Мини-лекция «стадии переживания горя) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини-лекция «стадии переживания горя)



Дать представление о том, как ребенок переживает горе и-потерю и как ему можно помочь.

Каждый ребенок, который нуждается в новой семье, ис­пытал или испытывает чувство утраты. Поэтому будущим приемным родителям необходимо знать о тех стадиях, ко­торые проходит человек, переживающий горе. Знание осо­бенностей каждого периода поможет людям, находящимся рядом с ребенком, смягчить его боль, создать условия для преодоления кризисной ситуации, для лучшей адаптации его в новых условиях.

 

Глава 3. Программа занятий Школы для приемных родителей

При подготовке мини-лекции ведущий может исполь­зовать нижеприведенные материалы, которые составлены по книге «Психологическая помощь в кризисных ситуаци­ях» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004)'.

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого че­ловека после невозвратимой разлуки с ним или его смерти. Горе также является и процессом, в течение которого чело­век учится сохранять память об ушедшем и в то же время жить в настоящем. Процесс переживания горя можно ус­ловно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей ин­дивидуальны, и каждый переживает горе по-своему. Реак­ции детей на утрату отличаются от реакций взрослых. Но в своих переживаниях ребенок проходит те же стадии, что и взрослый человек. Процессу переживания свойствен цик­лический характер, то есть он состоит из множественных возвращений на ранние стадии. Несмотря на это, знание признаков, характерных для той или иной стадии пережи­вания горя, и понимание их психологического смысла поз­воляют оказывать помощь страдающему человеку.

Начальная стадия горя - шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность проис­шедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем — 7-9 дней- Физическое состояние человека, переживающе­го горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее пережи­вается как нереальное. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу проис­шедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Человек психоло­гически остается в прошлом, отрицая реальность.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. Злость возникает как реакция на помеху в удов­летворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с любимыми людьми. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Иногда злость смешива­ется с отчаянием.

Следующая стадия горя — стадия поиска — характе­ризуется стремлением вернуть ушедшего и отрицанием безвозвратности утраты. Па этом этапе сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть ушедшего.

атИР4 Внутренний мир ребенка: как его сохранить?

Также можно использовать следующие литературные источники. Линдеманн Э. Клиник;! острого г^ря // Психология эмоций Тексты. М.. 1984. ФонтстаД. Кяк справиться со стрессом. — Пэрри Г. Как справиться I кризисом. - Врум А.. Джеллико X. Как жить с вашей болью., пер. с англ. - М.-. ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС. 1995-

Третья стадия — стадия острого горя — длится до 6-

7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыха­ние, мышечная слабость, повышенная истощаемость, сни­жение или необычное усиление аппетита, нарушения сна.

8 течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство «оставлен но сти», одиночества, злости, вины, страха, трево­ги и беспомощности. Человек, переживающий утрату, пог­лощен образом ушедшего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздража­ют скорбящего, он стремится уединиться.

Стадию острого горя считают критической в отноше­нии дальнейшего переживания горя. Через 3-4 месяца на­чинается цикл «хороших и плохих дней*. Может повышать­ся раздражительность, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, осо­бенно простудного и инфекционного характера из-за по­давленности иммунной системы. В этот период может на­чаться депрессия.

Четвертая стадия горя — стадия восстановления — длится около года. В этот период восстанавливаются фи­зиологические функции, коммуникативная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными. Человек уже живет нор­мальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни и т. д.

Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя — завершающая. В этот период проис­ходит «эмоциональное прощание» с ушедшим, осознание того, что пет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Создать в памяти образ ушедшего, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто рядом с ним, создавая новые смыс­лы, не отвергая тех, что были связаны с ушедшим: они ос­танутся в прошлом.

 

Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родшп&г,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.89.173 (0.006 с.)