Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная часть «Особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи»



Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой неза­висимости. У детей есть определенные физические потребности, без удовлет­ворения которых жизнь не может продолжаться, а также определенные психо­логические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, се эмоциональное благополучие.

Основные физические потребности: еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний, и'] травм.

Основные психологические потребности:

• привязанность и любовь;

• непрерывность индивидуального ухода;

• ощущение психологической безопасности;

• новая информация;

• чувство самоуважения;

• возможность учиться на собственном опыте;

• реализация своих способностей;

• достижение независимости и самостоятельности.

В жизни ребенка первостепенное значение имеет удовлетворение потреб­ности в любви ^привязанности. Привязанность — это способность и потреб­ность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.

Привязанность имеет следующие характеристики:

1. Конкретность — четкое предпочтение одного или нескольких людей.

2. Продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длит­ся. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.

3. Эмоциональная насыщенность — значимость и сила переживаний, вклю­чение всего спектра чувств (радость, гнев, печаль и т. д.).

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полно­ценного общения.

Удетей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, бе­зынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребенка (в любви, привязанности, безопасности и т. д.), а во-вторых, у большинства детей за пле­чами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспи­танников приютов подвергались жестокому обращению.

Жестокое обращение с детьми — это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физичес-

1 Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка

----------------------------------------------------- ~ —■—■----------------

кое или

психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также

ущемляются его права и свобода.

' Основные формы жестокого обращения с детьми:

. физическое насилие;

. сексуальное насилие-,

- эмоциональное (психологическое) насилие;

. пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для лич­ности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

' Основные типы психологического насилия в отношении детей

1. Игнорирование:

• неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отноше­нию к ребенку;

• лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия;

• игнорирование его потребности в безопасном окружении.

2. Отвержение:

• открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;

• предъявление чрезмерных требований к ребенку, не соответствующих его возрасту и возможностям;

• публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

3. Угрозы (или терроризирование):

• угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит;

• оскорбление, унижение достоинства.

4. Изоляция:

• установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;

• запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

5. Развращение:

• побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, про­ституция, порнография);

• вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;

• поощрение саморазрушающего поведения.

Последствия жестокого обращения:

задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей; высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя; низкий уровень самоуважения, низкая самооценка; замкнутость, недоверие к окружающим; высокая тревожность, боязливость; эмоциональная неуравновешенность;

Глава 3- программа занятий Школы для приемных родителей

• подавленное настроение, вплоть до депрессии;

• нарушения поведения;

• психосоматические и нервные расстройства.

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию б частности, поскольку у них нет возможности из­бежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоциональ­ного неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть на его желание мести или демонстрацию своей несостоятельности.

Дети, оказавшиеся в приюте, испытывают двойную психологическую трав­му: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой — тяжело переживают разрыв с ней.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль как в происхождении различных нарушений эмоционального развития так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологичес­кие травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

Мы не в силах изменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.

Мозговой штурм «Как помочь детям с эмоциональными проблемами?*

Задача родителей — придумать как можно больше способов преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей.

После записи и обсуждения всех вариантов, предложенных родителями, ведущий должен обратить внимание участников на то, что наиболее важные составляющие помощи ребенку с эмоциональными проблемами — это:

• атмосфера тепла и принятия;

• новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы, ра­зумные требования и обязанности);

• консультации психолога, психоневролога;

• длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровожде­ние приемной семьи.

Необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных на­рушений у детей, важность специального обучения приемных родителей, их готовность обратиться за помощью к специалистам.

Подведение итогов

Участники говорят о том, что было наиболее важным и нужным для них на данном занятии, какие чувства возникали в процессе работы.

ГИЕ 8 Как п роявлять свою любовь к ре

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

1 Что делать, если приемный ребенок отказывается идти в шкапу?

Отказ может быть связан с каким-нибудь конкретным событием — конф­ликтом с учителем или детьми, страхом не справиться с контрольной и т. п. В угих случаях за нежеланием ходить в школу стоят переживания несостоя­тельности, одиночества, высокая тревожность. Если самостоятельные попытки разобраться в причинах не дают результата, лучше обратиться за помощью к психологу и сделать это как можно быстрее.

2. Как помочь неуверенному в себе ребенку?

Самый надежный способ — укрепить в ребенке чувство уверенности, что родители всегда рядом, готовы понять его и помочь ему. Относитесь уважи­тельно к чувствам и мнению ребенка, его выбору и праву делать ошибки. Будьте терпеливы.

ЗАНЯТИЕ 8. Как проявлять свою любовь к ребенку? (часть 1)

Цели занятия:

□ определить условия, необходимые для гармоничного развития лич­ности ребенка;

□ дать информацию о способах проявления любви к ребенку;

□ рассказать об особенностях приучения ребенка к дисциплине.

Методические рекомендации

Лекция.Как проявлять свою любовь к ребенку?» состоит из двух частей. В 'нашей практике работы ее проводит психотерапевт.

Краткое содержание занятия

1. Введение в проблематику.

2. Безоговорочная любовь к ребенку.

3. Способы выражения любви к ребенку.

• контакт глаз;

• физический контакт-,

" пристальное внимание; " дисциплина.

4. Негативные последствия физического наказания ребенка.

5. Ответы на вопросы участников.

Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родит

Введение в проблематику

Данная лекция посвящена тому, как жить вместе с детьми; как относиться к ребенку так, чтобы он рос достойным человеком и проявил все свои потенци­альные возможности; как обеспечить ребенку тот эмоциональный комфорт, то] душевное равновесие, в котором он так нуждается.

Часто взрослым не хватает достаточного количества времени на воспита­ние ребенка, на полноценное общение с ним. Учитывая это, им крайне важно знать, как на самом деле любить своих детей и как проявлять эту любовь; осо­бенно это важно в отношении детей, оказавшихся в сложной жизненной ситу­ации. Родителей часто мучают вопросы: какая форма дисциплины наиболее подходящая? Нужно ли заранее выбирать определенную линию поведения при воспитании ребенка? Нужна ли здесь последовательность, и какая' Нужно ли наказывать ребенка каждый раз, когда он плохо себя ведет, и если да, то как? А если нет, то что тогда нужно делать? Что такое дисциплина?1 Стоит ли специаль­но изучать какую-либо педагогическую теорию, например «школу тренировки родительской эффективности», и придерживаться лишь ее? Или нужно пола­гаться на собственный здравый смысл и интуицию?

Прежде всего нужно отметить, что то, как ребенок будет проявлять себя в этом мире, не обусловлено исключительно родительским уходом и домашней обстановкой. Основные врожденные характеристики каждого ребенка также влияют на то, как он растет, развивается, как формируется его личность. Эти черты часто определяют, насколько легко или трудно воспитывать ребенка и насколько «фрустрирующим» он может оказаться для своих родителей. Это, в свою очередь, влияет на то, как родители обращаются с ребенком. Знание этих ] фактов помогает многим родителям избавиться от тягостного чувства вины, которое только осложняет процесс воспитания.

Вместе с тем, родители должны помнить, что для наилучшего развития ребенка важнее тип материнства (и, естественно, отцовства), чем тип врож­денного темперамента ребенка. Конечно, растить «трудного» ребенка гораздо сложнее, однако тип эмоционального отношения при воспитании имеет боль­ше влияния на конечный результат. Родительское отношение может изменить врожденный темперамент в положительную или отрицательную сторону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.013 с.)