Некоторые причины распространенности мазхабов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые причины распространенности мазхабов.



 

Ниже я хочу указать на некоторые причины, из-за которых распространились мазхабы по всему миру. И пусть собранный мной материал поможет сделать желающему все необходимые выводы. Приведу несколько исторических фактов.

 

Ахмад аль-Мукри из Магъриба (ум. 1041г.х.) в своей книге «Нафх ат-тыйб» 3/158 рассказал историю о том, как жители Магъриба[1] приняли мазхаб имама Малика: «С давних времен жители Магриба и Андалузии жили по мазхабу имама аль-Ауза’и, также как жители Сирии со времен ее завоевания. И вот, когда было правление аль-Хакама ибн Хишама ад-Дахиля - третьего по счету правителя в Андалузии из рода Омейядов, - фатуа перешла к мазхабу имама Малика ибн Анаса и жителей Медины. Произошло это по решению самого правителя, руководствовавшегося политическими соображениями. Мнения историков о причинах этого выбора разошлись. Большинство считает, что причиной было то, что Малик жил в Медине – городе, который посещали паломники после совершения хаджа. Так, с Маликом легко можно было встретиться и задать ему интересовавшие вопросы, чем и пользовались андалузские ученые. Когда же они возвращались в Андалузию, то восторженно рассказывали о достоинствах, широте знаний и величии имама Малика. Так его превозносили,а затем, приняли его мазхаб.

Другое мнение гласит, что имам Малик, да смилуется над ним Аллах, спросил некоторых андалузцев об их правителе и его качествах. Когда те рассказали Малику историю короля, она ему понравилась, так как качества аббасидских правителей и их поведение не были удовлетворительными в то время. [2] И имам Малик сказал рассказчику: «Мы просим Всевышнего, чтобы Он украсил наше священное место (Медину) вашим королем». Эти слова были переданы правителю Андалузии. Услышав такое и учитывая значимость Малика, король повелел всем перейти на его мазхаб и отказаться от мазхаба имама Аль-Ауза’и!

Так распространился маликитский мазхаб на западе исламского мира. Но была еще одна трудность. Как обычно бывает, у крупных ученых остается несколько ведущих учеников (причем их высказывания и фатауа также приписываются к мазхабу того ученого). И иногда между ними возникают разногласия и издаются противоположные фатауа. То же было и с имамом Маликом, среди учеников которого случались разные мнения по одному вопросу. Тогда короли Магриба договорились, что осуществлять правление и вести дела будут только на основе того, что выбрал и подтвердил Ибн аль-Къасим из всего наследия имама Малика! И вот так мазхабы стали игрушкой в руках королей и их политикой».

[1] - [Магъриб – западные страны. Исторически к Магърибу относились все северо-западные территории Африки (современные Марокко и соседние страны) и юго-западные земли Европы (Андалузия – современная Испания), на которых был распространен Ислам и существовал Халифат].

 

[2] - [Здесь следует пояснить, что правитель Андалузии был представителем омейядской династии халифов. Это была первая династия в исламском мире, возникшая после окончания эпохи праведных халифов (в 40-м году по хиджре). Однако уже во II веке правление в исламском государстве, в том числе Медине, перешло в руки другой династии – аббасидов, что сопровождалось большими смутами и борьбой между представителями обоих семейств. И лишь области на западе – Магриб и Андалузия – остались под правлением омейядов. Имам Малик жил в Медине, где правили аббасиды, и, как видим из этой истории, похвально высказался о правителе другой династии].

 

Я же (аль-Ма’суми) говорю: если ты хочешь более подробно рассмотреть причины появления разных мазхабов и тарикатов, то советую тебе прочитать «Мукъаддима ат-Тарих» автора Ибн Халдуна. Он великолепно разъяснил эту тему, да вознаградит Аллах его добром. Так, Ибн Халдун подробно описывает, что возникновение мазхабов и их распространение связаны с политической деятельностью некоторых хитрых дельцов, а иногда – приходом к власти неких чужеземцев, имевших свои особые планы и цели. Так что, обратите на это внимание!

 

Великий ученый Ибн аль-Къайим в книге «Игъаса аль-ляхфан мин масаид аш-шайтан» 1/125 писал: «Среди козней шайтана следующее: то, что он повелевает людям придерживаться одинакового образа, одеваться в одинаковую одежду, ходить определенной осанкой и походкой, слушать только одного шейха, вступать в один тарикат и придерживаться определенного мазхаба. Он настолько внушает им эту необходимость, что они начинают относиться к этому, как к обязательному (фард). Люди ни на шаг не отходят от принятых правил и считают заблуждающимся того, кто не с ними».

 

Именно так поступает большинство мукъаллидов, подражающих какому-то мазхабу, а также приверженцы различных суфийских тарикатов, например, таких, как «накшабандийя», «кадирийя», «сахрууардийя», «шазилийя», «тиджанийя», и множество других.

 

Так что опасайтесь фанатизма и слепого такълида, лежащих в основе этих тарикатов и мазхабов! Эти люди предпочитают следовать своим обрядам, а не шариату и истине. И так они оказались на стороне тех, кто исполняет еретические обряды, а не на стороне ученых фикъха и истины. Тот, кто изучает и знает путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его жизнь, поймет, как далек от него путь этих еретиков, насколько он противоположен. А его праведный путь требует придерживаться только того, что повелел Всевышний. Так что между его праведным путем и путем тех людей – огромная пропасть!

 

Я (аль-Ма’суми) говорю: если ты хочешь более подробно рассмотреть историю появления этих мазхабов и направлений, нарушающих Ислам и разделяющих единство мусульман, то советую тебе прочитать также и книгу «Игъаса аль-ляхфан мин масаид аш-шайтан» автора Ибн аль-Къайима, и особенно – ее последнюю часть том 2 стр. 266. В ней автор приводит истории и разъясняет происки таких людей, как Ибн Сина, Насыр ат-Туси, интриги убайдитов, и других. Таким образом, враги Ислама пытались добиться изменения нашей религии путем раздробления мусульман на мазхабы и тарикаты. Так что, подумай об этом!

 

[Ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Знай, что после того, как земля впала в мрак, и между людьми и светом пророчества прошло время, люди разделились во лжи на группы и партии. Собрать и сосчитать эти группы не может никто, кроме Того, Кто их создал! Люди лишились света пророчества и начали руководствоваться своим разумом. И они подобны тем, о ком сказал Всевышний Аллах в хадисе аль-къудси: "Поистине, Я создал Своих рабов единобожниками (ханифами), но пришли к ним шайтаны, дабы отвести их от религии. Они стали запрещать то, что Я дозволил для них, и стали приказывать им придавать Мне в сотоварищи то, относительно чего Я не ниспослал никакого доказательства".

А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах посмотрел на всех жителей земли и возненавидел их: арабов и неарабов, кроме некоторых людей Писания". [Муслим, 2865]. Получается, что Всевышний Аллах ненавидит всех последователей своего разума, а спаслись от Его ненависти только те, кто продолжает держаться за откровение (уахйю). Их разумы не принесли никакой пользы, так как, потеряв свет пророчества, они начали поклоняться идолам, крестам, огню, планетам, солнцу, луне. Они приобрели только замешательство и сомнения, колдовство, отрицание Создателя, неверие и так далее. Итогом этого стало то, что их возненавидел Господь и отвернулся от них. А затем Всевышний Аллах вернул солнце посланничества, сделав его в этой темноте светочем! Это милость Всевышнего Аллаха, как для умов людей, так и для их сердец, как для их земной жизни, так и для вечной. Люди никогда не смогут отблагодарить Его за эту милость. И тогда люди увидели посредством света пророчества то, что не могли увидеть своими умами. Они смогли разглядеть при свете посланничества то, что не могли увидеть сквозь призму своих взглядов. Как сказал Всевышний Аллах: «Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» [Сура аль-Бакара, аят 257]. А также: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального» [Сура Ибрахим, аят 1]. А также: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» [Сура аш-Шура, аят 52]. А также: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» [Сура аль-Ан‘ам, аят 122].

 

Первые поколения шли, освещенные светом, и не могли потушить этот свет ветра страстей. Мраки личных мнений не могли затуманить этот свет. Они заповедали следующим поколениям не расставаться с этим светом. Они заповедали им не отходить от их дороги. И уже в конце жизни сподвижников появились приверженцы нововведений (хариджиты, къадариты, мурджииты), которые отделились от света. Они не отделились от него полностью, они по-прежнему возвеличивали шариатские тексты, брали их в качестве доводов, они не ставили свои умы выше этих текстов. Однако они ошиблись в понимании этих текстов. Они посчитали, что если последуют за пониманием сподвижников, то станут слепыми последователями (мукъалидами). И сподвижники, заставшие это время, стали открыто порицать их, отреклись от них, стали предостерегать от их пути сильным предостережением. Они не давали им салям, и не сидели с ними в собраниях. Слова этих сподвижников известны и приводятся в книгах по сунне. Их настолько много, что здесь не получится всего упомянуть.

 

Затем, в конце эпохи таби‘инов, увеличилось число джахмитов и они были первыми, кто противопоставил откровению своё мнение. Но их было очень мало, они были унижены и их порицали ученые. Первым их шейхом был аль-Джа‘д ибн Дирхам, который получил небольшую популярность среди людей, став учителем Маруана ибн Мухаммада. Поэтому Маруана называли Маруаном аль-Джа‘ди. Именно по причине его Всевышний Аллах забрал у омейядов (бану Умейа) власть и правление, разбросав их по разным странам. И всё это по причине этого "шейха", отрицавшего атрибуты Всевышнего Аллаха! Когда эти убеждения получили известность, правитель Ирака Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри повелел привести аль-Джа‘да ибн Дирхама к себе, а затем схватил его. И вот, обращаясь к людям во время хутбы, в день праздника Жертвоприношения, он закончил её словами: "О люди! Приносите жертвы и пусть Аллах их примет. Что же касается меня, то я принесу в жертву аль-Джа‘да ибн Дирхама! Ведь, он заявил, что Аллах не говорил с Мусой и не взял Ибрахима возлюбленным (халилем). Всевышний Аллах превыше того, о чем говорит аль-Джа‘д". Затем он спустился с минбара и зарезал аль-Джа‘да.

Вскоре, эта ересь угасла и стала подобной выброшенным камням. Люди стали единым джама‘атом. Все говорили, что Всевышний Аллах над небесами, над Своим Троном, отделен от творений. Говорили, что Он описан атрибутами совершенства, качествами величия. Все говорили, что Он беседовал со Своим рабом Мусой (мир ему) и открылся горе, после чего она превратилась в прах.

Так продолжалось вплоть до начала третьего столетия, после чего халифом стал ‘Абдуллах аль-Маъмун. Он любил разные науки, а его собрания были переполнены представителями разных философских воззрений. Его одолела любовь к рационализму, то есть главенству разума. Он приказал перевести на арабский язык греческие книги. К нему стали приезжать переводчики с разных стран, и начали переводить эти книги на арабский язык. Люди увлеклись этими книгами, особенно это касалось этого правителя. В его собраниях преобладали представители джахмитов, несмотря на то, что его отец (Харун ар-Рашид) изгонял их, сажал в тюрьмы и казнил. Джахмиты начали заполнять уши и сердце аль-Маъмуна своей ересью, а он принял их ересь, посчитав её прекрасной. Он стал призывать к этому людей и стал наказывать, если они ослушались. Но аль-Маъмун прожил недолго, а после него халифом стал аль-Му‘тасым. Именно он приказывал бить имама Ахмада ибн Ханбаля. аль-Му‘тасым продолжил призыв к этой ересь после аль-Маъмуна. А джахмиты внушили ему то, что он занимается очищением Господа от уподобления (тамсиля, ташбиха, таджсима). Они преобладали в его собраниях, из их числа назначались судьи и наместники на разных территориях. Но даже они еще не отважились отменить шариатские контексты и поставить во главу доводы разума. Ведь, у Ислама тогда еще была сила, была распространена наука "хадис", на земле руководили имамы сунны. Джахмиты начали приближаться к этому, начали поговаривать об этом. Они переманивали людей на свою сторону посредством устрашения или поощрения. Среди людей нашлись и такие, кто слепо внял их призыву. Также были и те, кому пришлось подчиниться, однако сердца их спокойно стояли на вере.

Но Всевышний Аллах укрепил сердца людей, которые оказывали поддержку Его религии. Их сердца оказались крепче, чем скалы, и тверже, чем железо! Они поднялись, чтобы поддержать религию, и Всевышний Аллах сделал их имамами, за которыми следовали верующие. Они терпели и были убеждены в аятах Всевышнего Аллаха. И именно посредством терпения и убежденности, человек становится имамом в религии. Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [Сура ас-Саджда, аят 24]. Они терпели со стороны джахмитов сильные обиды, но не оставили сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Затем Всевышний Аллах, по милости Своей, потушил эту смуту, а призыв джахмитов угас. Всевышний Аллах помог сунне великой помощью и дал победу сторонникам сунны. Призыв к сунне вновь поднялся на минбары. К сунне начали призывать во всех городах и поселениях. В это время было написано неисчислимое количество книг по сунне, число которых знает только Аллах.

Затем закончился этот период и ушли его представители. Они оставили потомков, которые призывали к Книге Аллаха и сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) на основании знания. Так продолжалось до тех пор, пока не пришли те, сопротивляться которым не было сил. Это — самые настоящие войска Иблиса, которые противопоставили свои умы и мнения тому, с чем пришли посланники. Это были къарамиты, батыниты и атеисты, которые призывали к тому, чтобы отдать верховенство разуму. Они стали утверждать, что дело посланников противоречит разуму! Они стали распространять эти взгляды словом и делом. Они причиняли Исламу и его сторонникам огромный вред, разбивали армии халифа, убивали паломников и уже добрались до Мекки. Они даже извлекли Черный камень (хаджару-ль-асуад) с его места. Основа их пути заключается в том, что они заявили, что то, о чем сообщили посланники, противоречит разуму! А если разум противоречит контекстам, то, по их мнению, нужно отдать предпочтение разуму.

Именно в их время, неверующие завладели многими исламскими странами на востоке и на западе. И уже столп религии чуть было не пошатнулся, если бы ни обещание Всевышнего Аллаха, что Он будет хранить эту религию до тех пор, пока не унаследует землю и тех, кто на ней. Вскоре призыв этих рационалистов затих на востоке и усилился на западе. Они захватили многие исламские страны на западе халифата, вплоть до того, что захватили Египет и обосновались в Каире. Они провозгласили свой призыв открыто, ничего не боясь. В их времена были написаны такие послания, как «Ихуану-с-Суфа», «аль-Ишарат», «аш-Шафа», книги ибн Сины (Авиценны).

Была заброшена сунна, книги по ней, асары. Люди держались за сунну только втайне. Люди, читавшие сунну, помнившие о ней, писавшие о ней, находились в величайшей опасности, так как идеология заблудших заключалась в том, что они предпочли разум откровению. Они завладели западными землями халифата, Египтом, Шамом, Хиджазом, ненадолго завладели Ираком. Ахлю-с-сунна жили среди них, подобно тому, как неверующие (зиммии) живут среди мусульман. Более того, у неверующих (зиммиев) хотя бы была безопасность и их не трогали. Ахлю-с-сунна даже не мечтали о тех правах, которые имели неверующие в исламском государстве. Сколько голов ученых срубили эти заблудшие! Сколько погибло в тюрьмах наследников пророков! Сколько сунны они погубили! Сколько нововведений они распространили! Так продолжалось до тех пор, пока Всевышний Аллах не спас Свою религию посредством Нуру-д-Дина и его племянника Саляху-д-Дина. Исламская община вылечилась от той болезни, в которой находилась. Всевышний Аллах спас посредством Своих рабов и Своих воинов Бейт уль-Макъдис от крестоносцев. Помощники Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) начали помогать религии. Вновь возвысилось слова Исляма и слово Сунны, а глашатай произнес: "О, помощники Аллаха, не уклоняйтесь от джихада, ведь это большая провизия для Судного дня".

Некоторое время люди стали жить в этом благе до тех пор, пока мрак не окутал восток халифата. Этот мрак стал затмевать свет пророчества и свет откровения. Люди стали отдавать предпочтение своему разуму и своему мнению. Появилась философия, логика и то, что с ними связано. Тогда Всевышний Аллах послал Своих рабов, обладателей великой силы, которые прошлись по странам, бесчинствуя в селах и городах, и Ислам чуть было не исчёз.

Лидером и ученым этой группы (философов), к которому они обращались, которого они считали шейхом всех шейхов, был помощник неверия и многобожия ат-Туси. Не было никого в его время, кто так же, как и он противопоставлял бы откровению разум. Он стремился полностью уничтожить знание об откровениях и провозгласил призыв философов. Он поставил догмы философии вместо сур и аятов.

Он предал наказанию мечом ученых Ислама, людей Корана и Сунны. Не пощадил никого из них, кроме немногих, надеясь уничтожить исламский призыв. Он передал исламские учебные заведения колдунам, астрологам, философам, атеистам. Он пожелал уничтожить азан и сделать так, чтобы мусульмане молились в сторону северного полюса. И помешал ему только Всевышний Аллах, Который взял на Себя охрану религии.

Основа всякой беды в мире исходит из противопоставления контекстов разуму, как об этом сказал Мухаммад аш-Шахристани. Основа беды в предпочтении своей страсти перед шари‘атом. И люди, вплоть до сегодняшнего дня, пожинают скверные плоды этого противопоставления. И только Аллаху мы жалуемся и только у Него просим о помощи!

Потом Всевышний Аллах посмотрел на Своих рабов и оказал помощь Своей Книге и Своей религии, послав первое войско, которое атаковало этих философов с помощью меча и копья, и второе войско, которое атаковало с помощью знания и довода. Выдвинулись наиболее выдающиеся из них в начале восьмого века по хиджре. Всевышний Аллах дал в помощь Своей религии шейх уль-Исляма Абу-ль-‘Аббаса ибн Теймию (пусть Аллах почтит его душу). Он боролся против них на протяжении всей своей жизни при помощи руки, сердца и языка. Он раскрыл людям их заблуждение, разъяснил людям их обман, противопоставил им доводы здорового разума и достоверные доводы шари‘ата. Он указал им на то, что их слова на самом деле противоречат разуму. У них не было ни откровения, ни разума. Он уничтожил их в их собственной норе, он обстрелял этих людей их собственными стрелами. Он разъяснил им то, что доводы разума на самом деле подтверждают то, о чем говорили пророки. Об этом можно прочитать в его книгах» Источник: «ас-Сауа‘икъ аль-Мурсаля», 3/1068].

 

Сказал имам Шихабуддин Абдуррахман Абу Шама (665 г.х.) в своей книге «аль-Муаммаль ли-ррадд иля аль-амр аль-аууаль» 1/10: «Люди постепенно стали ограничивать себя: вместо углубления в изучение Коранических наук, стали довольствоваться зазубриванием нескольких сур и передачей некоторых способов чтения Корана (къираат), игнорировать науку о его толковании (тафсир) и извлечении из него положений и законов. В хадисоведении люди ограничились прослушиванием некоторых книг, стали брать их у шейхов, большинство из которых были более невежественными, чем они сами. Есть и такие, кто доволен тем, что собирает чужой словесный мусор и отходы умов и идей. Другие посвятили себя заботе о чьем-то мазхабе, передавая его и стараясь сохранить в нем каждое мнение. Когда некоторых знающих людей спросили о значении слова «мазхаб», они ответили: «Это – искажение религии!» Всевышний Аллах сказал: «И не будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религию и стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет». И в то же время все описанные нами люди считают себя самыми знающими и образованными учеными, хотя на самом деле перед Аллахом и перед истинными учеными они – невежды из невежд».

 

Затем, там же 1/15 имам Абу Шама пишет: «Только четыре мазхаба стали известными, а остальные – были заброшены и забыты. Последователи этих имамов, видимо, были слабыми в науке, кроме небольшого количества из них. Так,они стали совершать такълид, хотя до них это считалось запретным. Более того, слова их имамов стали у них чем-то вроде Корана и Сунны, о чем Всевышний сказал: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31).

 

Я, собравший все эти слова, автор данной книги, отец ‘Абдуль-Карима и ‘Абдуррахмана – Мухаммад-Султан аль-Ма’суми, говорю: это последнее, что я намеревался собрать из того, что касается вопроса о следовании мазхабам, пришедшего ко мне с Дальнего Востока – из Японии. Я ограничусь в этой теме получившимся объемом ответа, ведь «капля указывает на море».

 

Прошу Аллаха, велик Он и славен, чтобы Его рабы во всем мире получили пользу от этой работы, прошу сделать этот труд исключительно ради Его Благородного Лика и причиной достижения сладостей Рая.

 

Книга написана в хранимой стране Аллаха Мекке в моем доме по переулку аль-Бухария, расположенном неподалеку от Мечети аль-Харам, 15 числа месяца мухаррам 1358 года (что соответствует 6 Марта 1939 года).

 

«Пречист Господь твой – Господь величия, от того, что Ему приписывают!

И мир посланникам. И хвала Аллаху, Господу миров!» (ас-Саффат, 180-182).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.035 с.)