Когнитивно-поведенческая терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивно-поведенческая терапия



 

Иногда в качестве одного из аспектов лечения людям, страдающим физическими недомоганиями, предлагают научиться новому отношению к своим проблемам или, другими словами, выработать новую когнитивную реакцию на них. В особенности обучение методу самоинструкций помогает многим пациентам справиться с сильной болью, включая боль, вызванную ожогами, артритом, хирургическими операциями, головные боли и боли в спине, боли при язве, множественном склерозе и во время прохождения противораковой терапии. Терапевты, применяющие метод самоинструкций, учат пациентов отказываться от негативных мысленных установок («О, нет, я не могу перенести эту боль!») и заменять их конструктивными установками, помогающими справиться с болью («Когда начнется боль, просто сделай небольшую паузу; думай о том, что ты должен делать») (Комер Р., 2005).

В основе психоэмоциональных расстройств, таких как тревога и депрессия, у пациентов с соматическим заболеванием с позиций когнитивно-поведенческой психотерапии лежат неадаптивные мысли, неверная обработка информации. Когнитивная модель понимания депрессии имеет дело с изменением суждений и переходом от бесполезных мыслей («Вы­хода нет») к решению проблемы и поиску выхода. Неадаптивные мысли характеризуются автоматичностью (самопроизвольным возникновением), слабой осознанностью и высокой устойчивостью. Помимо автоматических мыслей, являющихся переработкой текущей информации и ре­акцией на настоящий момент, имеют место глубинные установки и правила, представление о себе и об окружающем мире. Лечебный процесс в рамках когнитивно-поведенческой терапии состоит в распознавании неадаптивных мыслей, конфронтации с ними, их по­следующей коррекции и замене более реалистическими.

Психотерапевт помогает пациенту распознать автоматические или дисфункцио­нальные представления и установки, поддерживающие психоэмоциональное расстрой­ство. Тревожному и депрессивному пациенту свойственны искаженное восприятие реальности, стремление толковать факты в худшую сторону, например, мысли и вы­сказывания о себе без опоры на факты: «В дальнейшем состояние моего здоровья может так ухудшиться, что это приведет к смерти», «Болезнь отняла у меня все», «Я неудачник», «При таком сердцебиении может произойти инфаркт», «У меня ничего не получится», «Моя жизнь бессмысленна», «Я не в силах что-либо изменить» и т.п. Техники когнитивной терапии направлены на выявление, проверку и коррекцию оши­бочных мыслей. Например, при такой когнитивной ошибке, как «катастрофизация» («Всегда жду плохого, со мною может случиться только плохое»), психотерапевт в разговоре с пациентом показывает факты его жизни, опровергающие мрачные про­гнозы пациента. С помощью психотерапевта пациент научается выявлять у себя дис­функциональные мысли, связанные с тревожной или депрессивной тематикой (мысли о собственной ущербности, беспомощности, отсутствии выхода из трудной ситуации, непривлекательности и т.п.). Психотерапевт помогает пациенту осознавать возмож­ность иных, более позитивных истолкований и значений тех или иных событий. Далее психотерапевт использует поведенческие техники, предписывая определенные виды активности пациента. Например, техники планирования действий, градуированных за­даний, мысленной репетиции выполнения задания и другие призваны опровергнуть негативные представления пациента о своих возможностях. Получая наглядные доказа­тельства ошибочности своих прежних представлений, пациент постепенно становится более уверенным в себе и берется за выполнение более сложных заданий, тем самым преодолевая свое тревожное и депрессивное мышление и поведение (Вассерман Л. И. с соавт., 2011).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)