Ш. Исследование восприятия и воспроизведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ш. Исследование восприятия и воспроизведения



Мелодики различных интонационных типов

Высказываний

HI.1. Исследование восприятия мелодики различных типов высказываний

этом разделе обследования изучаются способности ребенка ^нивать звучание двух одинаковых по составу словоформ пред­аний различной интонации, различать интонацию на слух, ь *атериал исследования: повествовательные, вопроситель-* восклицательные предложения, предъявляемые попар-


но: повествовательное и вопросительное, затем повествователе, ное и восклицательное.

1. «Ане подарили альбом». «Ане подарили альбом?»

2. «Коля приехал на автобусе?» «Коля приехал на автобусе».

3. «В субботу мы пойдем в зоопарк». «В субботу мы пойдем в зоопарк!»

4. «Дед Мороз принес подарки!» «Дед Мороз принес подарки».

Процедура: ребенку предлагается прослушать два одинако­вых но составу словоформ предложения, произнесенных с раз­личной интонацией:

а) повествовательной и вопросительной;

б) повествовательной и восклицательной.

Чтобы порядок предъявления предложений не был стандарт­ным (сначала только повествовательные, затем вопроситель* ные (восклицательные)), высказывания даются вразбивку. За­тем в процессе беседы выясняется, существуют ли различия в интонации произнесения предложений и в чем Эти различия заключаются. В целях лучшего понимания задания проводит­ся обучение на одной нарс предложений.

Задание 1: «Слушай внимательно. Если ты услышишь, что я голосом спрашиваю, хлопни в ладоши, если нет — пе хло­пай».

Задание 2: «Слушай внимательно. Если ты услышишь, что я голосом о чем-то восклицаю, говорю громче обычного, хлои-ни в ладоши, если нет — не хлопай».

Оценка самостоятельности:

• самостоятельный ответ без дополнительных вопросов и разъяснений;

• частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении цели задания;

• несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений инструкции и дополнительных Оби чающих примеров).

Опенка правильности выполнения:

• правильный ответ (ребенок правильно определил интон» ционный тип всех предложенных пар высказываний);

• частично правильный ответ (не во всех парах предложи ний ребенок верно определил интонационный тип высказыв» ния);


. неправильный ответ (ребенок неправильно определил за-яый тИП высказывания во всех парах предложений).

Ill-2. Исследование умения ребенка воспроизводить „-,0дику различных интонационных типов высказываний

В этом разделе обследования изучаются возможности ребен­ка использовать в речи различные (по цели высказывания) типы интонационного оформления.

Материал исследования: повествовательные, вопроситель­ные и восклицательные предложения.

1. «Коля надел коньки?»

2. «Коля надел коньки».

3. «Mama убрала игрушки?»

4. «Маша убрала игрушки».

5. «Мама пришла!»

6. «Мама пришла».

7. «Праздник начался!»

8. «Праздник начался».

Процедура: сначала ребенку предлагается повторять назван­ные ему предложения с той же интонацией, с которой они были предъявлены.

Затем при предъявлении красной карточки предлагается самому произнести эти предложения с вопросительной инто­нацией, а при предъявлении синей карточки — с повествова­тельной.

После этого ребенку предлагается повторить предложения с повествовательной и восклицательной интонацией.

Затем при показе зеленой карточки ему предлагается само-

Т воспроизвести предложение с восклицательной интонаци-

гй. а при предъявлении синей карточки — с повеет вовате ль -ной.

Для лучшего усвоения последнего задания предварительно проводится обучение на двух предложениях.

«адание 1: «Внимательно послушай, повтори точно так же».

Задание 2: «Будь внимателен! Если я подниму красную

карточку, спроси, что сделал Коля (что сделала Маша), если

1юю, скажи, что сделал Коля (что сделала Маша)».

задание 3: «Будь внимателен! Если я подниму зеленую

рточку, воскликни, кто пришел (что праздник начался), если

июю, скажи, кто пришел (что праздник начался)».


Оценка самостоятельности:

• самостоятельный ответ без дополнительных вопросов ы разъяснений;

• частично самостоятельный ответ с минимальной помощью экспериментатора, заключающейся в повторении цели задания-

• несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений задания и дополнительных обучаю-щих примеров).

Оценка правильности:

• правильный ответ (все нредложишые интонационные типы высказываний воспроизведены правильно);

• частично правильный ответ (правильно воспроизведены предложенные интонационные типы только но образцу);

• неправильный ответ (множественные ошибки во всех пред­ложенных заданиях).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.008 с.)