ТОП 10:

Школа рисунка в эпоху Возрождения.



Система обучения в «боттегах».

Великие художники-педагоги, их труды.

Вклад мастеров Возрождения в обучение рисунку и живописи.

 

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время воз­рождается стремление к реалистическому искусству, к прав­дивой передаче действительности, после почти тысячелетнего перерыва. Мас­тера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалис­тического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Сильное и вдохновляющее действие на мастеров эпохи Возрождения оказали археологические раскопки, а также сведения историков о великом искусстве Древней Греции.

Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями. В мастерскую поступали мальчики 10-11 лет. После 6—8 лет обучения ученик мог оставаться в каче­стве помощника у своего учителя, но мог и перейти к тому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специаль­ность—стать гравером, живописцем, скульптором.

Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией. Мастер учил, как надо делать зарисовку и затем переводить рисунок в материал, как использовать рисунок в качестве картона. Если позднее в академиях рисунок стал самоцелью и изучался как самостоятельный учебный предмет в отрыве от композиции, то в мастерских художников Возрождения ученик овладевал рисунком в связи с композиционной работой. Рисунок оставался в стадии аналитического построения.Упорядочивая систему обучения изобразительному ис­кусству, художники эпохи Возрождения стремились и тео­ретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции. Положения теории и методики обучения рисованию они излагали в ясной и убедительной форме.

Первый по времени научный труд - «Трактат о живо­писи» - принадлежит Ченнино Ченнини. Уже в этом со­чинении мы находим размышления о некоторых положе­ниях рисунка, ценность которых заключается в указании, что в основу обучения должно быть положено рисование с натуры.

Следующая по времени работа о рисунке - «Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зод­чим Леоном Баттистом Альберти. Это самый замечатель­ный труд из всего, что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Трактат Альберти рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основ­ных правилах построения изображения на плоскости.

Следующей по времени работой в области теории ри­сунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Как известно, этот трактат составлен не самим Леонардо да Винчи, а его учеником. Цельного систематического труда Леонардо не создал. После его смерти остались отдельные разрозненные заметки. За десять дней до кончины (23 ап­реля 1519 года) в замке Клу близ Амбуаза Леонардо да Винчи завещал все свои труды своему ученику и другу Франческо Мельци, который, возможно, и составил насто­ящий трактат о живописи.

В этой книге собраны самые различные сведения: о строении Вселенной, о возникновении и свойствах обла­ков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе. Здесь есть указания и о правилах рисования. Его отдельные выска­зывания о методах обучения не утратили своего значения и в настоящее время. Они обогатили методику препода­вания рисования, дали ей верное направление.

Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, немецкому художнику Альбрехту Дюреру(1471—1528).

принадлежит видное место. Его теоретические труды представляют большую ценность как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Сочинения Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования.

Результатом многолетних занятий Дюрера явилась книга «Наставления в измерении циркулем и линей­кой». В этой книге он изложил ряд правил перспективы. Второе, наиболее значительное сочинение Дюрера - «Учение о пропорциях человека» — плод трудов почти всей его жизни.

Особенно большую ценность для художественной педа­гогики представляет разработанный Дюрером метод обоб­щения формы (позднее получивший название обрубовки)

Подводя итоги деятель­ности художников эпохи Возрождения, необходимо отметить ту колоссальную работу, ко­торую они проделали в об­ласти научно-теоретическо­го обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой по­строения трехмерной фор­мы предметов на плоскости. Ведь до них не было худож­ников, которые умели бы строить перспективное изо­бражение объемных предметов.

Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. В каждом трактате тщательно анализировались пропорции человеческого ли­ца, а также других частей тела.

Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изо­бразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, за­конов оптики.

Большой вклад художни­ки эпохи Возрождения внес­ли и в методику преподавания рисования, они на­правили следующие поко­ления художников - педагогов по правильному пути и способствовали становлению рисования как учебного предмета.

Однако следует отметить, что художники эпохи Воз­рождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века в ряде зарубежных стран.

 

 

6.Формирование академической системы образования в Западной Европе.

Академия братьев Каррачи (Италия).Методы преподавания

Частная мастерская Рубенса.

Французская академия.

Педагоги, отстаивающие роль рисования, как общеобразовательного предмета.

 

XVII век в истории методов обучения рисованию сле­дует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания —академической. Самой характер­ной особенностью этого периода является создание спе­циальных учебных заведений —академий художеств и ху­дожественных школ, где было серьезно поставлено препо­давание рисунка.

Основные положения академической системы и методи­ка преподавания рисунка сложились в процессе длитель­ной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Фло­ренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 го­дами).

В отличие от художественных мастерских эпохи Возрож­дения — боттег, где вся организационная и финансовая сторона дела в основном зависела исключительно от одно­го частного лица, академические школы для подготовки рисовальщиков уже рассчитывали на содействие общин и правительств.Самой прославленной была Болонская академия худо­жеств, основанная Людовико Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале.

Братья Карраччи поставили перед собой цель - слить в единое целое все то лучшее, что было со­здано в эту эпоху.

Карраччи впервые стали рассматривать рисование как серьезный и самостоятельный учебный предмет. В Акаде­мии было хорошо поставлено дело художественного об­разования. Карраччи тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции, снабдили Академию необходимыми учебными методическими посо­биями.

В «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи была детально разработана система художествен­ного образования и воспитания, а также методика учебно-воспитательной работы.

Система обучения рисунку у Карраччи была следующая: вначале учащиеся знакомились с элементарными приема­ми рисования, затем рисовали с образцов, после чего при­ступали к изображению гипсов и, наконец, живой натуры. Исследование пособия Карраччи «Sсуо1а Реrfеttа» показывает, что здесь уже закладываются методические принципы контурного рисования с последующей тушевкой и система последова­тельного усложнения учебных заданий (от рисунка частей человеческого лица, фигуры, торса к изображению обна­женной и одетой фигуры), которые в дальнейшем полу­чают свое развитие в академической системе обучения в в XVIII веке.

причем досконально изучалась пластическая анатомия че­ловека.

Стали открываться государственные академии: Королевская академия живо­писи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия худо­жеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.) и Ака­демия художеств в Лондоне (1768 г.).

 

Наряду с государственными академиями продолжали существовать и частные школы, где учащиеся получали достаточно прочную профессиональную подготовку. Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была мастерская величайшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577—1640). В XVII веке среди частных мастерских это была самая лучшая школа рисунка. Учени­ками Рубенса были такие прославленные художники и прекрасные рисовальщики, как Ван Дейк, Иордане, Тенирс и другие.

Как педагог и руководитель молодых художников Ру­бенс не имел себе равных. Это был человек необычайного дарования — блестящий живописец и виртуозный рисоваль­щик, крупнейший знаток художественных ценностей ученый-гуманист, исследователь античности, изворотливый дипломат и мудрый государственный деятель. Педагогические положения и установки Рубенса осно­вывались на из учении античного искусства

В процессе обучения молодых художников Рубенс ста­рался наглядно показать тот или иной прием работы, технические возможности материала, конструктивную зако­номерность строения формы.

Со второй половины XVII века художественным центром Западной Европы становится Франция. Французская академия художеств вносит много нового в академическую систему художественного образования и воспитания. Особое внимание уделяется академическому рисунку и методам преподавания. Историческое значение французского классицизма было огромно.Но наметились и отрицательные стороны-недостатки живой натуры стали исправлять по классическим образцам.

Многие педагоги отстаивали роль рисования как обще­образовательного предмета. Впервые эта мысль была высказана великим чеш­ским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в его «Великой дидактике».

Почти одновременно с Коменским общеобразователь­ную ценность рисования стал отстаивать английский пе­дагог и философ Джон Локк (1632—1704)и французский философ энцикло­педист Жан Жак Руссо (1712-1788).

Несмотря на авторитетные высказывания об огромной роли рисования как общеобразовательного предмета рисо­вание было введено в круг учебных предметов в школах только в начале XIX века. Инициатива в этом деле при­надлежала И. Г. Песталоцци.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.006 с.)