II. Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания



II.1. Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания с опорой на наглядность

В этом разделе обследования изучаются возможности ребеи-ка понимать связь интонации, в частности основного тона вы­сказывания, со смыслом высказывания. В качестве опоры используется наглядное изображение различных ситуаций.

1-я серия заданий направлена на исследование возможнос­тей ребенка соотносить основной тон высказывания с нагляд' ным изображением.

Материал исследования: «Миша заболел и не пошел в дет­ский сад». (Предложение произносится жалобным, грустным тоном.)

Наглядный материал: картинки с изображением весело

и грустного мальчиков.

Процедура: ребенку предлагается прослушать цредложеии* произнесенное жалобным, грустным тоном, выбрать картинку» к которой подходит произнесение, и обосновать ответ. В <*,ЛУЧ затруднения при ответе предложение прочитывается по* но, предлагаются дополнительные вонросы.

 

J


Чядяние: «Посмотри внимательно на картинки. Я прочи- ю тебе предложение, а ты подумай и скажи, к какой кар-ке оно больше подходит. Почему?» Дополнительные вопросы:

1. «Какой мальчик изображен на первой картинке, на вто­рой картинке?»

2. «Как я прочитала предложение: весело, радостпо или грустно, с жалобой?»

3. «К какой картинке больше подходит это предложепие?»
Во 2-й серии заданий исследуются возможиости ребенка

дифференцировать основной топ высказывания в связи с на­глядным изображением.

Материал исследования: предложение, произпесспное два раза с различной интонацией:

1. «Папа купил елку!» (Радостно, весело.)

2. «Папа купил елку...» (Недоуменно, разочарованно.)
Наглядный материал: картинки с изображением двух кон­
трастных ситуаций:

1. Папа принес домой красивую пушистую елку. Мальчик встречает его (стоит спиной).

2. Папа принес домой маленькую «лысую» елку. Мальчик встречает его (стоит спиной).

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть две картин­ки. Затем взрослый дважды произносит предложение, каждый - с различной интонацией. Ребенок должен соотнести ва­рианты прочтения с соответствующей картинкой и обосновать твет. В случае затруднения при ответе ребенку предъявляют­ся дополнительные вопросы.

Задание: «Рассмотри внимательно картинки. На пих изоб->ажеиа весна. Я произнесу предложение, а ты покажи, к ка-ои картинке оно больше подходит. Почему?» Дополнительные вопросы:

1- «Как прозвучало предложение в первый раз (радостно или грустно)?»

~* *К какой картинке подходит такое прочтение?» тип *^аК "Розвучало предложение во второй раз? Какой кар-«ике это соответствует?» Вия ИСТема °Цен<>к: критериями оценки восприятия и попима-Ваг С8ЯЗи °сновного тона и смысла высказывания с опорой на - алдость служит самостоятельность и правильность ответов. Денка самостоятельности: самостоятельный ответ без дополнительных вопросов;


частично самостоятельный ответ с минимальной иомощы-взрослого, заключавшейся в повторении вопросов и заданий*

• несамостоятельный ответ (после совместного рассмятри, вания и беседы по предложенным картинкам, дополнительных вопросов).

Оценка правильности:

• правильный ответ (основной тон высказывания определен верно, ребенок правильно соотнес интонацию произнесения с наглядным изображением ситуации, сумел обосновать свой ответ);

• частично правильный ответ (ребенок верно определил основной тон высказывания, правильно соотнес его с изобра­жением на картинке, но обосновать свое мнение но смог);

• неправильный ответ (ребенок неправильно соотнес инто­нацию произнесения с изображениями на картинках или, правильно описывая ситуацию на картинке, не смог соотнес­ти с интонацией произнесения предложений, выбрать подхо­дящий вариант).

11.2, Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания без опоры на наглядность

В этом разделе обследования изучаются возможности ребен­ка определять основной тон, соответствующий смыслу выска­зывания.

Для прослушивания ребенку предлагаются предложения, прочитанные одним ярким тоном, соответствующим смыслу высказывания.

Материал исследования:

1. «За окном целый день моросит холодный дождь» (пе­чальный тон).

2. «Дети весело играли на площадке» (радостный тон).

3. «Катя потеряла любимую куклу» (жалобпый тон).

4. «Положи игрушки на место!» (приказной тон).

5. «Родители гордятся моими успехами» (гордый тон).

6. «ДаваЙ погуляем во дворе!» (тон приглашения).

7. «Почему ты не позвонил?» (тон обиды).
Процедура: ребенку предлагается один раз нрослушать нреД

ложение, прочитанное тоном, соответствующим содержанию Я основной мысли высказывания. Затем ребенок должен опреДе' лить основной тон высказывания в предложении. Если у пего


ОЯЦКЭ10Т затруднения, вопрос и задание повторяются. Если этом случае он не может дать ответ, предлагается допол­нительный вопрос.

Задание: «Я прочитаю тебе предложение. Слушай внима-ьн0, скажи, как оно прочитано: радостно или грустно (гор-или грустно; печально, с жалобой или весело; звучит как приказ или просьба, приглашение)?»

дополнительный вопрос: «Какие слова подсказывают, как прочитано предложение?» Оценка самостоятельности:

• самостоятельный ответ (ребенок самостоятельно ответил и обосновал свой ответ, не прибегая к помощи взрослого, зак­лючавшейся в дополнительных вопросах);

• частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторных прочтениях материала исследования;

• несамостоятельный ответ (только после предоставления вариантов ответа, повторений материала исследования и до­полнительных вопросов).

Оценка правильности выполнения:

• правильный ответ (ребенок верно определил основной тон высказывания, правильно соотнес интонацию произнесения со смыслом предложения, сумел обосновать ответ);

• частично правильный ответ (ребенок верно определил основной тон высказывания в предложении, но не смог обо­сновать свой ответ);

' неправильный ответ (ребенок неверно определил основной тон предложения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)