Кто может быть потенциальным игромастером?




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто может быть потенциальным игромастером?



Настоящая игровая культура формируется в условиях адекватно организованной среды. Лучше овладевать азами такой культуры начиная с детских или школьных лет, когда чувствительность к подобной деятельности высока.

Игровую культуру, в том числе и технологию организации игры, дети осваивают в свободной или организованной взрослыми игровой деятельности. В первом случае организаторами по большей части выступают одногодки или другие дети двора. Во втором – родители, музыкальные работники и методисты дошкольных учреждений, учителя, педагоги-организаторы внеклассной и воспитательной работы, инициативные группы школ, волонтеры, работники внешкольных культурно-просветительских учреждений, педагоги клубов по месту жительства, художественные руководители кружков домов творчества, вожатые детских оздоровительных лагерей, работники отделов семьи и молодёжи, средства массовой коммуникации.

Вообще, игромастером может быть каждый: ребёнок, школьник, студент, взрослый.

Смена социально-экономических условий, коммерциализация систем образования и науки, перенасыщение информационных потоков, отсутствие условий для совершенствования игромастерства и т.д. – всё это приводит к деформации игровой культуры как современных детей и подростков, так и взрослых организаторов игр. Многочисленные дошкольные и школьные акции выглядят заформализованными, серыми, нудными (характерно доминирование жанра «литературно-музыкальная композиция»), ориентированными на то, чтобы понравиться скорее присутствующим взрослым, чем детям. Пассивное наблюдение, доминирование шоу как формы, позаимствованной из телевидения, в ущерб активным проявлениям детского творчества, утрата детьми дворовых и комнатных площадок для игр приводят к негативным последствиям – от пассивного бездумного проведения свободного времени до проявлений жесткости.

Чтобы развязывать узлы педагогических проблем, игра должна выйти на их орбиты, а подготовка современного мастера игры испытать значительные изменения.

Каков он, настоящий игромастер? Это:

§ человек-пульсар(от лат. pulsus – удар, толчок и англ. pulsar – источник космического электромагнитного излучения), энергетически открытый человек, который с радостью отдаёт душевное «излучение»;

§ человек-тестер(от англ. test – проверять, испытывать), который эмпатично чувствует каждого представителя аудитории, замечает в нём перемены настроения, желаний, опасений; он мгновенно оценивает аудиторию в целом, постигая уровень включения людей в игру, меру поглощённости игрой;

§ человек-импровизатор, ежеминутно готовый к

§ неожиданному повороту событий, ситуации, реакций участников;

§ творческий исследователь, который эффективно моделирует процессы игры и общения, смело экспериментирует с методами, приёмами, формами для максимального сближения задач игры с каждым её участником;

§ человек-смех, но не в понимании «дешёвый клоун» с источниками банальной эмоциональной «воды», а такой (вспомним латинское слово humor – влага, жидкость), который способен разливаться в доброжелательном шутливом тоне, увлажняя пересохшие от недостатка чутких взаимоотношений души, наполняя их нектаром истинного общения.

Настоящий игромастер – это не авторитарный лидер, который ведёт вперёд, ориентируясь прежде всего на личные амбиции и желания. И не харизмат, который вызывает преклонение перед собой и сеет безоговорочную веру в свою неопровержимую мудрость. Прежде всего, организатор игр является духовно щедрой, гуманистически направленной личностью, которая чувствует себя добытчиком детской радости, стимулятором позитивных духовных сил человека, а уже потом «методически-алгоритмическим» объектом учебно-воспитательного процесса, технологом-производителем.

Вообще, это – уникальный взрослый в жизни ребёнка, который естественным путём высвобождает стремление его к управлению собственной деятельностью. Идеальный игромастер, чувствуя, что нужно аудитории, таким образом изменяет игровое пространство и среду, так импульсивно и грамотно влияет на аудиторию, что она воспринимает предлагаемые им действия как желанные, как такие, которых ожидали, о которых только и мечтали. Именно об этом писал А.С. Макаренко: «Ребёнок хочет того, чего желает от него взрослый».

Дети узнают такого человека сразу, доверяясь ему полностью. И этого доверия нельзя предавать ни на йоту. «Поиграй со мной», «А мы будем ещё играть?» – вот он, ключик от детства. Вы можете стать его хранителем!

Игры интеллектов

У разных людей более развитым или доминирующим оказывается один из типов интеллекта: теоретический, практический, художественный, аналитический, социальный.Важным свойством настоящего игромастера оказывается наличие у него (или сознательная наработка) синтетического интеллекта со стержневой ролью социального.

Понятно, что теоретик владеет более развитыми способностями оперировать символами, знаками, логическими доводами, генерировать идеи. Практик – понимать внутренние связки конструкций, систем, структур, а из-за этого видеть варианты связывания узлов между собой, оптимальной подгонки их.

Художник демонстрирует преимущества художественного познания мира через веру и красоту. Аналитику доступно логическое познание мира: раскладывание сложной проблемы на частицы и рассмотрение их в диалектической системе. Социальный интеллект обращён к возможности человека привлекать к себе внимание других людей, вызывать доверие, легко устанавливать контакты; в целом, создавать позитивную атмосферу для успешного общения.

Например, сплав «социального» с «художественным»будет провоцировать игромастера разрабатывать программы театрально-драматические, музыкальные, изобразительные, одним словом, художественные, творческие.

Сочетание «социального» и «практического» будет способствовать стремлению игромастера создавать программы-путешествия, программы-поиски себя в мире, программы-тренинги, программы по саморазвитию и тому подобное.

Сочетание «социального» и «теоретического» – нацеливает игромастера на создание программ научно-познавательных, поисковых, экспериментальных, исследовательских.

Сочетание «социального» и «логического»оказывается оптимальным для разработчика системы игровых программ и динамики их развёртывания, оптимальных стратегий и тактик для конкретной игровой программы, анализа и суммирования опыта.

Если же «стержневой интеллект» игромастера – социальный (а остальные стороны хорошо развиты), то он без проблем преодолеет любые препятствия в игровом общении.

Следовательно, настоящий игромастер должен стремиться развить в себе прежде всего «социальный интеллект» и обязательно добиться качественно высокого уровня других видов интеллекта. Наработанная таким способом основа будет базисом профессиональной компетенции игромастера и организатора игрового общения.

Прекрасной ветвью игромастерства является искусство игрового общения и игротерапии, где ко всем вышеназванным профессиональным ценностям добавляется умение «быть рядом» – не вмешиваться, не учить, не наставлять, а идти за ребёнком. Быть фасилитатором (от лат. facilitate – облегчать). Об этой премудрости можно узнать в книгах Е.Макаровой «В начале было детство», Г.Лендрет «Игровая терапия: искусство отношений» и других.

На уровне технологии игромастер должен знать:

§ – физиологические, психологические, социальные закономерности развития личности;

§ – понимать место игры в каждом периоде жизни человека, владеть базовым конструктом таких игр;

§ – основы культуры досуга, закономерности в организации культурно-массовой и игровой деятельности;

§ – менеджмент игры, методику игры и основы игротехники – владеть мастерством общения, управления аудиторией, моделирования новых игр (программ), определёнными актёрскими и сценическими способностями (вербальная и невербальная техника, искусство перевоплощения, работа с микрофоном и т.д.).





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.007 с.)