Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы эффективности лечебного взаимодействия
Особая роль принадлежит психотерапевтическому воздействию врача любого профиля, которое должно проявляться с первого контакта с больным. Врач обязан в доступной для пациента форме объяснить особенности его состояния и ощущений в различных частях тела, значение проводимых диагностических и лечебных процедур, осторожно высказаться по поводу прогноза заболевания. Для эффективного взаимодействия с пациентом важное значение придается коммуникативной компетентности медицинского работника, его способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, достигать взаимопонимания с партнером по общению. Выделяют также иные факторы, влияющие на процесс взаимодействия врача и пациента: пол, возраст, национальность (расу), вероисповедание и сексуальную ориентацию. Исследования соматически больных показали, что пациент расценивает «идеального врача» как лица одного с ним пола, сексуальной ориентации и более старшего по возрасту (Менделевич В.Д., 1999). Фактор пола особенно ярко представлен в сексологической, урологической, кожно-венерологической, проктологической медицинских областях, что связано с более глубоким уровнем интимности взаимодействия. Отмечается тенденция приписывания качеств «идеального врача» мужчинам в хирургии и женщинам в терапии, что следует трактовать как экстраполяцию на профессию хирурга черт маскулинности (решительности, активности, отсутствие сентиментальности), а на профессию терапевта черт женственности (эмпатичности, нежности, бережности). В акушерской и гинекологической клиниках пациентки нередко склонны считать «идеальными» врачей противоположного пола. Фактор возраста имеет существенное значение в медицинских дисциплинах, в которых от врача требуются такие качества как способность к обстоятельному и неторопливому анализу состояния пациента, опытность, большой запас знаний и практических навыков. К таким медицинским областям относят психиатрию, неврологию и хирургию. В случаях, когда заболевшим является молодой человек, он не склонен придавать существенного значения возрасту врача. Когда же пациентом становится пожилой человек, он в большей мере учитывает в оценке «идеального врача» параметр возраста.
Из личностных особенностей пациенты отдают предпочтение следующим: уважительность, внимательность по отношению к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость. Пациенты с невротическими расстройствами в образе «идеального врача» на первые места ставят такие качества как ум, увлеченность работой и внимательность. Для эффективной деятельности врач должен обладать достаточно широкими знаниями и высокими нравственными качествами, чтобы и в том, и в другом превосходить больного, или, по крайней мере, не уступать ему (Лакосина Н.Д. с соавт., 2005). Поэтому врач должен иметь широкий кругозор и быть образованнымкак в области медицины, так и в других областях человеческих знаний. Личность врача сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечебных средств и методов при условии, что врач пользуется у больного и его родственников доверием и авторитетом. Уже первые впечатления при встрече с медицинским работником существенно влияют на формирование у больного доверия к нему — при этом имеют значение многие факторы, начиная с внешнего вида, манеры поведения, культуры общения и заканчивая профессиональными навыками. Неспособность к эмпатии и наличие у врача некоторых других неблагоприятных качеств темперамента и характера (повышенная возбудимость, склонность к гневливым реакциям, медлительность, замкнутость, бедность эмоциональных реакций) могут препятствовать установлению доверия между пациентом и врачом. Если взаимоотношения между пациентом и врачом развиваются неблагоприятно, то последний должен стараться вести себя корректно, не показывать открыто свое негативное отношение к пациенту, а попытаться путем терпимости, такта и настойчивости завоевать его доверие. В некоторых случаях, когда это не удастся, и отношения с больным носят напряженный психологический характер, врач может сам порекомендовать пациенту обратиться к другому врачу. Авторитет врача служит предпосылкой для формирования доверия к нему больного еще до их личной встречи. Авторитет врача формируется отношением к нему пациентов, их родственников, коллег, медицинского персонала. Сведения об авторитетности врача передаются от одного человека другому. Одной из важных составляющих авторитета врача является его личное обаяние, заключающееся в доброжелательности, сердечности, искренности, скромности.
Проблема комплайенса
Нарушения взаимоотношений врача и больного являются наиболее значимым фактором, влияющим на степень приверженности больного лечению, то есть на комплайенс. Проблема комплайенса в настоящее время рассматривается как наиболее актуальная в рамках поведенческой медицины. Именно обеспечение приверженности больного лечению — наиболее частный «запрос» врачей при обращении за профессиональной помощью к медицинском психологу (Вассерман Л. И. с соавт., 2011). Под комплайенсом (от англ. compliance — согласие, податливость) понимают сотрудничающую позицию пациента в лечебном процессе, его приверженность лечению и активное участие в нем, предполагающее своевременное и при необходимости регулярное обращение за медицинской помощью, соблюдение медицинских рекомендаций относительно образа жизни, диагностических исследований, стратегии и тактики лечения заболевания. В настоящее время в отечественной литературе не выработано единого термина, соответствующего понятию комплайенса. В качестве синонимов используются понятия «сотрудничество» (пациента с врачом), «податливость», «приверженность лечению». Комплайенс отражает степень согласованности между поведением, рекомендованным врачом, и действительным поведением пациента. При этом подразумевается, что врач предоставляет пациенту информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы пациент мог эффективно контролировать заболевание. Уровень комплайенса изменяется с течением времени в зависимости от эмоционально-личностных и объективных ситуационных факторов. В частности, комплайенс обычно улучшается перед ожидаемым визитом к врачу и ухудшается при переживании пациентом стресса в связи со значимыми жизненными событиями. Комплайенс можно оценивать, опираясь на: · отчеты самого пациента; · суждения врача (медперсонала), основанные на наблюдении (в стационарных условиях) либо общем впечатлении (с учетом опыта взаимодействия с пациентом); · объективные клинические критерии. Ни один из перечисленных источников информации о комплайенсе не может рассматриваться как в полной мере адекватный в связи с определенными мотивационными искажениями, тенденциозностью как со стороны пациента, так и со стороны врача, влиянием на оценку особенностей взаимовосприятия и взаимодействия врача и пациента, социальных установок, стереотипов и др. Недостатком объективных клинических критериев комплайенса является то, что они применимы не ко всем сферам поведения пациента в связи с болезнью, а также не всегда отражают реальные усилия прилагаемые больным, поскольку причины успехов и неудач терапии многообразны. Нарушения комплайенса могут принимать разнообразные формы, предполагающие как игнорирование и нерегулярность выполнения медицинских рекомендаций, так и неоправданное превышение частоты и объема лечебно-профилактических мероприятий. Нарушение комплайенса может быть намеренным и ненамеренным.
При намеренном нарушении несоблюдение медицинских рекомендаций является сознательным актом протеста, сопротивления лечению, в связи с недоверием к врачу, несогласием с предлагаемой терапией, субъективно неприемлемыми побочными эффектами терапии, тенденцией к саморазрушающему поведению, анозогнозией, ориентированностью на неортодоксальные методы лечения/самолечения и др. При ненамеренном нарушении несоблюдение медицинских рекомендаций становился результатом их неправильного понимания пациентом, недостаточной осведомленности о заболевании познавательно-мнестических нарушений и ситуативного забывания, финансовых затруднений, объективных препятствий к выполнению тех или иных процедур и др. Характеристики заболевания и терапии, снижающие уровень комплайенса, включают в себя хроническое, малосимптоматичное течение болезни, сложную схему и наличие побочных эффектов терапии, полипрагмазию, необходимость значительных изменений в образе жизни. Социально-демографическими факторами риска нарушения комплайенса являются мужской пол, низкий уровень образования и дохода, проживание в одиночестве, отсутствие профессиональной занятости, подростковый и пожилой возраст. Психологические факторы риска нарушения комплайенса весьма разнообразны и включают как анозогнозические, так и гипернозогнозические установки, низкий уровень информированности и заболевании и лечении, наличие сопутствующих психических расстройств, неадекватность социальной поддержки (в особенности специфической, связанной с поддержкой в преодолении болезни и лечении).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.009 с.) |