Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вот что песнею своей, друзья, хотел сказать я.
Александр Градский
Добавим к нашему инструментарию еще одно правило, о котором писал замечательный физик ХХ века, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Это принцип честности. Если попытаться сформулировать мысль Фейнмана в стиле наших предыдущих правил, то должно получиться примерно следующее. ЛЮБОЕ НАУЧНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДОЛЖНО СОПРОВОЖДАТЬСЯ УКАЗАНИЯМИ НА ЕГО СОБСТВЕННЫЕ «СЛАБЫЕ МЕСТА». Дело в том, что в процессе научного исследования, несомненно, не все его элементы бывают «одинаково прочны». Если мы исследуем что-то для нас еще неизвестное и новое (а иначе какой смысл в исследовании?), то, безусловно, на этом этапе многое нам еще непонятно. Тогда исследователю приходится заменять отсутствующие пока знания некими предположениями и указывать: если предположить, что дело обстоит вот так (при этом сообщая, ПОЧЕМУ принимается именно это, а не какое-то другое предположение!..), то выводы получатся вот такие. Исследователь лучше других знает, насколько оправдано его предположение, – и это значит, что он сам должен честно сообщить об этом! Обратимся к самому Р.Фейнману. Мне кажется, что лучше самого Фейнмана не скажешь, поэтому ниже приводится объемистая цитата из его книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» в переводе О.Л.Тиходеевой. «Речь идет о научной честности,… доведенной до крайности. Например, если вы ставите эксперимент, вы должны сообщать обо всем, что, с вашей точки зрения, может его сделать несостоятельным. Сообщайте не только то, что подтверждает вашу правоту. Приведите все другие причины, которыми можно объяснить ваши результаты, все ваши сомнения, устраненные в ходе других экспериментов, и описания этих экспериментов, чтобы другие могли убедиться, что они действительно устранены. Если вы подозреваете, что какие-то детали могут поставить под сомнение вашу интерпретацию – приведите их. Если что-то кажется вам неправильным или предположительно неправильным, сделайте все, что в ваших силах, чтобы в этом разобраться. Если вы создали теорию и пропагандируете ее, приводите все факты, которые с ней не согласуются так же, как и те, которые ее подтверждают…. Короче говоря, моя мысль состоит в том, что надо стараться опубликовать всю информацию, которая поможет другим оценить значение вашей работы, а не одностороннюю информацию, ведущую к выводам в заданном направлении.
Весь наш опыт учит, что правду не скроешь. Другие экспериментаторы повторят ваш эксперимент и подтвердят или опровергнут ваши результаты. Явления природы будут соответствовать или противоречить вашей теории. И хотя вы, возможно, завоюете временную славу и создадите ажиотаж, вы не заработаете хорошей репутации, как ученый, если не были максимально старательны в этом отношении… … Главный принцип – не дурачить самих себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным. А если вы не дурачите сами себя, вам легко будет не дурачить других ученых. Тут нужна просто обычная честность. Я хотел бы добавить нечто, не самое, может быть, существенное для ученого, но для меня важное: вы как ученый не должны дурачить непрофессионалов. Я говорю не о том, что нельзя обманывать жену и водить за нос подружку. Я не имею в виду те жизненные ситуации, когда вы являетесь не ученым, а просто человеком. Эти проблемы оставим вам и вашему духовнику. Я говорю об особом, высшем типе честности, который предполагает, что вы как ученый сделаете абсолютно все, что в ваших силах, чтобы показать ваши возможные ошибки. В этом, безусловно, состоит долг ученого по отношению к другим ученым, и, я думаю, к непрофессионалам». Увы, принцип честности далеко не всегда реально соблюдается учеными. Каждому хочется сделать открытие, раньше других опубликовать свою оригинальную гипотезу, и совсем не хочется проверять и перепроверять в сотый раз предварительные выводы… Что же касается большинства уфологов и астрологов, то, как будет показано ниже, их деятельность выглядит очень далекой от требований принципа честности. У научного метода есть еще принципы и свойства, на которых мы не будем подробно останавливаться. Методологии науки посвящено много книг, и желающие могут без труда найти соответствующую литературу.
1.6 Не забывайте о бритве! …Когда судьба по свету шла за нами,
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.004 с.) |