Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Астенические и астено невротические состояния
Астения — это истощение нервной системы. Астения может проявляться не только на уровне нервной системы, но и на уровне тела. Человек начиня- 0ТИЕ6.Ядоровьеп риемного рее6енка_ чувствовать слабость, повышенную утомляемость, его ничто не радует, для 6 -о характерны эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, кышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон. П у взрослого человека астения чаще всего связана с какими-то переживани-с усталостью на работе, с конфликтами в семье. У детей астения форми-' я 'немного по-другому. Выделяют два варианта астенических состояний V детей. Первый вариант сопровождается возбуждением ребенка. Можно привести такой пример: у ребенка достаточно большая нагрузка в течение дня (он ходит в спортивную секцию, много занимается в школе и т. д); когда вечером пебенка приводят домой, он перевозбужден, бегает, отказывается идти спать. Родители видят, что ребенок устал, но остановить его невозможно, Такое состояние и поведение ребенка связаны именно с перевозбудимостыо нервной системы. Здесь важно вовремя обратиться к специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на ребенка и давать ему по рекомендации врача препараты, укрепляющие нервную систему. Тогда эта симптоматика исчезнет очень быстро — в течение 2-3 недель. Второй вариант астенических состояний проявляется в том, что ребенок, наоборот, становится очень вялым, еле-еле ходит, плохо запоминает, у него постоянная сонливость и расслабленность. В данном случае также необходимо обратиться к специалисту, решить, какие нагрузки можно убрать и какую лекарственную терапию применять. Остановимся на причинах возникновения астенических состояний. Чаще всего астенические состояния бывают на фоне органических поражений головного мозга. У детей из приюта часто стоит диагноз, связанный с недоразвитием определенных отделов коры головного мозга. Эти диагнозы в большинстве случаев снимаются после 1-2 лет курсового лечения. Когда родители берут ребенка из приюта, у них есть определенные ожидания по поводу того, каким должен вырасти ребенок. Так, папа может считать, что ребенок должен хорошо разбираться в математике, мама видит его музыкантом, бабушка хочет, чтобы ребенок стал фигуристом, а дедушка — чтобы он стал шахматистом. В таких случаях у детей обычно очень перегружен распорядок дня, и к вечеру ребенок уже не понимает, что с ним происходит, он не помнит, что делал утром, и плохо ориентируется в происходящем. После б месяцев такого напряжения ребенок может просто «выключиться» из жизни. Важно, чтобы родители не ждали от ребенка слишком значительных достижений. Им необходимо дать ребенку 1-2 нагрузки, выбрав самое важное. Не надо ждать от детей, что они обязательно станут учеными, поступят в университет, хотя это не исключено.
К истощенным состояниям могут присоединяться разные неврозоподоб-нЬ;е проявления: ребенок начинает сосать палец, кусать ногти, появляются тИки и т. д. Самые тяжелые астенические состояния возникают у детей, когда в семье есть напряженные отношения, конфликты между папой и мамой, бабушкой Дедушкой, между старшим и младшим поколениями. Даже если ребенок не
Слава 3- Программа занятий Шкалы для приемных родите видит самих скандалов, он все равно чувствует напряжение, понимает, чТо что-то не так. Ребенок может даже не осознавать этого неблагополучия, на внутри — на уровне чувств — он ощущает его, и это истощает его внутренние силы. Чаще всего ребенок винит себя в неблагополучии: «Я в чем-то виноват, сс1 мной что-то не так». В подобных случаях надо обязательно идти к специалиста Причем необходимо работать со всеми членами семьи, делать упор на то, что происходит в семье. Неврозы страха Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4-4,5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу»: ему надо научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту. Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате — он просит не закрывать дверь, оставить свет, посидеть с ним, пока он не заснет, и т. д. Когда начинаешь разговаривать с таким ребенком, он рассказывает, что боится, что кто-то спрятался под кроватью, что за окном кто-то летает, что к нему могут забраться злые люди. Причиной этих страхов бывает просмотр вечером фильмов с мистическим содержанием или чтение страшных сказок на ночь, например сказок Братьев Гримм. К подбору историй, сказок, вечерних фильмов надо подходить очень серьезно.
Можно выделить два типа детей: у одних темперамент такой, что они будут идти навстречу агрессору и отвечать ему отпором, а есть дети, которые пугаются при возникновении опасности, «замирают*. Таких детей пугать ни в коем случае нельзя, иначе это может негативно сказаться на всей их дальнейшей жизни. Зачастую взрослые сами провоцируют возникновение страхов у детей. | Например, отец настоятельно просит ребенка подойти ближе к большой лающей собаке, чтобы тот"убедился, что она привязана и не сможет причинить ему вреда. Или мама говорит ребенку, что если он будет себя плохо вести, то она отдаст его милиционеру или злой тете. Таким образом она провоцирует у ребенка страх потери: «меня оставят». Иногда приемные родители говорят ребенку: «Кушай, а то мы тебя снова в приют отдадим*. Это может сформировать у ребенка основу для страха, и ему сложно будет быть успешным в жизни. У подростков также бывает много страхов. Первый страх — страх за родственников: «вдруг с ними что-то произойдет-», «вдруг мама или папа заболеет*. Именно б подростковом возрасте человек обычно в первый раз сталкивается с феноменом смерти, начинает его осознавать. Подростки могут бояться болезни и собственной смерти. Это может приводить к навязчивым действиям, например к постоянному мытью рук, связанному со страхом инфекционных заболеваний. Некоторые подростки с хроническими.заболеваниями «любят* свою оо- лезнь, полностью в нее погружены. Очень часто для таких подростков важн< ,и014Е 6. Здоровье приемного реебенка литься своими переживаниями с другими, у них яркУ выражен страх того, о с ними может что-то произойти (а когда рассказываешь, становится не-' ного легче). У некоторых подростков формируется так называемая вторичная года от заболевания. Они получают от окружающих много внимания, заботы и т. д. О существовании страхов у ребенка говорят странности в его поведении. Например, ребенок может подолгу не ложиться спать из-за страха уснуть и быть похороненным; ребенок может выполнять многочисленные ритуалы для Того чтобы с ним что-то не произошло. На такие странности в поведении надо обязательно обращать внимание и идти за помощью к специалисту (психологу или психотерапевту). Также среди страхов можно выделить школьные фобии. Особенно часто они встречаются у детей в начальной школе. Обычно младший школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый, не хочет учиться, а потому, что у него развита школьная фобия. Чаще всего выясняется, что ребенок боится учительницу (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд и особенности в поведении, которые пугают ребенка). При возникновении таких проблем лучше идти к специалистам, так как у них есть свои приемы, как «разговорить» ребенка, как обесценить образ того, кого он боится и т. д. Нарушения сна и аппетита Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть и, наоборот, ребенок очень сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страха или из-за повышенной возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием.
Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпает, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести: присаживается в кровати; встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу, так как такие особенности чаще всего связаны с органическими поражениями. Есть дети, которым очень сложно проснуться. Причина этого может быть в том, что в коре головного мозга есть какие-то нарушения, она не справляется с нагрузкой или выражены астенические состояния. Нарушения аппетита нередко втеречаются среди детей в приютах. Когда ребенок попадает из условий, в которых он не наедался, в условия, где он может ■ль сколько угодно, он начинает есть очень много. Со временем (через 1-3 ме-^Ца) это проходит. В таких ситуациях ребенок может прятать хлеб и др. Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому пищевой диапазон нужно расширять очень постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Нарушения пищевого поведения могут проявляться в отказе от пищи или в чрезмерном потреблении пищи.
Глава 3- П рог рамма занятий Школы для п риемных роди*, Отказ от пищи, или анорексия, чаще всего бывает в подростковом возрасте (обычно у девочек), Из-за стремления к идеалу, стремления походить на какую-либо модель девочки начинают отказываться от пищи. Если это происходит в разумных пределах, то ничего страшного в этом нет. Но если ребенок резко сокращает свой рацион питания, то это должно насторожить родителей. В такия случаях нужно сразу обращаться к врачу, чтобы определить, что происходит. Проявляться анорексия может следующим образом: девочки очень любят го-товить и кормить других, а сами при этом не едят: они вызывают рвоту после еды; начинают чрезвычайно усиленно заниматься спортом. Постоянный откая от пищи может привести к тому, что дети начинают падать в обмороки, у них наблюдается сильное отставание в весе, желудок перестает принимать пищу (кормление возможно только через капельницу). Другой вариант пищевых нарушений — булимия — проявляется в том, что ребенок слишком много ест. Надо обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет свое пищевое поведение: ел нормально и вдруг начинает постоянно хотеть есть, объедаться. В таких случаях надо разбираться вместе с врачом, что стоит за такими изменениями.
Нервные тики Тики выражаются в подергивании отдельных мышц. Бывают генерализованные тики, когда дергается все тело. Тики чаще всего возникают в связи с астеническими состояниями. Когда вы замечаете, что у ребенка начинает подергиваться веко, или щека, или другие части лица и тела, надо обязательно обращаться за помощью к специалистам (даже если тики то начинаются, то прекращаются). У тиков есть коварная особенность — они могут закрепиться, и потом от них очень сложно избавиться. Кроме двигательных тиков, бывают и голосовые тики: ребенок шмыгает носом, постоянно всхлипывает и др. Б этих случаях также надо обращаться к специалисту. Вредные привычки Остановимся на основных вредных привычках у детей. • Когда ребенок находится в стрессовой ситуации, он может начать сосать палец. В таких случаях необходимо обращаться к специалистам, а не пытаться лечить ребенка домашними методами. • Когда ребенок волнуется, переживает, он начинает грызть ногти, карандаши и другие предметы. Так ребенок чаще всего пытается снять тревогу. Эта привычка может быть связана и с недостаточностью коры головного мозга, 13 таких случаях бывает необходима лекарственная поддержка. • Некоторые дети (особенно девочки) страдают от такой привычки, как выдергивание волос. Такие действия также вызываются повышенной тревожностью. Они приобретают навязчивый характер, могут сопровождаться ДрУ" гими невротическими симптомами. • Когда ребенок перед сном начинает сам себя убаюкивать, раскачиваться в кровати, чаще всего это связано с тем, что он недополучает внимания, нахо- - а ПЯТИЕ 6- Здор овьеприемного реебенка ________________________________________ 73 тся в ситуации депривации. Таким образом он снимает тревогу успокаивает себя. Отдельно нужно остановиться на вопросе детской мастурбации. Важно, чтобы взрослые адекватно относились к этому явлению. Оно вполне нормально, особенно у подростков. Патологией считается, когда ребенок не стесняется взрослых и делает это достаточно часто. Когда дети в возрасте 2-3 лет начинают заниматься самостимуляцией (трут половые органы), надо в первую очередь определить: хватает ли ребенку внимания и любви со стороны окружающих. У девочек это может быть также связано с плохой гигиеной, с наличием инфекций, что вызывает зуд и приводит к подобным действиям.. Чаще всего при устранении проблем устраняется и само поведение. В конце занятия ведущие раздают участникам памятки, в которых указывается, при каких симптомах родители должны обращаться к врачу за помощью и советом (см. Приложение 5). Часто задаваемые вопросы и ответы на них I Всели дети в приютах отстают в психическом и физическом развитии?
Большинство детей, поступающих в приют, имеют задержки в физическом развитии. Это связано с разными причинами. К первой группе причин относятся особенности внутриутробного развития, низкое качество медицинской помощи, несоответствующий уход за ребенком в раннем возрасте. В 80% случаев задержки физического развития связаны именно с этими причинами. Ко второй группе относятся генетические или эндокринные причины (они наблюдаются в 20% случаев). Причины нарушений физического развития уточняются в беседе с врачом, при анализе медицинской документации, при объективном осмотре. Задержки психического развития в 90% случаев являются результатом социально-педагогической запущенности. 10% связано с проявлением патологии Центральной нервной системы. Коррекция задержек физического развития, вызванных причинами первой группы, и задержек психического развития, связанных с социально-педагогической запущенностью, как правило, успешно происходит при улучшении качества жизни ребенка. 2. Будут ли дети от родителей, злоупотребляющих алкоголем и употреб-ляк>щих наркотики, склонны к алкоголизму и наркозависимости? Алкоголизм и наркозависимость являются результатом сложной цепи со- ытий, по большей части, социальных. Специального гена наследования алко- ЭДизма и наркозависимости не обнаружено. Предотвратить асоциальный путь Г Звития, в частности алкоголизма и наркомании, помогает среда, в которой Бет ребенок. В нашей практике были случаи, когда дети из семей, страда- х алкоголизмом и употребляющих наркотики, проявляли негативное от-
О п го О о 9 о ° го ы О Я 43 го О К 3 5 Я я го я X О " а и: 43 а с х г О Я О о а "а о 43 О СП ? о го О ол_ я ^ Я я < > —I 1)------ 1 а 43 го в о "6 О I—I 43 Й го ^ ■§41 К И И К я У Я н ж X а О ■ а № о 2Й X ГО О К О щ и О ы О Л) Н о а л сг г-. Т. К с гв о к я 3=1 О О С х а м -о Г я ГО ГО я § I О а Х я 1з 43 го Д -э Р го ^э А о X X X о Г? а -5 м
1 шва. -I !!!>'.>:1№ м ^п занятий Школы для приемных родителе *
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.074 с.) |