нервных импульсов в кору головного мозга, переработка мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения). Кроме того, человек испытывает эмоциональные реакции, ощущает реальные изменения своего физического и морального состояния, переживает возникновение ассоциаций, связанных с цветом.

Виды синтеза цвета

Ощущение цвета поверхности вызывается в нас совокупностью различных по длине световых волн (0,4 – 0,75 мкм), причем от того, какой длины и интенсивности волны преобладают в потоке излучаемого света, будет зависеть цвет, воспринимаемый нами. При этом излучение может попадать в глаз наблюдателя непосредственно от источника света, видоизменяясь лишь за счет поглощения различными средами (воздух, вода, светофильтры и пр.), или после отражения от каких-либо объектов, находящихся в поле зрения. Этот факт свидетельствует о существовании особой синтетической способности глаза видеть при так называемом оптическом смешении цветов один результирующий цвет. Такое смешение получило название «аддитивного» («слагательного») синтеза.

Различают четыре вида слагательного смешения: пространственное, оптическое, временное и бинокулярное:

1. Пространственное – совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей (декоративное освещение, цирковое, театральное, архитектурное).

2. Оптическое – образование суммарного цвета в органе зрения (пуантилистическая живопись, пестроткань). К оптическому цветообразованию относятся такие цветовые явления, как: последовательный контраст, аддитивное смешение цветов в сложных узорах, одновременный цветовой контраст, пограничный контраст.

3. Временное – особый вид оптического смешения, наблюдаемый на приборе для смешения цветов Максвелла (вертушка).

4. Бинокулярное – смешение, которое мы наблюдаем, надев разноцветные очки. После некоторой борьбы полей устанавливается общая окраска поля зрения для обоих глаз, причем цвет этой окраски равен сумме цветов двух стекол.

При аддитивном смешении цветов основными являются красный, зеленый и синий. При парном соединении они дают желтый, пурпурный и голубой, а при общем смешении – белый (это правило смешения действует только для цветного стекла).

Второй способ образования цвета – «субтрактивный» («вычитательный»), сущность которого заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место при всяком взаимодействии света с материальным телом (при смешении красок, наложении красочных слоев: лессировка, глубокая печать, при всех видах отражения и пропускания света). Согласно основному закону вычитательного смешения, всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.

При субтрактивном смешении основными цветами являются фуксиновый, желтый и цианисто-голубой. Они при парном смешении дают красный, синий с фиолетовым отливом и зеленый цвета, а при общем смешении – черный. Смешение двух дополнительных цветов на вращающемся диске можно воспроизвести нейтральный серый. Однако при смешении красок, цвета которых дополнительны, этот эффект возникает редко, вместо серого чаще получается бурый цвет.

При смешении красителей вступает в действие сложная химия красок. Пигмент для получения одного и того же цвета может иметь различный химический состав, поэтому при смешении одинаковых по визуальной оценке цветов с различным химическим составом могут возникнуть смеси, отличающиеся по оттенкам. Методом субстрактивного цветообразования разрабатывается авторская палитра художника.

Монохромная гамма

Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций: монохромия, полярная, трехцветие, многоцветие.

Цветовая гамма (греч. gamma) – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромной называется гамма, составленная из свето-теневых разновидностей одного цвета. Богатство этой гаммы складывается из самого цвета и его оттенков, образованных от смешения с ахроматическими тонами. В художественной деятельности получение монохромных тонов является важнейшим средством цветообразования. Монохромная гамма используется во всех видах декоративного искусства и дизайна. Ее средствами выполняется роспись ткани, керамики, выставочный стенд, интерьер. Во всех жанрах монохромная гамма дает большую композиционную широту и обеспечивает безошибочность и простоту решения художественных задач.

Систематизированный набор тонов любой гаммы составляется в колористическом построении. Колористическим построением называется упорядоченная выкраска цветовых тонов и расположение всего набора в такой наглядной последовательности, которая, отражая способ их получения, удобна для выбора и воспроизведения тона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.156.48.192 (0.015 с.)