Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социальной группы как элемент социальной структурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная группа — совокупность индивидов с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. Малые социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой; небольшое количество участников. Оно может колебаться от 2—3 до 20—25 человек. Мнения об оптимальном количестве участников расходятся, но большинство ученых придерживается мнения, что оно не должно превышать девяти человек. Для малой социальной группы также характерны внутригрупповые взаимодействия. Групповая динамика представляет собой взаимосвязи членов группы и их внутригрупповое взаимодействие. К ним относят вопросы лидерства, принятия всеобщего решения, конфликты и др. В процессе взаимодействия участник малой группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями группы. Формируется так называемое «мы-сознание». Это может быть характерно и для других групп, но в малых группах данный процесс затрагивает сознание человека глубже всего. Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение. Поскольку состав участников малой группы небольшой, то внутри нее вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и традиции. Однако это свойство больше характерно для неформальной группы, хотя и в формальных группах существуют свои неповторимые особенности. У малой группы есть лидер. Лидер — тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Неформальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе. Лидер не всегда бывает единственным. Может возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера. В последнем случае каждый из участников группы предоставлен самому себе. 29. Социология образования как специальная социологическая теория:предмет, объект. Роль социологических исследований в сфере образования и воспитания Образование — формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. Э. Дюркгейм: Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру В качестве ее основных элементов можно выделить 1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, 2. социальные общности (педагоги и учащиеся), 3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс правил учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении. Система образования включает: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием. Дошкольное образование (домашнее или в детском дошкольном учреждении) прививает первичные познавательные навыки, отчасти — чтение и письмо. В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения. На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям. В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса. В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Школы, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине появились в Древней Греции и Древнем Риме. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. В Древнем мире и Средневековье все образование можно было назвать элитарным. Оно было доступно от 1 до 5 % населения. Главное внимание уделялось высоко специализированному гуманитарному знанию. Тенденция элитарности высшего образования сохраняется в большинстве стран и сегодня. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается не более 10 % потенциальных студентов. Главное внимание в них по-прежнему уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы. В США, Канаде, России и Японии наблюдается распад элитарного образования, т.к. высшее образование получило широкое распространение. Образование – мощное средство социального контроля. В большинстве стран мира среднее образование считается обязательным. По закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества. Образование – фильтрующее устройство. Образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Для большинства людей образовательные учреждения становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в них людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола. Образование способствует развитию демократии, поскольку ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. «Теория человеческого капитала»: образование — капиталовложение в будущее людей. Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала – природных способностей. Этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям. Доходы взрослых людей обусловлены количеством и типом "капиталовложений", сделанных в процессе их образования. Образование – конфликтная сфера. Различные группы ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Могут возникать конфликты по поводу предпочтения тех или иных ценностей при составлении учебных планов. Процесс образования состоит не только в подготовке учащегося к определенному виду деятельности, он оказывает влияние на статус человека в обществе. Образование способствует восходящей социальной мобильности. Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Диплом становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования. Расширение системы образования вызвано не столько потребностью в квалифицированных специалистах, сколько борьбой различных "статусных групп" за овладение богатством, властью и престижем. Различные привилегированные группы стараются укрепить свое положение в обществе. Они поддерживают «своих людей» и создают препятствия для «посторонних». Требования необходимого уровня образования в действительности обусловлены конфликтами между различными "статусными группами", - привилегированными и подчиненными, которые стремятся получить доступ к привилегиям. Функции образования. 1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся. 4. Социальное и культурное изменения. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности. Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.008 с.) |