ТОП 10:

Ведения занятий по предмету «композиция».



Художественный образ

Законы композиции.

Типы композиции.

Последовательность работы над станковой композицией.

 

Композиция (compostio- лат.) в переводе означает составление, связывание – построение художественного произведения. Композиция - важнейший элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

Художественный образ-это выражение своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, передающего зрителям свое понимание действительности.

Законы композиции.

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое - равновесие, второе-единство и соподчинение.

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой.

Единство и подчинение. Ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем подчинения. Подчинение второстепенного главному происходит между композиционным центром и другими элементами картины. Композиционный центр (доминанта) является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку.

Типы композиции.

1.Замкнутая композиция. Изображение в замкнутой композиции вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось на себе. Взгляд зрителя стремится с любого места композиции к центру. Есть наличие полей.

2.Открытая композиция.

Имеет уходящие за пределы рамы детали. Она может быть сложной, но всегда уходящей от центра. Нередко и сам центр отсутствует, композиция складывается из множества мини-центров, заполняющих поле изображения.

3.Симметричная композиция.

Основная черта симметричной композиции – равновесие. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Но художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях нужно сознательно нарушать симметрию в композиции.

4.Асимметричная композиция.

Асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности.

5.Статичная композиция.

Устойчивая, неподвижная, часто симметрично уравновешенная. Несет в себе глубину и философию.

6.Динамичная композиция.

Внешне неустойчивая, склонная к движению, асимметрии, открытости. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

1.Композиция жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла никогда не превратится в художественное произведение.

2.Когда тема найдена и художник ею увлечен, начинается работа по изучению исторического, документального, портретного или пейзажного материала. В результате изучения материала рождается сюжет картины. Сюжет определяет количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения.

3. С момента определения сюжета начинается работа над эскизами композиции. Эскиз - это первый этап работы над картиной. В эскизе определяется формат, размер изображения, высота горизонта. Композиция картины должна быть так построена, чтобы зритель чувствовал длительность события. Эскиз может считаться приемлемым, если содержание читается с первого взгляда. Эскиз разрабатывается с учетом перспективы и определения композиционного центра.

Картина становится наиболее доходчивой и понятной, если силуэты фигур обладают наибольшей выразительностью.

Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы происходящее событие.

Самое главное в жанровой композиции-это верно переданные образы людей. Никакие живописные качества и композиционные приемы не сделают работу выразительной, если в ней будут действовать схемы фигур.

 

21.Наглядные пособия. Педагогический рисунок.

Виды наглядных пособий.

Требования к наглядным пособиям.

Требования к педагогическому рисунку.

 

Учителю изобразительного искусства постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проводил. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства- рисунку и живописи. Основные средства наглядности:

-схематические рисунки и таблицы.

-гипсовые модели геометрических тел.

-модели из проволоки и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры.

-специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени.

-рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением.

-репродукции картин и рисунков мастеров.

-кинофильмы.

-презентации.

Требования к методическим таблицам.

1.Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе. Указывает на узловые учебные задачи.

2.Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик смог усвоить его.

3.Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая вытекает из предыдущей.

4.Рисунки выполняются очень четко и ясно.

5.Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является педагогический рисунок. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и техники исполнения. Процесс построения рисунка должен сопровождаться пояснениями. К педагогическому рисунку мы относим рисунок мелом на доске, поясняющую зарисовку на полях рисунка ученика и выправление рисунка ученика рукой педагога.

Главное качество педагогического рисунка- это лаконичность изображения, простота и ясность. Рисунки на доске должны передавать самую главную мысль учителя. Зарисовка на полях- этим видом рисунка мы пользуемся в том случае, если ошибка замечена у одного двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Исправление ошибок в рисунке рукой учителя. Наблюдая, как преподаватель работает на его листе, ученик впитывает все детали этого процесса и потом старается делать так, как показывает педагог.

 

 

22.Особенности обучения рисованию в начальной общеобразовательной школе.

Цель обучения.

Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Триединство задач

Планирование времени на занятии.

Активность учителя на занятии:

Ход занятия

Практическая работа детей.

Оценка деятельности детей

Цель обучения рисованию детей младшего школьного возраста-это прежде всего привитие любви к изобразительному творчеству, получение элементарных навыков в овладении различными живописными и графическими материалами, а также получение навыков в изображении предметов и явлений окружающего мира.

Занятия по изодеятельности в младших классах строятся с учетом возрастных особенностей детей. Навыки детей в этом возрасте находятся на стадии правдоподобных изображений и задача педагога- перевести их в стадию правильных изображений.

Триединство задач

Каждое занятие включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.

Опорные понятия

Опорные понятия должны соответствовать уровню развития детей данного возраста.

Основные понятия

формируются на данном занятии. Учитель дает их в игровой форме, используя беседу,стихи, игровой и иллюстративный материал, музыку.

Планирование времени на занятии.

Так как занятия носят практический характер,

то время занятия распределяется следующим образом:

Вступительная часть – 15-10 мин.

Самостоятельная работа детей 30-35 мин.

Активность учителя на занятии:

Занятия изобразительным искусством требуют от учителя постоянной активной работы: создание игровой ситуации, обязательный показ рисования изображения на листе бумаги, закрепленном на доске, теми же материалами, которыми работают дети. Метод синхронного рисования, когда дети рисуют одновременно с учителем. При этом учитель проговаривает все этапы работы.

Психологическая сторона занятия

Развитие внимания детей, мелкой моторики, мышления , речи, воображения, творческих способностей.

Эмоциональная сторона занятия

Развитие умения радоваться, смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

Ход занятия

В урок включают беседу с детьми, носящую всегда игровой характер, практическую работу, ее оценку. Процесс оценки тоже включается в игру. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

Практическая работа детей.

Практическая работа детей связана с конкретной задачей .Это могут быть работы красками (акварель, гуашь). Графика – цветные мелки, граттаж, цветные карандаши; акватипия, лепка, аппликация. Эти техники дают возможность освоить элементарные приемы работы. Получить навыки в рисовании предметов и явлений окружающей жизни на доступном для ребенка уровне.

Коллективные и групповые работы

Этот метод широко применяется. Дети делают индивидуальные работы, а учитель монтирует их на общий лист, создавая сюжетную композицию.

Оценка деятельности детей

проходит доброжелательно. Неудачные работы можно не оценивать.

Оценка практической работы

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Из лучших работ детей регулярно организовывают выставки.

Поощряется трудолюбие – поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений.

Расширение видов деятельности на занятиях.

1.Обогащение словарного запаса.

2.Рисунки игрушек с натуры и по памяти.

3.Рисунки к сказкам.

4. Групповые и коллективные работы.

5. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

6. Освоение различных техник: живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики –, карандашом, фломастер, граттаж монотипия; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.

7. Декоративно-прикладное искусство: роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани – имитация батика.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.008 с.)