Демократия Создателя сновидений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократия Создателя сновидений



В исследовании того, как едва уловимый опыт из сферы Сновидения проявляется в повседневном осознании, мне очень помог древний буддийский текст Абхидхамма. Эта книга «высшего учения», как ее называют, содержит в себе подробное и научное понимание природы восприятия. Если вас интересуют восприятие, сны и Сновидения, то вы должны узнать об этой книге! В ней говорится, что все наблюдаемое вами, любое восприятие, состоит по меньшей мере из семнадцати разных стадий. Если вы изучаете и тренируете свои собственные процессы восприятия, то будете способны различать в них семнадцать или более различных стадий.

С того времени, когда что-то во мне намеревается выглянуть из окна моего офиса, до того момента, когда я действительно смотрю в окно, происходят от семнадцати до сорока пяти актов восприятия. Согласно древним учениям в простейшей формулировке, имеется семнадцать «моментов»; по самой сложной, существуют сорок пять разных частей восприятия. Большинство из нас в обычных состояниях ума не замечают этого уровня восприятия. Но мы больше не говорим о «среднем» повседневном уме; мы говорим о тренировке ума для того, чтобы замечать едва уловимые измененные состояния сознания.

Согласно учениям Абхидхаммы, если вы понимаете, что все переживаемое вами возникает и исчезает, если вы понимаете, что это возникновение и исчезновение восприятия происходит полностью без вашего участия, то вы будете способны отстраняться от любого события, поскольку знаете, что все приходит и уходит. Все просто происходит. Никто этого не делает! В некотором смысле, в Сновидении никто ни за что не отвечает, и помимо этого, это не вы воспринимаете события.

Возможно, вы подумали, что это вы воспринимаете что либо, но в действительности, если вы научились замечать, как возникают и сходят на нет чувства, ощущения и наблюдения, то, для начала, заметите, что на стадии Сновидения восприятие просто случается.

Буддизм как процесс

Когда вы исследуете основные элементы своего осознания в медитации, то можете видеть, что ваш первичный процесс – то есть, ваша обычная личность, или «маленькое я» – в действительности представляет собой продукт осознания, а не его источник. Процесс осознания открывает, что Создатель сновидений создает множество видов выражений, одна из которых – это ваше «маленькое я», другая – ваша собака; к числу прочих относятся птицы на вашем заднем дворе и лужайка перед домом. Все, что вы называете своими способностями и своими проблемами, создается Им – внушающей благоговение внутренней творческой силой, которую я назвал «Создателем сновидений».

Возьмем следующий пример восприятия, которое происходило со мной в процессе пробуждения однажды утром в Портленде. Я спал в постели рядом с Эми; я храпел. Затем точно в 6:30 утра снаружи спальни, снаружи нашего дома раздался громкий лязг. Было утро понедельника, и мусороуборочная машина подбирала мусор.

Таково простое описание событий – но только с точки зрения общепринятой реальности! Эти события можно было бы снять на видеопленку. Однако мое Сновидение и мои сны имели другую точку зрения. Когда раздавались храп и лязг я еще более или менее спал, и переживал другие вещи, нежели обыденную реальность.

Насколько я могу вспомнить, сначала я заметил что-то вроде звука, но еще не вполне мог назвать это «звуком». Я лишь знаю, что происходящее более не воспринималось мной как глубокий сон. История моего осознания постепенно переходит из мира Сновидения в сны Страны грез. Что-то было замечено на стадии Сновидения. Нельзя было бы сказать, что я заметил что-либо – только то, что нечто было замечено. Я смутно помню, что затем, в следующем состоянии Страны грез, происходила какая-то музыка. Сталкивались и звенели цимбалы. Они производили большой шум. Бам, дзинь. Все еще в полусне, я наблюдал невероятную симфонию. Великую музыку. Затем почему-то произошло что-то еще, и я обнаружил, что мое тело поднимается и садится на край постели. Я заметил, что окно открыто, и я почему-то смотрю наружу.

Именно тогда я, наконец, услышал внешний шум и внезапно понял, что он исходит от мусороуборочной машины. Этому пониманию предшествовал ряд процессов. Сперва я, используя свое наиболее осознанное внимание, заметил, что с моим восприятием происходит нечто очень неуловимое. С этого события начался процесс пробуждения.

Но потом в моем просыпающемся уме что-то, в конце концов, решило, что мусороуборочная машина более важна, чем цимбалы, музыка и то самое раннее нечто, с чего начался весь процесс. Что-то во мне как бы сказало мне: «Забудь этот сон о цимбалах и музыке. Это все из сна, оно не имеет смысла. Забудь ту сущность, что была перед музыкой. Реальна мусороуборочная машина – ложись спать снова или вставай, но в любом случае, вполне можно забыть музыку или сущность». В результате, мне пришлось потрудиться, чтобы вспомнить свой сон и сущность, которая ему предшествовала.

Весь только что описанный процесс восприятия, происходивший со мной утром в Портленде, на самом деле занял несколько секунд реального времени – того времени, которое вы можете измерить по своим часам. Однако, эти секунды были дивными и ключевыми моментами в моей жизни. Согласно буддийской Абхидхамме, в первые моменты Сновидения, еще перед тем, как были замечены цимбалы, произошли семь различимых стадий восприятия. Я описал эти первые моменты лишь несколькими фразами о каком-то раннем этапе пробуждения. Тем не менее, адепты медитации способны замечать в своем восприятии множество мелких стадий.

Стадия, простирающаяся от наиболее глубокого сна до существования сновидения, представляет собой то, что я назвал «Сновидением», или чувственным восприятием. * На этой стадии что-то в моем теле знает, в чем дело, однако личность, которую я называю «Арни» еще не присутствует.

(Первичное) чувственное восприятие представляет собой дословесный, недуалистический опыт. Он составляет часть области Сновидения, первой области на Рис. 5.

 

Стадии восприятия   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Область восприятия 1. Сновидение 2. Страна грез 3. Обыденная реальность
Что воспринимается Чувственный, дословесный опыт Двойственность, части Страны грез Память о частях
Опыт осознания Осознанность относительно Сновидения Осведомленность о сновидениях Сознание обыденной реальности
Фильтрация опыта осознания   Маргинализация   Бровки (края)   Подавление (вытеснение)

 

 

Как можно видеть на этом рисунке, в долю секунды после первых семи стадий возникают еще семь – стадии с восьмой по четырнадцатую в системе Абхидхаммы. Я называю вторую область «Страной грез», где появляется «Я». В Стране грез мне снится сон с цимбалами и музыкой. Я нахожусь в мире двойственности, мире частей. Появляется «Я» и начинает думать, что слышит звон цимбал. Мне кажется, что я слушаю симфонию. Поскольку на этом этапе я обладаю осознанностью, я замечаю, что мой музыкальный сон случился после того первоначального возмущения, в котором имел место чувственный опыт выхода из состояния глубокого сна.

Восприятие разворачивается и, наконец, я попадаю в третью область – обыденную реальность (стадии Абхидхаммы с пятнадцатой по семнадцатую) – где я встаю с постели, подхожу к окну и вижу мусороуборочную машину. Теперь я думаю, что мусороуборочная машина «реальна», а все остальное – сон. И потому я забываю и маргинализирую то, что происходило в Стране грез и Сновидении, в пользу реальности (см. Рис. 6 и 7).

(Рис. 6. Реальность консенсуса: мусороуборочная машина.

Рис. 7. Страна грез: звуки музыки цимбал)

Эти семнадцать стадий переживает каждый, хотя мы, возможно, не привыкли прослеживать наблюдения с подобной точностью. Почему мы так привязываемся к различным мирам, в которых находимся – к Стране грез, а затем к реальности консенсуса? Почему мы любим быть в глубоком сне и Сновидении, так верим в свои сны, находясь в Стране Грез, а потом так привязываемся к реальности консенсуса, когда бодрствуем? Почему, находясь в каждой реальности мы считаем ее единственно существующей и склонны забывать все остальное? Когда мы пребываем в Сновидении, оно имеет для нас первостепенное значение. Когда мы оказываемся в Стране грез, то забываем о Сновидении, из которого происходят наши сны. К тому времени, когда мы проснемся, мы забываем большую часть своих снов, музыки и своего Сновидения.

Что-то внутри нас побуждает нас забывать, откуда происходят сны. Я чуть не сказал, что «мы» делаем этот выбор, но в действительности это не совсем так. Нечто в нас, в Стране грез, решает не замечать или маргинализировать первоначальные возмущения, которые имели место в Сновидении. Затем, когда мы возвращаемся в обыденную реальность, нечто маргинализирует или забывает симфонию, так что мусороуборочная машина, в конце концов, становится просто мусороуборочной машиной, а не музыкой.

Нечто маргинализирует непрошенные, неудобные восприятия. Если только вы не адепт медитации, опыт Сновидения маргинализируется на самых ранних стадиях восприятия без вашего осознания. Именно так создается личность. Нечто не допускает событий и впечатлений, которые кажутся непонятными или несоответствующими, и потому эти впечатления остаются без внимания. Например, если в данный момент я лежу в постели, незначительные странные, волноподобные впечатления могут маргинализироваться просто потому, что они не согласуются с устойчивым впечатлением лежания в постели. В другой момент могут маргинализироваться побуждающие энергии или даже усталость. В любом случае, к тому времени, когда у вас имеется впечатление, что вам снится сон в Стране Грез, существуете вы и не-вы. Нечто – ваше тело или Создатель сновидений вселенной – маргинализирует чувственные взаимодействия, предшествующие сновидениям.

Вероятно, подобная маргинализация ответственна за то, что западные психотерапевты сосредоточиваются на снах, а не на Сновидении, поскольку сны, с их поддающимися определению частями и ассоциациями, ближе к обыденной реальности консенсуса.

Какую более важную цель преследует Создатель сновидений, маргинализируя едва уловимый чувственный опыт? Я не знаю. Я даже не знаю, можно ли последовательным и разумным образом отвечать на такие вопросы о Сновидении, исходящие из реальности консенсуса. Я точно знаю лишь то, что Сновидение Создателя сновидений имеет тенденцию развертываться в виде частей и миров, которые забывают друг о друге. Я также точно знаю, что без сновидений у нас не было бы никакого ощущения относительности нашей реальности консенсуса. Мы нуждаемся в снах и Сновидении, чтобы наблюдать повседневный мир. Точно так же, без реальности консенсуса и снов Сновидение никогда не могло бы познавать себя. Жизнь была бы просто непрерывным течением. Возможно, были бы только состояния «опьянения божественным» и «никого», чтобы оценить по достоинству эти состояния бытия. Возможно, Создателю сновидений нравится создавать индивидуальные части снов, жизненные формы, людей и объекты, чтобы познавать Себя в бесконечных подробностях и непрестанных преобразованиях.[28]

Как бы то ни было, Сновидение создает личность. В каждый момент нечто сновидит вас, маргинализируя единый мир, заставляя вас чувствовать так, будто есть вы, а все остальное – не-вы, либо не существует. Сновидение, Время Сновидения аборигенов, подвергается маргинализации. И тогда вы можете представлять себя только этой единичной, одинокой личностью.

Однако, если вы медитируете и расширяете свое осознания, то замечаете, что на самом деле вы и все «ваши» мысли создаются не вами. Вы знает, что возникаете, что вас создают, и ваши мысли возникают. Внезапно у вас складывается впечатление, что реально именно Сновидение, а не вы! Вы – это иллюзия, создаваемая Сновидением и Его временной маргинализацией всего остального в качества не-вас. Вот почему я говорю, что для того, чтобы понимать что-либо о себе самом и, особенно, о своих снах, вам нужен доступ к Сновидению и к этой великой и непостижимой сущности – Создателю сновидений. Этот космический разум заставляет меня думать, что я – личность, забывая Самого Себя.

В своей книге «Квантовый Ум» я указываю, что принципы и законы вселенной – можно было бы сказать, ее «планы» на данном этапе эволюции – по-видимому, состоят в том, чтобы расширяться, дифференцироваться на части. Вот почему есть вы и я в количестве свыше шести миллиардов на этой планете, и в еще большем в этой вселенной. Вселенная расширяется, образуя множество частей, а затем, теоретически, будет снова сокращаться к Сновидению. Физика этого процесса носит гипотетический характер и не доказана, но медитацию и восприятие можно переживать сейчас в Стране грез и Сновидении. Ваш ежедневный опыт показывает, что вы забываете ум сновидения и очаровываетесь собой, как отдельной личностью. А потом, ночью, вы, так сказать, сокращаетесь и возвращаетесь к сновидению.

Буддисты учат, что коль скоро вы знаете, что возникаете из пустоты, то можете отстраняться от себя самого и событий повседневной жизни. Именно тогда вы можете смеяться, подобно мастеру Дзен. Когда вы близки к Сновидению, самые серьезные вещи относительно этого мира кажутся забавными и не обязательно важными. Тогда вы, своим изначальным природным умом, своим открытым умом начинающего, своей природой Будды, ясно видите различные реальности: Сновидение, Страну грез и повседневную реальность.

При наличии осознанности вы замечаете, как Сновидение размышляет о себе (или отражает себя), и возникаю части; вы – одна из этих частей. Затем ваше маленькое «я», так сказать, укрепляется путем маргинализации Сновидения. Коль скоро вы становитесь прочной и установившейся личностью, ваше маленькое «я» продолжает следить за тем, чтобы все, что не является вами, оставалось таковым. Если вы ученик, то вы не учитель. Потом, когда вы – учитель, вы не ученик.

Это напоминает мне о двухлетней девочке, с которой я недавно работал. Мы играли, сидя на полу, и в какой-то момент я начал вести себя как ребенок. Когда я играл с ней, притворяясь ребенком, она ясно сказала мне: «Арни, Нет! Ты человек. Ты не ребенок!» В ее представлении, она была ребенком, поскольку ей два года, а я был человеком! Мы не были друг другом. Вот как эта вселенная развертывается в отдельные части и поддерживает их разделенность.

Миры реальности консенсуса и Страны грез создаются аналогичным образом. Согласно буддийским учениям, если вы действительно хорошо узнаете себя, то становитесь способны замечать чувственный уровень, и знаете что можете решить не маргинализировать его. Вы знаете, что на некотором уровне не «меня» или «вас», а есть только «Оно».

На практике, ваша тенденция маргинализировать опыт случается на чувственном уровне. Если вы обладаете осознанностью в отношении чувственного опыта, то можете уловить, когда это происходит, и повернуть тенденцию вспять. Вы можете предсказывать персонажи сна, замечая, как они возникают. Персонажи сна – это лики чувственного опыта. Сны указывают обратно на Сновидение.

Когда ваше осознание открыто, вы осознаете чувственный уровень опыта, маргинализацию на этом уровне, и придание большего значения Стране грез и реальности консенсуса. Такого рода осознание было бы разновидностью «просветления», по которым я подразумеваю одновременное наличие осознанности в отношении Сновидения и осознание частей.

В примере с мусороуборочной машиной я был в необычном состоянии осознанности. Нечто во мне заметило, что мой сон нарушен. И я также осознавал появление этого нарушения в мире частей в качестве музыки в Стране грез. Затем я заметил появление этого нарушения в реальности консенсуса в виде мусороуборочной машины. Но даже глядя на мусороуборочную машину, я все еще смутно осознавал, что эту машину и ту симфонию создало некое непостижимое, таинственное Сновидение.

Эта тайна хотела видеть себя в форме музыки и мусороуборочной машины. Затем я почти забыл все это. Я хочу сказать, что само сновидение представляет собой конечное выражение чего-то, уже имеющего вполне солидную историю возникновения.

Маргинализация и бровки

Маргинализация происходит еще до появления «я». К тому времени, когда вы воспринимаете, что вы наблюдаете части не-вас, между вами и всем остальным существует барьер, «бровка».* Вы испытываете опыт, что они отдельны от вас.

Различие между бровками и маргинализацией состоит в том, что маргинализация происходит на чувственном уровне и без участия «я». Бровки требуют присутствия «я». С точки зрения сферы Сновидения, вы возникаете и, при отсутствии тренировки, забываете о Сновидении. Именно это забывание я и называю маргинализацией. Маргинализация помогает создавать вашу отдельную личность и восприятие других вещей, которые считаются не-вами. Маргинализация заставляет вас считать свои мысли мыслями единичной изолированной сущности.

Для того, чтобы более понятно объяснить маргинализирующую тенденцию Создателя сновидений, можно использовать аналогию с театром. В театре кто-то должен быть на заднем плане, чтобы управлять занавесом. И кто-то должен управлять огнями рампы и прожекторами. Имеется публика, которая приходит в театр развлекаться. В некотором смысле, Создатель сновидений создает театр, сцену, объекты и людей повседневной жизни. Тенденции Создателя сновидений управляют театральным освещением, высвечивая одни вещи и затеняя другие. Хотя Создатель сновидений и не человек, мы можем вообразить Его осветителем, направляющим прожектор на сцену.

Аналогия с прожектором позволяет ощутить, сколь специфично фокусируется наше внимание. Прожектор освещает только одну часть сцены, а остальные люди, части и персонажи остаются в тени или на границах. Иными словами, маргинализация происходит, когда прожектор останавливается только на отдельных актерах, игнорируя всех остальных в театре.

Таким образом, вы можете сидеть в зрительном зале и наслаждаться пьесой, каждый раз сосредоточиваясь на одной сцене или одном актере. Точно так же, мы выступаем как зрители, наблюдающие события в Стране грез или реальности, не обращая внимания на существование самого театра с его множеством аспектов, включая Создателя сновидений, который управляет всем представлением. Маргинализация происходит еще до того, как есть человек, приходящий в театр. Создатель сновидений осуществляет маргинализацию путем использование прожекторов! (см. Рис. 8)

(Рис. 8. Создатель сновидений сосредоточивает внимание, высвечивая одну фигуру или сцену, и затеняя (маргинализируя) все остальное)

Когда Создатель сновидений – скажем, Ум Бога – помещает вас в луч прожектора, вы находитесь в зрительном зале и видите самого себя во сне. Таким образом, вы становитесь отделенным от всего остального и становитесь личностью, находящейся в теле в определенное время и в конкретном месте. Например, «Арни» – это одна из ролей, созданных Создателем сновидений. Еще одной ролью могли бы быть вы.

Но коль скоро вы участвуете в пьесе или смотрите ее, вы можете ощущать, что в этой пьесе не должно быть некоторых других людей и событий. Поскольку есть вы, мы можем говорить, что у вас имеется «бровка». Возможно, вы хотите забыть некоторых персонажей или некоторые события этой пьесы или даже всю пьесу, само сновидение. Таким образом, тогда как маргинализация случается на самом глубоком уровне осознания, бровки ближе к вашей обычной, повседневной психологии. Бровки – это то, что делает вас недемократичным по отношению к некоторым фигурам и частям вас самого. Вы не считаете, что они заслуживают того, чтобы быть представленными в вашей жизни.

По мере развития осознанности, вы вспоминаете Создателя сновидений, который выражает Себя посредством всего и всех. Осознанность помогает вам ценить всех, участвующих в этом театре. Вы знаете, что для пьесы нужны все, что у всего есть потенциально важная – если даже и кратковременная – роль во всем спектакле жизни. Хотя Создатель сновидений в тот или иной момент маргинализирует определенный опыт, включая Самого Себя, со временем и при наличии осознанности, вы сможете замечать, как это происходит, и при желании обращать эту тенденцию вспять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.022 с.)