Упражнение «опасения и надежды) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «опасения и надежды)



Цель Осознание своих опасений и надежд, связанных с при-

ходом ребенка в семью.

Содержание Каждому участнику выдаются небольшие, желательно

разноцветные, листы бумаги. Задача будущего приемного родителя — написать свои опасения и надежды от приня-1 тия ребенка в семью (каждое предложение записывается на отдельном листе). Далее участники прикрепляют свои «опасения» и «надежды* на специально подготовленный.; стенд. К этому стенду можно возвращаться и на дальней-] ших занятиях, добавляя что-то новое или анализируя уже имеющиеся варианты ответов.

Желающие могут рассказать в общем кругу о своих опасениях и надеждах.

МОЗГОВОЙ ШТтЬПОЧЕМУ ДЕТИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ? >

Цель Расширение представлений о причинах, по которым

дети остаются без попечения родителей, о том, какие жиз­ненные трудности им пришлось преодолеть.

Содержание Задача родителей — записать как можно больше при-

чин, по которым ребенок может оказаться брошенным и нуждаться в приемной семье.

Ведущий должен подвести участников к выводу, что причины, по которым дети попадают в приют, самые раз­личные и связаны с тяжелым периодом в жизни ребенка. Помочь пережить нелегкое время, приобрести опыт се­мейной жизни — вот одна из задач устройства ребенка в семью.

Методические Ведущий должен выделить основные причины поступ-

рекомендации ления детей в приюты:

• алкоголизм родителей (употребление наркотиков);

• потеря жилья;

• неполная семья (низкий материальный уровень);

• нахождение родственников в заключении;

• смерть одного или обоих родителей.

пойюлоТический портркгприемного родителя и ре"бёнка

Перед участниками вывешиваются результаты двух мозговых штурмов! (Жакими качествами должен обладать приемный родитель'» и ''Почему дети]

'ейед началом устройства ребенка в приемную семью______________________.

"""" шаются в приемной семье?»). На их основе ведущий вместе с родителями °Ка ются составить психологический портрет приемного родителя и ребенка, который нуждается в новой семье.

Каждый участник тренинга говорит о том, что ему показалось наиболее ажным и нужным на данном занятии; говорит о тех трудностях, которые воз­никали в процессе работы. Ведущий коротко подводит итоги данного занятия и анонсирует темы, которые будут затронуты на следующем.

^АВЁ^^

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий передает по кругу сигнал, слегка пожимая руку своего соседа. Тот, кто получил сигнал, должен в свою очередь передать сигнал дальше, то есть пожать руку человеку, стоящему с другой стороны. Когда пожатие возвращается к ведущему, тот говорит, что между участниками установлен хороший контакт и работа на этом может быть завершена.

ЗАНЯТИЕ 2. Перед началом устройства ребенка в прием­ную семью

Цели занятия:

□ прояснить чувства, возникающие при передачи ребенка в семью у всех участников этого процесса;

□ показать взаимодействие служб, участвующих в создании приемной семьи-,

□ подчеркнуть роль социального работника как связующего звена между кровными родителями, специалистами, приемными родителями и ре­бенком.

План занятия

'■ Приветствие.

*■ Упражнение «Найдем друг друга*

* Динамическая пауза. 4- Ролевая игра «Даша».

* Подведение итогов.

э- Ритуал завершения работы.

Глава 3- Программа занятий Школы для приемныхродито.

ПРИВЕТСТВИЙ

Участники по кругу называют свое имя и прилагательное на первую

имени, которое к ним больше подходит.

УП^АЖНЙШЁ^НАЙДЕМ ДРУГ ДРУГА»

Цель

Содержание

Данное упражнение должно показать обе стороны про­цесса создания приемной семьи: и сторону ребенка, и сто­рону родителя.

Участники делятся на две группы: «дети» и «родители». Участникам обеих групп раздаются карточки, соответ­ственно группе «дети» — описания потребностей детей, группе «родители» — описания возможностей семей, же-1 лающих взять ребенка. На карточках описаны ситуации, в^ которых будет легко найти себе пару, и ситуации, в которых! участникам суждено остаться одинокими.

Потребности «детей»:

Ребенок, подвергшийся сексу­альному насилию, нуждается в приемной семье, которая помо­жет ему преодолеть последс­твия происшедшего.

Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной се­мье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию.

Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.

Ребенок-казах нуждается в при­емной семье.

Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на пос­тоянное воспитание его сестру.

Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства.

Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не смо­жет жить самостоятельно.

Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрица­тельными ВИЧ-показате­лями) нуждается в при­емной семье.

Девочка-под­росток нуж­дается в при­емной семье.

Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрес­ти необходимые навыки для самостоятельной жизни.

л ,,„иаапм устро йства ребенка в приемную семью

Возможности «родителей»:

рнНо

пида самостоятельно

взрослым.

^ усыновить умс-

сохранного ребенка-ин- который сможет жить когда станет

Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуаль­ному насилию, для того чтобы по­мочь ему преодолеть последствия случившегося.

Семья может взять на воспитание ре­бенка восточной внешности.

Семья готова усыно­вить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии.

Семья хочет усыно­вить ребенка, кото­рый был бы благода­рен ей за теплоту и заботу.

Семья может взять на воспита­ние ребенка, который хочет под­держивать отношения со своей кровной семьей.

Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени.

Семья может взять на воспитание не­скольких детей (бра­тьев или сестер).

Семья готова взять на воспитание де­вочку-подростка.

Семья может усыно­вить ребенка, не име­ющего проблем со здо­ровьем.

Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стара­ясь, чтобы потребности ребенка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару.

Методические После выполнения задания участники обсуждают, что

рекомендации они чувствовали в процессе поиска пары, что они чувство­вали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что при­чиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребенка.

 

 

динамическаяпХузГ

Цель Содержание

РОЛЕВАЯ ИГРА «ДАША

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участ­ников тренинга.

Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каж­дый участник по очереди выходит в центр круга и показы­вает любое движение — вся группа повторяет его.

Цель

Содержание

Показать, как происходит выявление детей, подвергаю­щихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители.

Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апро­бировать новые способы поведения. В ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным пред­ставлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль како­го-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи.

«Запустите* действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их. что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учи­тельница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происхо­дит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боит­ся ли она идти домой5

Попросите участников, исполняющих роли матери и отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле отно­сятся к Даше.

Проиграйте с участниками момент прихода инспекто-. ра в дом. Спросите утех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что бу­дет дальше?

чаИЯТИЕ 2- Пе ред началом уст ройства ребенка в п риемн ую семью

История Даши.

Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние 6 ме­сяцев она стала намного хуже учиться, стала невнима­тельной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на си­няки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом за­плакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось.

Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница об­ратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домаш­ний ребенок и тяжело приживается в казенном учрежде­нии, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лише­на родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью, С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время.

Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают

Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли об­ратно к маме? Хочет ли она в приют?

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

аТНР 2 Пфед началом уст ройства ре бенка в п риемную семью

Цель Содержание

Содержание

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участ­ников тренинга.

Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каж­дый участник по очереди выходит в центр круга и показы­вает любое движение вся группа повторяет его.

АША»

Показать, как происходит выявление детей, подвергаю­щихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители.

Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апро­бировать новые способы поведения. Б ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным пред­ставлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль како­го-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи.

♦Запустите» действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их, что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учи­тельница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происхо­дит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боит­ся ли она идти домой?

Попросите участников, исполняющих роли матери и | отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле отно­сятся к Даше.

Проиграйте с участниками момент прихода инспекто­ра в дом. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что бу­дет дальше?

История Даши.

Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние б ме­сяцев она стала намного хуже учиться, стала невнима­тельной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на си­няки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом за­плакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось.

Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница об­ратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домаш­ний ребенок и тяжело приживается в казенном учрежде­нии, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лише­на родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью. С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время.

Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают.

Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли об­ратно к маме? Хочет ли она в приют?

 

Методические рекомендации

Гласа 3. Программа занятий Школы для приемных ради/пел ••

Тем временем социальный работник по работе с кров­ной семьей посещает мать Даши. Что он чувствует? Чего опасается? Что чувствует она? О чем она спрашивает? На­строена агрессивно или подавлена, взяла себя в руки, чтобы вернуть ребенка, или еще больше запила «с горя»? Хочет ли увидеться с Дашей? Как относится к известию, что Даша бу­дет жить в приемной семье? Что говорит отчим?

Пусть детский социальный работник расскажет Даще о возможности пожить в семье до выяснения ситуации с ее матерью. Спросите, что девочка чувствует в связи с этим? Как представляет себе эту семью? О чем хотела бы спро­сить? Как она относится к будущим приемным родителям? Обратитесь к участникам, играющим приемных роди­телей. Скажите, что скоро к ним в семью придет Даша. Что они чувствуют? Чего ждут? Чего опасаются?

Попросите всех исполнителей ролей, кроме матери и отчима, встать вокруг Даши. Обратите внимание группы на то, как много людей принимают участие в судьбе ребен­ка, перечислите их всех, начиная с учительницы и кончая приемными родителями. Подчеркните, что эти люди не дадут Дашу в обиду, поддержат ее. Пусть каждый участник протянет Даше нить (можно использовать клубок шерстя­ных ниток). Таким образом получится, что Даша «связана» со всеми участниками. Далее каждый по очереди (или все одновременно) обращается к Даше из своей роли (учитель­ница может спросить, сделала ли она уроки, психолог -предложить нарисовать себя и т. д.). При этом все дергают за ниточки, связывающие их с Дашей.

Спросите Дашу, что она чувствует сейчас, стоя внутри круга. Попросите участников запомнить эту «скульптуру». Поблагодарите участников, «снимите» с них роли и попро­сите всех сесть.

После окончания игры необходимо обсудить, какие чувства, переживания, мысли возникали у участников в процессе выполнения задания. Подводя итоги, нужно сде­лать акцент на отношениях между приемными родителя­ми, кровными родителями и социальными работниками, подчеркивая важность, в первую очередь, чувств и интере­сов ребенка. Потенциальные приемные родители должны почувствовать, что они и социальные работники — одна команда. Необходимо подчеркнуть, что приемные родите­ли не должны пытаться делать все самостоятельно, что они должны уметь вовремя обратиться за помощью к социа.№ ным работникам, друзьям, родственникам и т. д.

Ведущий и родители обмениваются впечатлениями от прошедшего заня-Все участники могут проанализировать, как изменилось их настроение и ам'очувствие к концу работы, каких намеченных в начале занятия целей они смогли достичь. Ведущий коротко сообщает темы следующего занятия.

^тол^ вёрШения работы~~ ~~ ~~

Проводится так же, как на предыдущем занятии.

ЗАНЯТИЕ 3. Первая встреча с ребенком

Цели занятия:

подготовка к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним;

О повышение уровня знаний об интересах детей разного возраста;

О прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помеще­нии в приемную семью; получение знаний о чувствах других участни­ков данного процесса.

План занятия

1- Приветствие.

2. Мозговой штурм «Что необходимо знать родителю перед первой встречей с ребенком?».

3. Упражнение «Интересы детей».

4. Ролевая игра «Приглашение в гости».

5. Разминка «Времена года».

6. Упражнение «Чувства».

?■ Упражнение «Ворвись в круг».

& Подведение итогов.

9- Ритуал завершения занятия.

- частники по кругу называют свое имя и действие на первую букву имени, °рое им нравится делать. Это может быть хобби, увлечение или просто лю-°имое движение.

 

Прог рамма занятий Школы для п риемных родит

>и.-). 1 крогралма занятий Школы для приемных й<

МОЗГОВОЙ ШТУРМ"^ЧТ0НЕОБХОДИМО ЗНАТЬРОДИтю ПЕРЕД ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕЙ С РЕБЕНКОМ?»

Цель

0ТИЕ 3. Пемаяветреча с ребенком

Содержание

Мозговой штурм должен подготовить родителей к пер­вой встрече с ребенком.

Задача родителей — определить, что они обязательно должны знать о ребенке перед первой встречей с ним. Моз­говой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана.

Методические Перед первой встречей с ребенком родители должны

рекомендации получить необходимые сведения о нем у социального ра­ботника. Но находясь в состоянии повышенной тревож­ности (или по другим причинам), они зачастую теряют­ся в большом потоке информации, забывают спросить о тех особенностях ребенка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому для закрепления результатов мозгового штурма ведущий должен раздать каждому участнику памятку, состоящую из наиболее важ­ных вопросов, которые необходимо задать социальному работнику перед первой встречей с ребенком (см. Прило­жение 3).

УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ*

Цель

Подготовка родителей к общению с ребенком, прояс­нение их представлений об интересах детей разных воз­растов.

Содержание Родители делятся на две группы. Их задача:

* придумать как можно больше разных занятий, игр, ме­роприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости;

• обсудить интересы детей того или иного возраста.

Первая группа выполняет задание, рассматривая си­туацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее родители представ­ляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.

Методические Ведущий может выделить наиболее удачные формы

рекомендации совместного досуга, например просмотр домашней ви-деотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вмес­те с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить \ внимание родителей на то, что при первой встрече важ­но не перегрузить ребенка положительными эмоциями и I

различными интересными занятиями. Также ведущий дол­жен подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для раз­вития ребенка, поэтому приемные родители должны ис­пользовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком.

^ЛЕВАЯИГРА^ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИ*

цель Данное упражнение необходимо для того, чтобы про-

играть первую встречу родителя с ребенком, выяснить, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать.

Содержание Ведущий заранее подготавливает набор карточек с

описанием различных ситуаций, возникающих при пер­вом приглашении ребенка в гости. Ситуации могут быть следующие:

• ребенок хочет пойти в гости, но просит взять с собой друзей из группы;

• ребенок просит заехать по дороге к родителям;

• ребенок начинает требовать сладости и подарки;

• ребенок хочет пойти в гости, но стесняется.

Из родителей выбираются два участника. Один получа­ет карточку с описанием ситуации и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его пойти в гости. После проигрывания всех ситуаций родители и ведущий обсуждают, с какими труд­ностями столкнулись участники, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные открытия в общении с ребенком, что чувствовали те, кто играл роль ребенка.

Методические Ведущий должен подчеркнуть, что наиболее эффек-

рекомендации тивный способ избежать ошибок — следовать принципу '■спросим у социального работника». Родители должны об­ращаться к помощи этой «золотой фразы» каждый раз, ког­да не знают, как отреагировать па просьбу или поведение ребенка. Также ведущий должен познакомить участников с рекомендациями специалистов, на которые необходимо опираться при знакомстве с ребенком (см. Приложение 4).

РАЗМИНКА «ВРЕМЕНА ГОДА*

Глава$ Прог рамма занятий Школы для приемныхродит^^Ъ ||(|,. треянип мир ребенка: как его сохранить^

Цель

Содержание

Снятие эмоционального напряжения, разделение уча­стников на группы для выполнения следующего упражне­ния.

Каждому участнику выдается карточка, на которой] написано время года. Всего должно быть примерно оди­наковое количество карточек на каждое время год;'. Участ­ники одновременно изображают каждый свое время года! используя любые невербальные средства. Задача состоит в том, чтобы объединиться в 4 группы, догадавшись, кто что изображает. Разговаривать во время выполнения упражне­ния нельзя.

УПРАЖНЕНИЕ ♦ЧУВСТВА»

Цель Содержание

Прояснение чувств всех участников процесса передачи ребенка в приемную семью.

Упражнение выполняется в группах, сформированных в результате предыдущего упражнения. Каждая команда обсуждает и записывает чувства одной из групп: приемных родителей, детей, кровных родителей или специалистов, работающих с детьми. Далее проводится презентация отве­тов, ведущий записывает чувства каждой группы на листе ватмана. После завершения этого этапа участники обсуж­дают, что общего и различного в чувствах каждой группы, как знание и понимание чувств каждого может помочь наиболее продуктивно и безболезненно решить проблему дальнейшего устройства ребенка.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОРВИСЬ В КРУГ»

Цель Содержание

Данное упражнение должно помочь родителям понять ощущения ребенка при вхождении в новую семью.

Один из участников выходит за дверь. Ведущий пре­дупреждает его, что, когда он войдет, все участники будут крепко держаться за руки, а его задача — с помощью раз­личных вербальных и невербальных средств войти в этот круг и стать его частью. Остальным участникам дается за­дание образовать круг и не разговаривать в процессе вы­полнения упражнения. Разъединять руки они могут только! в том случае, если оба рядом стоящих участника согласны.

Методические рекомендации

После выполнения упражнения участники анализиру­ют, какие средства воздействия повлияли на них больше всего, комфортно или дискомфортно они себя чувствова­ли, легко ли было участнику войти в круг. Можно отметить, какие способы использовали участники, чтобы попасть в круг (иногда это просьбы, шутки, улыбки, угрозы, физичес­кое воздействие и т. д.).

Ведущий может провести аналогию между данным уп­ражнением и ситуацией, когда ребенок входит в новую се­мью. Внутренне ребенок, вероятнее всего, будет ощущать, что новая семья — это отчасти закрытая для него система, и поэтому он может использовать не только эффективные способы вхождения в нее, но и такие средства, которые мо­гут вызывать недоумение, раздражение и даже гнев у при­емных родителей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Родители и ведущие обсуждают, что важного они узнали на данном за­нятии, какая информация показалась им наиболее полезной, что они смогут применять в своем общении с ребенком. Также родители говорят о чувствах, которые они испытывали на занятии, о своем состоянии на данный момент.

РИТУАЛ ЗАВЁРШЕНИЯ^АНЯТЙЯ ~ ^~~~

Проводится так же, как на предыдущих занятиях.

ЗАНЯТИЕ 4- Внутренний мир ребенка: как его сохранить?

Цели занятия:

осознание важности воспоминаний о прошлом для ребенка;

□ восприятие собственного прошлого, своего детского, в том числе не­гативного, опыта как средства, которое может помочь понять чувства ребенка;

□ знакомство со стадиями переживания горя ребенком;

О определение собственных ресурсов, которые могут помочь ребенку справиться с чувством утраты.

 

Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родите,

чей

План занятия

1. Приветствие.

2. Мини-лекция «Особенности психического состояния детей, попадающих в приют*.

3. Упражнение «Мои ценности*.

4. Упражнение «Путешествие в прошлое*.

5. Дискуссия «Почему важны воспоминания??

6. Мини-лекция "Стадии переживания горя».

7. Дискуссия «Как помочь ребенку пережить горе5*

8. Подведение итогов.

9. Ритуал завершения работы.

ПРИВЕТСТВИЕ

По кругу передается игрушка, каждый участник должен закончить фразу: «Ребенок — это...»

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ, ПОПАДАЮЩИХ В ПРИЮТ*

Цель Акцентировать внимание родителей на сложности пе-

реживаний ребенка при попадании в приют.

Содержание Для ребенка отрыв от привычных условий жизни — это

всегда стресс. Дети попадают в приют, как правило, оказав­шись в какой-либо кризисной ситуации. В результате они вынуждены менять школу, расставаться с друзьями, при­вычным кругом общения. При этом у них меняется главное условие жизни — возможность быть рядом со своими роди­телями. Несмотря на то, что условия жизни детей улучша­ются, помещение в приют в большинстве случаев сказыва­ется негативно на эмоциональном состоянии ребенка. По наблюдениям психологов, почти все дети, недавно оказав­шиеся в приюте, находятся в депрессивном состоянии.

Перед ребенком одновременно возникает много задач: ему нужно влиться в новый детский коллектив, найти свое место в новой школе, установить контакты с воспитателями. При этом он постоянно находится в поле зрения большого количества специалистов: врачей, психологов, социальных работников. Все это может вызывать повышение уровня тревожности, ухудшение эмоционального состояни

и(П'ИЕ4 Внутренний мир ребенка: как иго сохранить'

Цель Содержание

11ельзя забывать, что в данный период ребенок пережи­вает чувство потери — потери привычного мира, потери своих родителей, которых он может стыдиться, злиться на них, но при этом все равно остро в них нуждаться, любить и ждать.

I Гужно помочь ребенку вернуться в нормальное детство, восстановить учебу, наладить контакты с новыми друзьями и взрослыми; оказать необходимую медицинскую и психо­логическую помощь.

^МОИ ЦЕННОСТИ) ——— —

Родители должны получить представление о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важ­ного для него.

Ведущему заранее необходимо подготовить плакат, на котором представлено следующее:

Мои ценности

Люди. Среди людей, важных для меня, наиболее зна­чимы...

Группы людей. Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

Религия и/или убеждения. Я верю... Места. Места, которые важны для меня, — это...

Дела. Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

Удовольствия. Я получаю удовольствие от... Желания. Я хочу...

Прошлое. События из моего прошлого, которые важны для меня:...

Участникам необходимо объяснить, что они должны за­кончить предложения, описывая важную для них информа­цию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом не узнает. Записывать ответы нужно быстро, без долгих раздумий.

 

Глава 3. Программа занятий Школы для приемных родите/,

После того как участники выполнили задание, веду­щий просит вычеркнуть один из пунктов по их выбору. Родители могут представить, что кто-то очень могущест­венный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Ведущий обращает внимание участников, что именно это и происходит с ребенком, ко­торого отрывают от кровной семьи. Далее родители долж­ны исключить из списка пункт, обозначенный словом «Удо­вольствия» (если пункт «Удовольствия* уже зачеркнут, то участник вычеркивает любой другой пункт). После этого ведущий говорит, что те, у кого карие глаза, должны зачер­кнуть еще один пункт. Обычно это вызывает недовольство, агрессию в адрес ведущего.

Важно обратить внимание на то, что ребенок или под- росток может проявлять недовольство и агрессию, когда покушаются на его ценности, на его идентичность, и это естественно для любого человека.

В процессе обсуждения данного упражнения необ­ходимо сказать, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Разделение людей по како­му-либо формальному признаку, например по цвету глаз, всегда воспринимается как проявление несправедливости. Но при этом многие родители, «выбирая» себе ребенка, час­то ориентируются на такие внешние характеристики, как цвет волос и глаз.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ*

Методические рекомендации

Цель Содержание

Достичь лучшего понимания участниками проблем де­тей путем «погружения» в собственное детство.

Перед началом упражнения ведущий должен сделать все возможное, чтобы никто не мешал и не отвлекал учас­тников.

Ведущий просит участников не разговаривать в про­цессе выполнения упражнения и зачитывает инструкцию'.

После того как все открыли глаза, каждый участник произносит следующую формулу: «Я — не маленькая девоч­ка (мальчик), я — Елена (каждый называет свое имя)».

Далее ведущий предлагает желающим рассказать о том, получилось ли увидеть себя маленьким, какие чувства воз­никали в процессе выполнения упражнения, какое само­чувствие сейчас.

- ' Читая данный текст, ведущий не должен торопиться, необходимо делать небольшие паузы, чтоё участников было время представить то. о чем его просят, к ответить на вопросы.

ЯТИЕ4 внутренний мир ребенка: как его сохранить'

Инструкция

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.

Вы представляете себе картину из своего детства. Присмотритесь к себе повнимательнее: сколько вам лет, где вы находитесь, какие люди окружают вас? Постарай­тесь как можно подробнее рассмотреть все вокруг и себя самого. Какие звуки вы слышите, какие запахи ощущаете? А теперь постарайтесь ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете? Попробуйте понять, чего вы боитесь, чего вы больше всего ждете. У вас есть возможность по­говорить с собой, с тем маленьким мальчиком или девоч­кой, который до сих пор живет внутри вас...

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту ком­нату, и, когда будете готовы, вы откроете глаза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.135 с.)