Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Получение большей информации о Сновидении
Чтобы узнать больше об общей природе процесса Сновидения сновидца, может быть, полезно делать замечания или задавать вопросы относительно самых неуловимых настроений и чувств, которые едва поддаются словесному определению. Обращайте внимание на мимолетные телесные сигналы сновидца, ибо они служат признаками Сновидения; замечайте чувства удобства и неудобства. Если вам или сновидцу не вполне удобно, выясняйте подробности смутного неудобства. С этими неуловимыми настроениями и чувствами связаны символы сновидения. Настроения. Большинство из нас неохотно говорят о своих настроениях; мы научились их маргинализировать. Но чтобы понимать процесс сновидения и интерпретировать сон, вы должны знать, какого рода настроения движут сновидцем в течение дня (ниже я приведу пример). Дыхание и осознание. Если сновидцу оказывается трудно установить контакт со своими настроениями и чувственными переживаниями, попросите его сосредоточиться на дыхании, считая каждый выдох от одного до десяти. Потом, после того, как ум успокоится, попросите его описывать любые неуловимые ощущения и чувства. (Об этом говорилось в главе 4). Даже при такой подготовке некоторые сновидцы не способны подробно рассказать о своих чувственных переживаниях Сновидения. Не форсируйте ситуацию. Им нет нужды сосредоточиваться на Сновидении – оно повсюду вокруг них. Поскольку Сновидение нелокально, вы можете чувствовать Сновидение: Спросите себя о своих чувственных переживаниях при нахождении рядом со сновидцем. Каково ваше глубочайшее ощущение бытия, когда вы находитесь рядом с этим другим человеком? Невысказанные чувства, возникающие у вас в присутствии сновидца, дают вам ощущение его или ее нелокального Сновидения. Испытываете ли вы чувство головокружения, счастья, грусти, усталости, замкнутости, или…? Чувственный опыт нелокален; то есть, Он не признает никаких пространственных границ. Поэтому вы можете исследовать, как подобный опыт относится и к вам, и к другому человеку. Чувственный опыт соединяет вас с другим. При всякой возможности обращайте внимание на собственный чувственный опыт, либо на чувственный опыт других людей. Примеры чувственного опыта Когда я спросил одну из своих клиенток, Элизабет, какие чувства у нее были, когда она утром вставала с постели – чувства, которые она обычно маргинализировала или оставляла без внимания – она ответила следующее:
Элизабет: Очень мечтательное состояние. Так не хочется вставать! Я пошел дальше и спросил, нет ли каких-то периодически повторяющихся проблем, которые расстраивают ее с утра или в течение дня. Арни: Элизабет, какие чувства, периодически повторяющиеся в течение дня, иногда вас расстраивают? На этом этапе она не могла ответить, и я по какой-то причине начал чувствовать неудобство, почти нетерпение, спешку. Поэтому я сказал ей, что чувствую, будто меня что-то подгоняет. К моему огромному удивлению, она ответила так: Элизабет: Ну, порой я чувствую, будто меня что-то подгоняет, извне. Это почему-то напоминает мне о сне, в котором отец гонялся за мной по дому! В действительности я чувствую необходимость спешить. В этом примере чувственные переживания Элизабет – мечтательное состояние, нежелание вставать – и ее, мои или, скорее наши «нелокальные» чувства спешки, возможно, были связаны с конкретными персонажами сна – тем, кто пребывает в мечтательном состоянии, и другим, кто гоняется за ней, ее отцом. Ее настроение и нежелание вставать, возможно, были чувственной сущностью конфликта между тем, что проявляется в Стране грез как две части ее самой – мечтательницы и отца, который подгоняет ее (по-видимому, для того, чтобы заставить ее что-то сделать в повседневной реальности). Давайте пока не будем дальше работать над этим сном. Я просто хотел дать вам представление о том, как собирать информацию о Сновидении и эмпирически видеть, каким образом сущность носит нелокальный характер, и как она может «возводить себя в квадрат», превращаясь в различные персонажи Страны грез, такие, как отец и дочь (см. Рис. 18). (Рис. 18. Уровни опыта Элизабет.
Мы рассматривали то, как получать информацию о Сновидении и о связи между Сновидением и Страной грез. Теперь давайте узнаем побольше о Стране грез. Для этого есть много способов; некоторые из них упоминались в главе 5. Вы можете добираться до чувственной сущности символов медитируя на них, сплетничая о них, ощущая их как веточки, которые пускают корешки, а также как корни событий, вырастающих из этих веточек.
Ассоциативные методы Теперь давайте начнем исследовать методы сбора ассоциаций с символами, которые населяют Страну грез. Существуют, по меньшей мере, четыре вида ассоциаций. 1. Личные 2. Соотносительные 3. «Всплывающие» 4. Коллективные Первый тип – личные ассоциации. Что вы, сновидец, думаете или чувствуете (или то и другое вместе) в отношении того или иного персонажа сна? То есть, что вы думаете и чувствуете в отношении другого со своей индивидуальной точки зрения? Эта информация имеет решающее значение для понимания того, почему в снах персонажи ведут себя именно так, а не иначе. · Важнейший вопрос для сновидца таков: Что я думаю или чувствую в отношении конкретного персонажа сна? Второй тип – соотносительные ассоциации. Что этот другой персонаж думает о вас, чувствует в отношении вас? · Сновидец должен спросить себя: «Что этот персонаж в моем сне чувствует в отношении меня?» Например, в случае со сном Элизабет нам нужно было бы спросить, что ее отец думает о ней, какие чувства в отношении нее он испытывает. В соотносительных ассоциациях мы спрашиваем: «Какие ассоциации я вызываю у персонажа сна?». Это важно знать по многим причинам. Например, если вам многократно снится критичный человек, и вы, судя по всему, всегда получаете отрицательные чувства и интерпретации по поводу своих снов, вы знаете, что такая интерпретация исходит от этого персонажа сна, а не от большей, более глубоко демократичной части вас – Сновидения. Внутренний критик всегда говорит, что вы – несносное и никчемное ничтожество. Безусловно, это – не единственно возможная интерпретация. Третий тип – «всплывающие» ассоциации. Это как воздушная кукуруза. Что всплывает у вас в уме по ассоциации с данным словом? Чтобы получать ассоциации, нужен непредвзятый повседневный ум. Чтобы получить всплывающую ассоциацию, нужно прислушиваться к своему Большому «Я», к чувственному миру, стоящему за данным персонажем сна. Нужно иметь почти затуманенный ум, расслабленный опыт, когда вы почти сновидите перед тем, как спрашивать о всплывающей ассоциации. · Чтобы получать всплывающие ассоциации, сперва создайте атмосферу расслабленности и открытости, так сказать, бездумности. · Затем спросите себя: «Что всплывает по ассоциации, например, с именем Молли или словом “отец”?» Вам может понадобиться повторить это несколько раз. Молли…Молли…Молли. Используйте различные интонации голоса; произносите слово-символ с различными чувствами, и берите первые слова возникающих переживаний.
Такого рода ассоциации нередко бывают неожиданными. Ваше маленькое «я» знает, когда вы получили доступ к Большому «Я». Оно чувствует так, будто вы действительно оказались в Сновидении, так как начинает оживать больше информации, и больше нет никакой необходимости собирать информацию, поскольку она кажется само-порождающей. Вопрос о всплывающей ассоциации, заданный в правильной атмосфере, порождает целые истории; начинается просто поток воображения.
Четвертый тип – коллективные ассоциации. К.Г. Юнг привлек наше внимание к коллективным или «архетипическим» ассоциациям. Что ассоциируется со словом «тетя» в разных культурах? Какие есть мифы или сказки о тетушках? Какие коллективные (древние или современные) представления или настроения связаны с данной частью сна? (Например, розы могут быть связаны с любовными историями, Днем святого Валентина, и т.п.). Если вам снится красный автомобиль, архетипической ассоциацией может быть «страсть». Почему? Если провести опрос, чтобы выяснить общепринятое мнение о красном цвете, вероятно, около 80% населения скажут, что красное означает сильное чувство или страсть. (Кстати, кто-то недавно рассказывал мне о полицейской статистике остановки автомобилей за превышение скорости. Чаще всего останавливают людей в красных машинах. Мне также говорили, что они должны платить более высокий страховой взнос!) Я свел эти четыре типа ассоциаций воедино в таблице на рис. 19. Сочетая всю ассоциативную, вызванную сплетничанием, и коллективную информацию о символах и их связях с корнями сновидения, вы сумеете лучше понимать свои собственные символы и символы других людей. Сновидец будет увлечен вашей совместной работой. Чтобы сделать ее полной, вам нужно больше знать о еще одной важной сфере – повседневной реальности консенсуса сновидца. Чтобы составить наиболее полное представление о сновидце, вам необходимо собрать информацию о его повседневной реальности, о ее триумфах и тяжких испытаниях. Но прежде чем перейти к этой теме – сбору информации о повседневной реальности, я хочу показать, как использовать информацию, которую мы уже собрали.
Рис. 19. Четыре типа ассоциаций Еще один из снов Элизабет Через несколько недель после нашего разговора, когда Элизабет вспомнила сон о преследовавшем ее отце, она рассказала, как однажды утром чувствовала себя так уютно, что снова не хотела вставать с постели. Она запомнила два отрывка сна, приснившегося ей в эту ночь. В первом отрывке сна она видела красивый цветок. Во втором отрывке она видела свою «чудесную» подругу Нэнси, «очень чуткого человека». Таковы были два отрывка ее сна – один о цветке, другой о «чутком человеке», Нэнси. Нам кое-что известно о ее Сновидении; она сказала, что чувствовала себя «уютно». Но, в действительности, мы пока мало что знаем о ее Стране грез (или ее обыденной реальности). Я спросил о ее всплывающей ассоциации с цветком, и она ответила: «Цветы…ммм… ну, они мне просто нравятся». Она не смогла сразу же получить всплывающую ассоциацию; вместо этого, она говорила мне о своем отношении к цветам – они «ей нравились». Я записал это и пошел дальше. Когда я спросил о ее всплывающей ассоциации с Нэнси, она, к собственному великому удивлению, сразу же ответила: «Нэнси похожа на цветок – открытая и нежная и очень внимательная!» Ее всплывающей ассоциацией было «нежная как цветок». Нэнси всем оказывает поддержку. Элизабет любит Нэнси, которая, по ее словам, также очень веселая. Затем она пустилась во всевозможные истории о заботливом характере Нэнси. Она была столь открытой к Нэнси, что я решил двигаться дальше спросив, что Нэнси думает о ней, Элизабет. Она ответила: «Нэнси много говорит о конфликтах со своим мужем, который всегда заставляет ее больше работать, и она любит рассказывать мне об этих ссорах!» Какие выводы можно сделать из этих ассоциаций? Прежде всего, оба отрывка сна – о цветке и о Нэнси – связаны друг с другом: символы цветка и Нэнси являются синонимами («Нэнси подобна цветку»). Соотносительная ассоциация с Нэнси помогла получить информацию о Стране грез. Здесь есть цветок, нежный, открытый человек, но также «конфликт» между Нэнси и ее мужем: «Нэнси много говорит о конфликтах со своим мужем, который всегда заставляет ее больше работать». Вспомните «преследователя», представленного в предыдущих снах Элизабет фигурой ее отца. «Преследователь» не представлен непосредственно в данных отрывках сна о цветке и Нэнси. Кроме того, вспомните, что несколькими неделями раньше Элизабет не хотела утром вставать с постели. Она сообщала о продолжающемся конфликте между желанием не слишком усердствовать, стремлением к уюту и работой. На этом этапе, не зная больше ничего о ее повседневной реальности, мы уже можем попытаться сделать духовную интерпретацию: с точки зрения Сновидения, в Элизабет поселился дух конфликта между «уютными» чувствами и «нажимом» повседневной реальности. Психологическая интерпретация, сосредоточенная на личности Элизабет, была бы чем-то вроде: «Элизабет растет, узнавая части самой себя, свой цветок и его конфликт с тем, кто на нее давит». На рис. 20 показано развертывание событий в Стране грез и Сновидении Элизабет. (Рис. 20. Сны и Сновидение Элизабет. Надписи на рисунке, слева направо против часовой стрелки: Страна грез; Нэнси; Уют, Цветок; Затруднение с подъемом с постели; Сновидение; Тот, кто принуждает; Преследователь)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.02 с.) |