Астенические и астено невротические состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Астенические и астено невротические состояния



Астения — это истощение нервной системы. Астения может проявляться не только на уровне нервной системы, но и на уровне тела. Человек начиня-

0ТИЕ6.Ядоровьеп риемного рее6енка_

чувствовать слабость, повышенную утомляемость, его ничто не радует, для 6 -о характерны эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения,

кышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон. П у взрослого человека астения чаще всего связана с какими-то переживани-с усталостью на работе, с конфликтами в семье. У детей астения форми-' я 'немного по-другому. Выделяют два варианта астенических состояний V детей. Первый вариант сопровождается возбуждением ребенка. Можно при­вести такой пример: у ребенка достаточно большая нагрузка в течение дня (он ходит в спортивную секцию, много занимается в школе и т. д); когда вечером пебенка приводят домой, он перевозбужден, бегает, отказывается идти спать. Родители видят, что ребенок устал, но остановить его невозможно, Такое со­стояние и поведение ребенка связаны именно с перевозбудимостыо нервной системы. Здесь важно вовремя обратиться к специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на ребенка и давать ему по рекомендации врача препараты, укреп­ляющие нервную систему. Тогда эта симптоматика исчезнет очень быстро — в

течение 2-3 недель.

Второй вариант астенических состояний проявляется в том, что ребенок, наоборот, становится очень вялым, еле-еле ходит, плохо запоминает, у него постоянная сонливость и расслабленность. В данном случае также необходи­мо обратиться к специалисту, решить, какие нагрузки можно убрать и какую лекарственную терапию применять.

Остановимся на причинах возникновения астенических состояний. Чаще всего астенические состояния бывают на фоне органических поражений голо­вного мозга. У детей из приюта часто стоит диагноз, связанный с недоразвити­ем определенных отделов коры головного мозга. Эти диагнозы в большинстве случаев снимаются после 1-2 лет курсового лечения.

Когда родители берут ребенка из приюта, у них есть определенные ожида­ния по поводу того, каким должен вырасти ребенок. Так, папа может считать, что ребенок должен хорошо разбираться в математике, мама видит его музы­кантом, бабушка хочет, чтобы ребенок стал фигуристом, а дедушка — чтобы он стал шахматистом. В таких случаях у детей обычно очень перегружен рас­порядок дня, и к вечеру ребенок уже не понимает, что с ним происходит, он не помнит, что делал утром, и плохо ориентируется в происходящем. После б месяцев такого напряжения ребенок может просто «выключиться» из жизни. Важно, чтобы родители не ждали от ребенка слишком значительных достиже­ний. Им необходимо дать ребенку 1-2 нагрузки, выбрав самое важное. Не надо ждать от детей, что они обязательно станут учеными, поступят в университет, хотя это не исключено.

К истощенным состояниям могут присоединяться разные неврозоподоб-нЬ;е проявления: ребенок начинает сосать палец, кусать ногти, появляются тИки и т. д.

Самые тяжелые астенические состояния возникают у детей, когда в семье

есть напряженные отношения, конфликты между папой и мамой, бабушкой

Дедушкой, между старшим и младшим поколениями. Даже если ребенок не

 

Слава 3- Программа занятий Шкалы для приемных родите

видит самих скандалов, он все равно чувствует напряжение, понимает, чТо что-то не так. Ребенок может даже не осознавать этого неблагополучия, на внутри — на уровне чувств — он ощущает его, и это истощает его внутренние силы. Чаще всего ребенок винит себя в неблагополучии: «Я в чем-то виноват, сс1 мной что-то не так». В подобных случаях надо обязательно идти к специалиста Причем необходимо работать со всеми членами семьи, делать упор на то, что происходит в семье.

Неврозы страха

Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4-4,5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу»: ему надо на­учиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и даль­ше, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту.

Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате — он просит не закрывать дверь, оставить свет, поси­деть с ним, пока он не заснет, и т. д. Когда начинаешь разговаривать с таким ребенком, он рассказывает, что боится, что кто-то спрятался под кроватью, что за окном кто-то летает, что к нему могут забраться злые люди. Причиной этих страхов бывает просмотр вечером фильмов с мистическим содержанием или чтение страшных сказок на ночь, например сказок Братьев Гримм. К подбору историй, сказок, вечерних фильмов надо подходить очень серьезно.

Можно выделить два типа детей: у одних темперамент такой, что они будут идти навстречу агрессору и отвечать ему отпором, а есть дети, которые пуга­ются при возникновении опасности, «замирают*. Таких детей пугать ни в коем случае нельзя, иначе это может негативно сказаться на всей их дальнейшей жизни.

Зачастую взрослые сами провоцируют возникновение страхов у детей. | Например, отец настоятельно просит ребенка подойти ближе к большой ла­ющей собаке, чтобы тот"убедился, что она привязана и не сможет причинить ему вреда. Или мама говорит ребенку, что если он будет себя плохо вести, то она отдаст его милиционеру или злой тете. Таким образом она провоцирует у ребенка страх потери: «меня оставят». Иногда приемные родители говорят ре­бенку: «Кушай, а то мы тебя снова в приют отдадим*. Это может сформировать у ребенка основу для страха, и ему сложно будет быть успешным в жизни.

У подростков также бывает много страхов. Первый страх — страх за род­ственников: «вдруг с ними что-то произойдет-», «вдруг мама или папа заболеет*. Именно б подростковом возрасте человек обычно в первый раз сталкивается с феноменом смерти, начинает его осознавать. Подростки могут бояться бо­лезни и собственной смерти. Это может приводить к навязчивым действиям, например к постоянному мытью рук, связанному со страхом инфекционных заболеваний.

Некоторые подростки с хроническими.заболеваниями «любят* свою оо- лезнь, полностью в нее погружены. Очень часто для таких подростков важн<

,и014Е 6. Здоровье приемного реебенка

литься своими переживаниями с другими, у них яркУ выражен страх того, о с ними может что-то произойти (а когда рассказываешь, становится не-' ного легче). У некоторых подростков формируется так называемая вторичная года от заболевания. Они получают от окружающих много внимания, забо­ты и т. д.

О существовании страхов у ребенка говорят странности в его поведении.

Например, ребенок может подолгу не ложиться спать из-за страха уснуть и быть похороненным; ребенок может выполнять многочисленные ритуалы для Того чтобы с ним что-то не произошло. На такие странности в поведении надо обязательно обращать внимание и идти за помощью к специалисту (психологу или психотерапевту).

Также среди страхов можно выделить школьные фобии. Особенно часто они встречаются у детей в начальной школе. Обычно младший школьник не хо­чет ходить в школу не потому, что он ленивый, не хочет учиться, а потому, что у него развита школьная фобия. Чаще всего выясняется, что ребенок боится учи­тельницу (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд и особенности в поведении, которые пугают ребенка). При возникновении таких проблем лучше идти к специалистам, так как у них есть свои приемы, как «раз­говорить» ребенка, как обесценить образ того, кого он боится и т. д.

Нарушения сна и аппетита

Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть и, наоборот, ребенок очень сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страха или из-за повышенной возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием.

Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпа­ет, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести: присаживается в кровати; встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу, так как такие особенности чаще всего связаны с органическими поражениями.

Есть дети, которым очень сложно проснуться. Причина этого может быть в том, что в коре головного мозга есть какие-то нарушения, она не справляется с нагрузкой или выражены астенические состояния.

Нарушения аппетита нередко втеречаются среди детей в приютах. Когда ребенок попадает из условий, в которых он не наедался, в условия, где он может ■ль сколько угодно, он начинает есть очень много. Со временем (через 1-3 ме-^Ца) это проходит. В таких ситуациях ребенок может прятать хлеб и др.

Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэто­му пищевой диапазон нужно расширять очень постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя.

Нарушения пищевого поведения могут проявляться в отказе от пищи или в чрезмерном потреблении пищи.

 

Глава 3- П рог рамма занятий Школы для п риемных роди*,

Отказ от пищи, или анорексия, чаще всего бывает в подростковом возрасте (обычно у девочек), Из-за стремления к идеалу, стремления походить на какую-либо модель девочки начинают отказываться от пищи. Если это происходит в разумных пределах, то ничего страшного в этом нет. Но если ребенок резко со­кращает свой рацион питания, то это должно насторожить родителей. В такия случаях нужно сразу обращаться к врачу, чтобы определить, что происходит. Проявляться анорексия может следующим образом: девочки очень любят го-товить и кормить других, а сами при этом не едят: они вызывают рвоту после еды; начинают чрезвычайно усиленно заниматься спортом. Постоянный откая от пищи может привести к тому, что дети начинают падать в обмороки, у них наблюдается сильное отставание в весе, желудок перестает принимать пищу (кормление возможно только через капельницу).

Другой вариант пищевых нарушений — булимия — проявляется в том, что ребенок слишком много ест. Надо обращать особое внимание на случаи, ког­да ребенок резко изменяет свое пищевое поведение: ел нормально и вдруг на­чинает постоянно хотеть есть, объедаться. В таких случаях надо разбираться вместе с врачом, что стоит за такими изменениями.

Нервные тики

Тики выражаются в подергивании отдельных мышц. Бывают генерализо­ванные тики, когда дергается все тело. Тики чаще всего возникают в связи с астеническими состояниями. Когда вы замечаете, что у ребенка начинает по­дергиваться веко, или щека, или другие части лица и тела, надо обязательно обращаться за помощью к специалистам (даже если тики то начинаются, то прекращаются). У тиков есть коварная особенность — они могут закрепиться, и потом от них очень сложно избавиться. Кроме двигательных тиков, бывают и голосовые тики: ребенок шмыгает носом, постоянно всхлипывает и др. Б этих случаях также надо обращаться к специалисту.

Вредные привычки

Остановимся на основных вредных привычках у детей.

• Когда ребенок находится в стрессовой ситуации, он может начать сосать па­лец. В таких случаях необходимо обращаться к специалистам, а не пытаться лечить ребенка домашними методами.

• Когда ребенок волнуется, переживает, он начинает грызть ногти, каранда­ши и другие предметы. Так ребенок чаще всего пытается снять тревогу. Эта привычка может быть связана и с недостаточностью коры головного мозга, 13 таких случаях бывает необходима лекарственная поддержка.

• Некоторые дети (особенно девочки) страдают от такой привычки, как вы­дергивание волос. Такие действия также вызываются повышенной тревож­ностью. Они приобретают навязчивый характер, могут сопровождаться ДрУ" гими невротическими симптомами.

• Когда ребенок перед сном начинает сам себя убаюкивать, раскачиваться в кровати, чаще всего это связано с тем, что он недополучает внимания, нахо-

- а ПЯТИЕ 6- Здор овьеприемного реебенка ________________________________________ 73

тся в ситуации депривации. Таким образом он снимает тревогу успокаи­вает себя.

Отдельно нужно остановиться на вопросе детской мастурбации. Важно, что­бы взрослые адекватно относились к этому явлению. Оно вполне нормально, особенно у подростков. Патологией считается, когда ребенок не стесняется взрослых и делает это достаточно часто. Когда дети в возрасте 2-3 лет на­чинают заниматься самостимуляцией (трут половые органы), надо в первую очередь определить: хватает ли ребенку внимания и любви со стороны ок­ружающих. У девочек это может быть также связано с плохой гигиеной, с наличием инфекций, что вызывает зуд и приводит к подобным действиям.. Чаще всего при устранении проблем устраняется и само поведение.

В конце занятия ведущие раздают участникам памятки, в которых указыва­ется, при каких симптомах родители должны обращаться к врачу за помощью и советом (см. Приложение 5).

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

I Всели дети в приютах отстают в психическом и физическом развитии?

Большинство детей, поступающих в приют, имеют задержки в физическом развитии. Это связано с разными причинами. К первой группе причин отно­сятся особенности внутриутробного развития, низкое качество медицинской помощи, несоответствующий уход за ребенком в раннем возрасте. В 80% слу­чаев задержки физического развития связаны именно с этими причинами. Ко второй группе относятся генетические или эндокринные причины (они на­блюдаются в 20% случаев).

Причины нарушений физического развития уточняются в беседе с врачом, при анализе медицинской документации, при объективном осмотре.

Задержки психического развития в 90% случаев являются результатом со­циально-педагогической запущенности. 10% связано с проявлением патологии Центральной нервной системы.

Коррекция задержек физического развития, вызванных причинами пер­вой группы, и задержек психического развития, связанных с социально-педа­гогической запущенностью, как правило, успешно происходит при улучшении качества жизни ребенка.

2. Будут ли дети от родителей, злоупотребляющих алкоголем и употреб-ляк>щих наркотики, склонны к алкоголизму и наркозависимости?

Алкоголизм и наркозависимость являются результатом сложной цепи со-

ытий, по большей части, социальных. Специального гена наследования алко-

ЭДизма и наркозависимости не обнаружено. Предотвратить асоциальный путь

Г Звития, в частности алкоголизма и наркомании, помогает среда, в которой

Бет ребенок. В нашей практике были случаи, когда дети из семей, страда-

х алкоголизмом и употребляющих наркотики, проявляли негативное от-

 

О п

го О

о 9

о °

го ы

О Я

43 го

О К

3 5

Я я

го я

X О

" а

и: 43

а с х г

О

Я

О

о

а "а о

43 О СП

? о

го О ол_

я ^

Я я

< > —I

1)------ 1

а

43 го

в

о

"6 О

I—I 43

Й

го ^

■§41

К

И И

К я

У

Я н

ж

X а О

■ а

№ о

X ГО

О К

О щ

и О ы О

Л)

Н о

а л

сг г-. Т. К с

гв

о

к

я

3=1

О О С

х а м -о

Г я

ГО ГО

я §

I

О а

Х я

1з 43

го Д

-э Р го ^э

А о

X X

X о

Г? а

-5 м

■ '   о  
    ~ 43 =
-С ^-, м п О 43
■-^ Е Я О\ О
О X X ^ а
    н= О ^=]
"ТЗ о со Я 2 го "' К
И я ^ Я X
-5   го  
  со    
  Я Е 1э п> [СИ
О> X   X
  о   Я
=нка и с В п> ШЬНОЙ Л а> п
а Я Я я  
го    
О п о 0^ го
юле- бли- "5 о ИТИИ

 

1 шва. -I !!!>'.>:1№ м ^п занятий Школы для приемных родителе *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.074 с.)