Определите источники становления субъекта в аналитической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите источники становления субъекта в аналитической психологии



Аналитическая психология - одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал "архетипами". Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – "Я"; 2) индивидуальное бессознательное – "ОНО"; 3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов, или "архетипов". Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это "тень" ("тень" носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны".

 

18. Выявите источники и особенности становления субъекта в индивидуальной психологии

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского „individuum“, что означает неделимый, выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

В понимании субъекта Адлер исходит из понятия целостности. Целостность обеспечивается, говоря термином Адлера, «самодовлеющей целенаправленностью» субъекта, его творческим Я. Субъект как творческое Я - это самоопределяющаяся личность, творящая смысл свой жизни, регулируя соотношение системы своих целей. Многочисленные цели повседневности, проявляясь в поступках и действиях субъекта, способствуют реализации общей жизненной цели, отражающего единый смысл жизни субъекта. В этом плане и сознательные и бессознательные цели не столько противоречат друг другу, сколько являются отправными стимулами в достижении общей цели. «Кажущаяся противоречивость сознательных и бессознательных побуждений является лишь противоречием средств, однако для конечной цели возвышения личности, для фиктивной цели богоподобия несущественно и неважно». Исходя из понимания субъекта как творческого Я, характеризуемого «самодовлеющей целенаправленностью», главным в раскрытии его смыслов является анализ его целей, позволяющих прояснить взаимосвязь актов его поведения и поступков и возможность их корректировки. В любом будущем движении человека уже светится его цель. В связи с этим, для Адлера существенное значение в определении цели придаётся движениям и позам. Даже поза во время сна имеет значение по Адлеру. Человек ничего не делает бесцельно, т.е бессмысленно. Любое его движение предполагает цель и соответственно, имеет свой смысл.

Адлер выделяет следующие типы личности:

1. Исходя из первого типа стиля жизни Адлер выделяет социально- полезный тип - это личности, характеризующиеся гармоничным сочетанием потребности в превосходстве, социального интереса и активности, обеспечивающие ему успешную компенсацию. В решении жизненных задач, он способен к сотрудничеству и сопереживанию другому. Поэтому Адлер называет этот тип воплощением зрелости.

2. Исходя из сверх компенсаторного стиля жизни он выделяет - управляющий тип. Управляющий тип разделяется на общественно - полезный и асоциальный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.038 с.)