Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Хазарский каганат
Одним из значительных явлений мировой истории стал Хазарский каганат. Его история, хотя и неплохо изученная, не вписана в систему национальной государственности татарского народа. Естественно, не может быть претензий на то, что история Хазарии принадлежит к истории одной лишь татарской государственности. Тем не менее нынешние татары вправе рассматривать хазарскую историю и как историю своей национальной государственности. Трудно не согласиться с точкой зрения, что все народы гуннского происхождения, в том числе хазары и булгары, образовались из смешения гуннов с угорскими или сарматскими племенами7*'. Гунны и хазары, так же как и булгары, говорили на тюркском языке, испытали на себе немалое влияние иранского языка. Так же, как и булгары, хазары и гунны говорили на одном из древних тюркских языков. Ссылаясь на еврейские источники, автор хазарского словаря отмечает, что «хазарский язык - музыкален, стихи на нем звучат очень красиво». Отмечается также, что речь девочек отличается от речи мальчиков акцентом и также отличается речь мужчин и женщин. «Язык булгар и этильских хазар понимали и другие тюрки», -отмечают исследователи77. Хазары делились на десятки родов и вели полукочевой образ жизни. Большое место в их жизни занимало скотоводство. Племена, расположившиеся у бассейнов рек и озер, занимались рыболовством. Немалое место в жизни хазарских племен занимало растениеводство. Первое известие о хазарах относится к 217 г., когда они вместе с бер-силами, под предводительством их вождя Внасеп Сурхапа, совершили неудачный набег на Армению. Около 250 г. они также повторили набег, который на этот раз оказался удачным. Армянский царь Трдат был свергнутым с престола. Победа окрылила хазар, и в составе сил антиримской коалиции, возглавляемой персами, они начали наступление на империю. Известна также война хазар против Маскутского царства в середине 280-х годов. Штурм их 76 Семенов И. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие н.э.). — Казань. 1994. - С. 13. Мохаммадташ Имамихон. Ихсан Ишраги. Северокаспийский регион в иранских источниках// Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX—XIII веков. Материалы Международного симпозиума. Казань, 8—10 сентября 1998 г. — Казань, 1999. - С.72.
столицы Чора был неудачен. Однако это были разрозненные военные действия, и относились они ко времени, когда еще не было даже Тюркского каганата. Тем более не было самостоятельного хазарского государства. Однако эти сведения важны. Они являются свидетельством того, что хазары как этнос заявили о себе с древнейших времен. Их развитие в составе Тюркского каганата подготовило условия для того, чтобы после его краха подхватить и нести дальше тюркское знамя. Территория Хазарского каганата занимала почти всю юго-восточную часть Восточной Европы. На севере в него входили буртасы. булгары, сувары, эрзя, предки черемисов, вятичи, северяне, другие славянские племена. На востоке его границы простирались по направлению Хорезму до юго-восточного побережья Каспийского мори. На юге они охватывали ряд стран Северного Кавказа, Крым и территории по Днепру, вплоть до земель мадьяр. Общая протяженность пути по территории государства по времени составляла 4 месяца. Интересные сведения о хазарах содержатся в документе, который вошел в науку под названием «Хазарская переписка». Он сохранился в двух версиях и хранится в Оксфорде. Документ относится к началу X столетия и пред-стаачяет собой переписку кагана Иосифа и министра Кордовского халифата еврея Хаздай Ибн Шапрута, жившего в Испании, которая находилась тогда под властью арабов. В письме кагану содержатся следующие вопросы: Существует ли где-нибудь хазарское государство? Каким образом евреи оказались в государстве хазар? Как произошел переход хазар в иудейскую веру? Где живет король хазар? К какому племени он принадлежит? Какова его роль во время войны? Прерывается ли война на субботний день? Имеются ли у хазарского короля какие-нибудь сведения о возможном конце света?7". В ответе Иосифа основное внимание уделено полемике, которая предшествовала переходу хазар в иудаизм. В источниках эта полемика представлена в еврейском, арабском и христианском вариантах. Между тем неизвестна даже точная дата этой полемики. Основываясь на переписке, можно предположить, что эта дискуссия о религиях имела место около 731 г. В переписке, кроме этого, содержались и данные о жизни Хазарии вообще.
§ 1. Образ жизни Государство возникло на основе устойчивого уклада хозяйственной жизни. Оно создавалось в течение многих веков. Каждая хазарская семья имела передаваемую по наследству землю. Основным за- Пашшч М. Хазарский словарь... — С. 302. нятием хазар были садоводство, хлебопашество и скотоводство. Сеяли пшеницу, просо и рис, занимались виноградарством, выращивали различные бахчевые культуры. Ко времени возникновения государственности хазары вели полукочевой образ жизни. Однако самым значительным явлением хозяйственной жизни Хазарии было дальнейшее развитие и укрепление оседлого образа жизни. Земледелие развивалось не только в земледельческих областях Закавказья и Южного Крыма, но и в низовьях Кубани и Дона, и даже в глубине степной полосы между Донцом и Средним Доном. Источники содержат данные о том, что хазары были искусными земледельцами и рыбаками. В них говорится, что в низинах, где зимой скапливалось много воды и образовывались озера, они выращивали рыбу, жирную настолько, что жарили ее в собственном жире. После того как вода сходила с полей, на этой низине они сеяли пшеницу. Благодаря рыбьим испражнениям, являвшимся великолепным удобрением, земля давала высокий урожай. Таким образом, с одной и той же площади получали два урожая. О изобретательности хазар говорит и то, что ветки деревьев, растущих на берегу моря, они притягивали ко дну, закрепляли их камнями. Через два года на них вырастало огромное количество мидий. Освобожденные ветки и на третий год давали огромное количество прекрасных мидий79. Зимой основная масса людей жила в городах, которые отстраивались с надлежащими удобствами. В Хазарии насчитывалось несколько десятков таких городов и крупных населенных пунктов. Главным городом и столицей был Итиль. Важным хозяйственным и торговым центром являлся Семен-дер. Важное значение в жизни хазар занимала торговля. Ее развитию способствовало выгодное географическое положение страны. Через Каспийское море и по Волге хазары привозили товары с востока. Река Дон, впадающая в Азовское море, также являлась отличным связующим звеном с Ближним Востоком. Оттуда открывался путь на Константинополь. Товары с запада шли через Хазарию транзитом. Волга связывала не только север и юг страны, но и была средством передвижения товаров с верховьев этой реки. Оттуда на рынки Хазарии проникали лес, кожа, пушнина, золото, серебро, медь, добываемые на Урале. В городах и крупных населенных пунктах всегда было много иностранных купцов. Всюду можно было услышать тюркскую, иранскую, арабскую и еврейскую речь. Хазары обучали детей на родном языке. Как свидетельствуют источники, язык был очень музыкальным и звучал своеобразно у мужчин и у женщин. Кроме своего родного языка детям преподавали арабский, еврейский или греческий языки, соответственно тому, с кем хазары соседствовали. В Хазарии было много ученых арабов, греков и евреев, хорошо знакомых с прошлым хазар, с их книгами и памятниками. Они писали книги по истории хазар. На рынках почти бесплатно продавались книги, написанные
11 Павлич М. Хазарский словарь... — С,222— 223. 4 Э-312
на арабском, греческом и еврейском языках. Книги же, написанные на хазарском языке, стоили дорого80. Рынки Хазарии были очень богаты. Кроме бесчисленного множества заграничной продукции, там было много товаров собственного производства. Наряду с продуктами земледелия и скотоводства, продавались рыба, рыбий жир, а также ремесленные изделия. В качестве налога каждая хазарская семья ежегодно выплачивала кагану одну соболиную шкуру. С кораблей и торговых караванов взималась десятина. Пошлины взимались также с кораблей и лодок, прибывавших с моря'4. За сравнительно короткий срок Хазария превратилась в один из важнейших центров мировой торговли. Государство извлекало значительные доходы в виде пошлин за транзитный провоз товаров через свою территорию. Заплатив хазарским властям десятину, купцы попадали в Каспийское, или Хазарское, море. Исследователи отмечают усиленное проникновение монет в Хазарию и в подвластные ей территории в первой трети IX в. Причем преобладали монеты африканской и аббасидской чеканки. Существовал специальный маршрут между южным побережьем Каспия или арабским Джурданом и хазарским городом Хамлиджем, расположенным у устья Волги (возможно, что это пригород Итиля). В хорошую погоду маршрут составлял 8 дней пути. Ибн Хордадбех говорит также о том, что существовала поговорка: «Почет увеличивается в Ираке тем, кто знает Хамлидж и Баланджар»*2. По его словам, общество подчинялось законам. Все спорные вопросы решались на их основе. Управление страной Унаследовав от Западнотюркского каганата систему государственного управления, Хазарский каганат с самого начала управлялся на основе законов. Во главе государства стоял каган. Ему подчинялись войска, и только ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир. Каган очень почитался в народе. При встрече с ним каждый должен был ему кланяться и падать ниц. Даже когда всадники проходили мимо могилы кагана, они спешивались и шли пешком до тех пор, пока могила кагана не скроется с глаз. Ближайшим помощником кагана был визирь, которого называли каган-бек. Он-то и правил государством. При волнениях, когда народ требовал низложения кагана, именно каган-бек судил кагана. Но если каган был не виновен, то он разгонял народ. Тем не менее и каган-бек, приходя к кагану, снимал обувь, низко кланялся ему и поднимался только с его
"" Павлич М. Хазарский словарь... — С.40. *' Мохаммадташ Имамихон, Ихсан Ишраги. Северокаспийский бассейн в иранских источниках... — С.72. ' Калинина Т.М. Торговые пути... — С.70—71, 78. разрешения. Только после этого садился возле него и начинал деловой разговор. К кагану имел право заходить и помощник каган-бека, именуемый кундур хаканом. Кроме этого в государстве был ул ише, который командовал войсками. По хазарским законам в той части страны, где живут евреи, за одно и то же нарушение полагалось год-два каторги на галерах, в районах с преобладанием арабов - - полгода, а там, где больше греков - - вообще никакого наказания. В центральной же части страны, называвшейся хазарским округом, за это нарушение следовала смертная казнь. Вообше в Хазарии к самим хазарам предъявлялось больше требований, чем к другим подданным. Так, при дворце кагана самих хазар было меньше других. В то время как представители других народов продвигались по службе без всякого ограничения, каган не допускал молодое поколение хазар к ответственным должностям. Должность полагалась по достижении 55 лет. А когда они достигали этого возраста, должности оказывались заняты другими. Арабские источники свидетельствуют, что даже хлеб, который выращивался хазарским населением, был окрашенным и неокрашенным. Неокрашенный хлеб продавался по символической цене. Однако хазары обязаны были покупать только неокрашенный хлеб за золото. Нарушения этого правила строго карались. Для их выявления специальные службы проверяли людей, вплоть до нужников*1. § 3. Войско и военные действия Для того чтобы обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность государства, нужно было сильное войско. Состояние войска характеризуется Газизом Губайдуллиным следующим образом: «Государство [Хазарский каганат] со всех сторон окружали враги. Тюркские народы, обитавшие в Азии, всегда угрожали хазарам. Армяне в IX в. подходили к Волге и грабили страну. На Хазарию нападали и венгры, населяющие в то время междуречья Дона, Волги и Днепра. Волновались в VIII в. русы, бывшие под сюзеренитетом хазар. Войска мусульманских халифов, преодолев Кавказские горы, нападали на Хазарию. Поэтому хазары были вынуждены содержать большое войско, способное отразить удары многочисленных врагов. Кроме двенадцатитысячной гвардии, несшей службу по охране хаканов, у хазарского кагана был еще десятитысячный конный корпус, укомплектованный из представителей других народов. Последний всегда был готов отразить удары врагов. Армия была вооружена саблями, стрелами, пиками и щитами. Каждый богатый человек должен был поставлять государству лошадей, воинов со снаряжением, пишей, фуражом. В войсках Калинина Т.М. Торговые пути... — С.240. хазар была железная дисциплина. К уклоняющимся от военной повинности применялись строгие меры наказания»*4. Основной груз воинской повинности хазары несли на себе. Воинам говорили, что лишь воюющие достигают гармонии и достоинства. Хазары были прекрасными воинами, копьем и саблей могли орудовать, даже держа их ногой, рубить двумя саблями сразу. У них с детства одинаково были развиты как правая, так и левая рука. Во время войн хазары должны были следить за воинами из других племен, ибо, как только начиналась война, арабы переходили на сторону халифата, греки - на сторону Византии. Но как только война заканчивалась, все это забывалось.
В войне 737 г. с Арабским халифатом Хазария потерпела поражение, и начался ее упадок. Но это не означало конца одной из ведущих держав того времени. Власть каганата все еще распространялась на восточнославянские земли. Зависимость славян от хазар была далеко не номинальной. Каганат собирал дань деньгами и пушниной. Причем дань была хорошо отрегулирована, и никто от нее не мог уклониться. Подчинив себе полян, радимичей, северян и вятичей, хазары держали в своих руках значительную часть торгового пути из Европы в Азию., Для них было очень важно захватить и северную часть этого пути, подчинив земли словен ильминских и кривичей, а также Волжскую Болгарию. А.П.Новосельцев считает, что именно с целью оказания сопротивления хазарам славяне пригласили варягов. Имеются сообщения летописей о том, что полян от хазар избавили бояре новгородского правителя Рюрика — Аскольд и Дир8*. Это говорило о том, что на западных границах Хазарии появилась серьезная враждебная политическая сила во главе с руса-ми. Новосельцев предполагает, что правитель русов принял титул кагана, соперничая с хазарами. Однако есть и другая точка зрения, по которой принятие этого титула было связано с иными обстоятельствами. Иеромонах Никон, опираясь на анонимный персидский «Сборник историй», считает, что «Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как он не имел места, которое ему пришлось по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться»*". Конечно, здесь много такого, что противоречит реальным фактам. Однако здоровое зерно в этой гипотезе, несомненно, имеется. Рус и Хазар не могли родиться от одних родителей, но породниться могли вполне. Можно допустить, что в результате гражданской войны, вспыхнувшей после принятия Хазарией иудаизма в качестве официальной религии, восемь племен во главе с одним из Ашинов покинули страну и обосновались в Скандинавии. Там и породнились хазары - Ашины и русы - Рюриковичи. Исходя из такой логики можно считать, м Газиз Г. История татар... — С.29. ss Образование Древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории. - 1991. -№ 2-3. - Сб. яь Век крещения//Вопросы истории.— 1990. — № 12.— С.49—50. Религия Хазария, как государство, относительно недавно появившееся на исторической арене, оказалось в орбите столкновения таких мировых держав, как Византия и Арабский халифат, а следовательно, и двух мировых религий ~ христианства и ислама. Эти два государства находились в состоянии непрерывных войн. Хазария в большинстве случаев выступала в союзе с Византией. В таком качестве она проявляла себя и на Кавказе. Это вовсе не означало, что там у нее не было собственных интересов. Халифат, вторгаясь на территорию Кавказа, затрагивал и интересы Хазарии. Так, в 692/693 г. арабы заняли Дербенский проход, в 706/707 г., завоевав крепости и города Азербайджана, произвели набеги на хазарские селения близ Дербента. В следующем году арабский правитель закавказских владений халифата Мухаммед ибн Мерван заштадел Дербентом. Ответные действия Хазарии последовали в 710/711 г. Хазары попытались овладеть Албанией и заняли Дербент. Однако вскоре арабы смогли вернуть его себе. Более того, они двинулись дальше на север, вытесняя оттуда хазар. Возглавлял арабские вооруженные силы родственник халифа талантливый полководец Маслама. Во всех своих маневрах он на первое место ставил задачу расчленения войск противника и не допускал их численного превосходства. Война шла с переменным успехом. Добивались успехов и хазары. Им на некоторое время удалось снова занять Азербайджан и разбить арабов в Армении. Однако Маслама в 727/728 г. направился против хазар со стороны Азербайджана и нанес поражение своему противнику. В следующем году он совершил поход через Дарьяльские ворота и проник непосредственно в Хазарию. Однако и хазары не переставали нападать на закавказские владения арабов. В 730/731 г., когда Масламы не было на Кавказе, их большое войско во главе с сыном кагана Барджилем вторглось в Азербайджан. Поход этот оказался настолько успешным, что из 25-тысячного войска, возглавляемого Джаррахом, лишь немногие спаслись бегством. Сам Джар-рах был убит. Его жена и дети достались победителям. Между тем Барджиль добивался одного успеха за другим, что, видимо, вскружило ему голову. Характерна встреча воюющих армий в Муганьской степи. Хазары, до этого уже потерпевшие поражение в одной из схваток, собрали войско в 100 тысяч человек. У арабов же было всего 50 тысяч воинов. Арабы увидели возле Барджиля насаженную на пику голову Джар-раха. И с такой яростью накинулись на врага, что сшибли царевича с лошади и захватили его в плен. Хотя Барджиль и был отбит, участь битвы была предрешена. Мусульмане одержали победу"7. • Возможно, к этому времени относится перенесение столицы из Семенлера в ал-Бейду. В ряде случаев этот город называется Итилем. Ш.Марджани, ссылаясь на арабских авторов, называет его Астраханью. Как бы там ни было, город этот существовал уже ло того, как стать столицей Хазарии. Однако превращение его в главный город каганата придало ему новое дыхание — сделало его одним из цветущих городов на перекрестке путей, связывавших восток и запад, север и юг. В последующем войска халифата на Кавказе, следовательно, и боевые действия против хазар, были возглавлены опытным полководцем Мерва-ном. Он решил ввести хазар в заблуждение. В 735 г. его уполномоченный предложил хазарам заключить перемирие, якобы необходимое арабам для подготовки военных действий против алан. Пока готовился договор, арабы сумели собрать войско в 150 тысяч человек. И вскоре атаковали хазар с двух сторон: через Дарьял и через Дербент. Армии должны были соединиться в Семендере. Для кагана это было полной неожиданностью. Он оказался застигнутым врасплох и, оставив в своей столице ал-Бейде 40-тысячное отборное войско для отражения арабского войска, вынужден был уйти по левому берегу Волги на север к Уралу. Он рассчитывал, что, пока арабы будут заняты в сражении с его 40-тысячным войском, сумеет собрать армию из числа подвластных хазарам племен буртасов и булгар. Однако Мерван разгадал его планы и не стал осаждать столицу хазар, а двинулся вдогонку за каганом, надеясь помешать ему собрать войско. Замысел этот удался. Мерван разгромил 40-тысячное войско, выступившее из хазарской столицы в помощь кагану. Каган запросил мира. Мерван же условием этого мира поставил принятие ислама Хазарией. Каган вынужден был согласиться на это условие. Но силы арабов иссякли. Их не хватило для того, чтобы подчинить Хазарию и заставить ее принять ислам. Есть предположение, что в 737—763 гг. каган исповедовал ислам. В 763 г. или, по некоторым данным, в 786 г. власть в Хазарии из рук кагана перешла в руки иудея Обадии. В этом промежутке происходили весьма интересные события. Так, халиф Мансур, очень опасавшийся хазар, в 753 г. приказал Язид ибн Усайд-Сулами, назначенному за год до этого правителем Армении, жениться на хазарской царевне. Как говорилось в письме халифа, это делалось для укрепления союза с хазарами, ради обеспечения надежности закавказских владений халифата. Царевну звали Хатун, и она с большой помпой и приданым была выдана замуж за Язида. Поэтому Хазария была заинтересована в сохранении мирных отношений с халифатом. В науке очень много споров вокруг принятия Хазарией иудаизма в качестве официальной религии. Не вызывает сомнений сам факт основательного проникновения иудаизма в Хазарию. В названной переписке Иосифа с Хаздаем Ибн Шапрутом говорится, что переход к иудаизму произошел еще до так называемой хазарской полемики, после того как жена кагана рассказала мужу сон. После вещего сна тот почувствовал себя иудеем. Между тем трудно отличить правду от вымысла. Не вызывает сомнений лишь то. что для принятия решения о переходе к иудаизму был некий побудительный мотив. Могла быть и полемика представителей различных религий. Об этом факте говорят как христианские, еврейские, так и мусульманские источники. Разница лишь в том, что каждый из источников констатирует победу представителя своей религии. Следовательно, эта полемика не могла иметь решающего значения для принятия столь ответственного решения, каковым является выбор государственной религии. В конце VIII в. перешел в иудаизм князь Булан (Юлан). Затем он убедил кагана принять эту религию. Из страны были изгнаны гадатели идолослу-жители. В ряде источников содержатся сведения о том, что принятие в каганате иудаизма встревожило мусульман и христиан. Они послали в Ха-зарию своих представителей с богатыми дарами, с тем чтобы склонить хазар к своей вере. Состоялся диспут, во время которого хазарский царь заставил христиан признать, что иудаизм лучше ислама, а мусульман -что он лучше христианства. Тем самым было доказано превосходство иудаизма над двумя мировыми религиями. Было это или нет, но в IX в. иудаизм утвердился как государственная религия страны. Однако вряд ли есть реальные факты для определения степени проникновения этой религии в глубь народной жизни. Принятие Хазарией иудаизма носило скорее политический характер, нежели это был закономерный ход развития народной жизни. Дело в том, что Хазария, став мировой державой, оказалась в противостоянии с такими мировыми империями, как Византия и Арабский халифат, представителями ислама и христианства. Оба эти государства пытались сделать Хазарию союзницей. Стремление быть независимым привело к тому, что правители Хазарии при выборе официальной религии остановились на иудаизме. Следует иметь в виду, что в некоторых областях, например в Крыму и на Таманьском полуострове, вошедших в состав Хазарии, издавна жили евреи. Немало было их и на Кавказе, в частности в Дагестане. Поэтому можно говорить о том, что евреи уже давно занимали значительное место в хазарском обществе. Особое место занимали еврейские купцы. Интересы этих купцов не противоречили интересам хазарского правительства: с одной стороны, они приносили доход казне, с другой правительство могло опираться на них при осуществлении международной политики. То, что иудаизм не имел прозелитивного характера, т.е. он являлся религией лишь одного «избранного» народа, помешало Хазарии превратить иудаизм в третью мировую религию. Более того, она не стала и религией всего хазарского народа. А при царе — узурпаторе каганской власти Обадии вспыхнула гражданская война, которая продолжалась и при его преемниках. По данным М.И.Артамонова, иудаизм сначала был принят в Дагестане, где находился первоначальный центр Хазарии**. Превращение иудаизма в государственную религию не привело к успеху в борьбе Хазарии с Византией и Арабским халифатом. Она всякий раз вступала в союз с одной из этих стран в борьбе с другой. И все же взаимоотношения Хазарии с Византией были более дружественными и устойчиво длительными. Крепость Саркел на южном Дону была построена Византией по просьбе хазарской стороны. Византия очень ценила союз, который был необходим в борьбе с халифатом. Об этом свидетельствует факт женитьбы в 732 г. сына императора Льва Исавра Константина на дочери или на сестре хазарского кагана, которую звали Чичак (Цветок). Позже ее именем называлась даже парадная одежда (чичакион), введенная царевной в обиход византийского Артамонов М.И. История хазар... — С.273. двора. Этот и другие факты свидетельствовали о том, что в Хазарию были открыты все пути для проникновения христианства. Но иудаизм приводил лишь к осложнениям, как в международной, так и во внутренней жизни. Более того, при кагане Обадии во втором и третьем десятилетии IX вв. на религиозной почве вспыхнуло восстание феодалов, которое А.И.Артамоновым определяется как гражданская война. Этой войной воспользовались и халифат, и Византия, поддерживая мусульман и христиан в их борьбе против нововведений Обадия. Хотя в этой войне и победили сторонники иудаизма, тем не менее, Хазария сильно ослабла. Война показала неустойчивость положения этой религии в регионе. Факты свидетельствуют, что в Хазарии наряду с государственной находилось место и другим религиям. То, что арабам не удалось силой навязать Хазарии ислам, вовсе не означало, что для проникновения этой религии не было других путей. Военно-политические и экономические связи с арабскими странами, поток арабских купцов в Хазарию служили реальными канааами для основательного проникновения ислама в народную среду. В этом отношении представляют интерес данные, приводимые Шига-бутдином Марджани со ссылкой на авторитетные и очень хорошо им проверенные источники. Сведения эти относятся к тому периоду, когда столица Хазарии была перенесена из Семендера в Астрахань (Итиль), Каган и его близкие исповедовали иудаизм. Основная масса населения и войска состояла из мусульман. Во главе войска стоял Ахмед бен Куба. Поэтому в государстве верховенство принадлежало мусульманам. В Хазарии суд вершили семь казиев. Из них двое были мусульманами, двое - иудейской, двое - христианской веры. Коран, Таурат и Библия находились в одинаковом статусе. Не случайно, что с крахом Хазарского каганата эта религия (иудаизм) исчезла почти в полном объеме. Исчезла как сон, как утренний туман. Ислам в Хазарию проник через Хорезм. Оттуда в свое время в Хазарию переселилась группа отважных, не ведающих страха мусульман. Несмотря на то, что сам был иудеем, каган опирался на мусульман. Мусульмане добились от него открытия мечетей, медресе и школ для обучения мусульманскому вероучению. Соборная мечеть высилась прямо над дворцом кагана*4.
§ 5. Взаимоотношения с соседями Взаимоотношения хазар - тюрков и славян - русов характеризуются как отношения между покорителями и покоренными. Русские князья собирали дань в пользу хазар. Л.Н. Гумилев полагает, что князь Игорь собирал дань с древлян потому, что нужны были средства для Марджани Ш. Мостафадел-ахбар... — С. 120 оплаты услуг варяжских отрядов и дань в пользу хазарского царя'"1. Однако растерзание древлянами подручного хазар князя Игоря привело к ослаблению позиций хазар. В последующем стал реальностью союз Руси и Византии, который открыл путь к распространению христианства на славянской Руси и окончательному краху Хазарии. Этому в немалой мере способствовало и стремление Волжской Булгарии выйти из-под зависимости Хазарского каганата. Эти два тюркских государства никогда не были дружны, ибо в одном из них жили идеи Великой Булгарии Кубрата, а в другом - стремление закрепить себя в качестве единственного наследника Тюркского каганата. Принятие Хазарией иудаизма в качестве официальной религии и проникновение в Волжскую Булгарию ислама еще более обострили эти отношения. Принятие в 922 г. ислама в качестве официальной религии означало полное освобождение Волжской Булгарии от хазарской зависимости. Поэтому можно говорить о том, что против Хазарии сложился единый фронт борьбы, включавший в себя как Русь, так и Волжскую Булгарию. Много вреда Хазарии нанесли печенеги и мадьяры. Мадьяры еше в 894 г. были привлечены Византией для борьбы с дунайскими болгарами. Тогда в союзе с болгарами выступили печенеги — племена тюркского происхождения, бывшие давними врагами мадьяр. Их вражда распространялась и на болгар. Хазары в борьбе с печенегами также пытались использовать мадьяр. В целом же эта затея лишь навредила хазарам. Византийцы переправили мадьяр на правый берег Дуная. А они, сжигая и уничтожая все на своем пути, продвинулись в глубь Болгарии, дошли до столицы страны — города Преславы. Царь Симеон вынужден был запросить мира. Воспользовавшись отсутствием основных военных сил в стане мадьяр, болгары и печенеги вторглись туда и жестоко расправились с оставшимся там населением. Тогда мадьяры были вынуждены переправиться в Паннонию. По данным, приведенным Ибн-Фадланом, в 922 г. печенеги располагались между Волгой и Уралом. Часть их, видимо, уже тогда находилась на пути к Причерноморью. Так или иначе они столкнулись с хазарами, одержав победу, вытеснили их из одного конца своего государства в другой. Переместившись в другой фланг Хазарии, они стали более опасными врагами. Тем более на этом фланге хазарам не могли оказывать помощь гузы, с которыми хазары находились в союзе. Вторжение мадьяр и печенегов в пределы Хазарии привело к сильному ослаблению ее военного могущества, нанесло ущерб ее целостности. Северное Причерноморье оказалось занятым враждебными ей племенами и ушло из-под контроля Хазарии. Но даже после этого Хазария продолжала формально оставаться великой державой. Византия в официальных отношениях сохраняла прежнюю форму дипломатического обращения к «наиблагороднейшему и славнейшему кагану Хазарии». Тем не менее Византия уже не придавала Хазарии
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.058 с.) |