Тасырлар авазы — Эхо веков. — 1998. — № 2. — С.17. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тасырлар авазы — Эхо веков. — 1998. — № 2. — С.17.



Кутлуг-Тимур умер. Ханом стал его сын Шадибек. Вскоре после этого возник союз между Тимуром и Тохтамышем, на этот раз против Идегея и Шадибека. Несмотря на то, что вскоре умер Тимур, Тохтамыш развиват успех за успехом.

Тохтамыш не оставил без благодарности Витовта. Он послал ему на помощь 40-тысячное войско для борьбы с наступающими отрядами Тев­тонского ордена. Во главе войска он поставил своего сына Джал-ад-дина. Это войско сыграло выдающуюся роль в Грюнвальдской битве 1410 г. Джал-ад-дин был выдающимся полководцем. Он это доказал в ходе мно­гочисленных боевых операций, в результате которых ему удалось значи­тельно укрепить положение Золотой Орды. В 1420 г. им был разбит и уничтожен Идегей. Славному воину шел тогда 63-й год.

Процесс распада Золотой Орды был неуклонным. Не прекращавшаяся борьба за власть между чингизидами, и в первую очередь между царевича­ми, стала обычным явлением. Убийство за убийством, смерть за смертью. Были убиты Джал-ад-дин и его братья. Взаимное истребление в царской фамилии привело к тому, что ханская власть становилась номинальной.

Власть перемещалась в улусы. Причем западные улусы тяготели к Рос­сии, Литве, тогда как другие находились в большей близости с Кавказом и Востоком.

«В результате всего этого в центральной части бывшей империи ликви­дировались не только надстроечные юридические институты государствен­ности, но происходили существенные изменения в хозяйственно-экономи­ческом, демографическом отношениях. Захиревшие после бурных событий второй половины XIV и начала XV вв. города Нижнего Поволжья и Север­ного Кавказа - - центры земледельческих районов, торговли и ремесла -быстро приходили в упадок, сохранившееся после упомянутых погромов население этих городов и сел было вынуждено искать другие, более спо­койные места. Оставшиеся в живых феодалы уходили в разных направлени­ях — в Хорезм, Крым, в Булгар, вливаясь в состав местных тюркоязычных феодалов; они бежали также на Русь, в Литву, превращаясь там в сословие служилых людей, экономические интересы которых связаны были уже с совершенно другими территориями, другими юридическими традициями»164.

Преемники Золотой Орды

Распад Золотой Орды, так же как и любой империи, был вполне естественным явлением. Эта империя чингизидов, раскинув­шаяся от одного края земли до другого, включала в себя десятки родствен-' ных и неродственных этносов. У каждого из них был свой веками устано-1 вившийся уклад жизни, свой национальный характер. У каждого из них| сохранилось стремление к независимости. В Джучиевом улусе царила обста-

Усманов М.А. Жалованные акты... — С.75—76.

новка веротерпимости, которая создавала условия для обособления на конфессиональной основе. Вполне естественно, что в первую очередь дава­ла знать о себе православная религия. Несмотря на самые что ни есть благоприятные условия, которые создавали им ханы, она не являлась господствующей религией. Начиная с хана Узбека, таковой стал ислам. Перед ханами в этом отношении вопроса выбора не было. Ислам проникал постепенно. Необходимо при этом отметить, что Золотая Орда, как госу­дарство, начала путь из Булгар. Батый своей первой столицей сделал имен­но этот город. Тем самым монгольская знать с самого начала оказалась в мусульманской среде, в просвещенном исламском городе. Первые монеты Золотой Орды были отчеканены тоже в этом городе. К тому же волжские булгары были не просто мусульманами, но народом тюркского происхож­дения. Поэтому для Батыя, более половины войска которого говорило на тюркском языке, эта обстановка не была чуждой. Уже тогда определенная часть знати переходит в ислам. Начинается процесс этнокультурной асси­миляции.

А ведь еше совсем недавно, в 1236 г., венгерский монах Юлиан писал, что при беседе с ним великий хан Менгу, хан Золотой Орды Батый, его сын Сартак «не желают называться татарами, ибо татары были другим народом, называли себя моалами, т.е. монголами»170.

Арабский писатель XIV в. Ал-Омари отметил факт быстрой утраты мон­голами своего монгольского облика: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары [монголы], то кипчаки сделались их подданными. Потом они [монголы] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [монголов], все они стали точно кипчаки, как будто они одного [с ними] рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали брак с ними и оставались жить в земле их [кипчаков]»171. Арабс­кий автор Амин аль-Холи, исследовавший связи между Египтом и Золотой Ордой, писал: «Кипчаки -- древние племена, родственные татарам. После завоевания кипчакских земель татарами они полностью ассимилировались с ними. Поэтому государство северных татар известно еще как государство кипчаков». Он при этом привел следующие слова, принадлежащие одному из мамлкжских (кипчакских) султанов Египта: «Мы и татары -- из одного рода, один от другого не отречется»17'.

О правильности и точности наблюдений этого автора говорит и свиде­тельство другого арабского автора - Ибн-Батутты, лично посетившего Золотую Орду при хане Узбеке. Хан Узбек, хотя и знал монгольский язык, говорил на половецком. Монгольская верхушка очень быстро «растворяет­ся» в тюркской среде, усваивает не только язык, но и быт и обычаи тюрков. Этот процесс был ускорен с принятием магометанства. Подданных этого хана Ибн-Батутта называет не иначе как тюрками, говорящими на

71 Усманов М.А. Жалованные акты... — С.306.

171 Там же. - С.307.

|Т;Амин аль-Холи. Связи между Египтом и Волгой... — С.11.

тюркском языке. Речь шла о половецком языке. О том, что в Золотой Орде говорили на половецком языке, в своей книге «Торговое дело», написан­ной в 1340 г., подтверждал и Франческо Пеголотти. Он купцам, торговав­шим с Золотой Ордой, советовал нанимать переводчиков и слуг, хорошо знавших куманский (т.е. половецкий) язык. Об этом же говорит и то, что в Италии, откуда был родом этот автор, уже в 1303 г. был составлен половецкий словарь «Сос1ех Ситашсих». Литературные памятники того вре­мени, дошедшие до нас, - «Мухаббет намэ» (754 г.), трактат сына Алия Саранского Мухаммеда (759 г.) «Нехжул-Ферадис» также написаны на половецком языке.

Золотоордынский период истории являлся временем восхождения кип­чаков вообще. Они не только ассимилировали пришедших с востока мон­голов и родственных им татар, но и овладели мусульманскими государ­ствами Востока. С 1250/51 г. верховная власть в Египте принадлежала мам­люкам. В Каире был даже целый квартал под названием Орда. В истории Египта этот период занимает достойное место. Благодаря кипчакам-мамлю, кам было остановлено движение крестоносцев с запада и монголов с 1 востока. В результате Египет сохранился как центр мусульманской культуры. Кипчаки занимали командные посты в египетской армии. Они положили начало правящим династиям Египта. Египетский султан Бейбарс, правив­ший страной в 1259—1278 гг., был кипчаком. Потомки кипчака Калауна правили Египтом 103 года. Эти султаны порою, зная арабский язык, наро­чито говорили на тюркском языке. Бейбарс устраивал приемы, на которых пили кумыс. Он предписал эмирам каждую среду собираться на площади у цитадели и пить кумыс. Кипчаки в Египте очень быстро ассимилировались с арабами. Амин Аль-Холи писал, что их «родственная связь с русскими... была слабее, чем связь с египетским народом»173.

В самой Золотой Орде монгольская верхушка очень быстро ассимилиру­ется с тюрками. Этот процесс, охвативший Поволжье и Урал, имел в качестве своего центра город Великий Булгар. После его разгрома Тимуром роль объединительного центра перемешается в Казань. Традиции и опреде­ленные функции Золотой Орды также переходят к ней. Не случайно пер­вым ханом самостоятельного Казанского государства становится Улу-Му-хаммед, бывший до этого ханом Золотой Орды.

Обособление и рост этнического самосознания происходили и среди других тюркских этносов. В составе Золотой Орды продолжается становле-1 ние и развитие механизма самоуправления, возглавленное местными фео­далами-эмирами. Этот процесс имел конечным результатом появление на-| ционального государства, которому становилось все теснее и теснее в| рамках Золотой Орды.

Как следствие дезинтеграционных процессов на ее территории возникли Сибирское, Казанское, Крымское ханства, Ногайская Орда, а несколько! позднее Астраханское, Казахское, Узбекское ханства,

На золотоордынское наследие претендовали многие. И более всего наи-1

Амин аль-Холи. Связи между Египтом и Волгой... — С.14.

более крупные государственные образования. Среди них надо назвать Боль­шую орду, обозначившуюся в результате обособления от империи ее окра­ин. Сама по себе она была слабой, но тем не менее вела постоянные войны с соседними ханствами.

После смерти Идегея, сдерживавшего дезинтеграционные процессы, на восточных окраинах империи появляется сразу несколько независимых го­сударств. При жизни Идегей назначил ханом восточных улусов Дервиша. Но с уходом из жизни Идегея это имя перестает упоминаться. Вместо него в качестве хана фигурирует имя Хаджи-Мухаммеда, принадлежавшего к потомкам внука Чингис-хана Шайбана. В источниках сохранились следую­щие слова Идегея, сказанные ему накануне одного из решающих сраже­ний: «Ты оставайся с нами, если бог поможет осуществить дело мое, я тебя сделаю ханом». В результате Хаджи-Мухаммед принял активное учас­тие в боевых действиях. Сам Идегей погиб на Яике. Однако его сын Мансур сдержал слово, данное отцом. Мансур, ставший «князем» вместо отца, провозгласил Хаджи-Мухаммеда ханом. Потомкам Шайбана было суждено стать основателями Сибирского ханства. Однако это случилось не просто и не сразу.

Борьба за власть на востоке оказалась настолько острой, что Хаджи-Мухаммед на какое-то время был вытеснен его противником Бараком. Однако этот человек не был лишен полководческих способностей. К тому же был настойчив и храбр. В 1428 г. он разгромил одного из своих сопер­ников - Джамудык-хана. Его сын Абулхаир по молодости был прошен. Возможно, это была ошибка, так же, как было ошибкой и приближение к своей особе молодого царевича, - не отказавшись от мести за гибель отца, царевич во время одной из охот пустил стрелу в своего спасителя и убил его.

Несмотря на успех в борьбе с Хаджи-Мухаммедом, Абулхаир не смог утвердиться в качестве хана восточных улусов. Там закрепились потомки Хаджи-Мухаммеда. Абулхаир был вынужден удалиться далее на восток. Ему суждено было сначала стать во главе узбекского союза. Оставив бассейн реки Сырдарьи, он удалился к Аральскому морю. До его смерти в 1468 г. образовался узбекский союз. Остатки узбеков, теснимые с одной стороны казахами, с другой - ногайцами, ушли в Среднюю Азию и, смешавшись с другими тюркскими племенами Средней Азии, приняли участие в фор­мировании узбекского народа.

В узбекском союзе еще при жизни самого Абулхаира начало складывать­ся ядро казахского народа. В 60-е годы XV столетия это государство суще­ствовало как кочевое. Вскоре после образования улуса казахов историк того времени Рузбахани писал; «В летнее время казахский улус кочует по всем степям, которые необходимы для сохранения их чрезвычайно многочис­ленного скота. Они объезжают степи и возвращаются. Каждый султан стоит в какой-нибудь части степи на принадлежащем ему месте. Живут они в юртах, разводят животных: лошадей, овец и крупный рогатый скот, зимо­вать возвращаются на зимние стоянки к берегам реки Сыр-Дарьи».

Что касается Сибирского ханства, то путь к его самостоятельному развитию был открыт. Точные границы этого государства неизвестны. Видимо, они не были постоянными. Известно, что на западе оно граничило Ногайской ордой в районе реки Уфы на Урале — с Казанским ханством. К северу границы ханства тянулись до Обского залива. На востоке оно простиралось от склонов Уральского хребта, захватывая бассейны рек Оби и Иртыша, и включало в себя весь улус Шайбана и часть улуса Орда Ичена.

Сибирское ханство отличалось от других государств, образовавшихся на территории Золотой Орды, не только огромным размером, но и малочисленностью. В нем даже в XVI в. насчитывалось всего 30 700 улусных «честных людей». Татарское население являлось господствующей прослойкой располагалось отдельными «островками».

Сибирские татары были кочевниками-скотоводами, охотниками, звероИ левами. Они не занимались хлебопашеством. Продукты земледелия доставлялись сюда из Средней Азии.

Сибирское ханство отличалось отсутствием внутреннего единства. Местные жители - манси и вогулы были враждебно настроены к татарски» ханам и в целом к господствующей прослойке. Ханство сильно зависело ногайских мурз и князей, сильно было влияние на него Средней Азии.

В военном отношении это государство было настолько слабым, чт могло стать в любое время жертвой любой агрессии. Так оно и случилось последующем. Падение Казани открыло почти беспрепятственную возмол ность для присоединения его к Русскому государству.

Ногайская орда, могущество которой приходится на период жизни Идегея пережило несколько взлетов и падений. В 40-е годы XVI в. она оформилас! как самостоятельное государство. Определенным образом она усилила^ после развала узбекского союза, когда многие его племена поселились Ногайской орде. Ногайская орда не отличалась большими размерами. Одн ко она была густозаселена. В то же время она была ослаблена тем, что был разделена на многочисленные полусамостоятельные улусы, поэтому, плоя, управлялась.

Население орды вело кочевой образ жизни. Экономика почти не бы затронута товарно-денежными отношениями. «У ногайцев нет ни городе^ ни домов, - писал Дженкинсон в 1557 г., — живут они в открыть степях, когда скот съест всю траву, они перекочевывают в другие места этот народ пастушеский, владеющий множеством скота. Состасляюшим все его богатство». Конечно, говорить, что у ногайцев не было совсе городов, вряд ли справедливо. Был город Сарайчик, расположенный Урале. Однако он был построен как один из центров Золотой Орды после разрушения, так и остался невосстаноаченным. Видимо, образ жизь ногайцев и не нуждался в городах.

В XVI в. Ногайская Орда на северо-западе граничила с Казанским ха| ством по рекам Самарке, Кинели и Кинельчику. В силу особой родства ной и духовной близости у этого государства были особые отношения Казанью. Но отношения между двумя государствами не отличались осоё теплотой. Тем не менее, Ногайская орда постоянно присутствовала в казанской жизни. Это и хозяйственные связи, и духовный обмен и, разумеется, династические связи. Знаменитая царица Сююмбике была дочерью хана Ногайской орды Юсуфа.

С образованием Сибирского ханства, Ногайской орды, самостоятельных государств узбеков и казахов Золотая Орда фактически перестала суще­ствовать. Однако борьба за ее политическое наследие еще очень долго давала о себе знать, особенно во взаимоотношениях Крымского, Казанс­кого ханств, Московского государства и Ногайской орды.

 

 

Глава VI. Казанское ханство

1. Начало ханства

История этого государства для историков представляет! загадку, ибо подлинных документов для ее описания почти не сохранилось. Однако не приходится сомневаться в том, что, с одной стороны, он являлось осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а другой стороны - продолжением Булгарского государства.

«Возникновение Казанского царства можно почесть восстановлен иск самой Золотой Орды», - так писал профессор Фирсов.

«Преемственную связь этих двух общественных союзов прежде всел| можно видеть в лице казанского хана, который был сыном ордынског повелителя. Но была, конечно, и более тесная связь, если принимать внимание место деятельности обоих царств, элементы, входившие в сост. их, направление образованности того и другого. Среднее и Нижнее Поволжье - сцена деятельности и Казанского царства, и Золотой Орды; татарский элемент был там и здесь; вылился он в одни и те же булгар магометанские формы.

Степень значения каждого в этом обществе обусловливалась личнс храбростью и зависела от воли хана. Материальное благосостояние каждог находилось в тесной связи с этим общественным значением его. ханом все были равны: он мог самого ничтожного человека возвести первейший пост в Орде и самого заслуженного воина обратить в ничто. этом строе татар заключается разгадка их военных успехов и в том причина недолговечности их союза».

Об этом свидетельствует то, что московские князья продолжали тить казанским ханам дань. С другой стороны, ханство являло собой щ должение булгарских традиций, поскольку располагалось на той же тер тории и люди, проживавшие здесь, хранили в памяти свое происхожде> и называли себя булгарами^ Н.М.Карамзин, как и многие современнш, считал казанских татар потомками Золотой Орды и булгар174. Разумеете Казанское ханство возникло не на пустом месте. Казань как важная ке пость и торговый центр существовала уже в конце IX -- начале X вв. уже тогда привлекала внимание купцов и властителей. Поэтому та вера которая была выдвинута профессором С.Х.Алишевым, может рассматри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.024 с.)