Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение и этапы развития теоретической социологии в 19 векеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще на заре человеческой истории наблюдались попытки осмысления закономерностей развития общества. Представления о нем становятся все более систематическими по мере развития личности. И одним из важнейших стал вопрос о происхождении неравенства. По логике западных течений социальной мысли сформировались два основных направления. Первое исходило из идеи приоритета общего, в рамках общества выраженного в общественном интересе. Такая позиция нашла обоснование в учении Платона (диалог «Государство»). Правильным является общество, где каждый занимается своим делом, к которому «лежит душа». С точки зрения Платона, у каждого человека преобладает одна из частей души: разумная, волевая или вожделеющая; соответственно определяется склонность к мудрости, мужеству или рассудительности; образуются, таким образом, три сословия: мудрые становятся правителями и философами, мужественные — воинами, а рассудительные — ремесленниками и торговцами. Таким образом, неравенство, по Платону, естественно, изначально. Направление, отстаивающее идею приоритета интереса личности, развивалось Эпикуром, Аристотелем, киниками. Наиболее преуспел в разработке социальной проблематики Аристотель, утверждавший, что «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя». Чрезмерное обобществление ведет к стиранию индивидуальности, бесхозяйственности и лени. Последователи обоих направлений до сегодняшнего дня отстаивают свою точку зрения на социальные реалии. Большую роль в развитии теоретических представлений об обществе сыграло христианство, возникшее в I в. в Палестине. Христианство первых двух веков своего существования (так называемый «катакомбный период») ориентировалось не только на нравственное обновление. Жизнь в части общин первых христиан строилась на принципах всеобщих собственности и труда. Однако в III в., когда гонения на христиан прекратились и христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, принципы первых христианских общин сохранились в монастырях. Идеи отрицания частной собственности высказывались в проповедях христианских реформистов и в учениях утопических социалистов. Средневековые представления об обществе определялись христианской религией. Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (II—VIII вв.) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354—430). Его главная работа, посвященная проблемам общества, — «О граде Божьем». С его точки зрения, в мире парал-лельно существует два града: один — нечестивцев и грешников, а другой — праведников. Граждане обоих градов живут вместе, рядом, но в день Суда они будут поставлены по разные стороны. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», или «Град небесный»; нечестивцы — «Град Земной». Последние будут осуждены к вечному проклятью, первые — к вечному спасению. Истинным государством может быть лишь Церковь; лишь она олицетворяет общую пользу и истинную справедливость. Крупнейшим представителем социальной мысли периода схоластики является Фома Аквинский (1225— 1274). Проблемам общества посвящена его работа «О правлении государей», а также комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Аквинский оправдывает систему феодализма и сословную структуру общества: лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рамках добродетели и естественного закона. Сословная иерархия— следствие божественного установления, а феодальные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолжения рода. Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божественный закон, духовная власть должна оказать давление на светскую. Церковь — исключительный выразитель божественной воли на земле. Фома Аквинский дает типологию общества: правильные — монархия, полития, аристократия и неправильные — олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления — соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые — на насилие и произвол. В эпоху Возрождения социальные концепции стали разрабатываться еще более активно. Одним из наиболее выдающихся мыслителей этой эпохи был Никколо Макиавелли (1469—1527). Основные сочинения — «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Он отходит от средневековой концепции о божественном предопределении. История, с его точки зрения, объективна и необходима, обществом правит судьба, но она не абсолютна: многое зависит от личной энергии отдельного человека, от его воли, доблести, предприим-чивости. По мнению Макиавелли, нужно не искать идеальное государство, а выработать практические средства управления им. Человек по своей природе зол и порочен, поэтому государством нужно управлять так, чтобы постоянно укрощать в человеке эти качества. Церковь призвана служить интересам государства и народа. До возникновения государства люди жили, подобно зверям, но, объединившись, они выбрали себе вожака из числа достойных. Постепенно у людей сформировались этические нормы, представления о добре и зле, а затем на их основе законы. В результате государство представляет собой целостное образование, сформированное на основе подчиненности управляемых управляющим, выраженной в системе законов. Идеальное общество — это включающая в себя элементы монархии, аристократии и демократии республика, основанная на согласовании интересов всех социальных групп. Стабильное общество — общество, в котором интересы правителя и народа находятся в согласии и торжествует закон. Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеальным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точки зрения, — главная причина социальных бедствий. Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея — личная ответственность человека перед Богом: человеку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви. Это религиозное движение оказало огромное влияние на развитие социальной мысли Запада, способствовало разрушению феодального строя с его сословной иерархией. В период Реформации возрождается противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоретиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалистической доктринами обустройства общества. В работах французских просветителей XVIII в. развиваются принципы совершенствования общества. В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономические, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль знания.
Западная социология 20 века Многие теории XIX в. были проанализированы, взяты за основу для новых течений или развивались далее в XX в. Американский социолог Толкотт Парсонс создает новое направление в социологии — структурно-функциональное. Функционализм выдвигает на первый план принцип условности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках целого. Парсонс высоко ставил значение нормы. Она присутствует в любой человеческой деятельности. Другой известный социолог — Роберт Мертон рассматривал поведение человека как один из двух вариантов: либо соответствующее общепринятым нормам, либо отклоняющееся от него. Убеждения и взгляды человека не являются его собственными, а внушаются со стороны. Идеи Парсонса и Мертона подвергались критике со стороны различных школ. Представители Франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Э. Фромм, Т. Адорно и другие видели в их теории идеологизацию науки. Анализ внутренних противоречий просвещения, отожествляемого с рационализацией природы, — ключ к пониманию массового общества. В это же время существовала и другая влиятельная школа во главе с социологом Альфредом Шюцем — феноменологическая. Ее представители рассматривали человека не как продукт системы, а как ее строителя. Человек действительно может влиять на ход социальных процессов — считали Шюц и его последователи. Представители этой школы сомневались в возможности науки изучить социальную сферу. Крупнейшим социологом XX в. был Питирим Сорокин, родоначальник теорий социальной мобильности и социальной стратификации.
9. Понятие об обществе как системном образовании. Основные структурные компоненты общества Отправной и центральной категорией социологии является общество. В социальных науках есть огромное число определений этого понятия. Оно может обозначать: общность людей вообще; форму организации деятельности людей, основанную на принципах рациональности; исторически вложившуюся совокупность отношений между людьми, формирующуюся в процессе их совместной деятельности. Первые попытки осмысления сущности общества уходят своими корнями в античность, в труды Платона и Аристотеля. Особенность античного понимания общества — отождествление его с государством. Первые попытки системного осмысления общества были сделаны немецкими учеными Гердером и Гегелем. Они являются основоположниками двух подходов к рассмотрению общества: · основой концепции Гердера является идея развития: мир развивается от растительного и животного к человеку и далее к обществу. Человечество и его культура — результат эволюции. Большое внимание Гердер уделяет вопросу этноисторических различий человечества; · Гегель понимает общество как продукт эволюции абсолютной идеи, которая поэтапно проходит следующие стадии: семья, гражданское общество, государство. В социологии марксизма представлено системно-теоретическое понимание общества, при исследовании которого следует учитывать прежде всего реальные — природно-социальные, материально-предметные — условия организации людей. Классическая социология (К. Маркс, М. Вебер, Э.Дюркгейм) признает фундаментальную значимость хозяйственной сферы (Вебер), сферы материального производства (Маркс), разделения труда (Дюркгейм) в жизнедеятельности общества и функционировании его различных подсистем. Именно труд, его функциональное разделение выступают здесь в качестве фундаментального принципа, формирующего общество и детерминирующего его функциональные особенности. Основой теоретического исследования общества в классической социологии является так называемая модель «трудового общества». Ее основные положения таковы: основной принцип функционирования общества — труд; главный субъект такого общества — индивид, деятельность которого должна рассматриваться сквозь призму концепции рациональности (Вебер). Эти исходные презумпции ориентируют классическое социологическое понимание общества и индивида в терминах «польза», «интерес», «цель» и др., но в современной социологии такие идеи подверглись пересмотру. В XX в. западная социология, опираясь на некоторые методы анализа общества Маркса, резко критиковала его теорию в целом. Отправной точкой теоретических построе-ний стала не глобальная абстрактная модель общества, а исследование реальных структур, с которыми имеет дело практика. Новое понимание сущности общества и его анализа было разработано в теории социального действия. Последняя видит в общих механизмах функционирования общества деятельность конкретных индивидов (Т. Парсонс, Р. Парк). Т. Парсонс для анализа общества и его структур разработал структурно-функциональный метод, который исходил из признания того, что общество основывается на четырех функциональных особенностях: адаптация к среде (обеспечение обществом материальных потребностей людей); достижение цели (формулировка коллективных целей и средств и мобилизация индивидов на их выполнение); общие нормы и управление социальной напряженностью (регуляция социальных конфликтов); интеграция (координация слаженного функционирования элементов социальной системы). Таким образом, современная социология отстаивает необходимость анализа общества как целостного образования, исходит из того, что общество — это сложная, целостная и динамичная система, а не аморфное образование, развивающееся от состояния гомогенности к гетерогенности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.013 с.) |