Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы совладающего поведения субъекта и процесс обучения.
В психологической науке совокупность сознательных, мыслительных, поведенческих, волевых и эмоциональных усилий, которые нацелены на преодоление сложной жизненной ситуации, либо на привыкание к ней, называют совладающим поведением. В современной психологии совладающее поведение рассматривается с позиции личностного развития, благополучия, адаптации к сложным стрессовым жизненным ситуациям с помощью конкретных осознанных действий, которые адекватны как личностным особенностям индивида, так и ситуации. В идеале применение приёмов копинга дает возможность личности приспособиться, конструктивно преобразовать стрессовую ситуацию, сохранить эмоциональное равновесие, вернуть чувство уверенности в собственных силах. Термин совладающее поведение успешно существует "на перекрестке" двух выраженных тенденций современной психологии. Во-первых, это укрепление позиций идеографического подхода, ориентированного не на общее и постоянное в личности, а на особенное и изменчивое, свойственное конкретному человеку в определенных условиях. Во-вторых, это перенесение внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует и которая определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка. Совладающее поведение имеет иерархическую структуру и состоит из: 1) простых единичных копинг-действий, детерминированных спецификой ситуации; 2) копинг-стратегий (конкретных образов действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки); 3) копинг-стилей (групп стратегий, близких по смыслу, например, приближение-удаление от стрессовой ситуации). Для оценки форм реагирования предлагались суждения, имеющие отношение к той или иной копинговой стратегии. А. Стратегии поведенческого копинга, среди которых: •адаптивные: активное преодоление, альтруизм; •частично адаптивные: поиск социальной поддержки, отвлечение; •неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности. Б. Стратегии когнитивного копинга: •адаптивные: поиск решения проблемы, придавание смысла; •частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, сохранение апломба, отрицание; •неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.
В. Стратегии эмоционального копинга: •адаптивные: эмоционально-волевое сосредоточение; •частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка; •неадаптивные: подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность. Анализ использования различных стратегий стресс-совладающего поведения показывает, что как в младшем, так и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: 1) сотрудничества и 2) альтруизма, 3) придавания смысла происходящему, 4) поиск эмоциональной поддержки и 5) эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из конфликтных ситуаций. Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в стрессовой ситуации.
50. Проведите анализ причин комплекса Ионы и приведите возможные варианты его коррекции в образовательном процессе.
Комплекс Ионы был впервые выделен и описан американским психологом Абрахамом Маслоу. Он также называл его «страхом достижений» и полагал, что именно этот психологический феномен является главным препятствием к созданию нового социума, состоящего сплошь из счастливых людей. Комплекс Ионы заключается в боязни человека реализовать свои природные способности, в страхе изменить свое, пусть неинтересное и ограниченное, но так или иначе налаженное существование, получив возможность пережить новый, неординарный опыт. По вине «страха достижений», по мнению Маслоу, больше половины жителей Земли за всю жизнь никогда даже близко не подбираются к реализации внутреннего потенциала. Подобно тому, как Иона пытался избежать участи пророка, опасаясь возложенной на него ответственности, многие люди боятся в полной мере использовать собственные таланты. «Чем выше поднимешься, тем больнее падать» — на такой философии строят свою жизнь миллионы людей. Они не достигают великих целей, но это, как им кажется, является гарантией того, что их минуют крахи и тяжелые разочарования. Маслоу полагал, что пока в мире бытуют подобные взгляды, никакое общество не вправе называть себя прогрессивным и состоявшимся. Отличительной чертой людей с комплексом Ионы является склонность к депрессии и тревогам. Кроме того, они придают громадную значимость вещам априори банальным и несущественным. Ставят перед собой ничтожные цели и долго «празднуют победу», достигая их. Мало того, зачастую эти люди сознательно избегают назначения на руководящую должность, несмотря на то что обладают стратегическим мышлением и тонким чутьем ситуации. Или, например, будучи яркой, привлекательной личностью, в качестве спутника жизни они выбирают себе невзрачного и посредственного партнера. Маслоу писал в своих работах, что люди с комплексом Ионы самостоятельно обрекают себя на непрекращающийся самообман: «Желая избежать определенных рисков, связанных с преодолением настоящих трудностей, с самосовершенствованием и с внутренним прогрессом, эти несчастные фактически уже изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача». В наши дни с комплексом Ионы с успехом «борются» тренинги личностного роста — одна из форм психологической работы с людьми, появившаяся в США и распространившаяся сегодня по всему миру. А также некоторые относительно новые направления психотерапевтического консультирования: например, коучинг, все виды краткосрочной позитивной терапии, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия и трансперсональная психология. Правильная реакция на комплекс Ионы заключается в осознании своего безотчетного «страха и ненависти к правдивым, добродетельным людям, если вам удастся научиться любить высшие ценности в других, это может привести к тому, что вы полюбите их в самих себе и не будете больше их бояться». В современных условиях, откровенно провоцирующих формирование опасного комплекса у многих людей, особенно — молодых, одной из важных и актуальных задач психолога, не в последнюю очередь — школьного психолога, является стимулирование стремления к самоактуализации, поощрение переоценки утилитарных ценностей, способных воспрепятствовать полноценному самоопределению.
51. Раскройте сущность дистанционного образования и проанализируйте позитивы и негативы. Дистанционное обучение (ДО) является формой образования, наряду с очной и заочной, по которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. Дистанционное обучение является целенаправленным интерактивным асинхронным процессом взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентный к их пространственного расположения. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе. Элементами этой системы являются подсистемы: цель обучения; содержание обучения; средства обучения; организационные формы обучения - ідентифікаційно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая. Дистанционное образование - особая, совершенная форма, которая сочетает элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий дают возможность преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их положительные черты. Позитив: а) усиления активной роли студента в собственном образовании: в постановке образовательной цели, выборе доминирующих направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях; б) резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировых культурных и научных сокровищ для детей из любого населенного пункта, где есть телесвязь; в) получение возможности общения ученика с педагогами-профессионалами, с ровесниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной розташованості;
г) увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ; д) более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения студента, возможность демонстрации продуктов своей творческой деятельности для всех, широкие экспертные возможности оценивания творческих достижений; д) возможность соревнования с большим количеством ровесников, которые находятся в разных городах и странах, посредством участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах. Негатив: •Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. •Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. •Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. •Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. •Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. •Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. •В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.036 с.) |