Глава III. Хазарский каганат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Хазарский каганат



Одним из значительных явлений мировой истории стал Хазарский каганат. Его история, хотя и неплохо изученная, не вписана в систему национальной государственности татарского народа. Естественно, не может быть претензий на то, что история Хазарии принадлежит к истории одной лишь татарской государственности. Тем не менее нынешние татары вправе рассматривать хазарскую историю и как историю своей национальной государственности.

Трудно не согласиться с точкой зрения, что все народы гуннского происхождения, в том числе хазары и булгары, образовались из смешения гуннов с угорскими или сарматскими племенами7*'. Гунны и хазары, так же как и булгары, говорили на тюркском языке, испытали на себе немалое влияние иранского языка. Так же, как и булгары, хазары и гунны говорили на одном из древних тюркских языков. Ссылаясь на еврейские источники, автор хазарского словаря отмечает, что «хазарский язык - музыкален, стихи на нем звучат очень красиво». Отмечается также, что речь девочек отличается от речи мальчиков акцентом и также отличается речь мужчин и женщин. «Язык булгар и этильских хазар понимали и другие тюрки», -отмечают исследователи77.

Хазары делились на десятки родов и вели полукочевой образ жизни. Большое место в их жизни занимало скотоводство. Племена, расположив­шиеся у бассейнов рек и озер, занимались рыболовством. Немалое место в жизни хазарских племен занимало растениеводство.

Первое известие о хазарах относится к 217 г., когда они вместе с бер-силами, под предводительством их вождя Внасеп Сурхапа, совершили не­удачный набег на Армению. Около 250 г. они также повторили набег, кото­рый на этот раз оказался удачным. Армянский царь Трдат был свергнутым с престола.

Победа окрылила хазар, и в составе сил антиримской коалиции, воз­главляемой персами, они начали наступление на империю. Известна также война хазар против Маскутского царства в середине 280-х годов. Штурм их

76 Семенов И. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие н.э.). — Казань. 1994. - С. 13.

Мохаммадташ Имамихон. Ихсан Ишраги. Северокаспийский регион в иранских ис­точниках// Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX—XIII веков. Материалы Международного симпозиума. Казань, 8—10 сентября 1998 г. — Казань, 1999. - С.72.

столицы Чора был неудачен. Однако это были разрозненные военные дей­ствия, и относились они ко времени, когда еще не было даже Тюркского каганата. Тем более не было самостоятельного хазарского государства. Од­нако эти сведения важны. Они являются свидетельством того, что хазары как этнос заявили о себе с древнейших времен. Их развитие в составе Тюркского каганата подготовило условия для того, чтобы после его краха подхватить и нести дальше тюркское знамя.

Территория Хазарского каганата занимала почти всю юго-восточную часть Восточной Европы. На севере в него входили буртасы. булгары, сувары, эрзя, предки черемисов, вятичи, северяне, другие славянские племена. На востоке его границы простирались по направлению Хорезму до юго-восточного побережья Каспийского мори. На юге они охватывали ряд стран Северного Кавказа, Крым и территории по Днепру, вплоть до земель мадьяр. Общая протяженность пути по территории государства по времени составляла 4 месяца.

Интересные сведения о хазарах содержатся в документе, который вошел в науку под названием «Хазарская переписка». Он сохранился в двух верси­ях и хранится в Оксфорде. Документ относится к началу X столетия и пред-стаачяет собой переписку кагана Иосифа и министра Кордовского халифата еврея Хаздай Ибн Шапрута, жившего в Испании, которая находилась тогда под властью арабов. В письме кагану содержатся следующие вопросы:

Существует ли где-нибудь хазарское государство?

Каким образом евреи оказались в государстве хазар?

Как произошел переход хазар в иудейскую веру?

Где живет король хазар?

К какому племени он принадлежит?

Какова его роль во время войны?

Прерывается ли война на субботний день?

Имеются ли у хазарского короля какие-нибудь сведения о возможном конце света?7".

В ответе Иосифа основное внимание уделено полемике, которая пред­шествовала переходу хазар в иудаизм. В источниках эта полемика представ­лена в еврейском, арабском и христианском вариантах. Между тем неизве­стна даже точная дата этой полемики. Основываясь на переписке, можно предположить, что эта дискуссия о религиях имела место около 731 г. В переписке, кроме этого, содержались и данные о жизни Хазарии вообще.

§ 1. Образ жизни

Государство возникло на основе устойчивого уклада хозяйственной жизни. Оно создавалось в течение многих веков. Каждая хазарская семья имела передаваемую по наследству землю. Основным за-

Пашшч М. Хазарский словарь... — С. 302.

нятием хазар были садоводство, хлебопашество и скотоводство. Сеяли пшеницу, просо и рис, занимались виноградарством, выращивали различ­ные бахчевые культуры. Ко времени возникновения государственности ха­зары вели полукочевой образ жизни. Однако самым значительным явлени­ем хозяйственной жизни Хазарии было дальнейшее развитие и укрепление оседлого образа жизни. Земледелие развивалось не только в земледельчес­ких областях Закавказья и Южного Крыма, но и в низовьях Кубани и Дона, и даже в глубине степной полосы между Донцом и Средним Доном.

Источники содержат данные о том, что хазары были искусными земле­дельцами и рыбаками. В них говорится, что в низинах, где зимой скапли­валось много воды и образовывались озера, они выращивали рыбу, жир­ную настолько, что жарили ее в собственном жире. После того как вода сходила с полей, на этой низине они сеяли пшеницу. Благодаря рыбьим испражнениям, являвшимся великолепным удобрением, земля давала вы­сокий урожай. Таким образом, с одной и той же площади получали два урожая. О изобретательности хазар говорит и то, что ветки деревьев, рас­тущих на берегу моря, они притягивали ко дну, закрепляли их камнями. Через два года на них вырастало огромное количество мидий. Освобожден­ные ветки и на третий год давали огромное количество прекрасных ми­дий79.

Зимой основная масса людей жила в городах, которые отстраивались с надлежащими удобствами. В Хазарии насчитывалось несколько десятков таких городов и крупных населенных пунктов. Главным городом и столицей был Итиль. Важным хозяйственным и торговым центром являлся Семен-дер.

Важное значение в жизни хазар занимала торговля. Ее развитию способ­ствовало выгодное географическое положение страны. Через Каспийское море и по Волге хазары привозили товары с востока. Река Дон, впадающая в Азовское море, также являлась отличным связующим звеном с Ближним Востоком. Оттуда открывался путь на Константинополь. Товары с запада шли через Хазарию транзитом. Волга связывала не только север и юг страны, но и была средством передвижения товаров с верховьев этой реки. Оттуда на рынки Хазарии проникали лес, кожа, пушнина, золото, сереб­ро, медь, добываемые на Урале. В городах и крупных населенных пунктах всегда было много иностранных купцов. Всюду можно было услышать тюр­кскую, иранскую, арабскую и еврейскую речь. Хазары обучали детей на родном языке. Как свидетельствуют источники, язык был очень музыкаль­ным и звучал своеобразно у мужчин и у женщин. Кроме своего родного языка детям преподавали арабский, еврейский или греческий языки, соот­ветственно тому, с кем хазары соседствовали.

В Хазарии было много ученых арабов, греков и евреев, хорошо знако­мых с прошлым хазар, с их книгами и памятниками. Они писали книги по истории хазар. На рынках почти бесплатно продавались книги, написанные

 

11 Павлич М. Хазарский словарь... — С,222— 223. 4 Э-312

на арабском, греческом и еврейском языках. Книги же, написанные на хазарском языке, стоили дорого80.

Рынки Хазарии были очень богаты. Кроме бесчисленного множества заграничной продукции, там было много товаров собственного производ­ства. Наряду с продуктами земледелия и скотоводства, продавались рыба, рыбий жир, а также ремесленные изделия.

В качестве налога каждая хазарская семья ежегодно выплачивала кагану одну соболиную шкуру. С кораблей и торговых караванов взималась десяти­на. Пошлины взимались также с кораблей и лодок, прибывавших с моря'4.

За сравнительно короткий срок Хазария превратилась в один из важ­нейших центров мировой торговли. Государство извлекало значительные доходы в виде пошлин за транзитный провоз товаров через свою террито­рию. Заплатив хазарским властям десятину, купцы попадали в Каспийское, или Хазарское, море. Исследователи отмечают усиленное проникновение монет в Хазарию и в подвластные ей территории в первой трети IX в. Причем преобладали монеты африканской и аббасидской чеканки. Суще­ствовал специальный маршрут между южным побережьем Каспия или арабским Джурданом и хазарским городом Хамлиджем, расположенным у устья Волги (возможно, что это пригород Итиля). В хорошую погоду мар­шрут составлял 8 дней пути. Ибн Хордадбех говорит также о том, что существовала поговорка: «Почет увеличивается в Ираке тем, кто знает Хамлидж и Баланджар»*2. По его словам, общество подчинялось законам. Все спорные вопросы решались на их основе.

Управление страной

Унаследовав от Западнотюркского каганата систему госу­дарственного управления, Хазарский каганат с самого начала управлялся на основе законов. Во главе государства стоял каган. Ему подчинялись войска, и только ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир.

Каган очень почитался в народе. При встрече с ним каждый должен был ему кланяться и падать ниц. Даже когда всадники проходили мимо могилы кагана, они спешивались и шли пешком до тех пор, пока могила кагана не скроется с глаз.

Ближайшим помощником кагана был визирь, которого называли каган-бек. Он-то и правил государством. При волнениях, когда народ требовал низложения кагана, именно каган-бек судил кагана. Но если каган был не виновен, то он разгонял народ. Тем не менее и каган-бек, приходя к кагану, снимал обувь, низко кланялся ему и поднимался только с его

"" Павлич М. Хазарский словарь... — С.40.

*' Мохаммадташ Имамихон, Ихсан Ишраги. Северокаспийский бассейн в иранских ис­точниках... — С.72.

' Калинина Т.М. Торговые пути... — С.70—71, 78.

разрешения. Только после этого садился возле него и начинал деловой разговор. К кагану имел право заходить и помощник каган-бека, именуе­мый кундур хаканом. Кроме этого в государстве был ул ише, который командовал войсками.

По хазарским законам в той части страны, где живут евреи, за одно и то же нарушение полагалось год-два каторги на галерах, в районах с преобладанием арабов - - полгода, а там, где больше греков - - вообще никакого наказания. В центральной же части страны, называвшейся хазар­ским округом, за это нарушение следовала смертная казнь.

Вообше в Хазарии к самим хазарам предъявлялось больше требований, чем к другим подданным. Так, при дворце кагана самих хазар было меньше других. В то время как представители других народов продвигались по службе без всякого ограничения, каган не допускал молодое поколение хазар к ответственным должностям. Должность полагалась по достижении 55 лет. А когда они достигали этого возраста, должности оказывались заня­ты другими.

Арабские источники свидетельствуют, что даже хлеб, который выращи­вался хазарским населением, был окрашенным и неокрашенным. Неокра­шенный хлеб продавался по символической цене. Однако хазары обязаны были покупать только неокрашенный хлеб за золото. Нарушения этого правила строго карались. Для их выявления специальные службы проверяли людей, вплоть до нужников*1.

§ 3. Войско и военные действия

Для того чтобы обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность государства, нужно было сильное войско. Состояние войска характеризуется Газизом Губайдуллиным следующим образом: «Государ­ство [Хазарский каганат] со всех сторон окружали враги. Тюркские наро­ды, обитавшие в Азии, всегда угрожали хазарам. Армяне в IX в. подходили к Волге и грабили страну. На Хазарию нападали и венгры, населяющие в то время междуречья Дона, Волги и Днепра. Волновались в VIII в. русы, бывшие под сюзеренитетом хазар. Войска мусульманских халифов, преодо­лев Кавказские горы, нападали на Хазарию. Поэтому хазары были вынуж­дены содержать большое войско, способное отразить удары многочислен­ных врагов. Кроме двенадцатитысячной гвардии, несшей службу по охране хаканов, у хазарского кагана был еще десятитысячный конный корпус, укомплектованный из представителей других народов. Последний всегда был готов отразить удары врагов. Армия была вооружена саблями, стрела­ми, пиками и щитами. Каждый богатый человек должен был поставлять государству лошадей, воинов со снаряжением, пишей, фуражом. В войсках

Калинина Т.М. Торговые пути... — С.240.

хазар была железная дисциплина. К уклоняющимся от военной повинно­сти применялись строгие меры наказания»*4.

Основной груз воинской повинности хазары несли на себе. Воинам говорили, что лишь воюющие достигают гармонии и достоинства. Хазары были прекрасными воинами, копьем и саблей могли орудовать, даже дер­жа их ногой, рубить двумя саблями сразу. У них с детства одинаково были развиты как правая, так и левая рука. Во время войн хазары должны были следить за воинами из других племен, ибо, как только начиналась война, арабы переходили на сторону халифата, греки - на сторону Византии. Но как только война заканчивалась, все это забывалось.

В войне 737 г. с Арабским халифатом Хазария потерпела поражение, и начался ее упадок. Но это не означало конца одной из ведущих держав того времени. Власть каганата все еще распространялась на восточнославянские земли. Зависимость славян от хазар была далеко не номинальной. Каганат собирал дань деньгами и пушниной. Причем дань была хорошо отрегулирова­на, и никто от нее не мог уклониться. Подчинив себе полян, радимичей, северян и вятичей, хазары держали в своих руках значительную часть торго­вого пути из Европы в Азию., Для них было очень важно захватить и северную часть этого пути, подчинив земли словен ильминских и кривичей, а также Волжскую Болгарию. А.П.Новосельцев считает, что именно с целью оказания сопротивления хазарам славяне пригласили варягов. Имеются сообщения ле­тописей о том, что полян от хазар избавили бояре новгородского правителя Рюрика — Аскольд и Дир8*. Это говорило о том, что на западных границах Хазарии появилась серьезная враждебная политическая сила во главе с руса-ми. Новосельцев предполагает, что правитель русов принял титул кагана, соперничая с хазарами. Однако есть и другая точка зрения, по которой принятие этого титула было связано с иными обстоятельствами. Иеромонах Никон, опираясь на анонимный персидский «Сборник историй», считает, что «Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как он не имел места, которое ему пришлось по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться»*". Конечно, здесь много такого, что противоречит реальным фактам. Однако здоровое зерно в этой гипотезе, несомненно, имеется. Рус и Хазар не могли родиться от одних родителей, но породниться могли вполне. Можно допустить, что в результате гражданской войны, вспыхнувшей после принятия Хазарией иудаизма в ка­честве официальной религии, восемь племен во главе с одним из Ашинов покинули страну и обосновались в Скандинавии. Там и породнились хазары

- Ашины и русы - Рюриковичи. Исходя из такой логики можно считать,
что Рюриковичи ко времени призвания их на княжение славянами представ­ляли и род Ашинов. Именно поэтому Олег, оказавшись во главе Киева, стал называть себя каганом. А каганами могли называть себя только представители
рода Ашинов.

м Газиз Г. История татар... — С.29.

ss Образование Древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории.

- 1991. -№ 2-3. - Сб.

яь Век крещения//Вопросы истории.— 1990. — № 12.— С.49—50.

Религия

Хазария, как государство, относительно недавно появившееся на исто­рической арене, оказалось в орбите столкновения таких мировых держав, как Византия и Арабский халифат, а следовательно, и двух мировых рели­гий ~ христианства и ислама. Эти два государства находились в состоянии непрерывных войн. Хазария в большинстве случаев выступала в союзе с Византией. В таком качестве она проявляла себя и на Кавказе. Это вовсе не означало, что там у нее не было собственных интересов. Халифат, вторга­ясь на территорию Кавказа, затрагивал и интересы Хазарии. Так, в 692/693 г. арабы заняли Дербенский проход, в 706/707 г., завоевав крепости и города Азербайджана, произвели набеги на хазарские селения близ Дербента. В следующем году арабский правитель закавказских владений халифата Му­хаммед ибн Мерван заштадел Дербентом. Ответные действия Хазарии пос­ледовали в 710/711 г. Хазары попытались овладеть Албанией и заняли Дербент. Однако вскоре арабы смогли вернуть его себе. Более того, они двинулись дальше на север, вытесняя оттуда хазар. Возглавлял арабские вооруженные силы родственник халифа талантливый полководец Маслама. Во всех своих маневрах он на первое место ставил задачу расчленения войск противника и не допускал их численного превосходства.

Война шла с переменным успехом. Добивались успехов и хазары. Им на некоторое время удалось снова занять Азербайджан и разбить арабов в Армении. Однако Маслама в 727/728 г. направился против хазар со стороны Азербайджана и нанес поражение своему противнику. В следующем году он совершил поход через Дарьяльские ворота и проник непосредственно в Хазарию. Однако и хазары не переставали нападать на закавказские владе­ния арабов. В 730/731 г., когда Масламы не было на Кавказе, их большое войско во главе с сыном кагана Барджилем вторглось в Азербайджан. Поход этот оказался настолько успешным, что из 25-тысячного войска, возглавляемого Джаррахом, лишь немногие спаслись бегством. Сам Джар-рах был убит. Его жена и дети достались победителям.

Между тем Барджиль добивался одного успеха за другим, что, видимо, вскружило ему голову. Характерна встреча воюющих армий в Муганьской степи. Хазары, до этого уже потерпевшие поражение в одной из схваток, собрали войско в 100 тысяч человек. У арабов же было всего 50 тысяч воинов. Арабы увидели возле Барджиля насаженную на пику голову Джар-раха. И с такой яростью накинулись на врага, что сшибли царевича с лошади и захватили его в плен. Хотя Барджиль и был отбит, участь битвы была предрешена. Мусульмане одержали победу"7.

Возможно, к этому времени относится перенесение столицы из Семенлера в ал-Бейду. В ряде случаев этот город называется Итилем. Ш.Марджани, ссылаясь на арабских авторов, называет его Астраханью. Как бы там ни было, город этот существовал уже ло того, как стать столицей Хазарии. Однако превращение его в главный город каганата придало ему новое дыхание — сделало его одним из цветущих городов на перекрестке путей, связывав­ших восток и запад, север и юг.

В последующем войска халифата на Кавказе, следовательно, и боевые действия против хазар, были возглавлены опытным полководцем Мерва-ном. Он решил ввести хазар в заблуждение. В 735 г. его уполномоченный предложил хазарам заключить перемирие, якобы необходимое арабам для подготовки военных действий против алан. Пока готовился договор, арабы сумели собрать войско в 150 тысяч человек. И вскоре атаковали хазар с двух сторон: через Дарьял и через Дербент. Армии должны были соеди­ниться в Семендере. Для кагана это было полной неожиданностью. Он оказался застигнутым врасплох и, оставив в своей столице ал-Бейде 40-тысячное отборное войско для отражения арабского войска, вынужден был уйти по левому берегу Волги на север к Уралу. Он рассчитывал, что, пока арабы будут заняты в сражении с его 40-тысячным войском, сумеет со­брать армию из числа подвластных хазарам племен буртасов и булгар. Однако Мерван разгадал его планы и не стал осаждать столицу хазар, а двинулся вдогонку за каганом, надеясь помешать ему собрать войско. Замы­сел этот удался. Мерван разгромил 40-тысячное войско, выступившее из хазарской столицы в помощь кагану. Каган запросил мира. Мерван же условием этого мира поставил принятие ислама Хазарией. Каган вынужден был согласиться на это условие.

Но силы арабов иссякли. Их не хватило для того, чтобы подчинить Хазарию и заставить ее принять ислам. Есть предположение, что в 737—763 гг. каган исповедовал ислам. В 763 г. или, по некоторым данным, в 786 г. власть в Хазарии из рук кагана перешла в руки иудея Обадии. В этом промежутке происходили весьма интересные события. Так, халиф Мансур, очень опасавшийся хазар, в 753 г. приказал Язид ибн Усайд-Сулами, на­значенному за год до этого правителем Армении, жениться на хазарской царевне. Как говорилось в письме халифа, это делалось для укрепления союза с хазарами, ради обеспечения надежности закавказских владений халифата. Царевну звали Хатун, и она с большой помпой и приданым была выдана замуж за Язида. Поэтому Хазария была заинтересована в сохране­нии мирных отношений с халифатом.

В науке очень много споров вокруг принятия Хазарией иудаизма в качестве официальной религии. Не вызывает сомнений сам факт основа­тельного проникновения иудаизма в Хазарию. В названной переписке Иосифа с Хаздаем Ибн Шапрутом говорится, что переход к иудаизму произошел еще до так называемой хазарской полемики, после того как жена кагана рассказала мужу сон. После вещего сна тот почувствовал себя иудеем. Между тем трудно отличить правду от вымысла. Не вызывает сомнений лишь то. что для принятия решения о переходе к иудаизму был некий побудительный мотив. Могла быть и полемика представителей различных религий. Об этом факте говорят как христианские, еврейские, так и му­сульманские источники. Разница лишь в том, что каждый из источников констатирует победу представителя своей религии. Следовательно, эта по­лемика не могла иметь решающего значения для принятия столь ответ­ственного решения, каковым является выбор государственной религии.

В конце VIII в. перешел в иудаизм князь Булан (Юлан). Затем он убедил кагана принять эту религию. Из страны были изгнаны гадатели идолослу-жители. В ряде источников содержатся сведения о том, что принятие в каганате иудаизма встревожило мусульман и христиан. Они послали в Ха-зарию своих представителей с богатыми дарами, с тем чтобы склонить хазар к своей вере. Состоялся диспут, во время которого хазарский царь заставил христиан признать, что иудаизм лучше ислама, а мусульман -что он лучше христианства. Тем самым было доказано превосходство иуда­изма над двумя мировыми религиями. Было это или нет, но в IX в. иудаизм утвердился как государственная религия страны. Однако вряд ли есть реаль­ные факты для определения степени проникновения этой религии в глубь народной жизни.

Принятие Хазарией иудаизма носило скорее политический характер, нежели это был закономерный ход развития народной жизни. Дело в том, что Хазария, став мировой державой, оказалась в противостоянии с таки­ми мировыми империями, как Византия и Арабский халифат, представи­телями ислама и христианства. Оба эти государства пытались сделать Хазарию союзницей. Стремление быть независимым привело к тому, что прави­тели Хазарии при выборе официальной религии остановились на иудаизме. Следует иметь в виду, что в некоторых областях, например в Крыму и на Таманьском полуострове, вошедших в состав Хазарии, издавна жили евреи. Немало было их и на Кавказе, в частности в Дагестане. Поэтому можно говорить о том, что евреи уже давно занимали значительное место в хазарском обществе. Особое место занимали еврейские купцы. Интересы этих купцов не противоречили интересам хазарского правительства: с од­ной стороны, они приносили доход казне, с другой правительство могло опираться на них при осуществлении международной политики. То, что иудаизм не имел прозелитивного характера, т.е. он являлся религией лишь одного «избранного» народа, помешало Хазарии превратить иудаизм в третью мировую религию. Более того, она не стала и религией всего хазарского народа. А при царе — узурпаторе каганской власти Обадии вспыхнула гражданская война, которая продолжалась и при его преемни­ках.

По данным М.И.Артамонова, иудаизм сначала был принят в Дагестане, где находился первоначальный центр Хазарии**. Превращение иудаизма в государственную религию не привело к успеху в борьбе Хазарии с Визан­тией и Арабским халифатом. Она всякий раз вступала в союз с одной из этих стран в борьбе с другой. И все же взаимоотношения Хазарии с Византией были более дружественными и устойчиво длительными. Кре­пость Саркел на южном Дону была построена Византией по просьбе хазар­ской стороны. Византия очень ценила союз, который был необходим в борьбе с халифатом. Об этом свидетельствует факт женитьбы в 732 г. сына императора Льва Исавра Константина на дочери или на сестре хазарского кагана, которую звали Чичак (Цветок). Позже ее именем называлась даже парадная одежда (чичакион), введенная царевной в обиход византийского

Артамонов М.И. История хазар... — С.273.

двора. Этот и другие факты свидетельствовали о том, что в Хазарию были открыты все пути для проникновения христианства.

Но иудаизм приводил лишь к осложнениям, как в международной, так и во внутренней жизни. Более того, при кагане Обадии во втором и третьем десятилетии IX вв. на религиозной почве вспыхнуло восстание фе­одалов, которое А.И.Артамоновым определяется как гражданская война. Этой войной воспользовались и халифат, и Византия, поддерживая му­сульман и христиан в их борьбе против нововведений Обадия. Хотя в этой войне и победили сторонники иудаизма, тем не менее, Хазария сильно ослабла. Война показала неустойчивость положения этой религии в регионе. Факты свидетельствуют, что в Хазарии наряду с государственной находи­лось место и другим религиям.

То, что арабам не удалось силой навязать Хазарии ислам, вовсе не означало, что для проникновения этой религии не было других путей. Военно-политические и экономические связи с арабскими странами, по­ток арабских купцов в Хазарию служили реальными канааами для основа­тельного проникновения ислама в народную среду.

В этом отношении представляют интерес данные, приводимые Шига-бутдином Марджани со ссылкой на авторитетные и очень хорошо им проверенные источники. Сведения эти относятся к тому периоду, когда столица Хазарии была перенесена из Семендера в Астрахань (Итиль), Каган и его близкие исповедовали иудаизм. Основная масса населения и войска состояла из мусульман. Во главе войска стоял Ахмед бен Куба. Поэтому в государстве верховенство принадлежало мусульманам. В Хазарии суд верши­ли семь казиев. Из них двое были мусульманами, двое - иудейской, двое - христианской веры. Коран, Таурат и Библия находились в одинаковом статусе. Не случайно, что с крахом Хазарского каганата эта религия (иуда­изм) исчезла почти в полном объеме. Исчезла как сон, как утренний туман.

Ислам в Хазарию проник через Хорезм. Оттуда в свое время в Хазарию переселилась группа отважных, не ведающих страха мусульман. Несмотря на то, что сам был иудеем, каган опирался на мусульман. Мусульмане добились от него открытия мечетей, медресе и школ для обучения мусуль­манскому вероучению. Соборная мечеть высилась прямо над дворцом кагана*4.

 

§ 5. Взаимоотношения с соседями

Взаимоотношения хазар - тюрков и славян - русов характеризуются как отношения между покорителями и покоренными. Рус­ские князья собирали дань в пользу хазар. Л.Н. Гумилев полагает, что князь Игорь собирал дань с древлян потому, что нужны были средства для

Марджани Ш. Мостафадел-ахбар... — С. 120

оплаты услуг варяжских отрядов и дань в пользу хазарского царя'"1. Однако растерзание древлянами подручного хазар князя Игоря привело к ослабле­нию позиций хазар. В последующем стал реальностью союз Руси и Визан­тии, который открыл путь к распространению христианства на славянской Руси и окончательному краху Хазарии.

Этому в немалой мере способствовало и стремление Волжской Булгарии выйти из-под зависимости Хазарского каганата. Эти два тюркских государ­ства никогда не были дружны, ибо в одном из них жили идеи Великой Булгарии Кубрата, а в другом - стремление закрепить себя в качестве единственного наследника Тюркского каганата.

Принятие Хазарией иудаизма в качестве официальной религии и про­никновение в Волжскую Булгарию ислама еще более обострили эти отно­шения. Принятие в 922 г. ислама в качестве официальной религии означало полное освобождение Волжской Булгарии от хазарской зависимости. По­этому можно говорить о том, что против Хазарии сложился единый фронт борьбы, включавший в себя как Русь, так и Волжскую Булгарию. Много вреда Хазарии нанесли печенеги и мадьяры.

Мадьяры еше в 894 г. были привлечены Византией для борьбы с дунай­скими болгарами. Тогда в союзе с болгарами выступили печенеги — племе­на тюркского происхождения, бывшие давними врагами мадьяр. Их вражда распространялась и на болгар. Хазары в борьбе с печенегами также пыта­лись использовать мадьяр. В целом же эта затея лишь навредила хазарам.

Византийцы переправили мадьяр на правый берег Дуная. А они, сжигая и уничтожая все на своем пути, продвинулись в глубь Болгарии, дошли до столицы страны — города Преславы. Царь Симеон вынужден был запросить мира. Воспользовавшись отсутствием основных военных сил в стане мадь­яр, болгары и печенеги вторглись туда и жестоко расправились с остав­шимся там населением. Тогда мадьяры были вынуждены переправиться в Паннонию.

По данным, приведенным Ибн-Фадланом, в 922 г. печенеги располага­лись между Волгой и Уралом. Часть их, видимо, уже тогда находилась на пути к Причерноморью. Так или иначе они столкнулись с хазарами, одер­жав победу, вытеснили их из одного конца своего государства в другой.

Переместившись в другой фланг Хазарии, они стали более опасными врагами. Тем более на этом фланге хазарам не могли оказывать помощь гузы, с которыми хазары находились в союзе.

Вторжение мадьяр и печенегов в пределы Хазарии привело к сильному ослаблению ее военного могущества, нанесло ущерб ее целостности. Север­ное Причерноморье оказалось занятым враждебными ей племенами и ушло из-под контроля Хазарии.

Но даже после этого Хазария продолжала формально оставаться вели­кой державой. Византия в официальных отношениях сохраняла прежнюю форму дипломатического обращения к «наиблагороднейшему и славнейше­му кагану Хазарии». Тем не менее Византия уже не придавала Хазарии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.058 с.)