Проведите анализ принципов обучения и воспитания в гуманистической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведите анализ принципов обучения и воспитания в гуманистической психологии.



Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

 

39. Раскройте значение механизма сублимирования как способа достижения целей и самосовершенствования субъекта. Приведите примеры.

В широком смысле сублимация – это защитный механизм психики, позволяющий снять внутреннее напряжение и перенаправить ее на достижение какой-либо цели. Таким образом, есть возможность использовать практически любой неприемлемый личностью импульс на конструктивную и востребованную деятельность. Можно привести следующие примеры сублимации: склонность к насилию удовлетворяется при работе в полиции; нездоровый интерес к трупам сублимируется при работе патологоанатомом; садистские наклонности могут быть превращены в работу хирурга; отказ от активной сексуальной жизни позволяет получить больше сил для творчества или занятий наукой. Впервые понятие сублимации было введено Зигмундом Фрейдом в 1900 году. Им была разработана концепция психоанализа, в которой этот процесс рассматривается как трансформация влечения для достижения социально значимых целей. Надо заметить, что сублимация по Фрейду – это перенаправление именно сексуальной энергии. Он даже считал, что любое творчество является результатом перенаправления энергии с эротических целей на свой труд. Причем под понятием «творчество» Фрейд подразумевал как работу в области искусства (живопись, музыка), так и интеллектуальную работу (научная деятельность).

Сегодня сублимация в психологии имеет более широкое значение, но все же именно сексуальная энергия является наиболее мощным и заметным двигателем для любой деятельности. Давайте рассмотрим подробнее, как влияет этот процесс на творчество.

Несмотря на то что Фрейд был основоположником теории о сублимации, ее технологию он описать не смог. Более того, до сих пор неизвестно каким именно образом сексуальная энергия преобразуется в движущую силу для творческой деятельности. Но доподлинно известно, что сублимацией подобного рода хотя бы раз в жизни занимается каждый человек.

Вы ведь наверняка замечали, что в период влюбленности вас переполняет желание что-то делать. Зачастую именно влюбленные (счастливые и не очень) создают шедевры искусства, делают научные открытия. Но даже когда в вашем сердце не бушует вулкан страсти, возможно, вы занимаетесь невольной сублимацией сексуальной энергии, которая не была востребована. Простейшим подтверждением этого процесса будут красочные и интересные сновидения. Они считаются самым простым продуктом, который производит наше бессознательное. Видели красивый сон, значит неосознанно занимались творчеством, а значит сублимировали энергию. Более высокой ступенью сублимации является осознанное созидание – написание рассказов и стихов, расписывание стен сумасшедшими граффити, сочинение музыки, занятие танцами, участие в театральной постановке, занятие дизайном ландшафта и интерьеров. Но такое явное творчество является только частью реализации сексуальной энергии. В принципе, результатом сублимации можно считать любую созидательную работу.

Некоторые ученые и работники творческих профессий сознательно отказываются от секса, чтобы достичь выдающихся результатов. Возможно, это и позволит достигать поставленных целей в кратчайшие сроки, но отказываться вовсе от секса не порекомендует ни один психотерапевт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.007 с.)