![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приведите возможные способы преодаления прерывания творческого процесса в гештальтпсихологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Первое место среди психологических учений о мышлении занимает гештальтпсихология, она положила начало систематическому изучению механизмов творческого или продуктивного мышления. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине 20 в. и получило развитие в трудах М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии. Первый — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая чёткие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. Второй принцип, часто называемый законом равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. Это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом». Основные установки гештальтпсихологии: принцип целостности и направленности мышления; различение гаштальтов: физического, физиологического, интеллектуального, — как способ решения психофизической проблемы. Первоначально важным было само указание на факт целостности: если проблема решается, то гештальт оказался хорошим (целостным); если не решается — то гештальт плохой. Поскольку фактическое решение всегда включает в себя как удачные, так и неудачные ходы, то, естественно, было предположить смену гештальтов или целостностей. Гештальтисты убедительно считают, что при обучении намного важнее не накопление верных правил и проверенных знаний, а развитие способности «схватывания», понимания значения, сущности явлений. В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации, ею детерминируемое. Гештальтизм признает роль прежнего когнитивного опыта субъекта, но пpеломленного через актуальную проблемную ситуацию, её гештальт. Пpоцесс мышления и его pезультат, существенно определяются свойствами познающего субъекта. Тpебования к умственному складу твоpца: Не быть ограниченным, ослепленным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию; не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения. Существенными недостатками гештальтистского понимания процесса мышления, считают современные исследователи, являются: а) пассивность субъекта системе взаимодействия «проблемной ситуации» и субъекта; б) субъектом игнорируется естественная иерархия связей, существующих в проблемной ситуации, т.е. уравниваются существенные и несущественные связи между элементами проблемы. Различные, последовательные этапы pешения пpоблемы уменьшают «неполноту её анализа» и pезультат достигается на каждом этапе посpедством «озаpения» мысли (инсайта). Откpытие (инсайт) может иметь место лишь вследствие обладания учёным опpеделенными способностями воспpиятия фактов, сознательного усмотpения и постановки пpоблем, достаточно мощным подсознательным мышлением, дополняющим анализ и «инкубиpующим» pешение. Если развитие науки не дает возможности учёному сознательно изучить определенную совокупность фактов, достаточную для обнаружения хотя бы частичной закономерности в изучаемых явлениях, то никакая «объективная структурная целостность» явлений не в состоянии привести к полному самообнаpужению. Чисто логический подход к pешению научных пpоблем беспеpспективен. Чтобы ученый сохpанил «чувство напpавленности» мыслительной деятельности, он должен непpеpывно pаботать над научными пpоблемами для пpиобpетения тех логических и пpедметных элементов, котоpые необходимы и достаточны для подготовки откpытия.
57. Обоснуйте позицию: Смыслотворчество как основная задача системы образования субъекта. Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни. Ученик как субъект жизнедеятельности должен строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.), чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни - настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое. «…Личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций воспитанников...Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления человека, которые, собственно, и реализуют феномен “быть личностью”» Выделяют следующие функции: -мотивации (принятие и обоснование деятельности); -опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения); -коллизии (видение скрытых противоречий действительности); -критичности (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм); -рефлексия (конструирования и удержания определенного образа Я); -смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни); -ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения); -обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира; -творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности); -самореализации (стремления к признанию своего образа "Я" окружающими); -обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям. Представленность и развитие этих функций свидетельствует о том, что образовательный процесс достигает личностного уровня в обучении школьников. Полилог и диалог – важнейшие условия организации смыслотворчества студентов. Смыслотворчество в педагогическом процессе есть осознанная деятельность по созданию субъектами этого процесса через их взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, рефлексия явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с другими с позиций своей индивидуальности. Так как процесс создания субъектом смысла в своей основе имеет процесс понимания, который сопряжен с усвоением определенной системы знаний, то можно предположить, что структура усвоения знаний будет определять и структуру смыслотворчества. Структура смыслотворчества будет складываться из следующих компонентов: смысловосприятие, смыслоактуализация, смыслопонимание (формулировка индивидуального смысла), представление (презентация) индивидуальных смыслов, обмен индивидуальными смыслами, обобщение, рефлексия смыслов, закрепление, применение нового (измененного, обобщенного) смысла. Организация смыслотворчества в педагогическом процессе вуза предполагает интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения. Содержание педагогического процесса вуза становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников. Структура процесса смыслотворчества определяет и технологию организации смыслотворчества в педагогическом процессе. Необходимое условие организации смыслотворчества – организация мыследеятельности студентов, которая предполагает осуществление мыслительной деятельности, выполнение различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, категоризация и другие). Организация мыследеятельности студентов предполагает систему мыслительных операций, используемых в целях развития участников педагогического процесса, а также разнообразие сочетаний различных форм организации мыслительной деятельности (индивидуальной, в парах, в составе творческих групп и т. д.). Один из оптимальных способов организации мыследеятельности студентов – проблемное обучение. В системе педагогических условий развития субъектности студента – будущего специалиста – необходимо выделить и свободу выбора, определяющую возможность участников педагогического процесса вуза в сознательном регулировании и активизации своей деятельности, взаимодействия с другими, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.59 (0.013 с.) |