Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проанализируйте стадии развития личности по Фрейду и рассмотрите значение фиксаций
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. 1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью. 2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией. 3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий. 4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов. 5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.
Но наибольшее влияние на формирование личности и черт характера оказывают наиболее ранние этапы развития человека, названные Фрейдом прегенитальными стадиями. Ведь человек их проходит еще до того, как в полной мере осознает, какое значение в получении удовольствия играют его половые органы. От того, получает ли ребенок на каждой этой стадии достаточное внимание и заботу или напротив, эта забота проявляется сверх меры, зависит то, как в дальнейшем будет идти этот человек по жизни, какие черты характера будут у него преобладать. Недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.
16. Выявите особенности становления субъекта в психоанализе и особенностей его смыслообразования Понятие "психоанализ" и "психоаналитический подход" в широкий психологический (и культурный) обиход ввел Зигмунд Фрейд, в связи с чем до сих пор для многих людей "психоанализ" означает подход Зигмунда Фрейда: представление об Ид, Я, Сверх-Я, главенство либидо и эдипов комплекс. Сегодня, однако, так говорить уже нельзя, поскольку в настоящее время достаточно большое число авторитетных специалистов с разными теоретическими представлениями причисляют себя к психоаналитическому течению, и психоанализ Фрейда сегодня является только одной из разновидностью психоанализа. Чаще его именуют - классический психоанализ, или фрейдизм. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я". "ОНО" – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией – "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО"; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе & царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть. Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное ("архетипы"), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, 31 невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.006 с.) |