Дайте определение душа как предмет психологии и проведите анализ теории о душе, а также методы её исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение душа как предмет психологии и проведите анализ теории о душе, а также методы её исследования.



Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Гераклит назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир. В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. Учения Платона. Учение о душе является одним из смысловых центров платоновской философии. Главный тезис платоновской психологии есть утверждение бессмертия души. Платон может быть назван основателем идеалистической психологии. Попытки доказательства бессмертия души были представлены Платоном в его знаменитом диалоге «Федон», в котором Сократ за несколько часов до своей смерти в беседе со своими ближайшими друзьями пытается их убедить в том, что «весь я не умру». Свое учение о составе души Платон развивает в диалоге «Государство». Душа состоит из 3 начал: 1) вожделеющего, 2) яростного и 3) разумного. Особенности человека определяются тем, какое начало в нем главенствует. Яростное начало находится между вожделеющей и разумной частью души. Саму душу Платон делит на 3 части. Собственно божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало – ярость; более низкое (поскольку противится разуму) – вожделение. Душа у Платона разделяется на 2 части: 1)вечная, духовная; 2)телесная, смертная, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной преградой) – человеческое в нас и скотское. Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе. Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа– бестелесная сущность). По Аристотелю - душа связана с одной стороны с материей, с другой– с Богом, т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией. Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). При этом Аристотель разделяет несколько видов души. 1) Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. 2) Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной. 3)Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.004 с.)