Правоспособность профучастника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоспособность профучастника



 

С моментом создания юридического лица связывают момент возникновения правоспособности. Под правоспособностью в теории права понимается способность лица иметь права и нести обязанности.

Закон о РЦБ не указывает, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является для профучастников исключительным видом деятельности. Более того, ЦБ РФ (ФСФР) устанавливает возможность совмещения лицензиатом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, как подлежащими, так и не подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством[324].

Является ли правоспособность профучастника общей или специальной? Здесь необходимо учитывать, что исключительная правоспособность организации всегда определяется конкретным видом деятельности. Таким образом, исключительная правоспособность хоть и характеризует лицо (организацию), но неразрывно связана с исключительностью вида деятельности, осуществляемого этим лицом. В основе же разграничения общей и специальной правоспособности лежит не конкретный вид деятельности, а организационно-правовая форма лица (организации). Следовательно, если профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг осуществляет коммерческая организация, то она обладает общей правоспособностью, если же некоммерческая – то правоспособность такого участника будет специальной.

Ошибочно предполагать, что установление правил о совмещении профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг говорит об исключительной правоспособности профучастников. Эти правила определяют допустимость совмещения только профессиональных видов деятельности. Цель таких правил – не ограничить правоспособность профучастника, а исключить конфликт интересов при одновременном осуществлении нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профучастник вправе осуществлять иную деятельность, например, оказывать консультационные услуги в области информационных технологий.

Вопрос о правоспособности профучастника имеет несколько важных практических последствий.

1. Допускается осуществление иных видов деятельности, в том числе и не на финансовом рынке (см. выше).

2. С момента создания организации-профучастника и до момента получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организация с исключительной правоспособностью (регистраторы) вправе совершать только те действия, которые направлены на подготовку к осуществлению основной деятельности. Для организаций с общей и специальной правоспособностью такого ограничения нет.

3. Для организаций с общей и специальной правоспособностью аннулирование лицензии на осуществление профессионального вида деятельности на рынке ценных бумаг не влечет прекращение деятельности организации-профучастника и ее дальнейшую ликвидацию. Если же речь идет об организации с исключительной правоспособностью, факт аннулирования лицензии влечет полное прекращение деятельности организации и ее дальнейшую ликвидацию[325].

 

Получение лицензии

 

Основанием для получения лицензии служит обращение соискателя лицензии в ЦБ РФ. При обращении необходимо представить пакет документов, перечень которых определен Административным регламентом по лицензированию, в частности:

1) заявление о выдаче лицензии на осуществление одного из видов деятельности и анкету соискателя лицензии;

2) документы соискателя:

учредительные документы со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним;

выписка из ЕГРЮЛ;

копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

подтверждение оплаты государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) документы, определяющие финансовое состояние соискателя:

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

аудиторское заключение по проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

копия договора вклада (депозита), открытого в кредитной организации и выписка со счета;

расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату;

4) документы, касающиеся структуры собственности соискателя лицензии:

документ, содержащий полную информацию о структуре собственности соискателя лицензии;

копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей (акционеров/участников) соискателя лицензии;

копии документов, удостоверяющих личность физических лиц – учредителей (акционеров/участников) соискателя лицензии;

копии учредительных документов указанных лиц со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним;

копии балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний год деятельности с приложением копий аудиторских заключений о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

документ, подтверждающий выполнение указанными лицами обязательств перед бюджетами;

5) документы, касающиеся штата соискателя:

копию штатного расписания, содержащую данные о внутренней структуре подразделений соискателя лицензии;

документы, подтверждающие соответствие работников соискателя лицензии квалификационным требованиям (копии квалификационных аттестатов, дипломов о высшем образовании);

документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа, контролера (справка об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности, справка об отсутствии наложения административного наказания в виде дисквалификации, документы подтверждающие опыт работы, наличие высшего образования);

6) документы об организации деятельности в организации-соискателе.

Копии локальных нормативных актов: Инструкции о внутреннем контроле профучастника, Перечня мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, Перечня инсайдерской информации, Перечня мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и др.;

7) бизнес-план профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Представленный перечень носит общий характер. Для получения лицензии на осуществление конкретных видов деятельности Административный регламент по лицензированию устанавливает дополнительные перечни необходимых документов.

 

Сроки

 

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче/отказе в выдаче лицензии в течение 60 дней.

В случаях, когда речь идет о переоформлении лицензии, срок на принятие решения ЦБ РФ составляет 15 суток, выдача дубликата – 10 суток.

Указанные сроки начинают течь с момента регистрации представленных в ЦБ РФ документов.

 

Принимаемые решения

 

В процессе принятия решения лицензирующий орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также проводить проверки материально-технической базы соискателя лицензии.

По рассмотрении представленных документов ЦБ РФ принимает одно из двух решений:

решение о выдаче лицензии;

решение об отказе в выдаче лицензии.

Основания отказа в выдаче лицензии носят исчерпывающий характер. В качестве таких оснований выступают следующие обстоятельства:

1) наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, действующему законодательству (законодательству о рынке ценных бумаг, об исполнительном производстве и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

4) для кредитных организаций – отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ РФ.

По принятии решения профучастнику выдается лицензия, которая носит бессрочный характер. Датой выдачи лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является дата принятия ЦБ РФ соответствующего решения.

Отказ в предоставлении лицензии или бездействие ЦБ РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

ЦБ РФ ведутся реестры лицензий, сведения которых размещаются в сети Интернет на официальном сайте, в том числе сведения: о фирменном наименовании лицензиата; номере лицензии; дате принятия решения о ее предоставлении; месте нахождения лицензиата и его идентификационном номере налогоплательщика; контролере управляющего.

 

 

1.6. Лицензионные требования

 

В зависимости от предмета можно выделить четыре группы требований, предъявляемых к соискателю лицензии.

 

Требования общего характера

 

К ним относятся:

1) соблюдение законодательства Российской Федерации;

2) обеспечение лицензиатом возможности последующего контроля осуществляемой им деятельности;

3) предоставление полной и достоверной информации в ходе проведения проверок;

4) обеспечение нахождения лицензиата (единоличного исполнительного органа и контролера) по адресу, указанному в документах, представленных для получения лицензии;

5) обеспечение получения лицензиатом почтовых отправлений по адресу (месту нахождения) лицензиата;

6) наличие программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующего требованиям законодательства РФ.

 

Раскрытие информации [326]

 

К соискателю лицензии предъявляется требование о полном раскрытии информации, касающейся структуры собственности организации. В свою очередь, под полным раскрытием информации понимается раскрытие информации о лице или группе лиц, которые прямо или косвенно владеют 5 % и более уставного капитала лицензиата[327].

При этом информация считается раскрытой, если в качестве такого лица выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо, юридическое лицо, раскрывающее информацию в порядке, предусмотренном Законом о РЦБ, некоммерческая организация (за исключением некоммерческого партнерства), а также имеющие аналогичный статус иностранные лица.

 

Требования к учредителям (участникам) профучастника

 

С 30 июня 2013 г. введены требования к учредителям (участникам) профучастника. Установлено ограничение на распоряжение 10 % и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профучастника прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц), для физических лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

 

Требования по капиталу

 

Одним из требований, предъявляемых к соискателю лицензии, является достаточность собственных средств. Установление данного барьера направлено в первую очередь на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Следует различать понятия «уставный капитал» и «собственные средства». Уставный капитал – зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников, акционеров). Под собственными средствами организации понимается разница между стоимостью активов и суммой пассивов[328]. Положение о порядке расчета собственных средств устанавливает перечень объектов, относящихся к активам и пассивам. По своей сути собственные средства – это то, что должно остаться при ликвидации организации, являющейся профучастником. Соответственно собственные средства выступают гарантией удовлетворения требований инвестора.

Нормативы достаточности установлены Приказом ФСФР от 24.05.2011 № 11–23/пз-н «Об утверждении Нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов».

Для каждого вида профессиональной деятельности предусмотрен свой норматив достаточности собственных средств (табл. 7.2).

 

 

Таблица 7.2

Нормативы достаточности собственных средств по состоянию на 24.05.2011

 

Требования к органам и сотрудникам организации

 

1. Общие требования.

Требования к органам и сотрудникам профучастника определены Законом о РЦБ[329], а также Положением о лицензионных требованиях. Они относятся:

к единоличному исполнительному органу организации-профучастника;

члену совета директоров;

члену коллегиального исполнительного органа и

контролеру.

В качестве указанных лиц не могут быть:

лица, занимавшие одну из перечисленных должностей в организации на момент аннулирования у этой организации лицензии на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг за нарушение лицензионных требований или же на момент вынесения решения о применении процедур банкротства. Указанное ограничение действует, если с момента отзыва лицензии или применения процедур банкротства прошло менее 3 лет;

лица, имеющие судимость за совершение преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

лица, подверженные административному наказанию в виде дисквалификации[330].

2. Требования к единоличному исполнительному органу.

Установлены Положением о лицензионных требованиях. Положение содержит указание на необходимость наличия у единоличного исполнительного органа лицензиата опыта работы не менее двух лет в должности руководителя структурного подразделения организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Необходимо отметить, что в зависимости от специфики деятельности организации могут предъявляться различные требования к профессиональному опыту работы сотрудников (не только руководителя организации).

Работа у профучастника для руководителя организации должна быть основным местом работы. В случае приостановления или досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа лицензиат обязан одновременно с принятием указанного решения (о приостановлении и досрочном прекращении полномочий) принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа. Кандидат должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к указанной должности. Более того, лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о таком назначении в течение пяти дней с момента принятия решения, а также направить копии документов, подтверждающих назначение и соответствие кандидата должности. Аналогичное требование об уведомлении лицензирующего органа сформулировано и для должности контролера.

3. Требования о наличии должности контролера.

В штате профучастника обязательно наличие должности контролера. Правовой статус данного лица определен Приказом ФСФР от 24.05.2012 № 12–32/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг».

 

Функция. Контролер осуществляет функцию внутреннего контроля профучастника. Объектом контроля в данном случае выступает профессиональная деятельность, а именно ее соответствие действующему законодательству, внутренним документам организации. В частности, контролер следит за соответствием профучастника предъявляемым к нему требованиям (например, соблюдение ограничений на проводимые операции, нормативы достаточности собственных средств, соблюдение мер по снижению рисков и т. д.). Кроме того, контролер в процессе своей деятельности фиксирует выявленные нарушения и контролирует их устранение.

Место в структуре организации. Положением о внутреннем контроле предусмотрена возможность создания как отдельной должности, так и отдельного структурного подразделения. Это определяется потребностями профучастника. Что же касается осуществления контроля в филиалах организации, то в этой ситуации контроль может осуществляться контролером головной организации (если число работников филиала, выполняющих функции, связанные с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, не превышает 12) или же непосредственно контролером филиала.

В силу специфики осуществляемой функции контролер независим от других структурных подразделений организации и подотчетен совету директоров, а в случае отсутствия такового – единоличному исполнительному органу профучастника. Контролер по своей должности является заместителем руководителя профучастника.

В системе внутренних документов организации должна быть принята Инструкция о внутреннем контроле, которая, в свою очередь, должна полностью регламентировать деятельность контролера (его функции, права, обязанности и т. д.).

Требования к контролеру. Контролер должен отвечать квалификационным требованиям, установленным ФСФР. Данные требования соответствуют определенному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Таким образом, при совмещении профучастником указанных видов деятельности осуществление контроля может быть возложено на одного или нескольких контролеров, каждый из которых должен соответствовать квалификационным требованиям по тому виду деятельности, в отношении которого он осуществляет контроль.

Контролер не вправе осуществлять какие-либо другие функции помимо контроля. Это ограничение связано со спецификой осуществляемой функции и с недопустимостью конфликта интересов. Положение о внутреннем контроле более детально рассматривает варианты совмещения функций контролера с другими. Среди допустимых для совмещения функций указаны лишь те, при осуществлении которых контролер не сталкивается с юридической деятельностью организации, а также с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

Полномочия. Во исполнение своей функции контролер наделяется полномочиями по осуществлению выборочных проверок. В связи с этим он вправе требовать предоставления необходимой информации, документов, снимать копии с них, но также обязан соблюдать требования законодательства, обеспечивать возврат полученных документов, соблюдать служебную тайну и т. д.

Одна из основных функций контролера – выявление нарушений. Формой реагирования в данном случае выступает отчет, в котором должен быть отражен подтвержденный факт нарушения с указанием причин и виновных лиц, а также должны содержаться предложения и рекомендации по его устранению. Данный отчет представляется руководителю организации, совету директоров. Копия отчета может быть направлена в ЦБ РФ.

 

4. Квалификационные требования к сотрудникам.

Ряд сотрудников профучастника должны соответствовать определенным квалификационным требованиям. Такое соответствие подтверждается наличием у сотрудника квалификационного аттестата. Правовое регулирование в этой области осуществляется Приказом ФСФР от 28.01.2010 № 10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка».

 

Специализации в области рынка ценных бумаг. Приказом ФСФР от 21.09.2006 № 06-102/пз-н «О типах и форме квалификационных аттестатов» предусмотрены определенные типы квалификационных аттестатов в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по следующим специализациям:

1) аттестат первого типа: брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами;

2) аттестат второго типа: деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность;

3) аттестат третьего типа: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

4) аттестат четвертого типа: депозитарная деятельность;

5) аттестат пятого типа: деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

6) аттестат шестого типа: деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

7) аттестат седьмого типа: деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

 

Перечень специалистов. Положением о специалистах определен круг лиц, получение квалификационного аттестата для которых является обязательным. В качестве таковых указываются три категории специалистов:

руководящий работник;

контролер;

специалист.

Руководящий работник. К данной категории специалистов относятся руководитель организации, руководитель филиала, заместитель руководителя организации или ее филиала, начальник структурного подразделения, назначенные на должность в установленном порядке. Для руководителя филиала и структурного подразделения получение квалификационного аттестата необходимо в случае, если к функциям филиала или структурного подразделения относится осуществление деятельности на финансовом рынке.

Контролер – работник профучастника, назначенный на должность в установленном порядке, при этом данная организация является для указанного работника основным местом работы. В соответствии с должностными обязанностями на данного работника возложена функция внутреннего контроля за осуществлением профучастником деятельности на финансовом рынке.

Требует разъяснения и категория «специалист». Положение о специалистах финансового рынка не содержит единого определения, а лишь отмечает функции, выполнение которых позволяет отнести сотрудника к категории «специалист». Как правило, речь идет о функциях по организации, непосредственному осуществлению или содействию в осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Квалификационные требования. Порядок получения квалификационного аттестата. К специалистам предъявляются следующие требования:

1) наличие высшего профессионального образования;

2) отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата по соответствующей квалификации, в случае если с момента аннулирования прошло менее трех лет.

Квалификационный экзамен сдается по программам, утвержденным ФСФР по каждому типу аттестатов. Аттестация специалистов проводится специальными аккредитованными организациями. Правовой статус таких организаций определен Приказом ФСФР от 12.01.2012 № 12-1/пз-н «Об утверждении Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка». ЦБ РФ (а ранее ФСФР) ведет учет и контроль выданных квалификационных аттестатов. Во исполнение указанной функции ведется реестр аттестованных лиц.

Срок действия аттестата. Основания аннулирования. Полученный квалификационный аттестат является бессрочным и не нуждается в последующем подтверждении. В качестве основания аннулирования квалификационного аттестата выступает факт неоднократного или грубого нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией законодательства Российской Федерации. Отдельное правило сформулировано для руководителя организации и контролера. Допущенные ими нарушения, в связи с которыми произошло аннулирование лицензии организации, также являются основанием для аннулирования квалификационного аттестата указанных лиц[331].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.058 с.)