Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое игра и что такое играть?

Поиск

Игру возвеличивают и презирают. Игру считают ценностью и не уважают как настоящую ценность. Игрой увлекаются и стесняются своего увлечения. Её боятся и ей доверяют как самому безопасному явлению, смело окунаясь в её полноводные, целебные потоки. Игру тщательно исследуют и не замечают. Её считают могучим средством наследования общественного опыта в воспитании человека, эффективной «мастерской общения» и ничтожно мало специально изучают её, ограничиваясь частными исследованиями, переписанными друг с друга репертуарными сборниками с определёнными методическими советами «как играть», в надежде на то, что потребители этих материалов умеют играть, что они, обычно, имеют эффективного организатора игрового процесса.

А между тем игра, появившись однажды в онтогенезе живых организмов как ответная реакция, как само условие жизни, уже никогда не потеряется в процессе эволюции. Множество игровых элементов, которые вкраплены в эту жизнь, переплелись с ней настолько, что временами тяжело провести грань между игрой и борьбой за существование. Все организмы постоянно ведут свою вечную игру в природе за жизнь, возобновляя себя, видоизменяя и совершенствуя, добывая новые качества, функции, возможности, компоненты. Разнообразие и многокрасочность элементов природы является самым убедительным доказательством этого бесконечного динамического процесса.

Термин Чарльза Дарвина «борьба за существование» может быть определён как бесконечная игра живого во имя выживания, во имя бытия.

Для человека игра вышла за пределы непосредственно биологического значения, став не только и не столько активной игрой за биологическое выживание, сколько условием воплощения всех форм её деятельности. Первобытная биологическая игра постепенно наполнилась истинно человеческим – социальным, культурологическим и философским содержанием.

На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра и жизнь образовали своеобразный континуум (от лат. continuum – непрерывное). Игра оказывается питанием, двигателем и пульсом жизни, её истоком и вершиной.

Человек начинается с любовных игр, когда молодые учатся любить друг друга. В их игровых проявлениях любви, нежности, заботливости о другом выражаются ожидания, предвидения и моделирование семейного счастья, в них проектируются и крепнут взаимоотношения. Если молодая пара ориентирована на гуманные правила и отношения, на такой «человеческий» выигрыш, она получит достойный приз – семейное счастье. Новорождённый ребёнок также выигрывает, он обречён быть в выигрыше, ведь его любят и эта любовь передана по наследству. А любовь есть животворная игра наивысших духовных сил.

Факт рождения именно этого ребёнка является чудесной игрой-лотереей природы. Ведь ни один мощнейший современный компьютер с его сверхвозможностями не может предусмотреть появление на белый свет именно этого ребёнка.

Человек подходит к концу жизни, сопоставляя свою жизнь с идеальной, проигрывая в воображении варианты свиданий с «раем небесным», с душами отлетевших в другие миры достойных людей. Готовясь к моменту перехода из одного состояния в другое, люди экономят деньги «на смерть», закупают места на кладбище. Некоторые даже проводят репетиции похорон с пением специальных песен. У наших прадедов был обычай изготовлять по своим меркам гроб и «приучать» себя к нему (в нём спали!), доверяясь мечтам о тайном и вечно счастливой будущности. Свидетельством таких «игр со смертью», с параллельными мирами, служат египетские пирамиды, древние курганы, маски идолов, мысли, приметы. Игра всегда была и будет посредником между небытием и действительностью, человеческим и божественным, серо-обыденным и радужно-праздничным.

В остальные периоды жизни игра проникает практически во все сферы деятельности человека, отражаясь в каждом их фрагменте. «Жизнь – театр, а люди в нём – актёры» (В.Шекспир). Почти во всех профессиях если не в прямом виде, то в виде разновидностей практикумов, тренингов, деловых игр, творческого отношения к делу человек имеет дело с игрой. Попробуйте представить себе хотя бы некоторые профессиональные сферы без «её величества игры»: военное дело, наука, юриспруденция, бизнес, менеджмент, политика, журналистика, дизайн, спорт, искусство… Что-то вышло?

Постепенно игра проникла и образовала основу более узких, специфических областей реализации человеческого «Я»: спорт, творчество, искусство, досуг, эротика. Став постоянным атрибутом, «волшебной палочкой» человека, игра помогает ему проявить себя в жизни как игроку-экспериментатору.

Игра выступает смыслом жизнетворчества человека. Рекомбинация элементов жизненного опыта, моделирование новых теорий, событий, ситуаций, предвидений, поиск новых смыслов, ориентиров, целей и построение алгоритмов их достижения есть не что иное как игра.

Игра признана двигателем творчества. Играя собственными интеллектуальными, деятельностно-практическими, эмоционально-чувственными силами, человек выводит себя и общество вообще на качественно новый уровень. Вне игры творческого воображения и мышления, никакое творчество не имеет смысла. Черты творческой личности приобретаются, закрепляются и испытываются в игре.

Вообще, что такое игра? Дефиниций игры существует огромное количество. Они не являются универсальными и исчерпывающими. Часто пользуются таким определением: «Игра есть форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий» (Психология. Словарь. 1990). Можно было бы согласиться с этим, но тогда человек предстаёт ограниченным лишь опытом предыдущих поколений, без учёта возможностей творческого роста. А каждая игра является творческой, потому что приводит к новому состоянию, результату, качеству.

Популярна дефиниция Д.Эльконина: «Игра – деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением». Это является верным для представителей дошкольного возраста, но этого нельзя сказать о других возрастных группах общества. Более обобщающим выглядит такое определение: «Игра – искусственно сконструированная модель социального поведения со строго определёнными правилами и чётко очерченными временными и пространственными границами». Ребёнок в игре и ориентируется в ситуации, и осуществляет адекватный выбор способов её разрешения.

Иногда пользуются и парадоксальным определением: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой замкнут не в результатах, а в самом процессе» (Советский энциклопедический словарь). Хочется возразить, что как только у игры появляется цель (а игры без цели не бывает), она уже направлена на конкретный продукт, на прохождение проксимальным (лат. proximus – максимально приближенный к центру) путём к цели, но всегда с возможностью творчества, с правом выбора собственного пути из ряда возможных.

Даже без полного достижения цели такая деятельность не будет выглядеть непродуктивной. Ведь ребёнок приведёт себя к новому уровню ловкости, новой умелости, приобретёт новый уровень готовности для старта в будущее.

Игра является особенным деятельно-эмоциональным полем, в котором при определённой общей регламентации (установление цели, введение некоторых правил, алгоритм процессов) сохраняется возможность моделирования индивидуального пути прохождения к цели, к системе сочленения определённых элементов опыта, к системе отношений в игровом общении. При этом происходит стимулирование творческого самораскрытия субъектов игрового процесса и гармонизация взаимоотношений членов группы. Игра воспитывает, учит, развивает, адаптирует, стимулирует, поощряет, мотивирует.

Принимая мнения метафизики об универсальности игры, разделяя гуманитарные размышления относительно игровой природы человека, учитывая умозаключения психологов относительно выдающейся роли игры в психологическом и социальном формировании ребёнка – взгляд на игру с позиции проблемы подготовки настоящего игромастера настраивает на принятие семиотической (греч. «связанной со знаком») теории игры, по которой игра является моделированием действительности и обозначением определённого фрагмента её. Под такую широкую трактовку подпадает и самоуправление поведением, и воссоздание, наследование и приумножение общественного опыта, и формирование и обобщение творческих компетенций личности и т.п.

«Моделировать» означает «лепить» что-то по выбранному оригиналу или образу, то есть «формировать» (создавать внешний вид) нечто реальное средствами условного, с целью исследовать сложные явления, процессы, объекты, связи.

Моделировать фрагменты жизни возможно через моделирование игры, связав реальные взаимоотношения, игровую идею, игровые роли, действия, предметы и выигрыш (цена достижения цели).

Многое на земле, включая и нас, людей, имеет собственное имя – истинную собственность и ценность. Утверждают, что в имени сконцентрирована и определённым образом направлена энергия – модель существования и движения. «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Так издавна говорили люди.

Задумайтесь, уважаемые читатели, а что кроется в модели нашего «общественного имени»? Почему нас называют «человек», «люди»? Что означает «род людской», «жить по-человечески»? Нет ли в них такой модели-вектора, который направляет нас по пути жизнетворчества и самореализации?

Происхождение этих слов прекрасно объясняет и природу нашу и сущность нашего существования на земле. Латинское слово «ludus» переводится как «игра», «игрок», «игрушка», «шутка», «развлечение», «школа. Вот каких плодов ждёт от нас, людей, макрокосм! Нам первоисточниками заповедано быть активными, гибкими, готовыми к действию, воодушевлёнными, радостными. Такими, которые умеют познавать, учиться, общаться и духовно расти. Жить по правилам, воодушевляться высокой целью, отдаваться процессу её достижения, радоваться победе и выигрышу, не отталкивать тех, кто оказывается вторым и третьим. Мы с вами – «homo ludens». Играющий человек!

Сопоставьте это с известными вербальными формулами: «играть роль», «разыграть, как по нотам», «играть главную скрипку». Очевидно, что замкнутое существительное стремится раскрыться через глагол, воспроизвестись в форме процесса. А ещё говорят: «игра разума», «игра мускулами», «игра понятий», «втянуть в игру», «оказаться вне игры», «выйти из игры». Тут игра сама становится процессом и всегда желанным.

Игра – чрезвычайно насыщенная в эмоциональном плане деятельность, ведь все события в ней пропускаются через переживания. Именно они и закрепляют в сознании все перипетии процесса игрового общения, всю палитру информации, до мельчайшего элемента. Потому восприятие игры как модели фрагмента действительности происходит системно и глубоко, а при необходимости разворачивается по первому требованию.

Итак, человек играющий («homo ludens») столь же значим, как и человек разумный («homo sapiens») или творчески действующий («homo faber»). Это три формы единого человеческого «Я».

Что такое «играть»? Играть – означает полнокровно и содержательно жить: перенимать и отдавать, учиться и учить, творить и играть роль творческого исполнителя, самоорганизовываться и организовывать определённые процессы, генерировать идеи и стимулировать к этому других, проектировать действия и достигать цели, радоваться и развлекаться, вдохновлять и вдохновляться, набираться духовности и даровать душевное тепло. Недаром А.С.Пушкин устами одного из героев «Пиковой дамы» сказал: «Что наша жизнь – игра!», – имея в виду возможность исполнить в жизни десятки ролей, проигрывать роли в воображении, становиться на чью-то сторону, превращаться в конкретного персонажа и, в то же время, оставаться собой. И всё это происходит на фоне личного воодушевления, общего подъёма, ощущения радости и счастья.

Это справедливо не только для ребёнка. Став взрослым, человек остаётся игроком на всю жизнь. Он играет личностными качествами, социальными отношениями, трудовыми умениями, добиваясь и общественно значимых, и, конечно же, личных творческих побед.

Ите взрослые, которым удалось сохранить свежесть мироощущения и аромат игры в суровых условиях человеческого существования, смело могут называть себя счастливыми. Потому что им уготована честь быть в эпицентре жизни, внимания, принятия и поклонения. Их судьба – быть импульсом для людей, которые открыты жизни, интересуются её гранями и желают учиться; «энергетической батареей» – для людей, недостаточно уверенных в себе; эталоном для тех, кто хочет вашего общения. В любом случае харизматичного отношения людей к вам не избежать. И в этом, возможно, наивысшая миссия играющего человека – быть полезным людям, обществу, человечеству, приносить себе и людям радость.

Что касается функций игры – их польза обеспечена многообразием игр. У каждой игры своя собственная полезность. Сталь Шмаков справедливо указывает на существование труда игры, досуга игры, праздника игры, отдыха игры, искусства игры, тренинга игры, коррекции игры, разрядки игры и т.п. Независимо от того, в какую игру играют люди, они в чём-то, обозначенном или не указанном в целях игры, станут выше на голову самих себя.

Для чего играют люди?

Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений? Да. Для того, чтобы потренироваться, приобрести умения и навыки? Да. Для того, чтобы подготовиться должным образом к профессиональному выполнению своих обязанностей и отвечать запросам профессии? Бесспорно. Для того, чтобы постоянно держать себя на волне готовности к самоусовершенствованию с целью достичь высшего уровня квалификации и самого широкого диапазона специальных умений? Да. Для того, чтоб стимулировать внутренние резервы и ресурсы? Да. Для того, чтобы активизировать собственные творческие силы и потенции? Да. Ради того, чтобы раскрепостить себя и «освободить из камня ангела» (по выражению Микеланджело) в творческом деле? Да. Для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни? Конечно, да.

Так для чего же играют люди?

Люди играют для того, чтобы ВЫИГРЫВАТЬ! Удостовериться в собственных силах, получить определённые преимущества, потренироваться в чём-то, добиться нового качества, обновиться.

Каждая птичка перед полётом готовит свои пёрышки и крылья. Она играет своими потенциальными силами. Этим она уже выигрывает качество будущего полёта. Такого же рода действия осуществляют животные, когда соревнуются в ловкости, игривости, остроте когтей, мощности голоса, давая волю игре своих сил.

Аналогично действует человек, разогревая себя эмоционально, занимая выгодное стартовое место перед затяжным прыжком в новый рабочий день, в новые взаимоотношения, в новые для себя качества. При этом способность включаться в игру не связывается с возрастом человека. Нет возраста, непригодного для игры («игре все возрасты покорны»), но в каждом возрастном периоде игра имеет свои свойства, свои приоритеты, содержание, формы и способы существования, свои призы и поощрения.

Человек настроен ВЫИГРЫВАТЬ. Другого варианта не бывает.

Разве кто-нибудь вступает в игру с намерением или желанием проиграть? Вера человека в собственные силы и позитивную будущность, пересмотр собственных компетенций через призму игровых правил с последующим принятием решения (играть или нет, как играть, чтобы выиграть) и несением ответственности за своё решение – вот обязательные компоненты игры.

И даже при фактическом проигрыше игрок получает преимущество в том, что может увидеть реалии: границы своей компетентности, слабые места в развитии, пробелы в воспитании и т.д. А это тоже выигрыш. Следующий логический шаг – бросить себе вызов в самосовершенствовании.

Жизнь приучает активно участвовать в игре. Нами замечено, что сразу готовы вступить в игру, в игровую борьбу, не больше шестой части аудитории. Это – лидерское ядро общества, это – воины жизни, это (возьмём на себя ответственность за прогноз) те, кто решается на пересмотр устоев, норм, правил, но это и те, кто готов к переменам, кого не сдерживают долгие сомнения и окружающие авторитеты. Они могут в будущем привести к победам.

«Кто не рискует, тот не пьёт шампанского» – говорят в народе. Ведь чтобы добыть победу или получить приз, нужно, как минимум, вступить в игру, принять решение играть и взять в связи с этим на себя определённые обязательства и отвечать за последствия этого решения. Призовое место в жизни нужно выигрывать в борьбе! От этого вкус победы становится более ощутимым, переживание радости – более ярким, новые запросы к проявлениям жизни – более острыми. А потом ощущение счастья – безграничным.

Для полноценной жизни человеку нужны витамины и минералы. Игра вместе с искусством и ценностным досугом дарит нам «витамины и минералы жизни». Но если конечным продуктом искусства является создание творческого продукта, а досуга – развлечение людей, то активная, действенная игра способна произвести самый главный продукт возобновить и гармонизировать духовные силы человека, оптимизировать его потенциал, зарядить его жизненной энергией для новых свершений. Единицей игры являются реальные отношения между участниками игры. А универсальной единицей человеческого удовлетворения и радости служит позитивная эмоция и её наглядный эквивалент – улыбка.

Игра обеспечивает радостное самочувствие, здоровье, долголетие, даёт возможность насладиться жизнью, устанавливает позитивные взаимоотношения между людьми, снимает психические перегрузки и компенсирует расход жизненной энергии. Игра учит эффективно работать, разумно отдыхать и весело проводить время.

Осознав глубокие тайны нашего происхождения и существования, настоящий игромастер должен стать знаменосцем игры, патриотом всего человеческого, пропагандистом действительно здорового образа жизни (в самом широком понимании), украшенного животворной игрой.

Структура игры

«Жизнь – игра с постоянно меняющейся системой правил», – писал А.Шемякин. Нужно самому учиться действовать в динамичной системе правил и взаимоотношений и учить этому своих воспитанников. И обязательно учить создавать вспомогательные правила или игры со своими правилами.

Грани и основания

Схематично игру можно представить в виде своеобразного «магического кристалла игры». Тогда взаимообусловленные компоненты игры будут иметь такой вид: основанием кристалла служат реальные отношения между участниками игры (основание кристалла). Они выступают наибольшей личностной ценностью и ценностью самой игры. Их считают единицей игры.

Четыре плоскости, обеспечивающие прочность кристалла, это:

Å идея и сюжет игры, которые обуславливают её содержание;

Å игровые роли (функции, обязанности), принимаемые на себя участниками игры: игроки, ведущие, капитаны, аудитория;

Å игровые действия (операции) исполнителей как способ реализации игровых целей;

Å игровые предметы или реквизит («обратная сторона Луны») – реальные, условные, частично условные – и их значения.

Складывающийся на этой модели внутри «граней кристалла» внутренний объём и представляет собой объём игры.

Вершиной кристалла выступает постоянная единица структуры игры – выигрыш.

Игровые роли, игровые действия, реальные отношения и игровое использование игровых предметов обусловлены, стимулируются и контролируются правилами игры. Они служат гранями (рёбрами) нашего кристалла, его «ограничительной решёткой». Выход за границы хотя бы одного правила разрушает форму кристалла, приводя к разрушению игры в целом. Правила определяют генеральную линию (фронт) игрового общения (игра в комнате, зале, на улице, площадке), диктуют характер (медленный и рассудительный, умеренно-энергичный, быстрый и активный) и темпоритм взаимоотношений участников игры (частые и быстрые контакты игроков или, например, одноразовые).

Правила сочинения правил

Правила игры обычно включают:

Å цель игры (зачем, для чего мы играем, на что можем надеяться, что можем получить в результате, кто будет считаться победителем);

Å направление и перспективу разворачивания игры (образ её и алгоритм);

Å моральный и эстетический кодекс игры – игровое табу (что можно, чего нельзя и почему нельзя выходить за границы установленных правил, норм, и иногда – что за это будет) или наоборот – то, что поощряется.

Правила игры могут «намекать», прогнозировать игровую интригу и динамику, но не обеспечивают их. Это является прерогативой участников – полем столкновения стилей мышления, подходов к решению задач, соперничества личностных черт, потенциалов. Импровизационный характер игровых событий гарантирует появление «привкуса приключений», предчувствия близкой тайны.

Правила игры не могут предсказать её результат. Ведь в каждой игре заложена стальная сжатая пружина случайности. Её освобождение зависит от ряда понятных и непонятных факторов и срабатывает по-разному. Это защищает каждого игрока от монотонности, тривиальной обязательности. Вариативность результата зависит от творческого подхода к решению игрового задания или включения сверхусилий, особой гибкости, сверхумений, сверхоригинальности, сверхжеланий участников игры.

Ни одна игра не может существовать вне правил («В играх без правил правила надо знать особенно тщательно» – А.Самойленко).

Если правила непритязательны, монотонны, нудны – игра утрачивает привлекательность и смысл. Если они слишком громоздки, непрозрачны, непонятны, – дети играть не будут, поскольку у них возникнет страх показать себя неуспешными, неумелыми. Вера в игру вселяет в ребёнка высокую ответственность, потому правила, даже достаточно жёсткие, принимаются ими полностью. Хотя возможны проявления «игровой хитрости», стремление обойти некоторые нормы, что ещё раз доказывает отличие игры от реальной жизни, ведь достижения в игре всё-таки остаются символическими.

Правила народных игр шлифовались веками, выводя супер-формулу разворачивания игрового процесса – и иногда достигая уровня совершенства. Например, «Классики», «Разрывные цепочки», «Панас» и т.д.

Впрочем, некоторые из игр не обладают такой формулой. Например, «Ручеёк». Игроки создают колонну из пар, взявшись руками сверху и создавая «воротца». Ведущий становится лицом к колонне, ныряет под руки и выбирает себе пару, разрывая любую. Тот, кто остаётся один, становится ведущим – и игра продолжается. Реальные отношения у игроков формируются в зависимости от внутренних установок, потребностей, желаний, интересов. Игровые роли: один – ручеёк с берегами, остальные – вода, бегущая, огибающая выступы и преодолевающая препятствия. Игровые действия: проход туннелем из ворот, выбор пары, создание своих ворот по принятым параметрам. Игровые предметы: руки, касания, контакты глазами.

Казалось бы, тысячелетняя формула разворачивания игры гениальна. В ней учтены потребности человека в объединении парами по симпатиям, в борьбе за свой идеал, в желании скрыть его от глаз свидетелей, направить ему тайные «знаки-намёки» внимания. В игре демонстрируется текучесть событий жизни (сегодня – так, а завтра – иначе, воспринимай всё чинно, спокойно, уравновешенно; веди себя прилично, как река: нет преград – теки спокойно, встречаешь преграду – пытайся преодолеть). Но игромастера сразу замечают, что игра через минут семь-десять, как говорится, уже «не идёт». Её информационный, эмоциональный и «технологический» потенциал быстро вычерпывается. Что делать? Внести изменения в правила!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.016 с.)