Раскройте понятия личностный рост и психологическая защита в разных направлениях психологии и обоснуйте возможности их регулирования в процессе обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте понятия личностный рост и психологическая защита в разных направлениях психологии и обоснуйте возможности их регулирования в процессе обучения.



Личностный рост — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности. В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности. Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Все эти теории и взгляды имеют полное право на существование, важно только то, что применительно к тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Психологическая защита – один из тех феноменов, который с неизменной постоянностью рассматривается самыми различными психологическими учениями. Этот термин использу­ется и в гештальт-психологии, и в психоанализе, и даже в бихеви­оризме, где он имеет название «перцептивная защита». Эти на­учные направления в психологии очень мало схожи друг с другом, порой просто противоположны. Но термин «психологическая за­щита» используется всеми при построении своих концепций. Понятие «психологическая защита» родилось в рамках психоана­литической школы. Выделение этого понятия было естественным для психоанализа, потому что упрощенно структура психики предусмат­ривала в нем наличие механизмов защитного характера для того, чтобы подавлять, менять ненормативные, запретные, социально неодобряемые влечения человека. Но, повторимся, примечательно то, что практически все психологические школы, стоящие на самых разных петициях в отношении психики человека, так или иначе, ис­пользовали это понятие. Сам этот факт говорит о том, что это одно из базисных понятий в психологии человека, своеобразный универ­сальный феномен, который монтируется во все психологические картины мира и психологические представления о природе челове­ческой души. Психологическая защита – это постоянно встречаю­щееся явление, а не какое-то уникальное. Кроме того, это понятие тесно связано с идеей адаптивности психики. Если о механизмах развития говорилось и до З. Фрейда, то идея защитных механизмов принадлежит исключительно ему. Он считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функционирование защитных механизмов были пересмотрены, в частности, было показано, что их работа помогает преодолеть и внешние фрустрации, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. Исходя из этого, К. Хорни прибавила к выделенным Фрейдом еще три защитных механизма - конформизм, уход и агрессию. К сходным принципам деятельности психологической защиты пришел и Э. Фромм, который дополнил список еще двумя механизмами - садизм и мазохизм. Таким образом, в современной психологии развития выделяются защитные механизмы, направленные на преодоление внутриличностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют общение человека с окружающими. При этом причиной этих социальных конфиксов, как правило, являются личностные проблемы, неадекватность представлений о себе, демонстративность, тревожность и т. д. В то время как большинство психологов рассматривало прежде всего позитивные аспекты действия психологической защиты, гуманистическая психология подчеркивала и их отрицательную сторону. Психологическая защита возникает в связи с необходимостью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира. Боязнь изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей, приводит к отчуждению своего опыта от сознания. Поэтому, помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, и в этом состоит негативный аспект ее воздействия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом и другими учеными. В какой-то степени причина этого противоречия становится ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды. Психологическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии препятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности и приводит к противоположным взглядам на роль психологической защиты в этом развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.004 с.)