Об искусстве игры и мастерстве её организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об искусстве игры и мастерстве её организации



ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера. – СПб.: Образовательные проекты, 2008

Аннотация: Во множестве работ с разных позиций раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Вместе с тем, «территория игры» до сих пор имеет многочисленные «белые пятна». Одним из cамых больших остаётся вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога (отсюда известное название профессии «игротехник»), а прежде всего как гармонизатора духовного и гуманистического потенциала игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства и творческих сил участников игрового процесса.
Специалиста-организатора такого уровня игры автор книги называет словом «игромастер» и раскрытию его секретов посвящает эту книгу.

Об искусстве игры и мастерстве её организации

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Вступление

ЧЕЛОВЕК И ИГРА

Что такое игра и что такое играть

Для чего играют люди

Структура игры

Игра и её реквизит

Выигрыш в игре

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Игротехник или мастер игры?

Внешние признаки профессионализма игромастера

Компоненты игрового пространства

Возможные мотивы включения игроков в игру

Встреча с аудиторией

Формы размещения участников игры

Оперативные зоны игромастера

ОРГАНИЗАТОР ИГРЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ

Актуальные способности игромастера

Семь этапов овладения мастерством игры

Принципы организации игры

ПЯТЬ «ВОЛШЕБНЫХ КЛЮЧИКОВ»

Руководство вниманием игровой аудитории

Способы общей активизации аудитории

Качества, которые блокируют деятельность игромастера

Некоторые нестандартные ситуации и способы их преодоления

4. А ТЕПЕРЬ ИГРА!

Песни-игры

Послесловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сколько готовиться к проведению игры? День? Месяц? Год? Один мудрец после удачно прочитанной лекции на подобный вопрос ответил: «Всю жизнь и последние два дня». Думаю, это правильно и для игры, и для настоящего игромастера. Сколько бы не учился – все равно недостаточно. Но мы попробуем научиться искусству ведения игры намного быстрее. Потому что времени действительно недостаёт. Игровая культура человека и особенно ребёнка находится в неудовлетворительном состоянии. По свидетельствам многих специалистов, игра (прежде всего, коммуникативная, социальная) быстро исчезает из жизни. А «освобождённые от игры территории» заполняются одиночеством, праздностью, тоской, безразличием, жадностью к обладанию, бездумным, а временами и жестоким досугом.

Игре нужные рыцари. Игра ожидает рыцарей. Ведь должен, в конце-концов, кто-то «позаботиться о том, чтоб до самой смерти человек сохранил в себе силы ребёнка» (таков один из принципов греческого воспитания).

Вы готовы?!

Ваш выход!

ВСТУПЛЕНИЕ

«Давайте поиграем!». Нет в мире человека, который не произносил бы эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. Игра выступает перед нами ценностным общечеловеческим феноменом, который абсолютно познать невозможно, но стремиться к этому необходимо. Потому что именно так можно познать истинную сущность человека.

Бесспорная ценность игры настаивает на ценностном отношении к ней.

Человечеством наработано достаточно научно-практических трудов и материалов, где с разных позиций раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Фундаментально исследованы компенсирующие жизненные и духовные силы и развлекательный потенциал игры. Особенно детально изучена детская игра в дошкольном возрасте.

Вместе с тем, «территория игры» до сих пор покрыта многочисленными белыми пятнами. А наибольшее белое пятно – вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога (отсюда название профессии «игротехник»), а, прежде всего, как гармонизатора духовных и гуманистических потенций игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства, как прямого и латерального стимулятора творческих сил участников игрового процесса.

Специалиста-организатора такого уровня игры мы и называем «игромастер».

Негативным фактором на пути к «раскрашиванию» этого «белого пятна» является то, что ни одно из учебных заведений соответствующего направления и уровня не готовит специалистов из организации и моделированию игр, полагаясь на «самопрорастание» и самовоспитание специалистов, более пригодных к такому роду деятельности. Организуют игры, а часто и учат их организации далеко не всегда самые компетентные и самые подготовленные для этого люди. Чаще всего это делают экстраверты с лидерскими задатками и определённым опытом организаторской или досуговой работы. Но и у этих специалистов нет возможности усовершенствовать свои знания и мастерство в соответствующих учебных заведениях.

Проблема в том, что общество до сих пор не может разрубить гордиев узел: игра – серьёзное дело или развлечение?

Из-за присущей игре развлекательности её советуют отнести скорее к сфере культуры, чем к сфере образования.

В сфере культуры готовят специалистов по «режиссуре массовых праздников», «артистов камерного жанра», «артистов эстрады». В основе компетентности таких специалистов лежит актёрская игра, в которой доминирует установка на привлечение внимания к себе как исполнителю или интерпретатору действий исполнителя, того, кто предлагает зрителям образы, смыслы того, кто выступает. Смотрите, анализируйте, сочувствуйте, сомневайтесь, радуйтесь.

Всё это прекрасно. Но при таком подходе мы учимся быть скорее наблюдателями жизни, а не теми, кто интеллектуально и эстетично смотрит, но практически не действует, не тренирует собственные творческие силы. Игра актёрская и игра детей, школьников, взрослых – это, несмотря на единую природу, слишком далёкие деятельности. Извинимся перед представителями драматического искусства, но самый прекрасный актёр и хороший организатор игры – это далеко не одно и то же.

В педагогических вузах вовсе не готовят компетентных специалистов по организации игры или разработке игровых технологий обучения, отводя игре более чем скромное место в теории и методике воспитания. Официальной педагогикой, несмотря на все декларации, игра завуалировано отчуждается, как носитель развлекательности, которая противопоставляется серьёзному учебному труду. Серьёзность не любит играть (может, боится проиграть?), она «изучает» игру.

Хотя определённые позитивные подвижки в этом направлении уже чувствуются, и оттепель неминуема. Игра неустанно торит новые пути в детский сад и школу.

Итак, в реальности перед нами положение, описанное в народной пословице: «У двух нянек дитя без глаза». Вместе с тем, игра «выросла», перестала быть локальной проблемой психологии, педагогики, эстетики, она требует полноценного изучения её гуманитарных возможностей с широким воплощением их в различных сферах человеческой деятельности. Ей мало старой концепции: «Игра является синтетическим видом деятельности».

Даже самый поверхностный взгляд на игру и её возможности показывает: каждая игра является педагогической или при определённых обстоятельствах может становиться такой.

Педагогичность игры характеризуется, прежде всего, выходом игроков на поступки, на взаимодействие, на активное реальное культурное общение в самом широком понимании этого слова! А значит – на новый уровень самосознания, знаний, творчества.

Такой уровень и качество работы требует и соответствующе подготовленных специалистов. Разве упомянутые вышe театральные или филармонические профессии адекватны профессии настоящего игромастера? Обычно, нет. Настоящий игромастер – прежде всего педагог, который заботится об успешности каждого игрока, о развитии его игровой культуры как основы жизнетворчества, и при этом несёт ответственность за собственные действия. И научить педагога эффективной организации игры – само по себе дело сугубо педагогическое.

Ведь он представляется нам не столько владельцем и носителем банка адаптированных, готовых к употреблению игр или игровых форм, сколько проектировщиком роста духовных сил личностей и особенных позитивных, стимулирующих взаимоотношений. Такого можно назвать «менеджером игры». И за ним будущее игры.

Преградой на пути воспитания педагогов-игромастеров, подготовки их к эффективной организации педагогически целесообразной игры является нехватка специальной литературы. Откроем ряд сборников с играми. Что мы видим? Перечень более или менее корректно описанных игр. Как правило, подчёркнута цель игроков, указан путь к ней. А цель игромастера? Какова его мера ответственности за процесс? Что нужно ему сделать и кем быть, чтобы эта игра была воспринята ценностно, чтобы запомнилась участникам игрового процесса навсегда, чтобы в неё хотелось играть ещё и ещё раз даже без него? Если не искать ответа на эти вопросы, то легко превратиться в манипулятора кукловода или робота-вещуна алгоритмов.

Желают ли люди быть «куклами» в чьей-то игре? А вы бы хотели? Для многих игроков это просто унизительно, оскорбительно. Для других (игротехников) такое акцентирование авторитарных возможностей приводит к деформации гуманных параметров личности. Но именно игра могла бы приучать к нормам гуманистических отношений.

Перечислим ряд трудностей в разработке профессиональной литературы для игромастера:

§ – сложности с описанием состояний и процессов, которые нужно чувствовать, в которых нужно импровизировать и проявлять постоянное творчество;

§ – неадаптированность актёрских, ораторских методик и технологий организации аудитории и игрового пространства для педагогов детского садика и школы, как потенциальных организаторов игровых процессов и пользователей игровыми формами;

§ – сокрытие мастерами игры «профессиональных секретов» по причинам возможного снижения их конкурентоспособности.

Наша работа призвана отчасти утолить жажду в области подготовки эффективного организатора различных разновидностей игр в спектре от учебных до культурно-развлекательных.

В первом разделе раскрыта сущность игры как вида деятельности, зависимость игр от онтогенеза и генезиса личности, рассмотрены особенности игры как коммуникативного акта.

Во втором рассмотрен вопрос организации игрового пространства – то, что нужно организовать к моменту начала игры.

Третий раздел посвящён вопросам приобретения технологического мастерства: преодоление предубеждений, искусство овладения аудиторией, оптимальное управление процессом. Отдельно рассматриваются блокирующие игромастера качества, такие как неуверенность, скованность, закомплексованность, волнение. В разделе предлагаются многочисленные советы из менеджмента игры.

В четвёртом разделе предложен репертуар песен-игр.

Эта книжка, мы надеемся, послужит первыми ступеньками к мастерству ведения игры, по которым растущий человек будет подниматься на протяжении всей жизни.

Мы признаём, что наш скромный труд не претендует на всеобъемлющее освещение бесконечного круга вопросов, связанных с организацией и проведением игры.

Но есть надежда, что он привлечёт внимание специалистов, истинных ценителей «её величества игры», не оставит читателей безразличными к проблемам создания в детском садике, школе, заведении культуры «солнечного тока» интереса, увлечённости, настоящей заинтересованности собой, людьми, окружающим миром. К созданию того искреннего возвышенного тепла, ощущения радости и «состояния победителя», на доброжелательном фоне которых и можно строить по-настоящему творческую личность.

 

С уважением, автор

 

ЧЕЛОВЕК И ИГРА

Культура человека возникла как игра

и разворачивается в игре.

Й.Хейзинга

Для чего играют люди?

Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений? Да. Для того, чтобы потренироваться, приобрести умения и навыки? Да. Для того, чтобы подготовиться должным образом к профессиональному выполнению своих обязанностей и отвечать запросам профессии? Бесспорно. Для того, чтобы постоянно держать себя на волне готовности к самоусовершенствованию с целью достичь высшего уровня квалификации и самого широкого диапазона специальных умений? Да. Для того, чтоб стимулировать внутренние резервы и ресурсы? Да. Для того, чтобы активизировать собственные творческие силы и потенции? Да. Ради того, чтобы раскрепостить себя и «освободить из камня ангела» (по выражению Микеланджело) в творческом деле? Да. Для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни? Конечно, да.

Так для чего же играют люди?

Люди играют для того, чтобы ВЫИГРЫВАТЬ! Удостовериться в собственных силах, получить определённые преимущества, потренироваться в чём-то, добиться нового качества, обновиться.

Каждая птичка перед полётом готовит свои пёрышки и крылья. Она играет своими потенциальными силами. Этим она уже выигрывает качество будущего полёта. Такого же рода действия осуществляют животные, когда соревнуются в ловкости, игривости, остроте когтей, мощности голоса, давая волю игре своих сил.

Аналогично действует человек, разогревая себя эмоционально, занимая выгодное стартовое место перед затяжным прыжком в новый рабочий день, в новые взаимоотношения, в новые для себя качества. При этом способность включаться в игру не связывается с возрастом человека. Нет возраста, непригодного для игры («игре все возрасты покорны»), но в каждом возрастном периоде игра имеет свои свойства, свои приоритеты, содержание, формы и способы существования, свои призы и поощрения.

Человек настроен ВЫИГРЫВАТЬ. Другого варианта не бывает.

Разве кто-нибудь вступает в игру с намерением или желанием проиграть? Вера человека в собственные силы и позитивную будущность, пересмотр собственных компетенций через призму игровых правил с последующим принятием решения (играть или нет, как играть, чтобы выиграть) и несением ответственности за своё решение – вот обязательные компоненты игры.

И даже при фактическом проигрыше игрок получает преимущество в том, что может увидеть реалии: границы своей компетентности, слабые места в развитии, пробелы в воспитании и т.д. А это тоже выигрыш. Следующий логический шаг – бросить себе вызов в самосовершенствовании.

Жизнь приучает активно участвовать в игре. Нами замечено, что сразу готовы вступить в игру, в игровую борьбу, не больше шестой части аудитории. Это – лидерское ядро общества, это – воины жизни, это (возьмём на себя ответственность за прогноз) те, кто решается на пересмотр устоев, норм, правил, но это и те, кто готов к переменам, кого не сдерживают долгие сомнения и окружающие авторитеты. Они могут в будущем привести к победам.

«Кто не рискует, тот не пьёт шампанского» – говорят в народе. Ведь чтобы добыть победу или получить приз, нужно, как минимум, вступить в игру, принять решение играть и взять в связи с этим на себя определённые обязательства и отвечать за последствия этого решения. Призовое место в жизни нужно выигрывать в борьбе! От этого вкус победы становится более ощутимым, переживание радости – более ярким, новые запросы к проявлениям жизни – более острыми. А потом ощущение счастья – безграничным.

Для полноценной жизни человеку нужны витамины и минералы. Игра вместе с искусством и ценностным досугом дарит нам «витамины и минералы жизни». Но если конечным продуктом искусства является создание творческого продукта, а досуга – развлечение людей, то активная, действенная игра способна произвести самый главный продукт возобновить и гармонизировать духовные силы человека, оптимизировать его потенциал, зарядить его жизненной энергией для новых свершений. Единицей игры являются реальные отношения между участниками игры. А универсальной единицей человеческого удовлетворения и радости служит позитивная эмоция и её наглядный эквивалент – улыбка.

Игра обеспечивает радостное самочувствие, здоровье, долголетие, даёт возможность насладиться жизнью, устанавливает позитивные взаимоотношения между людьми, снимает психические перегрузки и компенсирует расход жизненной энергии. Игра учит эффективно работать, разумно отдыхать и весело проводить время.

Осознав глубокие тайны нашего происхождения и существования, настоящий игромастер должен стать знаменосцем игры, патриотом всего человеческого, пропагандистом действительно здорового образа жизни (в самом широком понимании), украшенного животворной игрой.

Структура игры

«Жизнь – игра с постоянно меняющейся системой правил», – писал А.Шемякин. Нужно самому учиться действовать в динамичной системе правил и взаимоотношений и учить этому своих воспитанников. И обязательно учить создавать вспомогательные правила или игры со своими правилами.

Грани и основания

Схематично игру можно представить в виде своеобразного «магического кристалла игры». Тогда взаимообусловленные компоненты игры будут иметь такой вид: основанием кристалла служат реальные отношения между участниками игры (основание кристалла). Они выступают наибольшей личностной ценностью и ценностью самой игры. Их считают единицей игры.

Четыре плоскости, обеспечивающие прочность кристалла, это:

Å идея и сюжет игры, которые обуславливают её содержание;

Å игровые роли (функции, обязанности), принимаемые на себя участниками игры: игроки, ведущие, капитаны, аудитория;

Å игровые действия (операции) исполнителей как способ реализации игровых целей;

Å игровые предметы или реквизит («обратная сторона Луны») – реальные, условные, частично условные – и их значения.

Складывающийся на этой модели внутри «граней кристалла» внутренний объём и представляет собой объём игры.

Вершиной кристалла выступает постоянная единица структуры игры – выигрыш.

Игровые роли, игровые действия, реальные отношения и игровое использование игровых предметов обусловлены, стимулируются и контролируются правилами игры. Они служат гранями (рёбрами) нашего кристалла, его «ограничительной решёткой». Выход за границы хотя бы одного правила разрушает форму кристалла, приводя к разрушению игры в целом. Правила определяют генеральную линию (фронт) игрового общения (игра в комнате, зале, на улице, площадке), диктуют характер (медленный и рассудительный, умеренно-энергичный, быстрый и активный) и темпоритм взаимоотношений участников игры (частые и быстрые контакты игроков или, например, одноразовые).

Правила сочинения правил

Правила игры обычно включают:

Å цель игры (зачем, для чего мы играем, на что можем надеяться, что можем получить в результате, кто будет считаться победителем);

Å направление и перспективу разворачивания игры (образ её и алгоритм);

Å моральный и эстетический кодекс игры – игровое табу (что можно, чего нельзя и почему нельзя выходить за границы установленных правил, норм, и иногда – что за это будет) или наоборот – то, что поощряется.

Правила игры могут «намекать», прогнозировать игровую интригу и динамику, но не обеспечивают их. Это является прерогативой участников – полем столкновения стилей мышления, подходов к решению задач, соперничества личностных черт, потенциалов. Импровизационный характер игровых событий гарантирует появление «привкуса приключений», предчувствия близкой тайны.

Правила игры не могут предсказать её результат. Ведь в каждой игре заложена стальная сжатая пружина случайности. Её освобождение зависит от ряда понятных и непонятных факторов и срабатывает по-разному. Это защищает каждого игрока от монотонности, тривиальной обязательности. Вариативность результата зависит от творческого подхода к решению игрового задания или включения сверхусилий, особой гибкости, сверхумений, сверхоригинальности, сверхжеланий участников игры.

Ни одна игра не может существовать вне правил («В играх без правил правила надо знать особенно тщательно» – А.Самойленко).

Если правила непритязательны, монотонны, нудны – игра утрачивает привлекательность и смысл. Если они слишком громоздки, непрозрачны, непонятны, – дети играть не будут, поскольку у них возникнет страх показать себя неуспешными, неумелыми. Вера в игру вселяет в ребёнка высокую ответственность, потому правила, даже достаточно жёсткие, принимаются ими полностью. Хотя возможны проявления «игровой хитрости», стремление обойти некоторые нормы, что ещё раз доказывает отличие игры от реальной жизни, ведь достижения в игре всё-таки остаются символическими.

Правила народных игр шлифовались веками, выводя супер-формулу разворачивания игрового процесса – и иногда достигая уровня совершенства. Например, «Классики», «Разрывные цепочки», «Панас» и т.д.

Впрочем, некоторые из игр не обладают такой формулой. Например, «Ручеёк». Игроки создают колонну из пар, взявшись руками сверху и создавая «воротца». Ведущий становится лицом к колонне, ныряет под руки и выбирает себе пару, разрывая любую. Тот, кто остаётся один, становится ведущим – и игра продолжается. Реальные отношения у игроков формируются в зависимости от внутренних установок, потребностей, желаний, интересов. Игровые роли: один – ручеёк с берегами, остальные – вода, бегущая, огибающая выступы и преодолевающая препятствия. Игровые действия: проход туннелем из ворот, выбор пары, создание своих ворот по принятым параметрам. Игровые предметы: руки, касания, контакты глазами.

Казалось бы, тысячелетняя формула разворачивания игры гениальна. В ней учтены потребности человека в объединении парами по симпатиям, в борьбе за свой идеал, в желании скрыть его от глаз свидетелей, направить ему тайные «знаки-намёки» внимания. В игре демонстрируется текучесть событий жизни (сегодня – так, а завтра – иначе, воспринимай всё чинно, спокойно, уравновешенно; веди себя прилично, как река: нет преград – теки спокойно, встречаешь преграду – пытайся преодолеть). Но игромастера сразу замечают, что игра через минут семь-десять, как говорится, уже «не идёт». Её информационный, эмоциональный и «технологический» потенциал быстро вычерпывается. Что делать? Внести изменения в правила!

ИГРА И ЕЁ РЕКВИЗИТ

По латыни requisitium означает необходимое, нужное. В театре реквизитом считаются все привлекаемые предметы обустройства сцены за исключением костюмов и декораций. Его главным заданием выступает смысловое наполнение пространства, усиление правдоподобия изображаемых событий, образов, действующих лиц. Благодаря этому реквизит можно назвать «действующими вещами».

Аналогичные задания и у реквизита, включаемого в пространство игры. Плюс ещё одно специфическое: его используют функционально в связи с конкретным сюжетом или алгоритмом. Реквизитом «зарабатывают» победу, ведь он является инструментом игры.

Реквизит в руках организатора и игроков может быть активным материалом. Им пользуются или манипулируют. В первом случае реквизит призван содействовать раскрытию и дополнению смыслового содержания (например: игромастер в роли Мери Поппинс играет зонтиком; Шапокляк – сумочкой с крысой; спортсмен – мячами и сетками и т.д.) Во втором случае – сосредотачиваться или переключать внимание, влиять, навеивать, заинтересовывать. Анализируя действия игрока, говорят про его ловкость, умение адаптировать предмет, «приучить» его к себе.

Настоящий игромастер обязательно должен научиться владеть привлекаемым к игре реквизитом! Вызывайте восхищение у потенциальных игроков лёгкостью обхождения с предметами реквизита. Идеал: жонглёры в цирке.

Благодаря тому, что предметы реквизита могут иметь чрезвычайно большое эмоциональное влияние на участников игры, иногда говорят про то, что они становятся потенциальными персонажами игрового спектакля.

К игровому реквизиту есть несколько требований. Среди них:

§ уместность (советуем не засорять игру массой реквизита, чтобы не «набить оскомину»; используйте лишь наиболее нужный и эффективный);

§ соответствие возрастным и психологическим особенностям участников игры (при разновозрастной аудитории – большей части её);

§ экологическая чистота и безопасность (реквизит не должен вредить здоровью или быть травмоопасным);

§ эстетичность, привлекательность, яркость (влияние на зрение, слух, осязание, обаняние с целью привлечь к утончённому, красивому);

§ достаточный размер и объём (доступность для наблюдения всем присутствующим);

§ многофункциональность (нерентабельно делать реквизит лишь для одной игры, ищите вариации способов и путей его использования);

§ удобство, транспортабельность, действенность.

 

Игровой реквизит может выполнять несколько функций:

§ функциональную (для чего он? как его включают в игру? как это делать лучше и удобнее? как ещё его можно использовать? как им можно пользоваться в переносном значении?..);

§ символически-содержательную (что это? что это означает? на что похоже? кому может принадлежать? чего я с ним «добьюсь»?..);

§ мотивационную (возбуждает внутренний интерес к игре, становится сознательной потребностью и желанием);

§ стимулирующую (как реквизит влияет на систему восприятия, познавательную и социальную активность).

Мир игрового реквизита безграничен. Реквизитом может служить практически любая вещь, созданная человеком. Мы лишь попробуем наметить некоторые направления, в которых можно поискать то, что может послужить реквизитом.

Проведя «мозговой штурм», вы, конечно, найдёте и другие интересные решения.

Предметы спортивного мира. Мячики и мячи, разные виды ракеток, скакалки, обручи, биты, булавы, летающие диски, эспандеры, шахматы, шашки, кубки, медали, сетки волейбольные, футбольные, теннисные, свистки, скейты, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, санки, клюшки, шайбы, лыжи, ходули, воздушные змеи, бумеранги, шлемы, предметы защиты, гимнастические палки, массажёры, канаты, качели и т.д.

Предметы быта. Спички и спичечные коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки, стулья, столики, столовые приборы, одноразовая посуда, колпачки от шампуня, лаков, корзинки из лозы, мешочки, покрывала, рамки для фотографий, фотоальбомы, разновидности коробочек и баночек, подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, возки, прищепки, кухонные губки, мочалки, веники, мётлы, швабры, салфетки, вёдра, кашпо для цветов и т.д.

Канцелярские приспособления. Блокноты, конверты, листы бумаги разных цветов, рулоны ватмана, пластилин, цветные мелки и краски, фломастеры и их использованные футляры, маркеры, карандаши, ручки, резинки, скрепки, гуашь, скотч, степлеры, кнопки, тетради, папки для бумаг, визитки, планшеты, файлы, календари настольные и настенные, рекламные проспекты, тубусы и т.д.

Предметы одежды. Платки носовые, шарфики, пуговицы, нитки, застёжки, мотки и бухты пряжи, бейсболки, гетры, резинки для волос, заколки, полотенца, вещи из бабушкиного сундука, береты, разновидности ремней, украшения, сапоги, шапочки для купания, свитера, плащи, футболки, галстуки и т.д.

Другие предметы, сопровождающие нашу жизнь. Шнуры, канаты, книги, футляры для очков и сами очки, ключи, свечи, звонки, картины, фонарики, коробочки из-под киндер-сюрпризов, бутылки, шкатулки, железнодорожные билеты, настольные лампы, коробки от компьютерных дисков, портмоне, кошельки, аквариумы, мыльницы, соломинки, сумки, рюкзаки, чемоданы, мешочки, пульверизаторы и т.д.

Природный материал. Песок, камешки, жёлуди, орехи, каштаны, цветочки, перья, шишки, палочки, иголки, вода.

Предметы из мира досуга. Кассеты, диски, дискеты, клавиатуры, коробки от дисков, микрофон, газеты, журналы, карнавальные маски, игрушки, игральные кубики, фишки, карты, настольные игры, надувные шары, музыкальные инструменты, флажки, календарики, кольцеброс, фантики, кегли, элементы кукольного, теневого, пальчикового, настольного театра, кубики, мозаики, качалки, резиновые игрушки, домино, серпантин, матрацы и резиновые круги, детские обручи, флюгеры, бумеранги и т.д.

Школьные предметы. Ранцы, портфели, пеналы, транспортиры, линейки, большие циркули, доски, энциклопедии, альбомы и атласы, магнитные доски, резиновые штампы, детали конструкторов, головоломки, закладки.

Профессиональные приспособления. Медицинские жгуты, носилки, молоток, игрушечные инструменты, грабли, садовые носилки, тёрки, ножницы, лейки, соковыжималка, шпатели, малярные кисти и т.д.

Съедобные предметы. Конфеты, печенье, чипсы, бублики, маленькие шоколадки, жевачки, бананы, яблоки, апельсины, маленькие пакеты с соком, сухие спагетти и т.д. Обратим внимание, что съедобные предметы нужно использовать в игре крайне ограниченно и осторожно. Употребление еды по ходу игры почти запрещено этикой игры (особенно моменты поедания чего-либо на скорость).

ВЫИГРЫШ В ИГРЕ

Игромастер никогда не будет использовать никчёмного штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не могла победить, потому что не играла! Во-вторых, достижение дружбы целью игры не провозглашалось.

Игромастер никогда не будет использовать никчёмного штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не могла победить, потому что не играла! Во-вторых, достижение дружбы целью игры не провозглашалось.

Выигрыш как проблема

Выигрыш в игре – это реальное или воображаемое приобретение, достижение, преимущество. В детских сюжетно-ролевых играх выигрышем служит сам деятельный процесс. Главная установка в игре – ориентация на честную победу, достойную конкуренцию, рыцарское отношение к сопернику по игре.

Нужно опасаться возникновения у игроков рефлекса играть лишь на материальный приз. Так воспитывается жажда овладения чем-то, желания победить любым способом, стимулируется нездоровый азарт (по выражению В.Жемчужникова: «Азарт – это состояние, в которое мы входим, выходя из себя»). Настоящий игромастер будет воздерживаться от подобного стимулирования, ведь он помнит про то, что игра – это прежде всего «мастерская» по налаживанию человеческих отношений, пропаганда высокоэтичных норм общения.

Конечно, дети могут получать определённые призы и поощрения за участие в игре, а тем более за победу. Однако ценность этих призов – в подкреплении рефлекса «удовлетворённости», чувства «активного деятеля». Дать почувствовать удовольствие от своей активности, наслаждение быть победителем. Вполне уместной будет тирада игромастера: «Мне очень хочется, чтобы вы запомнили эту минуту! Смотрите, как сияют глаза ваших болельщиков, как громко они рукоплещут! Вы сегодня – победители! И мы приветствуем вас!»

В перечне наиболее демократичных призов и поощрений для детей мы можем обнаружить: сладости (главное, не переборщить с количеством), книги, настольные игры, надувные шарики, игрушки, канцелярские приборы, спортивное оборудование, фирменные футболки, флайеры и прочие ценные вещи из мира ребёнка. Желательно, чтобы участие игрока отображалось в грамотах, дипломах, свидетельствах, похвальных листах, бейджиках и прочих памятных предметах. Расположенные дома на видном месте, они эффективно подталкивают к новым усилиям и содействуют укреплению позитивного отношения к своим возможностям. Похожим образом действуют руководители предприятий, создавая в офисах «доски почёта», где представлены все награды и другие результаты достижений.

Обсуждая проблему выигрыша, нужно обязательно остановиться на двух моментах: умении быть победителем (и подготовке игроков к выигрышу) и умении справляться с проигрышем, быть побеждённым. Умение быть победителем – это эффективный механизм не только в игре, но и вообще в жизни. Человек-победитель чувствует себя счастливым, он получает дополнительные «крылья» для новых взлётов в любой сфере. Зафиксированное состояние победителя можно включать в себе во время невзгод, и возобновлённые жизненные силы направят человека к оптимальным вариантам достижения его целей.

Настоящий игромастер будет учить игроков радоваться за победителей. Успех одного игрока нужно сделать успехом группы, команды, всей аудитории. Флюиды счастья должны охватить всех присутствующих. Это вдохновляет, объединяет, вызывает прилив сил.

Что делает победитель в минуту победы? Он подпрыгивает, подымает руки высоко вверх, кричит от счастья, выпуская остатки теперь уже лишней энергии, поднимает высоко вверх свою награду, демонстрируя её всем собравшимся. «Звёздный час» нужно утвердить, впечатать в эмоциональную память. Иногда победителя качают. Кстати, этот ритуал можно рассматривать как попытку представить победителя солнцу. И если почувствовать себя немножко древними египтянами, то в победоносном крике «Ура!» можно услышать свидетельство об этом: «у Ра» – тот, кто приближен к Солнцу, достоин его.

Настоящий игромастер найдёт минутку-другую, чтобы провести определённые ритуалы для победителей. Предложим некоторые из них.

Ритуалы победителей

Качание. Команда встаёт в две колонны лицом друг к другу, перекрещивает руки и в такой колыбели качают победителей (возможно, по очереди).

Скандирование слов или коротких фраз с параллельным ритмичным рукоплесканнием: «Браво», «Молодцы», «Спасибо за победу», «Вы –лучшие, мы – лучшие» – и всё такое.

Ручеёк. Пропуская победителей через колонну (дети стоят лицом друг к другу по двое), машут руками, будто лаврами, и выкрикивают «Ура» и т.п.

Хоровод. Поставив в центре победителей, ходят по кругу, и многократно повторяют слова: «Поздравляем, желаем успехов».

Тактильные поздравления. Игромастер предлагает учтиво подойти к победителю и коснуться его (но позаботьтесь о безопасности, не налетайте и не налегайте!), чтобы тому было приятно. Зато и частичка его счастья перейдёт к вам.

Тактильные контакты, позитивные эмоции, подбадривающие контакты взглядов – всё это утверждает рефлекс победителя.

А что же проигравшие?

Настоящий игромастер обязательно развяжет проблему проигравшей стороны. И никогда не будет использовать совсем пустого и никчёмного педагогического штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не может победить, потому что не играла. Во-вторых, целью игры не провозглашалось достижение дружбы. Была установлена конкретная цель и задача игры, с которыми кто-то справился лучше, кто-то хуже. В-третьих, победителями являются конкретные игроки или команда.

В игре, как и в жизни, всегда есть победители в чём-то и в чём-то побеждённ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.237.223 (0.109 с.)