Типы совладающего поведения субъекта и процесс обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы совладающего поведения субъекта и процесс обучения.



В психологической науке совокупность сознательных, мыслительных, поведенческих, волевых и эмоциональных усилий, которые нацелены на преодоление сложной жизненной ситуации, либо на привыкание к ней, называют совладающим поведением. В современной психологии совладающее поведение рассматривается с позиции личностного развития, благополучия, адаптации к сложным стрессовым жизненным ситуациям с помощью конкретных осознанных действий, которые адекватны как личностным особенностям индивида, так и ситуации. В идеале применение приёмов копинга дает возможность личности приспособиться, конструктивно преобразовать стрессовую ситуацию, сохранить эмоциональное равновесие, вернуть чувство уверенности в собственных силах. Термин совладающее поведение успешно существует "на перекрестке" двух выраженных тенденций современной психологии. Во-первых, это укрепление позиций идеографического подхода, ориентированного не на общее и постоянное в личности, а на особенное и изменчивое, свойственное конкретному человеку в определенных условиях. Во-вторых, это перенесение внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует и которая определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка.

Совладающее поведение имеет иерархическую структуру и состоит из:

1) простых единичных копинг-действий, детерминированных спецификой ситуации;

2) копинг-стратегий (конкретных образов действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки);

3) копинг-стилей (групп стратегий, близких по смыслу, например, приближение-удаление от стрессовой ситуации).

Для оценки форм реагирования предлагались суждения, имеющие отношение к той или иной копинговой стратегии.

А. Стратегии поведенческого копинга, среди которых:

•адаптивные: активное преодоление, альтруизм;

•частично адаптивные: поиск социальной поддержки, отвлечение;

•неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

Б. Стратегии когнитивного копинга:

•адаптивные: поиск решения проблемы, придавание смысла;

•частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, сохранение апломба, отрицание;

•неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.

В. Стратегии эмоционального копинга:

•адаптивные: эмоционально-волевое сосредоточение;

•частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка;

•неадаптивные: подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Анализ использования различных стратегий стресс-совладающего поведения показывает, что как в младшем, так и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: 1) сотрудничества и 2) альтруизма, 3) придавания смысла происходящему, 4) поиск эмоциональной поддержки и 5) эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в стрессовой ситуации.

 

50. Проведите анализ причин комплекса Ионы и приведите возможные варианты его коррекции в образовательном процессе.

Комплекс Ионы был впервые выделен и описан американским психологом Абрахамом Маслоу. Он также называл его «страхом достижений» и полагал, что именно этот психологический феномен является главным препятствием к созданию нового социума, состоящего сплошь из счастливых людей.

Комплекс Ионы заключается в боязни человека реализовать свои природные способности, в страхе изменить свое, пусть неинтересное и ограниченное, но так или иначе налаженное существование, получив возможность пережить новый, неординарный опыт. По вине «страха достижений», по мнению Маслоу, больше половины жителей Земли за всю жизнь никогда даже близко не подбираются к реализации внутреннего потенциала.

Подобно тому, как Иона пытался избежать участи пророка, опасаясь возложенной на него ответственности, многие люди боятся в полной мере использовать собственные таланты. «Чем выше поднимешься, тем больнее падать» — на такой философии строят свою жизнь миллионы людей. Они не достигают великих целей, но это, как им кажется, является гарантией того, что их минуют крахи и тяжелые разочарования. Маслоу полагал, что пока в мире бытуют подобные взгляды, никакое общество не вправе называть себя прогрессивным и состоявшимся.

Отличительной чертой людей с комплексом Ионы является склонность к депрессии и тревогам. Кроме того, они придают громадную значимость вещам априори банальным и несущественным. Ставят перед собой ничтожные цели и долго «празднуют победу», достигая их. Мало того, зачастую эти люди сознательно избегают назначения на руководящую должность, несмотря на то что обладают стратегическим мышлением и тонким чутьем ситуации. Или, например, будучи яркой, привлекательной личностью, в качестве спутника жизни они выбирают себе невзрачного и посредственного партнера.

Маслоу писал в своих работах, что люди с комплексом Ионы самостоятельно обрекают себя на непрекращающийся самообман: «Желая избежать определенных рисков, связанных с преодолением настоящих трудностей, с самосовершенствованием и с внутренним прогрессом, эти несчастные фактически уже изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача».

В наши дни с комплексом Ионы с успехом «борются» тренинги личностного роста — одна из форм психологической работы с людьми, появившаяся в США и распространившаяся сегодня по всему миру. А также некоторые относительно новые направления психотерапевтического консультирования: например, коучинг, все виды краткосрочной позитивной терапии, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия и трансперсональная психология.

Правильная реакция на комплекс Ионы заключается в осознании своего безотчетного «страха и ненависти к правдивым, добродетельным людям, если вам удастся научиться любить высшие ценности в других, это может привести к тому, что вы полюбите их в самих себе и не будете больше их бояться».

В современных условиях, откровенно провоцирующих формирование опасного комплекса у многих людей, особенно — молодых, одной из важных и актуальных задач психолога, не в последнюю очередь — школьного психолога, является стимулирование стремления к самоактуализации, поощрение переоценки утилитарных ценностей, способных воспрепятствовать полноценному самоопределению.

 

51. Раскройте сущность дистанционного образования и проанализируйте позитивы и негативы.

Дистанционное обучение (ДО) является формой образования, наряду с очной и заочной, по которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционное обучение является целенаправленным интерактивным асинхронным процессом взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентный к их пространственного расположения. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе. Элементами этой системы являются подсистемы: цель обучения; содержание обучения; средства обучения; организационные формы обучения - ідентифікаційно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, которая сочетает элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий дают возможность преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их положительные черты.

Позитив:

а) усиления активной роли студента в собственном образовании: в постановке образовательной цели, выборе доминирующих направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

б) резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировых культурных и научных сокровищ для детей из любого населенного пункта, где есть телесвязь;

в) получение возможности общения ученика с педагогами-профессионалами, с ровесниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной розташованості;

г) увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

д) более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения студента, возможность демонстрации продуктов своей творческой деятельности для всех, широкие экспертные возможности оценивания творческих достижений;

д) возможность соревнования с большим количеством ровесников, которые находятся в разных городах и странах, посредством участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.

Негатив:

•Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

•Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

•Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.

•Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

•Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

•Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

•В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.036 с.)