Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Красота – это не субъективное суждение и оценкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
чил способ сочинять, никак не контролируя результат. Так появилась хаотическая композиция «Музыка перемен» и другие, подобные ей.13Кейдж обнаружил, что сочинять музыку, подражая хаотиче- скому, как он считал, характеру природы, — куда более сложное дело, чем он себе представлял. Ему это никак не удавалось, и потому он решил, что единственный способ справиться с этой задачей — во- обще ничего не сочинять. Так, само собой, появилась «композиция» тишины «4’33’’». В ней музыка превращалась в любые окружающие шумы. Как музыка, труд Кейджа совершенно бесполезен. Как фило- софское изобретение, он довольно интересен, хотя и глубоко оши-
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
бочен по сути. Это внезапный жест мастера дзен («Как звучит хло- пок одной рукой?»), призванный показать ученику суть мировоззре- ния буддизма. Принятая Кейджем система верований является приглашением принять этот мир таким, какой он есть, — отвергнуть свои привычки надеяться и желать, отказаться от иллюзии свободы и стремления к справедливости. Это попытка постичь мир, как совершенно чуждый устремлениям человеческого сердца. В провоз- глашении этих буддистских учений Кейдж, по его собственному признанию, уподобился «протестантскому проповеднику-фундамен- талисту».14 Возникают вопросы: Неужели сокровенные желания сердца — это всего лишь иллюзии? Построения, даруемые воображением и до- воды разума — тоже иллюзии? Должны ли мы принять концепцию хаотического мира? Психоаналитик Адам Филлипс рассказывает следующую исто- рию о Кейдже. Музыкант посетил концерт другого композитора, ко- торый в программке выразил надежду на то, что его музыка уменьшит страдания в мире. Позже Кейдж сказал своему другу, что музыка ему понравилась, но совершенно не понравилось написанное в программке. На его взгляд, в мире было не слишком много страда- ний. Он считал, что их — «в самый раз».15 Хотя многие замечания Кейджа кажутся жестокими и бесчув- ственными, они вполне соответствуют взглядам буддиста и постмо- дерниста. Если этот мир появился из необъяснимого хаоса и в него же возвращается, то такого понятия, как мера страданий, просто не существует. Страдания просто есть — и все. Но представьте, если бы Кейдж сказал подобное военноплен- ным в «Шталаге VIII-A». Было ли страданий в лагере Мессиана «в самый раз»? Чем труд Мессиана кардинально Бог сотворил мир, который отражает Его сущность, и не только Его невообразимую гениальность, но и Его величие – Его красоту отличался от труда Кейджа? Оливье Мессиан говорил, что практически ро- дился христианином. С самого раннего детства его мама-поэтесса и отец, учи- тель английского языка, переводивший произведения Шекспира, читали ему сказки Ганса-Христиана Андерсена и пьесы Шекспира. Понемногу он начал понимать, каким образом надежды и мечты, выраженные во всех сказках, — стремление к справедливости и свободе, — осуществляются и стано- вятся реальностью благодаря вере. Хотя Шекспир предоставил ему «супер-сказки», Мессиан считал христианство гораздо более зага-
Г Л А В А 2 3
дочным и удивительным.16 В более зрелые годы он не раз говорил в интервью, что обнаружил одно простое различие между историями, которые любил в детстве, и христианской верой: христианство прав- диво. Мессиан сказал: «Основная идея, которую я хотел выразить — это существование истин католической веры… В этом заключался главный смысл моей работы — наиболее возвышенный и, вне всякого сомнения, самый полезный и ценный — возможно, единственный, о котором я не буду сожалеть в свой смертный час».17 В «Квартете на конец времени» можно увидеть много тем, ко- торые мы обнаружили в процессе собственных поисков истины. Пер- вая из них — присутствие естественного порядка. Дрозд, поющий в музыке Мессиана, и восходящее солнце взаимосвязаны друг с другом глубинным образом, — можно сказать, мотивом. Только отраженный в природе замысел способен произвести вселенную, в которой жизнь маленьких созданий возможна, благодаря астрономическому взаи- модействию Земли и Солнца. За естественным порядком стоит Сам Бог, Который не обитает во времени, но является его Хозяином. Веч- ное и бренное в конце концов соединились в тот момент, когда Бог «опустошил Себя», явившись среди нас ребенком — человеком, ко- торому было суждено умереть, чтобы снова ожить. Что чудесно отразил Мессиан, — так это взаимозависимость времени и вечности, которая и составляет тайну красоты. Ведь кра- сота — это Божья слава, сияющая в творении. Разве можно не видеть и не ощущать ее?
Я рассказал истории об этих двух мировых премьерах, — «Квар- тет на конец времени» Мессиана и «4’33’’» Кейджа — по той причине, что они идеально отражают две противоположные системы верова- ний мира, в котором мы сегодня живем. Для Кейджа просвещение заключается в примирении с существованием хаотической вселенной. Как полная противоположность, музыка Оливье Мессиана отражает глубокое понимание естественного порядка и того, как этот порядок, в конечном итоге, исходит от своего Творца. Он восторгается кра- сотой мира. Даже в нацистском концлагере Мессиан мог увидеть Божью славу, сияющую в творении. Сегодня лишь единицы воспринимают красоту, как результат творения. Многие говорят, что «красота — в глазах созерцающего» или что «это — дело вкуса». Когда люди называют что-либо краси- вым, это всего лишь означает, что им это нравится. Подобные оце- ночные суждения всегда — мнение только одного человека.
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
Но для христиан и приверженцев классических взглядов кра- сота — это не субъективное суждение и оценка, а искусство — не про- сто выражение внутреннего мира художника. Красота — такая же часть реальности, как добродетель и истина. Она является ключевым элементом сотворенного порядка, неотъемлемой частью мира, в ко- тором мы живем. Причина, по которой один человек считает что-то красивым, а другой с этим не согласен, состоит в том, что разные люди способны в большей или меньшей степени воспринимать красоту. Чьи-то суждения о красоте более Красота этого мира говорит о Божьей любви к нам точны. Возможно, эту мысль многие люди в нашей культуре сочтут нетолерантной, но, од- нако же, это действительно так. Христианский взгляд на красоту базиру- ется на учении о происхождении этого мира. Бог сотворил мир, который отражает Его сущ- ность, и не только Его невообразимую гениаль- ность, но и Его величие — Его красоту. Глядя на один лишь порядок и красоту творения, древние греки понимали, что истина, красота и добродетель полностью взаимосвязаны. Это понимание было пре- красно передано богословом Хансом Урсом фон Бальтазаром: «Кра- сота требует, по меньшей мере, столько же смелости и решимости, как и истина и благодетель, и она не позволит отделить себя… от двух своих сестер».18 Красота этого мира говорит о Божьей любви к нам. Он создал вселенную, в которой восходит и заходит солнце, в небе висит блед- ная луна, а нас каждый день вдохновляет сила несущихся в вышине облаков. Бог сотворил мир, в котором мы можем радоваться поляне нарциссов, пугаться крика совы и изумляться способностям маски- ровки у хамелеона. В своем стихотворении «Тигр» поэт Уильям Блейк признает Божью руку в красоте Его Творения:
Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?19
Божьи пути несравнимо выше наших, и все же красота Его тво- рения демонстрирует нам Его любовь.20 Поскольку Оливье Мессиан верил, что красота — это признак Божьей заботы, он в своем творчестве воздал должное любящему Творцу. Его слушатели были гораздо менее сведущи в теории музыки, чем аудитория Кейджа, и все же произведение Мессиана показало
Г Л А В А 2 3
его товарищам по несчастью, что этот мир, в конечном итоге, при- надлежит Богу, а не нацистам, и что законное основание надежды каждого человека лежит в Божьем правлении. Мессиан не предлагал дешевое утешение и не «выражал себя». Кому из его друзей-воен- нопленных это было бы интересно? Языком музыки он передавал им истину, которую они должны были слышать, — истину, являющуюся ключом к счастливой жизни.
Все мы интуитивно понимаем взаимосвязь между красотой и истиной. Спросите у подростка или даже у ребенка поменьше: может ли он описать разницу между хорошим и плохим искусством. Боль- шинство, как я уже отметил ранее, сомневаются в том, что верят в существование абсолютной истины. Я часто предлагаю слушателям представить себе картину, которая привлекает их взгляд, от которой невозможно оторваться — например, морской пейзаж знаменитого художника Уильяма Тернера, изображающий накренившийся под ветром парусник, бороздящий морские просторы. Он настолько реа- листичен, что вы почти ощущаете стремительное движение судна. Краски поблекли от времени, но это не портит впечатление от кар- тины. Я спрашиваю у юной аудитории: «Можете ли вы, увидев такую картину, сказать, что это — ‘круто’?» Все они кивают головами в знак согласия. Тогда я задаю следующий вопрос: «Если бы вы сегодня по- ехали в Германию и увидели выставку частей тела — огромную на- стенную фреску со свисающими с нее фрагментами плоти, — то вы сказали бы, что это ‘круто’?» На лицах большинства детей сразу же отражается отвращение, и я лишь озвучиваю их мысли: «Нет, вы бы сказали, что это — гадость, верно?» Все кивают головами. Это понимают даже дети. Есть разница между «крутым» и гад- ким. Существуют абсолюты. Что-то внутри нас откликается на красоту. Она вдохновляет, ободряет нас — точно так же, как музыка Мессиана воодушевила во- еннопленных в «Шталаге VIII-A» во время Второй мировой войны. Искусство имеет такую силу именно потому, что оно апелли- рует напрямую к нашим эмоциям наравне с интеллектом — к сердцу и его высшему разуму. Студенты, с которыми я беседовал, сразу же понимали разницу между Кейджем и Мессианом. Кейдж — голый ко- роль от искусства, а Мессиан — маэстро творения, чей труд отражает историю времени с позиций вечности. Пленяя мысли и будоража воображение, искусство пробуждает нас к созерцанию мира как чуда и затрагивает наши эмоции. Лучшие
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
его образцы отражают истину человеческого опыта в его прочувство- ванной целостности. Искусство указывает на нечто, лежащее за пределами сугубо человеческого, — туда, где, по моему убеждению, находится сам ис- точник красоты. Об этом мы и поговорим в следующей главе.
Глава 24
Написанное на сердце
зыкантом — соло-корнетистом Бостонского симфонического оркестра. К сожалению, когда эти музыкальные гены передавались дальше, они благополучно минули и моего отца, и меня. Я не пою даже на цер- ковных собраниях из-за опасения сбить других с тональности. Если вы подобным же образом обделены в сфере музыки, то, возможно, задаетесь вопросом: почему я привожу здесь все эти рас- сказы о Мессиане и Кейдже? В конце концов, эта книга посвящена поиску истины и секре- там счастливой жизни. Разве обсуждение вы- сокоинтеллектуальной музыки не уводит нас в сторону от цели? Но искусство — это вовсе не отвлеченный вопрос, а сама суть той мысли, которую я хочу донести. Оно сталкивает нас с истиной, делая ее реальностью, прочувствованной сердцем. Бог Творец создал нас тоже творцами По сути, наше восприятие красоты — это очень существенный аспект, отличающий нас, как людей. Ни один археолог не обнаружил нору какого-нибудь животного с примитивными настенными рисун- ками вроде тех, которые оставили древние люди. У животных просто нет таких способностей. Только люди неизменно пытаются передать красоту в различных формах и разнообразными способами. Хотя жи- вотные и насекомые могут создавать красоту, как в случае с пауком в камере Ньен Чен, они не делают этого намеренно. Только человеческая личность и творит, и размышляет над значимостью творения. Причем это относится не только к художни-
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
кам. Почти любой вид работы включает в себя элемент творчества, чем бы мы ни занимались: в сфере услуг, продавая страховки, ремон- тируя компьютеры, или же строили дома, конструировали машины или разрабатывали бизнес-системы. Как уже обсуждалось ранее, удовлетворение от работы в значительной мере обязано тому, что мы задействуем воображение, изобретательность и навыки, стараясь делать свое дело хорошо. Упражняясь в собственном творчестве и наблюдая за творчеством других, мы приходим к осознанию Божьего творчества и Его заботы, проявленных при сотворении нашего пре- красного мира. В нас растет подозрение о правдивости утверждений Библии, что мы, человеческие существа, созданы по Божьему образу; что возможности нашего разума и воображения, а также способ- ность бескорыстно любить были дарованы нам Богом, обладающим этими атрибутами в их полном и абсолютном совершенстве. Бог Тво- рец создал нас тоже творцами. Поскольку источником творчества является наша человеческая сущность, отражающая личность и характер Бога, то искусство обладает невероятной силой пробуждать в нас величайшие жизнен- ные вопросы и побуждать к поиску ответов, которые находятся внутри нас самих. Размышляя над творчеством людей или великого Творца, мы ощущаем могучие импульсы в самом центре нашего ес- тества. Нуждаясь во вдохновении, я иногда отправляюсь на прогулку по пляжу в пригороде Неаполя, штат Флорида, где я живу. Величие океана всегда производило на меня глубокое впечатление. Мексикан- ский залив — будь то в шторм или в штиль — круглый год представ- ляет собой совершенно восхитительное зрелище. Особенно великолепен он летом. Когда солнце опускается за горизонт, пышные скопления облаков окрашиваются в розовые, серые и голубые тона. Во время прогулок по пляжу я испытываю благоговение, восторг и обретаю вдохновение даже в те дни, когда чем-то обременен. Про- блемы уже не кажутся настолько гнетущими. Стоя на берегу, я раз- деляю чувства шотландского альпиниста Уильяма Мюррея, описавшего свою невыразимую радость от созерцания величествен- ных горных пиков, как один из «мимолетных взглядов на красоту, которую все познавшие ее вынуждены назвать истиной».1 Известный философ Жак Маритен назвал красоту «метафизи- ческой приманкой».2 Она ведет нас к размышлению о своем источ- нике. Откуда берется красота? Почему вид океана так волнует нас? Почему он вызывает чувство неосознанного томления о чем-то за пределами нашего земного опыта, — о чем-то большем, превосходя- щем все наши познания в этой жизни? Писатель и ученый Клайв Льюис считал, что наиболее вероятное объяснение нашего стремле-
Г Л А В А 2 4
ния, которого не может удовлетворить никакой опыт в этом мире, заключается в том, что мы были сотворены для иного мира. Красота этого мира побуждает нас задаться вопросом: «Не создал ли нас тот самый ‘бессмертный взор’, который создал тигра?» Мы размышляем, есть ли у этого Творца цель для нас в земной жизни — и даже за ее пределами. Красота Божьего творения излучает обещание. Возможно, кому-то подобные размышления по- кажутся странными, но любое исследование истории и литературы говорит об универсальности таких вопросов. Вот почему мы не можем пройти по жизни без «божественного беспокойства», как его назвал Эммануэль Мунье. Комментируя взгляды Мунье, Ло- ренцо Альбасете отметил: «В самом деле, нашу жизнь по-настоя- щему человеческой делают те бесконечные вопросы перед лицом Тайны, перед ‘чем-то большим’, сколько бы нам ни было лет — три или девяносто. Эти вопросы дают нашему сердцу бодрствовать, по- знавая окружающий мир, и позволяют смотреть даже на обыденные вещи с тем же удивлением и восторгом, как в тот момент, когда мы увидели их впервые».3 Французский математик и философ Блез Паскаль сказал: «У сердца есть доводы, которые неведомы разуму».4 Он подразу- мевал, что наша человеческая природа, как целое, способна постигать истины, выходящие за рамки понимания одного лишь разума. Она включает в себя не только интеллект, но и эмоции,
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.013 с.) |