Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «опасения и надежды)
Цель Осознание своих опасений и надежд, связанных с при- ходом ребенка в семью. Содержание Каждому участнику выдаются небольшие, желательно разноцветные, листы бумаги. Задача будущего приемного родителя — написать свои опасения и надежды от приня-1 тия ребенка в семью (каждое предложение записывается на отдельном листе). Далее участники прикрепляют свои «опасения» и «надежды* на специально подготовленный.; стенд. К этому стенду можно возвращаться и на дальней-] ших занятиях, добавляя что-то новое или анализируя уже имеющиеся варианты ответов. Желающие могут рассказать в общем кругу о своих опасениях и надеждах. МОЗГОВОЙ ШТтЬПОЧЕМУ ДЕТИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ? > Цель Расширение представлений о причинах, по которым дети остаются без попечения родителей, о том, какие жизненные трудности им пришлось преодолеть. Содержание Задача родителей — записать как можно больше при- чин, по которым ребенок может оказаться брошенным и нуждаться в приемной семье. Ведущий должен подвести участников к выводу, что причины, по которым дети попадают в приют, самые различные и связаны с тяжелым периодом в жизни ребенка. Помочь пережить нелегкое время, приобрести опыт семейной жизни — вот одна из задач устройства ребенка в семью. Методические Ведущий должен выделить основные причины поступ- рекомендации ления детей в приюты: • алкоголизм родителей (употребление наркотиков); • потеря жилья; • неполная семья (низкий материальный уровень); • нахождение родственников в заключении; • смерть одного или обоих родителей. пойюлоТический портркгприемного родителя и ре"бёнка Перед участниками вывешиваются результаты двух мозговых штурмов! (Жакими качествами должен обладать приемный родитель'» и ''Почему дети] 'ейед началом устройства ребенка в приемную семью______________________. """" шаются в приемной семье?»). На их основе ведущий вместе с родителями °Ка ются составить психологический портрет приемного родителя и ребенка, который нуждается в новой семье. Каждый участник тренинга говорит о том, что ему показалось наиболее ажным и нужным на данном занятии; говорит о тех трудностях, которые возникали в процессе работы. Ведущий коротко подводит итоги данного занятия и анонсирует темы, которые будут затронуты на следующем.
^АВЁ^^ Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий передает по кругу сигнал, слегка пожимая руку своего соседа. Тот, кто получил сигнал, должен в свою очередь передать сигнал дальше, то есть пожать руку человеку, стоящему с другой стороны. Когда пожатие возвращается к ведущему, тот говорит, что между участниками установлен хороший контакт и работа на этом может быть завершена. ЗАНЯТИЕ 2. Перед началом устройства ребенка в приемную семью Цели занятия: □ прояснить чувства, возникающие при передачи ребенка в семью у всех участников этого процесса; □ показать взаимодействие служб, участвующих в создании приемной семьи-, □ подчеркнуть роль социального работника как связующего звена между кровными родителями, специалистами, приемными родителями и ребенком. План занятия '■ Приветствие. *■ Упражнение «Найдем друг друга* * Динамическая пауза. 4- Ролевая игра «Даша». * Подведение итогов. э- Ритуал завершения работы. Глава 3- Программа занятий Школы для приемныхродито. ПРИВЕТСТВИЙ Участники по кругу называют свое имя и прилагательное на первую имени, которое к ним больше подходит. УП^АЖНЙШЁ^НАЙДЕМ ДРУГ ДРУГА» Цель Содержание Данное упражнение должно показать обе стороны процесса создания приемной семьи: и сторону ребенка, и сторону родителя. Участники делятся на две группы: «дети» и «родители». Участникам обеих групп раздаются карточки, соответственно группе «дети» — описания потребностей детей, группе «родители» — описания возможностей семей, же-1 лающих взять ребенка. На карточках описаны ситуации, в^ которых будет легко найти себе пару, и ситуации, в которых! участникам суждено остаться одинокими. Потребности «детей»: Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в приемной семье, которая поможет ему преодолеть последствия происшедшего. Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной семье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию. Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.
Ребенок-казах нуждается в приемной семье. Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на постоянное воспитание его сестру. Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства. Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не сможет жить самостоятельно. Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрицательными ВИЧ-показателями) нуждается в приемной семье. Девочка-подросток нуждается в приемной семье. Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни. л ,,„иаапм устро йства ребенка в приемную семью Возможности «родителей»: рнНо пида самостоятельно взрослым. ^ усыновить умс- сохранного ребенка-ин- который сможет жить когда станет Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуальному насилию, для того чтобы помочь ему преодолеть последствия случившегося. Семья может взять на воспитание ребенка восточной внешности. Семья готова усыновить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии. Семья хочет усыновить ребенка, который был бы благодарен ей за теплоту и заботу. Семья может взять на воспитание ребенка, который хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей. Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени. Семья может взять на воспитание нескольких детей (братьев или сестер). Семья готова взять на воспитание девочку-подростка. Семья может усыновить ребенка, не имеющего проблем со здоровьем. Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стараясь, чтобы потребности ребенка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару. Методические После выполнения задания участники обсуждают, что рекомендации они чувствовали в процессе поиска пары, что они чувствовали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что причиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребенка.
динамическаяпХузГ Цель Содержание РОЛЕВАЯ ИГРА «ДАША Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участников тренинга. Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каждый участник по очереди выходит в центр круга и показывает любое движение — вся группа повторяет его. Цель Содержание Показать, как происходит выявление детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители. Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апробировать новые способы поведения. В ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным представлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль какого-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи.
«Запустите* действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их. что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учительница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происходит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боится ли она идти домой5 Попросите участников, исполняющих роли матери и отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле относятся к Даше. Проиграйте с участниками момент прихода инспекто-. ра в дом. Спросите утех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что будет дальше? чаИЯТИЕ 2- Пе ред началом уст ройства ребенка в п риемн ую семью История Даши. Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние 6 месяцев она стала намного хуже учиться, стала невнимательной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на синяки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом заплакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось. Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница обратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домашний ребенок и тяжело приживается в казенном учреждении, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лишена родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью, С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время.
Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли обратно к маме? Хочет ли она в приют?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА аТНР 2 Пфед началом уст ройства ре бенка в п риемную семью Цель Содержание Содержание Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участников тренинга. Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каждый участник по очереди выходит в центр круга и показывает любое движение — вся группа повторяет его. АША» Показать, как происходит выявление детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители. Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апробировать новые способы поведения. Б ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным представлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль какого-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи. ♦Запустите» действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их, что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учительница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происходит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боится ли она идти домой? Попросите участников, исполняющих роли матери и | отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле относятся к Даше.
Проиграйте с участниками момент прихода инспектора в дом. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что будет дальше? История Даши. Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние б месяцев она стала намного хуже учиться, стала невнимательной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на синяки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом заплакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось. Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница обратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домашний ребенок и тяжело приживается в казенном учреждении, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лишена родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью. С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время. Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают. Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли обратно к маме? Хочет ли она в приют?
Методические рекомендации Гласа 3. Программа занятий Школы для приемных ради/пел •• Тем временем социальный работник по работе с кровной семьей посещает мать Даши. Что он чувствует? Чего опасается? Что чувствует она? О чем она спрашивает? Настроена агрессивно или подавлена, взяла себя в руки, чтобы вернуть ребенка, или еще больше запила «с горя»? Хочет ли увидеться с Дашей? Как относится к известию, что Даша будет жить в приемной семье? Что говорит отчим? Пусть детский социальный работник расскажет Даще о возможности пожить в семье до выяснения ситуации с ее матерью. Спросите, что девочка чувствует в связи с этим? Как представляет себе эту семью? О чем хотела бы спросить? Как она относится к будущим приемным родителям? Обратитесь к участникам, играющим приемных родителей. Скажите, что скоро к ним в семью придет Даша. Что они чувствуют? Чего ждут? Чего опасаются? Попросите всех исполнителей ролей, кроме матери и отчима, встать вокруг Даши. Обратите внимание группы на то, как много людей принимают участие в судьбе ребенка, перечислите их всех, начиная с учительницы и кончая приемными родителями. Подчеркните, что эти люди не дадут Дашу в обиду, поддержат ее. Пусть каждый участник протянет Даше нить (можно использовать клубок шерстяных ниток). Таким образом получится, что Даша «связана» со всеми участниками. Далее каждый по очереди (или все одновременно) обращается к Даше из своей роли (учительница может спросить, сделала ли она уроки, психолог -предложить нарисовать себя и т. д.). При этом все дергают за ниточки, связывающие их с Дашей. Спросите Дашу, что она чувствует сейчас, стоя внутри круга. Попросите участников запомнить эту «скульптуру». Поблагодарите участников, «снимите» с них роли и попросите всех сесть. После окончания игры необходимо обсудить, какие чувства, переживания, мысли возникали у участников в процессе выполнения задания. Подводя итоги, нужно сделать акцент на отношениях между приемными родителями, кровными родителями и социальными работниками, подчеркивая важность, в первую очередь, чувств и интересов ребенка. Потенциальные приемные родители должны почувствовать, что они и социальные работники — одна команда. Необходимо подчеркнуть, что приемные родители не должны пытаться делать все самостоятельно, что они должны уметь вовремя обратиться за помощью к социа.№ ным работникам, друзьям, родственникам и т. д. Ведущий и родители обмениваются впечатлениями от прошедшего заня-Все участники могут проанализировать, как изменилось их настроение и ам'очувствие к концу работы, каких намеченных в начале занятия целей они смогли достичь. Ведущий коротко сообщает темы следующего занятия. ^тол^ вёрШения работы~~ ~~ ~~ Проводится так же, как на предыдущем занятии. ЗАНЯТИЕ 3. Первая встреча с ребенком Цели занятия: □ подготовка к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним; О повышение уровня знаний об интересах детей разного возраста; О прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; получение знаний о чувствах других участников данного процесса. План занятия 1- Приветствие. 2. Мозговой штурм «Что необходимо знать родителю перед первой встречей с ребенком?». 3. Упражнение «Интересы детей». 4. Ролевая игра «Приглашение в гости». 5. Разминка «Времена года». 6. Упражнение «Чувства». ?■ Упражнение «Ворвись в круг». & Подведение итогов. 9- Ритуал завершения занятия. - частники по кругу называют свое имя и действие на первую букву имени, °рое им нравится делать. Это может быть хобби, увлечение или просто лю-°имое движение.
Прог рамма занятий Школы для п риемных родит >и.-). 1 крогралма занятий Школы для приемных й< МОЗГОВОЙ ШТУРМ"^ЧТ0НЕОБХОДИМО ЗНАТЬРОДИтю ПЕРЕД ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕЙ С РЕБЕНКОМ?» Цель 0ТИЕ 3. Пемаяветреча с ребенком Содержание Мозговой штурм должен подготовить родителей к первой встрече с ребенком. Задача родителей — определить, что они обязательно должны знать о ребенке перед первой встречей с ним. Мозговой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана. Методические Перед первой встречей с ребенком родители должны рекомендации получить необходимые сведения о нем у социального работника. Но находясь в состоянии повышенной тревожности (или по другим причинам), они зачастую теряются в большом потоке информации, забывают спросить о тех особенностях ребенка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому для закрепления результатов мозгового штурма ведущий должен раздать каждому участнику памятку, состоящую из наиболее важных вопросов, которые необходимо задать социальному работнику перед первой встречей с ребенком (см. Приложение 3). УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ* Цель Подготовка родителей к общению с ребенком, прояснение их представлений об интересах детей разных возрастов. Содержание Родители делятся на две группы. Их задача: * придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости; • обсудить интересы детей того или иного возраста. Первая группа выполняет задание, рассматривая ситуацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее родители представляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана. Методические Ведущий может выделить наиболее удачные формы рекомендации совместного досуга, например просмотр домашней ви-деотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вместе с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить \ внимание родителей на то, что при первой встрече важно не перегрузить ребенка положительными эмоциями и I различными интересными занятиями. Также ведущий должен подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для развития ребенка, поэтому приемные родители должны использовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком. ^ЛЕВАЯИГРА^ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИ* цель Данное упражнение необходимо для того, чтобы про- играть первую встречу родителя с ребенком, выяснить, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать. Содержание Ведущий заранее подготавливает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих при первом приглашении ребенка в гости. Ситуации могут быть следующие: • ребенок хочет пойти в гости, но просит взять с собой друзей из группы; • ребенок просит заехать по дороге к родителям; • ребенок начинает требовать сладости и подарки; • ребенок хочет пойти в гости, но стесняется. Из родителей выбираются два участника. Один получает карточку с описанием ситуации и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его пойти в гости. После проигрывания всех ситуаций родители и ведущий обсуждают, с какими трудностями столкнулись участники, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные открытия в общении с ребенком, что чувствовали те, кто играл роль ребенка. Методические Ведущий должен подчеркнуть, что наиболее эффек- рекомендации тивный способ избежать ошибок — следовать принципу '■спросим у социального работника». Родители должны обращаться к помощи этой «золотой фразы» каждый раз, когда не знают, как отреагировать па просьбу или поведение ребенка. Также ведущий должен познакомить участников с рекомендациями специалистов, на которые необходимо опираться при знакомстве с ребенком (см. Приложение 4). РАЗМИНКА «ВРЕМЕНА ГОДА* Глава$ Прог рамма занятий Школы для приемныхродит^^Ъ ||(|,. треянип мир ребенка: как его сохранить^ Цель Содержание Снятие эмоционального напряжения, разделение участников на группы для выполнения следующего упражнения. Каждому участнику выдается карточка, на которой] написано время года. Всего должно быть примерно одинаковое количество карточек на каждое время год;'. Участники одновременно изображают каждый свое время года! используя любые невербальные средства. Задача состоит в том, чтобы объединиться в 4 группы, догадавшись, кто что изображает. Разговаривать во время выполнения упражнения нельзя. УПРАЖНЕНИЕ ♦ЧУВСТВА» Цель Содержание Прояснение чувств всех участников процесса передачи ребенка в приемную семью. Упражнение выполняется в группах, сформированных в результате предыдущего упражнения. Каждая команда обсуждает и записывает чувства одной из групп: приемных родителей, детей, кровных родителей или специалистов, работающих с детьми. Далее проводится презентация ответов, ведущий записывает чувства каждой группы на листе ватмана. После завершения этого этапа участники обсуждают, что общего и различного в чувствах каждой группы, как знание и понимание чувств каждого может помочь наиболее продуктивно и безболезненно решить проблему дальнейшего устройства ребенка. УПРАЖНЕНИЕ «ВОРВИСЬ В КРУГ» Цель Содержание Данное упражнение должно помочь родителям понять ощущения ребенка при вхождении в новую семью. Один из участников выходит за дверь. Ведущий предупреждает его, что, когда он войдет, все участники будут крепко держаться за руки, а его задача — с помощью различных вербальных и невербальных средств войти в этот круг и стать его частью. Остальным участникам дается задание образовать круг и не разговаривать в процессе выполнения упражнения. Разъединять руки они могут только! в том случае, если оба рядом стоящих участника согласны. Методические рекомендации После выполнения упражнения участники анализируют, какие средства воздействия повлияли на них больше всего, комфортно или дискомфортно они себя чувствовали, легко ли было участнику войти в круг. Можно отметить, какие способы использовали участники, чтобы попасть в круг (иногда это просьбы, шутки, улыбки, угрозы, физическое воздействие и т. д.). Ведущий может провести аналогию между данным упражнением и ситуацией, когда ребенок входит в новую семью. Внутренне ребенок, вероятнее всего, будет ощущать, что новая семья — это отчасти закрытая для него система, и поэтому он может использовать не только эффективные способы вхождения в нее, но и такие средства, которые могут вызывать недоумение, раздражение и даже гнев у приемных родителей. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Родители и ведущие обсуждают, что важного они узнали на данном занятии, какая информация показалась им наиболее полезной, что они смогут применять в своем общении с ребенком. Также родители говорят о чувствах, которые они испытывали на занятии, о своем состоянии на данный момент. РИТУАЛ ЗАВЁРШЕНИЯ^АНЯТЙЯ ~ ^~~~ Проводится так же, как на предыдущих занятиях. ЗАНЯТИЕ 4- Внутренний мир ребенка: как его сохранить? Цели занятия: □ осознание важности воспоминаний о прошлом для ребенка; □ восприятие собственного прошлого, своего детского, в том числе негативного, опыта как средства, которое может помочь понять чувства ребенка; □ знакомство со стадиями переживания горя ребенком; О определение собственных ресурсов, которые могут помочь ребенку справиться с чувством утраты.
Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родите, чей План занятия 1. Приветствие. 2. Мини-лекция «Особенности психического состояния детей, попадающих в приют*. 3. Упражнение «Мои ценности*. 4. Упражнение «Путешествие в прошлое*. 5. Дискуссия «Почему важны воспоминания?? 6. Мини-лекция "Стадии переживания горя». 7. Дискуссия «Как помочь ребенку пережить горе5* 8. Подведение итогов. 9. Ритуал завершения работы. ПРИВЕТСТВИЕ По кругу передается игрушка, каждый участник должен закончить фразу: «Ребенок — это...» МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ, ПОПАДАЮЩИХ В ПРИЮТ* Цель Акцентировать внимание родителей на сложности пе- реживаний ребенка при попадании в приют. Содержание Для ребенка отрыв от привычных условий жизни — это всегда стресс. Дети попадают в приют, как правило, оказавшись в какой-либо кризисной ситуации. В результате они вынуждены менять школу, расставаться с друзьями, привычным кругом общения. При этом у них меняется главное условие жизни — возможность быть рядом со своими родителями. Несмотря на то, что условия жизни детей улучшаются, помещение в приют в большинстве случаев сказывается негативно на эмоциональном состоянии ребенка. По наблюдениям психологов, почти все дети, недавно оказавшиеся в приюте, находятся в депрессивном состоянии. Перед ребенком одновременно возникает много задач: ему нужно влиться в новый детский коллектив, найти свое место в новой школе, установить контакты с воспитателями. При этом он постоянно находится в поле зрения большого количества специалистов: врачей, психологов, социальных работников. Все это может вызывать повышение уровня тревожности, ухудшение эмоционального состояни и(П'ИЕ4 Внутренний мир ребенка: как иго сохранить' Цель Содержание 11ельзя забывать, что в данный период ребенок переживает чувство потери — потери привычного мира, потери своих родителей, которых он может стыдиться, злиться на них, но при этом все равно остро в них нуждаться, любить и ждать. I Гужно помочь ребенку вернуться в нормальное детство, восстановить учебу, наладить контакты с новыми друзьями и взрослыми; оказать необходимую медицинскую и психологическую помощь. ^МОИ ЦЕННОСТИ) ——— — Родители должны получить представление о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него. Ведущему заранее необходимо подготовить плакат, на котором представлено следующее: Мои ценности Люди. Среди людей, важных для меня, наиболее значимы... Группы людей. Я считаю себя участником, членом следующей группы людей... Религия и/или убеждения. Я верю... Места. Места, которые важны для меня, — это... Дела. Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни... Удовольствия. Я получаю удовольствие от... Желания. Я хочу... Прошлое. События из моего прошлого, которые важны для меня:... Участникам необходимо объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом не узнает. Записывать ответы нужно быстро, без долгих раздумий.
Глава 3. Программа занятий Школы для приемных родите/, После того как участники выполнили задание, ведущий просит вычеркнуть один из пунктов по их выбору. Родители могут представить, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Ведущий обращает внимание участников, что именно это и происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Далее родители должны исключить из списка пункт, обозначенный словом «Удовольствия» (если пункт «Удовольствия* уже зачеркнут, то участник вычеркивает любой другой пункт). После этого ведущий говорит, что те, у кого карие глаза, должны зачеркнуть еще один пункт. Обычно это вызывает недовольство, агрессию в адрес ведущего. Важно обратить внимание на то, что ребенок или под- росток может проявлять недовольство и агрессию, когда покушаются на его ценности, на его идентичность, и это естественно для любого человека. В процессе обсуждения данного упражнения необходимо сказать, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Разделение людей по какому-либо формальному признаку, например по цвету глаз, всегда воспринимается как проявление несправедливости. Но при этом многие родители, «выбирая» себе ребенка, часто ориентируются на такие внешние характеристики, как цвет волос и глаз. УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ* Методические рекомендации Цель Содержание Достичь лучшего понимания участниками проблем детей путем «погружения» в собственное детство. Перед началом упражнения ведущий должен сделать все возможное, чтобы никто не мешал и не отвлекал участников. Ведущий просит участников не разговаривать в процессе выполнения упражнения и зачитывает инструкцию'. После того как все открыли глаза, каждый участник произносит следующую формулу: «Я — не маленькая девочка (мальчик), я — Елена (каждый называет свое имя)». Далее ведущий предлагает желающим рассказать о том, получилось ли увидеть себя маленьким, какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения, какое самочувствие сейчас. - ' Читая данный текст, ведущий не должен торопиться, необходимо делать небольшие паузы, чтоё участников было время представить то. о чем его просят, к ответить на вопросы. ЯТИЕ4 внутренний мир ребенка: как его сохранить' Инструкция Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Вы представляете себе картину из своего детства. Присмотритесь к себе повнимательнее: сколько вам лет, где вы находитесь, какие люди окружают вас? Постарайтесь как можно подробнее рассмотреть все вокруг и себя самого. Какие звуки вы слышите, какие запахи ощущаете? А теперь постарайтесь ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете? Попробуйте понять, чего вы боитесь, чего вы больше всего ждете. У вас есть возможность поговорить с собой, с тем маленьким мальчиком или девочкой, который до сих пор живет внутри вас... А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и, когда будете готовы, вы откроете глаза.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.135 с.) |