Глава 15. Болезни, передаваемые половым путем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Болезни, передаваемые половым путем



 

Половым путем передаются сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, молочница и многие другие венерические заболевания - всего более двадцати. Вызывают их различные возбудители: бактерии (сифилис, гонорея), вирусы (герпес, СПИД), простейшие (трихомониаз), "грибы" (молочница), паразиты (лобковая вшивость, чесотка).

Общие симптомы. Первым признаком бывают выделения из половых органов, язвочки и "ссадины" на их поверхности, но иногда заболевание до поры до времени ничем не проявляется. Бывает, что и вовсе не развивается, но человек носит в себе возбудителя и может заразить своих половых партнеров, также возможна внутриутробная передача микроба от матери к ребенку.

Венерические заболевания никогда не рассматривались только с медицинской точки зрения, их всегда связывали с этическими нормами. Сексуальная революция, радикально изменив взгляды на половую жизнь, привела к значительному росту таких больных - в мире их около 1 миллиарда. Иными словами, заболеваниями, передаваемыми половым путем, страдает каждый пятый житель Земли. Недавно к ним прибавилось самое грозное - СПИД. Поэтому необходимо иметь хотя бы минимум знаний об этих болезнях.

На разных этапах заболевания у больных наблюдаются различ­ные формы поведения и психологические реакции (Лакосина Н.Д. с соавт., 2005). В начале заболе­вания при обнаружении первых клинических признаков появляются психогенные аффективные реакции: тревожная, депрессивная, реже истерическая с отрицанием факта болезни. Затем формируется реак­ция личности на болезнь. Несмотря на динамичность психологических сдвигов в данный период у больных преобладают нормосоматонозогнозии. Они обращаются за специализированной помощью, аккурат­но выполняют все рекомендации врачей. Однако у части больных, особенно у личностей исте-роидного круга, эмоционально-неустойчивых, а также страдающих алкоголизмом и наркоманиями с выраженными изменениями лич­ности, могут возникать диссоматонозогнозии. В таких случаях у боль­ных наблюдается диссимуляция имеющихся клинических проявле­ний с целью избежать выяснения обстоятельств заражения и скрыть этот факт от близких. Некоторые из них (особен­но это касается лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками) отказываются от лечения, продолжая вести активную половую жизнь и таким образом создавая опасность дальнейшего распростра­нения венерического заболевания.

Среди гиперсоматонозогнозий наиболее часто встречаются фобическая и депрессивная реакции. После проведения диагнос­тического исследования при отрицательном результате ситуацион­ные реакции проходят или выраженность их значительно уменьша­ется. При наличии положительного результата депрессивные расстройства могут быть тяжелыми и затяжными, в том числе возмож­ны суицидальные мысли и попытки.

Для периода развития болезни обычно характерна адекватная оценка больными своего заболевания, но у некоторых больных мо­жет иметь место гипосоматонозогнозия, одной из причин которой служит наличие своеобразных «ножниц» между хорошим субъективным состоянием и остающимися клиническими проявлениями и положительными результатами анализов. У части больных (особенно это касается сенситивных и тревожно-мнитель­ных личностей) может формироваться гипернозогностическое отно­шение к болезни. В периоде выздоровления у больных могут появ­ляться тревожные реакции неуверенности в излечении, фиксация на различных неприятных ощущениях, ипохондрические реакции. Они не верят в процесс выздоровления и окончательного излечения, стремятся к проведению повторных диагностических исследований, отказываются от половой жизни. Помимо наиболее распространен­ных фобических реакций на болезнь могут также отмечаться ипохон­дрические и истерические расстройства.

 

Сифилис. Возбудитель - бледная трепонема, или бледная спирохета. Для жизнедеятельности трепонем необходима теплая, влажная - "живая" биологическая среда. Поэтому и заражение происходит почти исключительно при половом контакте. Бытовым путем передается преимущественно маленьким детям.

Симптомы и течение. Сифилис - очень длительное заболевание. Сыпь на коже и слизистых оболочках сменяется периодами, когда каких-либо наружных признаков нет и диагноз можно поставить только после исследования крови на специфические серологические реакции.

Проявления заболевания появляются не сразу, а спустя 3-5 недель. Время, предшествующее им, называется инкубационным: бактерии распространяются с током лимфы и крови по всему организму и быстро размножаются.

Когда их становится достаточно много и появляются первые признаки болезни, наступает стадия первичного сифилиса. Наружные симптомы его - эрозия или язвочка (твердый шанкр) на месте проникновения в организм инфекции и увеличение близлежащих лимфатических узлов, которые проходят без лечения через несколько недель. Через 6-7 недель после этого возникает сыпь, распространяющаяся по всему телу. Это означает, что заболевание перешло во вторичную стадию. В течение нее сыпи разного характера появляются и, просуществовав некоторое время, исчезают. Третичный период сифилиса наступает через 5-10 лет: на коже появляются узлы и бугорки.

На всех стадиях сифилиса могут поражаться внутренние органы и нервная система. В первые годы болезни у части больных обнаруживаются сифилитические гепатиты (поражения печени) и проявления "скрытого" менингита.

Поздние поражения (спинная сухотка, прогрессивный паралич). Возникают, если человек не лечился или лечился плохо. При спинной сухотке бледная трепонема поражает спинной мозг. Больные страдают от приступов острых мучительных болей. Кожа их теряет чувствительность настолько, что они могут не почувствовать ожога и обратить внимание только на повреждение кожи. Походка изменяется, становится "утиной", появляется вначале затруднение мочеиспускания, а в дальнейшем недержание мочи и кала. Особенно тяжело протекает поражение зрительных нервов, в короткое время приводящее к слепоте.

Прогрессивный паралич развивается обычно через 15-20 лет. Это необратимое поражение головного мозга. Резко меняется поведение человека: уменьшается трудоспособность, колеблется настроение, снижается способность к самокритике, появляются либо раздражительность, взрывчатость, либо, наоборот, необоснованная веселость, беззаботность. Больной плохо спит, у него часто болит голова, дрожат руки, подергиваются мышцы лица.

Если не проводится лечение, то больной совсем теряет интерес к окружающему миру, вскоре отказывается покидать постель, и при явлениях общего паралича наступает смерть. Иногда при прогрессивном параличе возникает мания величия, внезапные приступы возбуждения, агрессии, опасные для окружающих.

 

Принципы лечения венерических болезней. Лечение заболеваний, которые передаются половым путем, проводится после установления диагноза, подтвержденного лабораторными исследованиями. Арсенал медикаментозных средств довольно обширный, но в настоящее время основными являются противомикробные препараты: антибиотики и сульфаниламиды.

Лечение больных гонореей и других заболеваний с преимущественным поражением мочеиспускательного тракта (хламидиоз, трихомониаз, уреоплазмоз) осуществляется врачами-венеролагами и гинекологами.

После окончания лечения необходимо врачебное наблюдение до нескольких месяцев с периодическим лабораторным обследованием. Окончательное выздоровление устанавливается после проведения провокаций - средствами и веществами, обостряющими процесс. Срок лечения: если процесс острый - несколько дней, хронический - недели.

 

Профилактика. Самое верное средство против венерических болезней и в первую очередь СПИДа - супружеская верность. Ведь по-настоящему безопасными можно считать лишь отношения с одним партнером. Основную угрозу здоровью несут связи с малознакомыми партнерами.

Если вы заметили, что нижнее белье испачкано непонятно чем или у вас появились выделения из половых органов (иногда с зудом, болью или жжением), учащенное и болезненное мочеиспускание, боль при половом сношении, обратитесь к врачу.

Это нужно сделать и при появлении на теле, голове, слизистых оболочках пятен, узелков, язвочек, пузырьков, выпадении волос, изменении цвета кожи. Все это признаки заболеваний, передаваемых половым путем. С течением времени они без лечения могут ослабевать. Однако кажущееся улучшение ни в коей мере не означает, что болезнь прошла, подходящее же время для эффективного лечения оказывается упущенным. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться следующего правила: при подозрении, что произошло заражение или после половой связи с незнакомым партнером, даже если нет никаких признаков заражения, следует немедленно обратиться к венерологу.

Итак, при появлении каких-либо подозрений необходимо, во-первых, обращаться к врачу (а не пытаться лечиться самостоятельно или у знакомых); во-вторых, обращаться к врачу, не откладывая (не ждать, пока все пройдет само собой); в-третьих, обращаться по возможности к врачу-специалисту (чтобы не терять много времени на установление диагноза); в-четвертых, до выяснения характера болезни не принимать антибиотики (так как это затрудняет диагностику и способствует выработке устойчивости микроорганизмов, ухудшая возможность излечения).

Если никаких симптомов болезни еще нет, но произошло случайное половое сношение и не были приняты меры индивидуальной профилактики нужно обязательно обследоваться либо в кожно-венерологическом диспансере, либо в пунктах анонимной службы. Однократного анализа недостаточно, так как скрытый период болезней, передаваемых половым путем, может составлять от 2-3 дней до нескольких месяцев. Первое обследование можно сделать при отсутствии каких-либо проявлений заболевания через 10-14 дней. В это время могут быть выявлены гонококки и трихомонады в мазках, а также получена информация об инфицировании сифилисом. Исследование следует повторить через 2 месяца после подозрительного контакта, когда становится положительной реакция Вассермана при заражении сифилисом. Если есть основания бояться заражения СПИДом, то исследование крови целесообразно проводить не ранее, чем через 3-6 месяцев после возможного инфицирования. Другие болезни, передаваемые половым путем (герпес, остроконечные кондиломы) выявляются только при наличии симптомов заболевания.

Наиболее надежное средство защиты от всех болезней, передаваемых половым путем, - презерватив. Он снижает риск заражения в десятки раз, но, к сожалению, не дает стопроцентной гарантии при беспорядочной половой жизни. Например, при поцелуе может быть повреждена слизистая оболочка рта, и через это повреждение внедряются находящиеся в слюне больного возбудители СПИДа и других венерических болезней.

 

Глава 16. Нервные болезни

 

Своеобразие психических нарушений у неврологических больных заключается в возможных механизмах их возникновения: органических или психогенных (Лакосина Н.Д. с соавт., 2005). Е.Блейлер в 1911 году сгруппировал в виде психоорганического синдрома (или органического психосиндрома) психические расстройства, характерные для органического поражения головного мозга незави­симо от их нозологической принадлежности. К таковым расстрой­ствам относятся астенические проявления: головные боли, го­ловокружения, метеопатии, плохая переносимость резких измене­ний климата, транспорта, чрезмерная истощаемость, повышенная рассеянность и сниже­ние интеллектуальной работоспособности. Также характерны аф­фективная лабильность, психомоторная заторможенность или, на­оборот — двигательная расторможенность, особенно часто встреча­ющаяся у детей. В случаях более тяжелого поражения головно­го мозга психоорганический синдром находит выражение в виде триады Вальтер-Бюэля: 1) нарушения памяти; 2) ослаб­ление понимания; 3) недержание аффектов. В таких случаях говорят об энцефалопатической форме заболевания, при которой имеют ме­сто более выраженные собственно неврологические признаки (паре­зы, параличи, нарушение высших корковых функций и др.).

Нарушение психической деятельности при остро возникающей патологии головного мозга, в частности мозговых инфекциях или травмах, выражается чаще всего состоянием измененного сознания, которое может проявляться нарушением ориентировки, затруднени­ем контактов с окружающими, неполной оценкой происходящих со­бытий.

 

Атеросклероз сосудов головного мозга. Атеросклероз - заболевание всего организма, при котором поражаются все сосуды; в стенках их откладывается жироподобное вещество холестерин и они теряют свою эластичность.

При значительном количестве отложенного холестерина (бляшка), уменьшается просвет сосуда, что также ухудшает кровообращение. Сосудистое заболевание мозга проявляется чаще всего во второй половине жизни, после 50 лет.

Симптомы и течение. Различают три стадии. Первая стадия заболевания проявляется нарушением памяти, внимания, головными болями, общей слабостью, но все эти явления временные - после отдыха и смены обстановки проходят, на профессиональных качествах не отражаются. Во второй стадии головные боли носят затяжной характер, часто сопровождаются головокружениями, появляется слабость, раздражительность, память страдает все больше, причем давнее помнится с большей отчетливостью, а недавние события забываются. Выполнять привычные по работе обязанности становится сложней, при чтении больной не улавливает смысла, допускает ошибки, часто возвращается к уже прочитанному, пытается напрягать волю и от этого еще хуже понимает текст. В третьей стадии память ухудшается еще больше, больные подолгу не могут вспомнить главные даты своей жизни или истории, профессионально полностью не пригодны. Проявления сосудистого склероза достигают своей вершины в виде инсультов, инфарктов, слабоумия.

Лечение. Необходимо сохранение активного образа жизни: утренняя гимнастика, бассейн и большой теннис круглый год, лыжи, пешие и велосипедные прогулки, обязательно 35-40 минут гулять вечером перед сном. Диета должна быть бедна углеводами и богата животными белками и растительными жирами (растительное масло, вареное мясо, дичь, океанская рыба).

Из лекарственных средств предпочтительны профилактический прием препаратов никотиновой кислоты, аспирина в малых дозах, липостабила, липоцеребрина.

 

Детский церебральный паралич (ДЦП). Группа непрогрессирующих синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникших в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периодах и характеризуются задержкой и патологией двигательного, речевого и психического развития.

ДЦП - одна из главных причин детской инвалидности. Появление возможности для выхаживания глубоко недоношенных детей, перенесших различные неблагоприятные влияния в перинатальном периоде, увеличивает число больных ДЦП во всем мире. В индустриальных странах частота ДЦП составляет 3–4 случая на 1000 детей.

К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и родовая травма. Пренатальные факторы риска: отклонения в состоянии здоровья матери, внутриутробные инфекции, аутоиммунные реакции, иммунологическая несовместимость матери и плода, приём беременными лекарственных препаратов и алкоголя, курение матери, различные химические и физические факторы производства, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы. Около половины детей с церебральными параличами рождаются недоношенными или со сниженной массой тела.

Неврологические нарушения при ДЦП являются преимущественно двигательными: параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения.

Наиболее популярна в нашей стране классификация ДЦП Семёновой К.А.:

1. Спастическая диплегия (синдром Литтля) характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги страдают больше чем руки. Поэтому дети часто могут обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

2. Спастический тетрапарез характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать.

3. Гиперкинетическая форма. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

4. Гемипаретическая форма проявляется парезами одной стороны тела.

 

Двигательные расстройства различной степени тяжести у 70–85% больных ДЦП сочетаются с различными формами речевых расстройств: задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием. Характерной особенностью нарушения письма у детей с церебраль­ными параличами является его зеркальность. Дети рисуют и пишут справа на­лево и асимметричные буквы изображают зеркально.

Часто наблюдаются также расстройства зрения, слуха, чувствительности, вегетативных функций, характерны расстройства потоотделения и желудочно-кишечные нарушения.

Нейроэндокринные расстройства часто приводят к нарушению физического развития, замедлению роста.

Эпилептический синдром наблюдается у 1/3 больных. У большинства больных припадки возникают в первые три года жизни.

По уровню мыслительной деятельности контингент детей с ЦП крайне неоднороден. Современные авторы выявляют умственную отсталость примерно у половины больных ДЦП. Указывают на достаточную зону дальнейшего развития в обучающем эксперименте и в жизни благодаря упорству, усидчивости и педантичности больных ДЦП.

По наблюдениям Калижнюк Э.С. (1982) самую большую группу (до 75%) составляют дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах-интернатах для детей с ДЦП по удлиненной на два года программе. Для больных церебральным параличом характерно относительно удовлетворительное развитие абстрактного мышления при значительных нарушениях внимания, памяти, счета (Калижнюк Э.С., 1987; Ковалев В.В., 1995).

Степень интеллектуальных нарушений при ДЦП нередко преувеличивается из-за диагностики “по впечатлению”, чему способствуют трудности вступления в контакт, речевые нарушения, невыразительная мимика. Переживание физической неполноценности приводит к тому, что сомнения в психической нормальности воспринимаются особенно болезненно.

Наиболее существенными признаками психоорганического синдрома у больных ДЦП являются нарушения памяти, расстройства эмоциональной сферы, нарушения восприятия, мышления, истощаемость психических процессов, снижение критики и соматовегетативные расстройства.

Несмотря на резидуальный характер дефекта, лежащего в основе этих нарушений у больных ДЦП, им свойственна определенная динамика. Основными тенденциями резидуальных психических расстройств являются тенденции к обратному развитию и компенсации. Однако описано появление разного рода нарушений спустя длительные промежутки времени. Наблюдаемое в части случаев утяжеление имеющихся расстройств может быть обусловлено дополнительными вредными факторами (переутомление, соматические заболевания, инфекции, ЧМТ, психотравмирующие ситуации).

Редкость нарушений поведения у парализованных больных по сравнению с физически здоровыми лицами объясняют воспитанием в условиях семьи и отсутствием отрицательного влияния микросоциального окружения.

Органическое поражение головного мозга, физический дефект и особые условия жизни больных ДЦП влияют на формирование их характера и личности. Характерными для личности детей с ДЦП считаются высокий уровень тревожности, эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная возбудимость, пугливость, пассивность, повышенная зависимость от окружающих (Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., 2001). Левченко И.Ю. (1988) исследовала типы акцентуации характера у подростков, страдающих ДЦП, и обнаружила наибольшую частоту психастенической акцентуации (27%).

Высокий уровень тревожности выявлен нами у 65,9% лиц с ДЦП (Калмыков Ю.А., 2000). Серену Кьеркегору принадлежит утверждение: «чем более человек не похож на других, тем глубже его тревога». Эрих Фромм основным источником тревоги считал изоляцию и страх беспомощности, которые нередки у больных ДЦП.

Психическая ригидность отмечается у 58,7% больных ДЦП, импульсивность - у 42,8%, гипертимность – у 37,3%, эмоциональная лабильность – у 32,5% обследованных больных, что вероятно, в значительной степени обусловлено органическим поражением головного мозга.

Выделяют следующие основные психотравмирующие обстоятельств, влияющих на развивающуюся личность ребенка с ДЦП:

1) переживания, связанные с физическим дефектом, недоброжелательным отношением сверстников и чрезмерным вниманием окружающих (у большинства больных переживания из-за физических недостатков максимально выражены в детском и подростковом возрасте);

2) условия социальной депривации в связи с ограничением контактов и частыми госпитализациями;

3) конфликты в семье родителей, болезнь родителей. Высокая значимость отношений с родственниками и болезней родителей связана с большой зависимостью от них больных ДЦП и бедностью социальных контактов. При опросе у 54,5% больных выявляется постоянная тревога и беспокойство за благополучие своих близких;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (в первую очередь, операциями);

5) личная неустроенность, сексуальные проблемы. По нашим наблюдениям более половины больных ДЦП в возрасте старше 20 лет лишены возможности вести нормальную половую жизнь. В результате многолетние привязанности носят обычно романтический, идеализированный характер. Объектом влюбленности часто бывает человек, проявивший заботу и внимание (медицинский работник, случайный знакомый);

6) дефекты воспитания. Калижнюк Э.С. (1987) и Мамайчук И.И. (1989) выявили следующие дефекты воспитания детей, страдающих ДЦП: госпитализм (80%), гиперопека (75% случаев) и эмоциональное отвержение (12%).

 

У многих детей с ДЦП выявляется психический инфантилизм. Для них характерна эмоционально-волевая незрелость: несоответствующая возрасту повышенная внушаемость, наивность суждений, непосредственность, склонность к фантазированию, эгоцентричность. От лиц с гармоническим инфантилизмом их отличает недостаток активности, подвижности и яркости эмоциональности.

Часто выявляются у лиц с ДЦП также повышенная подозрительность (по тесту Кеттелла – у 47,0% обследованных) и индивидуалистичность (по данным СМИЛ– у 42,0%).

Повышенная подозрительность и психическая ригидность могут способствовать формированию параноидной личности.

Удельный вес органических и ситуационных расстройств изменяется у больных ДЦП с возрастом. В раннем и дошкольном возрасте у них преобладают неврозоподобные состояния или неспецифический вегетативный синдром с характерной для детей с ДЦП лабильностью эмоционального тонуса, выраженной истощаемостью и повышенной чувствительностью к внешним раздражителям наряду с инертностью, замедленностью психической деятельности, общей или парциальной задержкой психического развития. На этом фоне в 3–4 года появляются разнообразные неврозоподобные или невротические расстройства (преимущественно фобического характера). В 7–9 лет наступает осознание своей инвалидности, и ситуационные расстройства тесно переплетаются с психоорганическими. В подростковом и юношеском периодах психогенные изменения личности выступают еще более отчетливо и нередко превалируют над психоорганическими, подвергающимися частично обратному развитию.

 

У взрослых больных ДЦП чаще выявляются паранойяльный, сенситивный и эйфорический типы отношения к болезни:

1. Паранойяльный (сверхценный) тип (22,6% больных). Длительность заболевания, частые госпитализации в детстве, социальная депривация приводят к тому, что переживания, связанные с болезнью, начинают доминировать в сознании. Формированию этого типа отношения к болезни способствуют бесконечные поиски родителями больного «исцеляющего метода». Нередко причина заболевания или его неблагоприятное течение объясняются невниманием и неумением медицинских работников.

2. Сенситивный тип (17,0% больных). Чрезмерные опасения произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Боязнь стать обузой для близких людей. Родители таких больных обычно стыдятся болезни ребенка, ограничивают по этой причине свой круг общения. Характерно высказывание: «Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня». Некоторых больных особенно сильно угнетает реакция испуга у тех детей, которые боятся лиц с физическими дефектами.

3. Эйфорический тип (8,5% больных). Наблюдается у больных ДЦП с психоорганическими нарушениями, невысоким интеллектом, склонностью к повышенному настроению. Некритичная оценка своего здоровья приводит к неадекватной профессиональной ориентации.

В целом большинство больных ДЦП сохраняют надежду на улучшение своего состояния, что помогает им сохранять душевное равновесие. Большая часть из них понимает также, что лечение малоэффективно без собственных усилий и самостоятельных занятий, иначе улучшение двигательных функций носит временный характер.

Факторами, лимитирующими социальную адаптацию больных ДЦП, в 40% случаев является умственная отсталость, в 27% — двигательные нарушения. В Дании после лечения считаются трудоспособными 25–50% больных со слабым или средним поражением опорно-двигательного аппарата. По данным востановительного центра Франции после лечения могут обучаться в школе и получить специальность 56% больных ЦП. Катамнестическое исследование, проведенное Ingram T. (1976) показало, что хорошая степень социальной адаптации достигнута у 1/5 части больных, ограниченная — у половины больных, низкая — у 1/3.

В России имеется более 70 школ для детей с ДЦП, в которых обучается 9 тысяч воспитанников. До недавнего времени большинство детей с церебральным параличом обучались в специальных дошкольных и школьных учреждениях. К преимуществам обучения в школе-интернате относят сочетание учебного процесса с лечебным, проведение трудового обучения и своевременной профессиональной ориентации. Результаты исследования влияния пребывания в специальных учреждениях на самооценку неоднозначны. Оценка собственных способностей у интернатных детей оказалась выше, но в вопросах, касающихся социального статуса эти дети использовали в качестве референтной оси не своих товарищей по интернату, а здоровых детей и чувствовали при этом свою ущербность. Дети с легкими двигательными нарушениями, не имеющие умственной отсталости, могут успешно обучаться в массовой школе, но в первые годы обучения им требуется щадящий режим и психологическая помощь. Нормальное интеллектуальное развитие при ДЦП часто сочетается с неуверенностью в себе, наивностью суждений, слабой ориентированностью в практических вопросах, иждивенческими установками, сенситивностью, замкнутостью. Ребенку с ДЦП непросто установить контакт с другими людьми, так как его взгляды, жесты и слова нередко бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП пропадает желание брать инициативу на себя. Для развития навыков общения важно, чтобы окружающие встречали подобные попытки больных с пониманием, терпеливо выслушивая и уточняя содержание высказываний.

Установлено, что отношение здоровых детей к детям-инвалидам в целом неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет тенденцию к доминированию, получению в том или ином виде власти над теми, у кого есть определенные отклонения. Скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов кроются в противоречивом характере отношения здоровых к больным: с одной стороны неприятие и враждебность, с другой – симпатия и сочувствие.

Перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в массовый класс необходима предварительная работа со здоровыми учащимися. В тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя акцентировать внимание на дефекте, обижать больного ребенка, сказать о проявлении терпения при замедленных ответах и других затруднениях.

Больные ДЦП, желающие продолжить свое образование в высшем учебном заведении, сталкиваются с серьезными проблемами. Процесс адаптации к новым условиям обучения, к увеличению нагрузок нередко тяжело переносится даже здоровыми студентами. Психическая ригидность и повышенная тревожность больных ДЦП затрудняют изменение стереотипов. Особенно болезненно протекает этот период у тех молодых людей, которые получили среднее образование в школе-интернате. Среди проблем, возникающих в процессе адаптации, чаще всего они отмечают следующие: трудности привыкания к новой форме обучения; проблемы, связанные с нарушениями речи, самообслуживания, передвижения; трудности систематического посещения занятий.

 

Лечение. Проводят курсы рассасывающей терапии (направленной на рассасывание спаек в головном мозге), курсы сосудистой терапии для улучшения мозгового кровообращения, лечебной физкультуры и массажа, игло - и физиотерапевтического лечения. Прогноз обычно неблагоприятный, но зависит от выраженности паралича и своевременности и полноты лечения.

К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ДЦП относят игровую терапию и арттерапию, а при преобладании межличностных конфликтов – групповую психокоррекцию и развитие навыков самоконтроля. Коррекция психических нарушений у детей с ДЦП должна идти параллельно по двум направлениям: медицинскому и психолого-педагогическому. Обычно в семьях детей с ДЦП дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Нужно тактично подводить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и дальнейших его перспектив. Это поможет родителям переместить акцент на выработку умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Реальность сегодня такова, что многие больные ДЦП, к сожалению, остаются социальными аутсайдерами. В большинстве случаев можно достичь лишь частичного участия больного в жизни общества. Ощущение социальной неуспешности оказывает существенное влияние на психологическое состояние больных. Поэтому психологическая помощь больным ДЦП должна включать два направления:

1) снижение значимости для больного наличия физического дефекта и связанных с ним ограничений.Уменьшить эмоциональный дискомфорт, связанный с чувством социальной отверженности, можно с помощью снижения значимости социального успеха. Для изменения мировоззрения пациентов, их отношения к себе, другим людям и жизненным ценностям целесообразно применять экзистенциально-ориентированные методы. Экзистенциальный подход помогает больным ДЦП осознать, что уникальность каждого человека и степень его личных усилий важнее, чем успешная карьера и социальное признание. Такого рода осознание повышает самооценку, позволяет увидеть собственную жизнь и усилия по преодолению последствий тяжелого заболевания более осмысленными, что в конечном итоге улучшает психологическое состояние больных.

2) совершенствование социально значимых качеств и навыков.

Оптимальным способом совершенствования социально значимых качеств и навыков, а также повышения их социальной активности является групповая психотерапия. Преимуществом групповой психотерапии при ДЦП является получение обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания. Темами для групповой дискуссии могут быть отношение к болезни и лечению, трудности в общении, взаимоотношения с родителями и медицинским персоналом и другие.

 

Опыт показывает, что лечебно-восстановительная и коррекционно-компенсаторная работа с деть­ми наиболее эффективна в ранние периоды их развития. Для предупреждения психических расстройств у больных ДЦП с самого раннего возраста необходима по­мощь психологов, которые должны ра­ботать в тесном сотрудничестве с родственниками больного и обслу­живающим персоналом больниц, реабилитационных центров, ин­тернатов.

 

Опухоль головного мозга. Как и опухоли любого другого органа, они могут быть местными, т.е. расти из ткани мозга, его оболочек, сосудов и нервов, но могут быть и метастатическими, т.е. занесенными с током крови или лимфы.

Симптомы и течение. Первым и самым частым симптомом опухоли является головная боль. Чаще она бывает по утрам, через какое-то время головная боль становится постоянной, появляются сонливость и психические расстройства, нарушения памяти, расстройство ориентировки: больной не знает, где он живет, как называются предметы, не узнает близких. Далее к этим проявлениям присоединяются параличи, расстройства чувствительности.

Распознавание представляет трудность в начальный период болезни, когда наиболее эффективна нейрохирургическая помощь. Поэтому очень важно, чтобы широко доступной стала такая простая методика, как эхоэнцефалография, при помощи которой можно заподозрить, найдя смещение срединных структур, наличие опухоли головного мозга.

Окончательно диагноз ставится при компьютерной томографии или магнитоядерном резонансном исследовании.

Лечение только хирургическое. Прогноз зависит от степени злокачественности опухоли, ее размеров, локализации.

 

Остеохондроз (сложное слово, состоящее из двух латинских корней: "остео"-костный и "хондрос"-хрящ). Процесс перерождения, старения, деградации хрящевой ткани и превращения ее в подобие костной. Для того, чтобы понять проблему остеохондроза, нужно представлять себе строение позвоночника: он состоит из 35 позвонков, которые помещаются друг над другом столбиком, образуя позвоночный столб. Между позвонками находятся "прокладки" - хрящевые диски, состоящие из жесткого многослойного кольца и жидкого студенистого ядра в центре. Диск играет роль амортизатора и смазки при движении позвонков. Строение позвоночника всех животных практически одинаково, но только человек ходит прямо, и поэтому у него нагрузка на позвонки распределена неравномерно. Более того, их две: статическая (силовая без движения) и динамическая (нагрузка движением). Наиболее подвержена статическим нагрузкам поясница, поэтому там самые мощные позвонки и опираются они на сросшиеся в единое целое образование из 5 позвонков - крестец. Самые маленькие и подвижные (максимальная динамическая нагрузка) - это шейные позвонки. Огромное количество мелких и крупных мышц связывают позвонки друг с другом, с ребрами и остальными частями тела.

Симптомы и течение. Изменения, характерные для остеохондроза, можно найти у любого человека старше 20 лет, не занимающегося своим здоровьем.

К этому возрасту в позвоночнике нетренированных людей возникают изменения, которые приводят в дальнейшем к тому, что студенистое ядро уплотняется, фиброзное кольцо становится менее прочным, и тяжесть тела, постепенно сдавливая диск, уменьшает расстояние между позвонками. Так возникает совсем нежелательный контакт между диском и нервными корешками, отходящими от спинного мозга. Сам диск хорошо иннервирован и изменения в нем также являются причиной постоянных ноющих болей в том или ином отделе позвоночника. Наиболее частые проявления остеохондроза - боли, затем расстройства чувствительности - онемение, ползание мурашек и атрофии мышц с выраженным похуданием конечностей. Различают три основные локализации болей: а) в шейном отделе - шейный радикулит; б) в грудном - грудной; в) в пояснично-крестцовом отделе - пояснично-крестцовый радикулит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.064 с.)