Зарождение и этапы развития теоретической социологии в 19 веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и этапы развития теоретической социологии в 19 веке



Еще на заре человеческой истории наблюдались попытки осмысления закономерностей

развития об­щества. Представления о нем становятся все более си­стематическими по мере развития личности. И одним из важ­нейших стал вопрос о происхождении неравенства.

По логике западных течений социальной мысли сфор­мировались два основных направления. Первое исхо­дило из идеи приоритета общего, в рамках общества выраженного в общественном интересе. Такая позиция на­шла обоснование в учении Платона (диалог «Государство»). Правильным является общество, где каждый занимается сво­им делом, к которому «лежит душа». С точки зрения Платона, у каждого человека преобладает одна из частей души: ра­зумная, волевая или вожделеющая; соответственно опре­деляется склонность к мудрости, мужеству или рассуди­тельности; образуются, таким образом, три сословия: мудрые становятся правителями и философами, мужественные — во­инами, а рассудительные — ремесленниками и торговцами. Таким образом, неравенство, по Платону, естественно, изна­чально.

Направление, отстаивающее идею приоритета инте­реса личности, развивалось Эпикуром, Аристоте­лем, киниками. Наиболее преуспел в разработке со­циальной проблематики Аристотель, утверждавший, что «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя». Чрезмерное обобществление ве­дет к стиранию индивидуальности, бесхозяйственности и лени.

Последователи обоих направлений до сегодняшнего дня отстаивают свою точку зрения на социальные реалии.

Большую роль в развитии теоретических представле­ний об обществе сыграло христианство, возникшее в I в. в Палестине. Христианство первых двух веков сво­его существования (так называемый «катакомбный период») ориентировалось не только на нравственное обновление. Жизнь в части общин первых христиан строилась на прин­ципах всеобщих собственности и труда. Однако в III в., когда гонения на христиан прекратились и христианство утверди­лось в качестве государственной религии Римской империи, принципы первых христианских общин сохранились в мона­стырях. Идеи отрицания частной собственности высказыва­лись в проповедях христианских реформистов и в учениях утопических социалистов.

Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (II—VIII вв.) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354—430). Его главная работа, по­священная проблемам общества, — «О граде Божьем». С его точки зрения, в мире парал-лельно существует два града: один — нечестивцев и грешников, а другой — праведников. Граждане обоих градов живут вместе, рядом, но в день Суда они будут поставлены по разные стороны. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», или «Град небесный»; нечестивцы — «Град Земной». Последние будут осуждены к вечному проклятью, первые — к вечному спасению. Истинным государством может быть лишь Цер­ковь; лишь она олицетворяет общую пользу и истинную спра­ведливость.

Крупнейшим представителем социальной мысли пери­ода схоластики является Фома Аквинский (1225— 1274). Проблемам общества посвящена его работа «О правлении государей», а также комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Аквинский оправдывает систему феодализма и сословную структуру общества: лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерар­хия— следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолже­ния рода.

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь — исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологию общества: пра­вильные — монархия, полития, аристократия и непра­вильные — олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления — соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые — на

насилие и про­извол.

В эпоху Возрождения социальные концепции стали разрабатываться еще более активно. Одним из наи­более выдающихся мыслителей этой эпохи был Никколо Макиавелли (1469—1527). Основные сочинения — «Го­сударь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «История Флоренции» и др.

Он отходит от средневековой концепции о божественном предопределении. История, с его точки зрения, объективна и необходима, обществом правит судьба, но она не абсолютна: многое зависит от личной энергии отдельного человека, от его воли, доблести, предприим-чивости. По мнению Макиавелли, нужно не искать идеальное государство, а выработать прак­тические средства управления им. Человек по своей природе зол и порочен, поэтому государством нужно управлять так, чтобы постоянно укрощать в человеке эти качества.

Церковь призвана служить интересам государства и народа. До возникновения государства люди жили, подобно зверям, но, объединившись, они выбрали себе вожака из числа достойных. Постепенно у людей сфор­мировались этические нормы, представления о добре и зле, а затем на их основе законы.

В результате государство представляет собой целостное образование, сформированное на основе подчиненности управляемых управляющим, выраженной в системе законов.

Идеальное общество — это включающая в себя элемен­ты монархии, аристократии и демократии республика, ос­нованная на согласовании интересов всех социальных групп.

Стабильное общество — общество, в котором интересы правителя и народа находятся в согласии и торжествует закон.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, — главная причина социальных бедствий. Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея — личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Это религиозное движение оказало огромное влияние на развитие социальной мысли Запада, способствовало разру­шению феодального строя с его сословной иерархией. В пе­риод Реформации возрождается противостояние идей «ин­дивидуализма» и «коллективизма».

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.

 

Западная социология 20 века

Многие теории XIX в. были проанализированы, взяты за основу для новых течений или развивались далее в XX в.

Американский социолог Толкотт Парсонс создает новое направление в социологии — структурно-функциональное.

Функционализм выдвигает на первый план принцип ус­ловности и интеграции социальной системы и объясняет ча­стные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках целого. Парсонс высоко ставил значение нормы. Она присутствует в любой человеческой деятельности.

Другой известный социолог — Роберт Мертон рас­сматривал поведение человека как один из двух вари­антов: либо соответствующее общепринятым нормам, либо отклоняющееся от него. Убеждения и взгляды человека не являются его собственными, а внушаются со стороны.

Идеи Парсонса и Мертона подвергались критике со сто­роны различных школ. Представители Франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Э. Фромм, Т. Адорно и другие видели в их теории идеологизацию науки. Анализ внутренних противоречий просвещения, отожествляемого с рационализа­цией природы, — ключ к пониманию массового общества.

В это же время существовала и другая влиятельная школа во главе с социологом Альфредом Шюцем — феноменологическая. Ее представители рассматри­вали человека не как продукт системы, а как ее строителя. Человек действительно может влиять на ход социальных про­цессов — считали Шюц и его последователи. Представители этой школы сомневались в возможности науки изучить со­циальную сферу.

Крупнейшим социологом XX в. был Питирим Соро­кин, родоначальник теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

 

 

9. Понятие об обществе как системном образовании. Основные структурные компоненты общества

Отправной и центральной категорией социологии яв­ляется общество. В социальных науках есть огром­ное число определений этого понятия. Оно может обо­значать: общность людей вообще; форму организации деятельности людей, основанную на принципах рациональности; исторически вложившуюся совокупность отношений между людьми, формирующуюся в процессе их сов­местной деятельности.

Первые попытки осмысления сущности общества ухо­дят своими корнями в античность, в труды Платона и Аристотеля. Особенность античного понимания общества — отождествление его с государством.

Первые попытки системного осмысления общества были сделаны немецкими учеными Гердером и Гегелем. Они являются основоположниками двух подходов к рассмотрению общества:

· основой концепции Гердера является идея развития: мир развивается от растительного и животного к че­ловеку и далее к обществу. Человечество и его куль­тура — результат эволюции. Большое внимание Гердер уделяет вопросу этноисторических различий человечества;

· Гегель понимает общество как продукт эволюции аб­солютной идеи, которая поэтапно проходит следу­ющие стадии: семья, гражданское общество, государ­ство. В социологии марксизма представлено системно-те­оретическое понимание общества, при исследовании которого следует учитывать прежде всего реальные — природно-социальные, материально-предметные — условия организации людей.

Классическая социология (К. Маркс, М. Вебер, Э.Дюркгейм) признает

фундаментальную значимость хо­зяйственной сферы (Вебер), сферы материального производства (Маркс), разделения труда (Дюркгейм) в жиз­недеятельности общества и функционировании его различ­ных подсистем. Именно труд, его функциональное разделе­ние выступают здесь в качестве фундаментального принципа, формирующего общество и детерминирующего его функци­ональные особенности.

Основой теоретического исследования общества в классической социологии является так называемая мо­дель «трудового общества». Ее основные положе­ния таковы:

основной принцип функционирования общества — труд; главный субъект такого общества — индивид, дея­тельность которого должна рассматриваться сквозь призму концепции рациональности (Вебер).

Эти исходные презумпции ориентируют классическое социологическое понимание общества и индивида в терминах «польза», «интерес», «цель» и др., но в совре­менной социологии такие идеи подверглись пересмотру.

В XX в. западная социология, опираясь на некоторые методы анализа общества Маркса, резко критикова­ла его теорию в целом. Отправной точкой теоретиче­ских построе-ний стала не глобальная абстрактная модель об­щества, а исследование реальных структур, с которыми имеет дело практика. Новое понимание сущности общества и его анализа было разработано в теории социального действия. Последняя видит в общих механизмах функциониро­вания общества деятельность конкретных индивидов (Т. Пар­сонс, Р. Парк).

Т. Парсонс для анализа общества и его структур раз­работал структурно-функциональный метод, кото­рый исходил из признания того, что общество осно­вывается на четырех функциональных особенностях: адаптация к среде (обеспечение обществом матери­альных потребностей людей); достижение цели (формулировка коллективных целей и средств и мобилизация индивидов на их выполне­ние); общие нормы и управление социальной напряженно­стью (регуляция социальных конфликтов); интеграция (координация слаженного функциониро­вания элементов социальной системы).

Таким образом, современная социология отстаивает необходимость анализа общества как целостного об­разования, исходит из того, что общество — это слож­ная, целостная и динамичная система, а не аморфное об­разование, развивающееся от состояния гомогенности к гетерогенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.019 с.)