Методы обучения рисованию в 18-19 веке в Западной Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения рисованию в 18-19 веке в Западной Европе.



Реформаторы Французской академии-Джошуа Рейнольдс и Луи Давид.

Обучающие пособия по рисунку.

Метод братьев Дюпюи.

Два метода школьного преподавания.

 

XVIII век выдвинул новые революционные идеи сво­боды, равенства и братства. Буржуазия в этот период всту­пила в борьбу против неограниченной власти монарха, она призывала к объединению всех классов общества для уничтожения привилегий аристократии и пережитков феодализма. Прогрессивные художники подхватили эти идеи и стали отражать их в искусстве. Так началась борьба против догматизма и условности в искусстве, против кано­низированных форм.

Художник Джошуа Рейнольдс (1723—1792), прославился не только как худож­ник-портретист, но и как художник-педагог.

Уже с первых шагов своего руководства Академией ху­дожеств Рейнольдс смело и с большой убедительностью выступает в защиту академических принципов обучения. Уделяя серьезное внимание вопросам методики, Рей­нольдс считал, что для преподавателя изобразительного искусства методика должна быть на первом мест Строя методику работы с учениками, педагогу необхо­димо с особым вниманием относиться к одаренным. Здесь, говорит Рейнольдс, надо учитывать возрастные особеннос­ти учащихся, их стремления и увлечения: Придавая большое значение методическому руководст­ву, впервые в западноевропейской художественной педаго­гике Рейнольдс выдвигает мысль, что преподавание требует творческого подхода, что обучение рисованию — тоже ис­кусство.

Так как от правильного педагогического руководства зависит успех обучения.

Революционные идеи философов-просветителей, события великой буржуазной французской революции 1789 года взволновали деятелей искусства, французская академия художеств во главе с Луи Давидом (1748—1825) провозгла­шает новые взгляды на искусство, его цели и задачи.

Считая образцом классические нормы в искусстве, Давид стремился к природе, естественности, правдивости. Он пытался связать воедино классические нормы в искусстве с наукой и природой.

С конца XVII века и до второй половины XIX века методике рисо­вания уделяется большое внимание. В этот период издается большое число различных методических пособий по рисунку — руководств, учебников, самоучителей.

Обучающие пособия по рисунку: Ш.А. Жомбера, Ж.Б. Пьяцетты, Ж.Тибо, А.Ивона, Жюльена.

В основу метода обучения положен линейно-контурный рисунок. Линейно - контурному рисунку в то время уделя­лось большое внимание. Многие художники- педаго­ги считали, что если кон­тур (силуэт) схвачен верно, то выявлять внутреннее строение формы и не тре­буется. Рисунки в этих изданиях выполнены виртуозно. Каждое руководство имело свою методику и систему обуче­ния. В некоторых пособиях обучение начинается с разви­тия техники наложения штриховки и рисования простых геометрических тел и гипсовых голов. Другие пособия посвящены рисованию головы, где обучение начинается с рисования частей человеческого лица и головы, вначале гипсовой, а затем живой.

Несмотря на стройность и систематичность, подобные руководства воспитывали скорее ремесленника, а не худож­ника. Ученик, следуя предлагаемому методу, больше забо­тился о внешней стороне рисунка, не приучался к серьез­ному анализу натуры. Такое рисование часто превращалось в механическое копирование, что снижало роль рисования как учебного предмета.

Копировальный метод приучал учеников безразлично относиться к внутренней структуре живого организма, со­средоточивая все внимание только на поверхности пред­мета, на его контурах.

Заслуживает внимания и метод преподавания брать­ев Дюпюи, который пользо­вался большим успехом в профессиональных художе­ственных и общеобразова­тельных школах, а также среди художников - педаго­гов многих стран. Метод работы братьев Дюпюи со­временники считали новым, прогрессивным. Основой методики рисунка Дюпюи было правило: начи­нать изображение не с частей, а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи А. Дюпюи сделал специальные группы моделей головы, частей тела, челове­ческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моде­лей и отражала определенную методическую последова­тельность в построении изображения. Например, для объяснения последовательности изображения головы предлагались четыре модели: первая - показывала форму

головы в общих чертах; вторая - в виде обрубовки; третья — с намеком на детали и последняя—с детальной проработ­кой формы. Таким же образом анализировалась форма кистей рук, ног. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что этот метод преподавания нашел широкое распространение и в общеобразовательной школе, и в специальной художественной.

К концу XIX века специалисты школьного преподава­ния рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в дру­гую - натурального.

Все предметы окружающей действительности рассматрива­ются с геометрической точки зрения: в основе формы каж­дого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя бабочку, ученик видит, что ее общая форма напоминает трапецию, поэтому вначале он наме­чает трапецию, а затем уточняет форму по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а за­тем уточняет форму по натуре и т. д. Безусловно, такая методика преподавания облегчает овладение рисунком, помогает понять основы реалистического изображе­ния.

Натуральный метод об­учения заключается в том, что ученик должен был ри­совать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Геометральный метод был более прогресивным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.007 с.)