Рассмотрите исторические вехи в развитии предмета психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрите исторические вехи в развитии предмета психологии.



Выявите отличительные особенности сознания как предмета психологии. Теории и методы исследования.

В 17 веке наступает эпоха, которую принято называть Новым Временем. Становится важным понятие человеческого сознания – именно оно становится новым предметом психологии.

В начале эпохи Нового времени важнейший вклад в развитие психологического знания внесли такие мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс. Джон Локк говорил, что сознание человека, его психическое – пассивная субстанция, которая может воспринимать опыт. Локк сравнивал эту субстанцию с чистой доской, на которой постепенно запечатлеваются знания, полученные из опыта. Только то, что пришло из опыта, может быть на этой «доске», и ничего другого там нет, считал Локк. Опыт, по его мнению, начинается с ощущений и переживаний, которые в нём самом обобщаются и путём рассуждений складываются в знания. Эти знания и запечатлеваются в сознании. Сознание объединяет знания и переживания и делает из них личность. В 18 веке появляется новая тенденция в развитии психологического знания: происходит становление ассоциативной психологии. Основные учёные, которые принимали участие в научных разработках этой проблемы – Дж. Беркли, Д. Юм и Д.Гартли. Джордж Беркли считал, что нам лишь кажется, будто мы видим тела в пространстве, а на самом деле то явление, что все предметы находятся вне нас, возникает из-за мышечных напряжений в органах зрения. Дэвид Юм представил всё человеческое познание как ассоциацию идей в сознании. Ветвь ассоциативной психологии в 19 веке тоже продолжает развиваться. Известные исследователи Т. Браун, Д.Милль, Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер сделали большой вклад в развитие понятия ассоциации, описали законы, которым они подчиняются, пытались привести физическое основание под явление ассоциации.

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные. В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом. Неделимым элементом сознания является ощущение. Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых. 1)Удовольствие – неудовольствие. 2) Возбуждение – успокоение. 3) Напряжение – разрядка. Сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания. Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

 

Рассмотрите исторические вехи в развитии предмета психологии.

Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании.

3. Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

4. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

5. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

6. Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.

7. Основоположником отечественной научной психологии, считается И. М. Сеченов. В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

8. Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации.

9. "Гештальтпсихология" возникла в Германии и выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии.

10. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

11. Представители когнитивной психологии отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

12. Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

13. Трансперсоналъная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю.

14. Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э. Берн).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.005 с.)