Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приведите возможные способы преодаления прерывания творческого процесса в гештальтпсихологии.
Первое место среди психологических учений о мышлении занимает гештальтпсихология, она положила начало систематическому изучению механизмов творческого или продуктивного мышления. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине 20 в. и получило развитие в трудах М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии. Первый — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая чёткие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. Второй принцип, часто называемый законом равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. Это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом». Основные установки гештальтпсихологии: принцип целостности и направленности мышления; различение гаштальтов: физического, физиологического, интеллектуального, — как способ решения психофизической проблемы. Первоначально важным было само указание на факт целостности: если проблема решается, то гештальт оказался хорошим (целостным); если не решается — то гештальт плохой. Поскольку фактическое решение всегда включает в себя как удачные, так и неудачные ходы, то, естественно, было предположить смену гештальтов или целостностей. Гештальтисты убедительно считают, что при обучении намного важнее не накопление верных правил и проверенных знаний, а развитие способности «схватывания», понимания значения, сущности явлений.
В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации, ею детерминируемое. Гештальтизм признает роль прежнего когнитивного опыта субъекта, но пpеломленного через актуальную проблемную ситуацию, её гештальт. Пpоцесс мышления и его pезультат, существенно определяются свойствами познающего субъекта. Тpебования к умственному складу твоpца: Не быть ограниченным, ослепленным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию; не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения. Существенными недостатками гештальтистского понимания процесса мышления, считают современные исследователи, являются: а) пассивность субъекта системе взаимодействия «проблемной ситуации» и субъекта; б) субъектом игнорируется естественная иерархия связей, существующих в проблемной ситуации, т.е. уравниваются существенные и несущественные связи между элементами проблемы. Различные, последовательные этапы pешения пpоблемы уменьшают «неполноту её анализа» и pезультат достигается на каждом этапе посpедством «озаpения» мысли (инсайта). Откpытие (инсайт) может иметь место лишь вследствие обладания учёным опpеделенными способностями воспpиятия фактов, сознательного усмотpения и постановки пpоблем, достаточно мощным подсознательным мышлением, дополняющим анализ и «инкубиpующим» pешение. Если развитие науки не дает возможности учёному сознательно изучить определенную совокупность фактов, достаточную для обнаружения хотя бы частичной закономерности в изучаемых явлениях, то никакая «объективная структурная целостность» явлений не в состоянии привести к полному самообнаpужению.
Чисто логический подход к pешению научных пpоблем беспеpспективен. Чтобы ученый сохpанил «чувство напpавленности» мыслительной деятельности, он должен непpеpывно pаботать над научными пpоблемами для пpиобpетения тех логических и пpедметных элементов, котоpые необходимы и достаточны для подготовки откpытия.
57. Обоснуйте позицию: Смыслотворчество как основная задача системы образования субъекта. Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни. Ученик как субъект жизнедеятельности должен строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.), чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни - настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое. «…Личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций воспитанников...Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления человека, которые, собственно, и реализуют феномен “быть личностью”» Выделяют следующие функции: -мотивации (принятие и обоснование деятельности); -опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения); -коллизии (видение скрытых противоречий действительности); -критичности (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм); -рефлексия (конструирования и удержания определенного образа Я); -смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни); -ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения); -обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира; -творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности); -самореализации (стремления к признанию своего образа "Я" окружающими); -обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям. Представленность и развитие этих функций свидетельствует о том, что образовательный процесс достигает личностного уровня в обучении школьников. Полилог и диалог – важнейшие условия организации смыслотворчества студентов. Смыслотворчество в педагогическом процессе есть осознанная деятельность по созданию субъектами этого процесса через их взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, рефлексия явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с другими с позиций своей индивидуальности.
Так как процесс создания субъектом смысла в своей основе имеет процесс понимания, который сопряжен с усвоением определенной системы знаний, то можно предположить, что структура усвоения знаний будет определять и структуру смыслотворчества. Структура смыслотворчества будет складываться из следующих компонентов: смысловосприятие, смыслоактуализация, смыслопонимание (формулировка индивидуального смысла), представление (презентация) индивидуальных смыслов, обмен индивидуальными смыслами, обобщение, рефлексия смыслов, закрепление, применение нового (измененного, обобщенного) смысла. Организация смыслотворчества в педагогическом процессе вуза предполагает интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения. Содержание педагогического процесса вуза становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников. Структура процесса смыслотворчества определяет и технологию организации смыслотворчества в педагогическом процессе. Необходимое условие организации смыслотворчества – организация мыследеятельности студентов, которая предполагает осуществление мыслительной деятельности, выполнение различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, категоризация и другие). Организация мыследеятельности студентов предполагает систему мыслительных операций, используемых в целях развития участников педагогического процесса, а также разнообразие сочетаний различных форм организации мыслительной деятельности (индивидуальной, в парах, в составе творческих групп и т. д.). Один из оптимальных способов организации мыследеятельности студентов – проблемное обучение. В системе педагогических условий развития субъектности студента – будущего специалиста – необходимо выделить и свободу выбора, определяющую возможность участников педагогического процесса вуза в сознательном регулировании и активизации своей деятельности, взаимодействия с другими, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.012 с.) |