Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология семьи и брака как спец соц теория: основные направления исследованийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трансформация животных сообществ в человеческие социальные общности стала возможной благодаря прежде всего становлению такого базового социального института как семья. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг за друга. Основой семьи выступает брак — исторически определенная форма половых отношений между мужчиной и женщиной, санкционированная обществом. Льюис Морган выделял ряд этапов в развитии социального института семьи. 1) Промискуитет — половые отношения на основе инстинктов, не регулируемые социальными нормами; отсутствовало понятие родства. 2) Кровнородственная семья — половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению; существует групповой брак — все представители одного поколения образуют одну семью. 3) Пуналуальная семья — из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет был распространен на более дальних родственников того же поколения. По-прежнему существует групповой брак, это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Как исключение начинают возникать устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. 4) Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец. 5) Моногамная семья — отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины; главной причиной ее возникновения стало появление частной собственности и стремление ее передать по наследству. Всегда существовали и сегодня существуют ограничения при заключении брака. Экзогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно вне данной социальной группы. Эндогамные ограничения предписывают заключать брак исключительно внутри определенной социальной группы. Полигамия как пережиток группового брака становится односторонней и формально закрепляется в социальных нормах некоторых этнических групп. Классификация современных семей. По форме брака — моногамные (мужчина и женщина) и полигамные (полигиния — один мужчина и несколько женщин; полиандрия — одна женщина и несколько. По структуре семьи бывают нуклеарные (два поколения) и расширенные (более двух поколений). По образцу распределения власти семьи бывают: традиционные (патриархальные), неотрадиционные, эгалитарные (партнерские). 1) Традиционные (патриархальные) — главой семьи является старший в семье мужчина, роли в семье четко распределены на мужские и женские, причем, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее. 2) Неотрадиционные — главой семьи считается старший в семье мужчина, но нет четкого распределения семейных ролей, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — и вне семьи и внутри нее. 3) Эгалитарные (партнерские) — роль лидера в семье свободно переходит от одного супруга к другому в соответствии с обстоятельствами; оба супруга заняты как деятельностью вне семьи, так и взаимозаменяемы внутри нее. В современных обществах основной причиной разводов становится протест женщин против неотрадиционной семьи и нежелание (неспособность) многих мужчин строить отношения по модели партнерской семьи. По выбору местожительства семьи бывают 1) партилокальные — супруги проживают в доме мужа; 2) матрилокальные — супруги проживают в доме жены; 3) неолокальные — семья изначально имеет собственное место проживания. В современном обществе все большее распространение приобретают дилокальные семьи. По происхождению и способу наследования имущества семьи бывают патрилинеальные — имущество наследуется по мужской линии; матрилинеальные — имущество наследуется по женской линии. Основными видами брака в современных обществах являются: 1) государственно регистрируемый брак — супружество санкционируется государством как наиболее авторитетным социальным институтом; 2) церковный брак — супружество санкционируется религиозными институтами; 3) гражданский брак — супружество санкционируется близким кругом общения, родственниками, знакомыми, неформальным институтом «общественное мнение». Семья выполняет важные для общества и для каждого человека функции: Репродуктивная. Сексуальная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая. Экономическая. Социального контроля. Духовного общения. Статусная. Досуговая. Эмоциональная. Дисфункции семьи современного общества выражены в ее нестабильности, недостаточности для общества результатов реализации репродуктивной функции. До 40% молодых людей и девушек в западноевропейских странах вообще не планируют создание семей. Причины этих дисфункций находятся вне семьи, дисфункции — результат негативного воздействия экономических, политических институтов, результат ослабления позитивного воздействия религиозных институтов. Семья в традиционных обществах переживает подъем и не испытывает дисфункций, характерных для семьи современного общества. Семья как социальный институт проходит в своем развитии следующие этапы: Вступление в брак — образование семьи. Начало деторождения. Окончание деторождения. Выделение из семьи последнего ребенка («пустое гнездо»). Прекращение существования семьи в связи со смертью одного из супругов. Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. Средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов. В ХХ в. разводы стали обыденным явлением. На их количество оказывают влияние экономические факторы, укрепление независимости женщин, стрессовые ситуации, связанные с вовлеченностью в трудовую деятельность обоих супругов при сохранении полового разделения труда в домашнем хозяйстве. Развод — потрясение для всех членов семьи, особенно для детей. Религия как социальный институт старается всегда поддерживать семью во всех ее функциях. Семейная политика государства сводится сегодня к помощи семьям, имеющим детей, поддержке детей-сирот, помощи одиноким людям, имеющим детей, помощи многодетным семьям. От состояния экономических институтов во многом зависит благосостояние семьи. Семья по-прежнему стремится брать на себя организацию процесса потребления. Очень тесные связи сложились у самого древнего института семьи и самого молодого социального института образования. От отношения к образованию сегодня во многом зависит судьба всех членов каждой семьи в любом обществе. Дисфункции в базовых социальных институтах немедленно сказываются на развитии и состоянии семьи, а длительная дисфункция семьи может угрожать самому существованию любого общества. Семья — первичная ячейка общества; она обеспечивает биологическое воспроизводство населения, передачу из поколения в поколения накопленных обществом социального опыта и знаний. В социологии выделяют два подхода к исследованию семьи: семья как социальный институт (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения); семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее членами). Такой подход позволяет зафиксировать характер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их поведения, конфликтов и разводов. Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и экономически кооперированна. В современной социологии встречаются и другие определения. Семья — это санкционированная обществом, объединенная по принципу кровного род-ства, браком или усыновлением детей группа людей, экономически связанных между собой. Семья — это малая социальная группа, в основе которой лежат брак и родство, а также заинтересованность в совместном проживании и взаимопомощи. Семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми. Несмотря на различия в определениях семьи, можно отметить ряд общих положений: · семья — это малая социальная группа, объединенная кровным родством; · семья — это социальная общность, внутренние отношения которой определены экономической кооперацией и воспроизводством. Семья функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психологических и культурных отношений и связей. В ней реализуются биологические, социально-экономические и нравственно-психологические начала человека. Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества. Среди функций семьи выделяют: воспроизводство населения и регуляцию сексуального поведения индивидов; воспитание и защиту потомства; социализацию (процесс усвоения человеком социальным норм и правил, развития личности); психоэмоциональную поддерж-ку; передачу экономических благ. Сущность семьи во многом выражена в ее структуре. Структура семьи есть совокупность всех отношений, сформировавшихся между ее членами. Среди семейных отношений можно выделить родственные, духовные, нравственные, властные и другие отношения. В социологии выделяют: · авторитарную структуру (авторитарные семьи отличаются жестким и обязательным подчинением жены мужу, а детей родителям); · демократическую структуру (семейные отношения основаны на выполнении семейных функций не в рамках традиции, а на основе личных способностей и возможностей каждо-го члена семьи; жесткий контроль жены мужем или родителями детей отсутствует). Сущность семьи выражается и через ролевое поведение членов семьи. Это определенный набор норм и стандартов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основные системы ролевых отношений в семье — это отношения: мужа и жены; отца или матери и детей; братьев и сестер; свекра, свекрови и невестки; тестя, тещи и зятя и т.д. В ходе развития общества традиционные семейные роли изменились. Деление семейных ролей и обязанностей на исключительно мужские и женские отошло в прошлое. По этой причине происходит изменение семейного лидерства. В современной семье лидером не всегда является мужчина, а хозяйственную работу не всегда выполняет женщина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.012 с.) |