Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: Звук А. Буква А.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема занятия: Звук А. Буква А. Лексическая тема «Грибы» Цели: Коррекционно-образовательные: ● Знакомить детей со звуком [ А ], буквой «А». ● Учить печатать букву «А». ● Обучать выполнению акустико-артикуляционной характеристики звука [А] (по плану, используя «таблицы - помощницы») с опорой на различные виды контроля:
o - орального o - тактильно-вибрационного o - акустического.
● Продолжать развивать умение определять наличие звука [ А] в слогах, словах, предложениях. ● Закреплять понятие «гласный звук». ● Формировать и расширять активный словарь в соответствии с лексической темой «Грибы». ● Систематизировать представления детей о многообразии грибов. ● Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже; ● Согласовывать существительные с числительными в единственном числе.
Коррекционно-развивающие:
● Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. ● Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; ● общие речевые навыки; ● Формировать психические процессы.
Коррекционно – воспитательные:
● Развивать коммуникативные навыки. ● Воспитывать умение вежливо слушать собеседников.
Оборудование:
● Игрушки типа «Флюгер», «Вертушка», «Мельница» (по количеству детей); ● графическое изображение буквы «А»; ● таблицы – помощницы для выполнения анализа артикуляции звука А; ● разрезные азбуки; ● картинки с изображением ананаса, абрикоса, грибов: белого, подберезовика, лисичек, опят, сыроежек, мухомора, бледной поганки; ● мяч; ● рабочие тетради; ● простые карандаши Ввести в активный словарь: Существительные: мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, красноголовик, волнушка, рыжик, опенок, гриб, поганка.
Прилагательные: ядовитый, съедобный, вкусный, ароматный, лесной, грибной.
Глаголы: срезать, искать, наклоняться, искать, отравиться.
Организационный момент. Прочитать стихотворение. Предложить ответить на вопросы.
«Грибы» Мы идём дорожками, мы идём тропинками, Мы идём с лукошками,
мы идем с корзинками; Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы.
И пенёк с опёнками под рябиной тонкою. Крепкий подберёзовик вырос под берёзою. Красный подосиновик вырос под осиною.
Ø Где растут грибы? Ø Какими бывают? (съедобными, несъедобными) Ø Когда вырастают? и т. д.
Предложить отгадать загадки:
Стоит Антошка на одной ножке, Все его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (Гриб)
В лесу под елкой крошка, только шапка да ножка. (Гриб)
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)
На свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
А вот кто-то важный на беленькой ножке, Он с красною шляпкой – на шляпке горошки. (Мухомор)
Овладение навыками мышечного расслабления.
Сжать руки в кулаки, удерживать в этом положении. Сделать руки вялыми «как лапша», встряхнуть.
Потирание ладоней, хлопки. И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз. Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу вверх и наоборот. Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед. Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки. А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки. Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд. Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами разминаем обе губы. Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по очереди поднимать то правый, то левый угол рта . А потом от носа мы к губам стекаем.
Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам. Губки пожуем мы, Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами.
Надуваем щеки Втягиваем щеки Губы тянутся «трубочкой»
Снова широкая улыбка.
Подуть на широкий язык
Подуть с «чашечки» вверх
Узкий язык вытянут вперед
И на зигзаг ее переключила Петли иголкой она обметала Пуговки круглые попришивала Щелкаем языком Цоканье на верхней губе
IХ Объявление темы занятия. Детям предлагается определить первый звук в именах. (Звук произносится длительно).
АААнна АААлина АААлексей АААнастасия АААнюта АААлена АААлександр АААртем
Х Автоматизация звук [ А ] в изолированном виде. Детям предлагается произнести звук [ А ] хором:
- громко - тихо - шепотом.
Предлагается изобразить, как мама укладывает спать маленького малыша. А А А А А, АА А АА А АА А …
Предлагается изобразить, как кричит ребенок, когда порежет пальчик. АААААААААААААААА! АААААААААААААААААА! ХI Акустико-артикуляционная характеристика звука [ А ]. Дети хором и индивидуально проговаривают звук [ А ] с подключением:
- орального, - тактильно-вибрационного, - акустического контроля.
Выполняется анализ артикуляции звука [А] с помощью «таблицы – помощницы». Дети определяют, в каком положении находятся:
- губы - зубы - язык.
«Работает» или нет горлышко? Есть ли преграды для воздуха?
Логопед спрашивает, почему звук [ А ] гласный? Чем гласный звук отличается от согласного? Какой фишкой обозначается звук [ А ]?
ХII Связь звука с буквой. Графический образ буквы «А» вывешивается на доске.
Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А! (С.Маршак).
А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко. (А.Шибаев).
Выяснить, на что похожа буква «А»?
Детям предлагается отыскать букву «А» в разрезных азбуках, напечатать в рабочих тетрадях (5 – 6 букв – остальные дома).
Коррекционно-развивающие ● Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. ● Корригировать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
● Улучшать работу мимических мышц. ● Формировать речевое и диафрагмальное дыхание, силу голоса. ● Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, работоспособность.
Коррекционно-воспитательные: ● Воспитывать коммуникативные навыки. ● Формировать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Оборудование:
● Ягоды клюквы в небольших стаканчиках (по количеству детей); ● графическое изображение буквы «И»; ● таблицы – помощницы для выполнения анализа артикуляции; ● рабочие тетради; ● простые карандаши; ● картинки с изображением иглы, ишака (осла), игрушек; ● мяч; ● бумажные «медали» с изображением буквы «И» - по количеству детей. ● Ввести в активный словарь детей. Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, (+ названия других ягод), корень, куст, лист, плод, компот, варенье.
Глаголы: варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Прилагательные: солёный, квашеный, маринованный, мочёный, варёный, сушёный, малиновый, земляничный, черничный, смородиновый, черемуховый…
I. Организационный момент. Предложить детям дидактическую игру «Четвертый-лишний»:
Зима, весна, осень, клюква Земляника, смородина, брусника, мухомор Береза, осина, малина, сосна
Вилка, ложка, крыжовник, тарелка.
I. Развитие общей моторики. Я капелька лета дети прыгают то на На тоненькой ножке правой то на левой ноге Плетут для меня имитируют обеими руками плетение Кузовки и лукошки Кто любит меня, дети наклоняются Тот и рад наклониться руки к носочкам А имя дала мне руки в стороны родная землица (земляника). Клюква Как в сахарной пудре, в мелком снегу Найти себя в тундре не сразу смогу. Любишь понежиться, выждать свой срок… Прыгай, подснежница, в мой туесок.
IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»
V. Мимическая гимнастика. Показ эмоций.
Мы отправились в сад, собирать ягоды – радость Ягоды разные и малина, и смородина, и крыжовник, и клубника – удивление Небо нахмурилось, наверно будет дождик – грусть Уходите тучки, уходите – злость Выглянуло солнышко. Ничего не помешает нам полакомиться вкусными ягодами – восторг. VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой». Или выполнить артикуляционные упражнения: - для губ – «Окно», «Забор», «Хоботок», «Улыбка» - для челюсти – Движения челюстью вправо – 5 раз; влево – 5 раз. - для языка – «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Индюк», «Пулемет». VII. Работа над дыханием. Глубокий вдох носом – длительный выдох носом Глубокий вдох ртом – длительный выдох ртом Глубокий вдох носом – длительный выдох ртом Глубокий вдох ртом – длительный выдох носом
VIII. Работа над голосом. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2 и 3 звуков.
ау ау ау ау ау ау ау ау ау ау и т. п.
ХII. Связь звука с буквой. Выставляется изображение буквы «И».
На калитку посмотри – Чем она не буква «И». Между двух прямых досок Одна легла на искосок. (В. Стапанов).
Молоток я раздобыл, Из полосок букву сбил. Сколько здесь полосок? - Три? - А какая буква? - «И»! (Е.Тарлапан).
Выяснить, на что похожа буква «И»?
Детям предлагается отыскать букву «И» в разрезных азбуках, напечатать в рабочих тетрадях (5 – 6 букв – остальные дома). Тема занятия: Буква «Е». I. Организационный момент. Предложить отгадать загадки. Что это будет? Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета. Подарки. Мерцанья цветных огоньков. Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков. Пляски и песни. Смех без умолка. Что это будет, по-вашему? … (елка) Её всегда в лесу найдешь, Что же это за девица: пойдем гулять – и встретим. Не швея, не мастерица,
Стоит, колючая, как еж Ничего сама не шьет, зимою в платье летнем. А в иголках круглый год. (ель) А к нам придёт на Новый год – ребята будут рады, Есть у ребят колючий друг, Хлопот весёлых полон рот, готовят Зеленый друг, хороший. ей наряды. (ёлка) Он им протянет сотни рук. И тысячи ладошек. (ель)
Я модница такая, Что всем на удивленье! Люблю я бусы, блёстки, Я прихожу с подарками, Любые украшения. Блещу огнями яркими. Но на мою, поверьте, Нарядная, забавная, Великую беду, На Новый год я – главная. (ель) Наряд мне надевают. Всего лишь раз в год. (Новогодняя елка) Или предложить «подсказать словечко»
В Новый год случится Сказочное что-то, Тихо постучится в наши двери кто-то. - Тук-тук! - Кто там? Поглядите только! – Зеленая, пушистая Пришла к нам в гости … (елка). V. Мимическая гимнастика. Предложить детям изобразить эмоции мимикой. Встали деточки в кружок, встали и примолкли - «спокойствие, интерес» Дед Мороз огни зажег на высокой елке – «удивление» Наверху звезда, бусы в два ряда – «восторг» Пусть не гаснет елка, пусть горит всегда – «радость, счастье» VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой». (+ борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями) Или выполняется активная артикуляционная гимнастика.
для челюсти: - рот открыть – закрыть (3 – 4 раза) - двигать нижней челюстьюD (6 раз) для губ: - тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 – 6 раз. - растянуть «улыбку» (10 сек) 3 – 4 раза. - вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 – 4 раза. - чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок». для языка: - покусывать кончик языка - покусывать левую боковую часть языка - покусывать правую боковую часть языка - покусывать весь язык E - + специальные статические и динамические артикуляционные упражнения. VII. Работа над дыханием. Сброс дыхания. Делаем глубокий длительный вдох носом. На выдохе поем с разной силой (высотой) голоса гласные звуки в воздухе «рисуем» указательными пальцами воображаемые ниточки – продолжение звука. Или: Развитие нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания
Дружно мы идем гулять – будем воздухом дышать Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания Пффф Пауза Возврат дыхания С-с-с-с Пауза Возврат дыхания С-с-с-с Пауза Возврат дыхания Пффф Пауза Возврат дыхания VIII. Работа над голосом: Повышение и понижение глосса при произнесении слогов.
зе зе се се зе зе се се зе зе се се и т. п.
Или:
Длительное произнесение ударных гласных в словах с разной силой голоса.
Сделать глубокий вдох – длительно выдохнуть:
- снегууууууурочка, тихо - мороооооооооз и т. д. шёпотом и т. п. - ееееееель, громко
Е Ж И
Буква «Е» вначале слова обозначает два звука [ Й Э ] – это гласная буква – обозначается красной фишкой.
Буква «Ж» - звук [ Ж ] – согласный, мягкий звук – обозначается фишкой зеленого цвета.
Буква «И» - звук [ И ] – гласный звук – обозначается фишкой красного цвета.
Учитель – логопед делает вывод еще раз.
Если буква «Е» стоит вначале слова или после другой гласной буквы, то она всегда обозначает два звука - [ Й Э ].
Учитель – логопед объясняет, что если буква «Е» стоит после согласного звука, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук [ Э ].
Предлагается выполнить звуковой анализ слова «Лес». Дети, вместе с логопедом выполняют звуковой анализ.
Итог занятия.
- Вспомнить, с какой буквой мы сегодня познакомились? - На что похожа буква «Е»? - Какими звуками обозначается буква «Е»? + Положительная оценка работы каждого ребенка индивидуально.
Вручаются символические медальки (бумажные) с изображением буквы «Е».
Тема занятия: Звук [ С ]. Буква «С».
I. Организационный момент.
Живет мой братец за горой, IV. Массаж лица
А сейчас мы с вами сделаем массаж лица. Ручки растираем и разогреваем …
Мимическая гимнастика.
Любуемся собой, глядя в зеркало.
Ø возмутились. Ø нахмурились. Ø удивились. Ø обрадовались. Ø удивились.
VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой». (+ борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями) Или выполняется активная артикуляционная гимнастика.
для челюсти: - рот открыть – закрыть (3 – 4 раза) - двигать нижней челюстьюD (6 раз) для губ: - тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 – 6 раз. - растянуть «улыбку» (10 сек) 3 – 4 раза. - вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 – 4 раза. - чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок». для языка: - покусывать кончик языка - покусывать левую боковую часть языка - покусывать правую боковую часть языка - покусывать весь язык E - + специальные статические и динамические артикуляционные упражнения. VII. Работа над дыханием. Сброс дыхания. Делаем глубокий длительный вдох носом. На выдохе поем с разной силой (высотой) голоса гласные звуки в воздухе «рисуем» указательными пальцами воображаемые ниточки – продолжение звука. Или: Развитие нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания
Дружно мы идем гулять – будем воздухом дышать Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания Пффф Пауза Возврат дыхания С-с-с-с Пауза Возврат дыхания С-с-с-с Пауза Возврат дыхания Пффф Пауза Возврат дыхания VIII. Работа над голосом: Повышение и понижение глосса при произнесении слогов.
са са сы сы са са сы сы са са сы сы и т. п.
Или:
Длительное произнесение ударных гласных в словах с разной силой голоса.
Сделать глубокий вдох – длительно выдохнуть:
- глазаааааааааааааа тихо - головаааааааааааааа шёпотом - уууууууууууухо громко и т.п.
ХII Связь звука с буквой. Звук [ С ] обозначается буквой «С».
На доску вывешивается графическое изображение буквы «С».
Логопед задает детям вопрос «На что похожа буква «С»?
Села мышка в уголок. Съела бублика кусок.
Шел конь, подковами звеня, Как буква С следы коня.
Дети находят букву «С» в разрезных азбуках. Печатают в рабочих тетрадях.
Физминутка. Выполняются движения по тексту. Дети весело бегут к речке по дорожке, А для этого нужны нашим детям ножки! Дети ягодки берут по две, по три штучки, А для этого нужны нашим детям ручки!
Дети слушают в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашим детям ушки! Дети ядрышки грызут, падают скорлупки, А для этого нужны нашим детям зубки!
Дети смотрят на кота, на картинки – сказки, А для этого нужны нашим детям глазки! Итог занятия.
- Вспомнить, с каким звуком мы сегодня познакомились? - На что похожа буква «С»? + Положительная оценка работы каждого ребенка индивидуально.
Вручаются символические медальки (бумажные) с изображением буквы «С».
Тема занятия: Звуки[ С ], [ Сь ]. Буква «С». Лексическая тема «Транспорт. Правила дорожного движения».
Цели: Коррекционно-образовательные
● Продолжать знакомить детей со звуками [ С], [ Сь ], буквой «С». ● Учить печатать букву «С». ● Закреплять понятие «согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук». ● Обучать выполнению акустико-артикуляционной характеристики звуков [С], [Сь] (по плану) с опорой на различные виды контроля: o - орального o - тактильно-вибрационного o – акустического, с использованием «таблиц-помощниц».
Упражнять в подборе слогов, слов на звуки [ С ], [ Сь ]. ● Развивать умение определять наличие звуков[ С ], [ Сь ] в слогах, словах, предложениях; дифференцировать их. Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт. Правила дорожного движения». Расширять представления детей о различных видах транспорта. Учить называть глаголы и прилагательные; образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательные формы существительных; ● Согласовывать существительные с числительными; ● Закреплять умение отгадывать загадки; Коррекционно-развивающие
● Совершенствовать фонематические процессы. ● Развивать общую, мелкую моторику. ● Стимулировать работу артикуляционного аппарата. ● Развивать дыхание и голос. ● Формировать психические процессы.
I. Организационный момент. Предложить отгадать загадки.
Чтоб дорога для тебя Стала безопасной, День и ночь горят огни – Зеленый, желтый, красный (Светофор) Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно. Желтый – предупрежденье, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». (Светофор)
По ней едешь – впереди лежит. Оглянешься – домой бежит (Дорога) Дом по улице идет, на работу всех везет Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус) Спозаранку за окошком - стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. Добегают до окраин, а потом бегут назад. Впереди сидит хозяин и ногою бьет в набат. Поворачивает ловко рукоять перед окном. Там, где надпись «Остановка», останавливает дом. То и дело на площадку входит с улицы народ. А хозяйка по порядку всем билетики дает (Трамвай)
Я мчусь, держась за провода! Не заблужусь я никогда (Троллейбус)
Многолюден, шумен, молод, по землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут (Метро)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька (Автомобиль)
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми меня бензином, на копытца дай резины. И тогда, поднявши пыль, побежит … (Автомобиль)
Если кто – то заболел, Срочно нас зовут на помощь, Набери скорей ноль – три И приедет … (Скорая помощь)
Глаз зеленый загорится, Значит, можно нам садиться (Такси)
Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар, Мы быстры, словно стрелы (Пожарные машины) Силач на четырех ногах В резиновых сапогах Прямиком из магазина Притащил нам пианино (Грузовик)
V. Мимическая гимнастика. Ø нахмурить брови Ø поднять Ø наморщить – лоб. Ø плотно (легко) смокнуть веки Ø закрыть правый глаз Ø закрыть левый глаз Ø подмигивать Ø надуть левую (правую) щёку Ø надуть обе щеки одновременно Ø втянуть щёки в рот
VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой». (+ борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями
или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука. для челюсти: - рот открыть – закрыть (3 – 4 раза) - двигать нижней челюстьюD (6 раз) - выдвигать нижнюю челюсть вперед (3 раза) - опускать нижнюю челюсть вниз – закрывать рот (3-4 раза) для губ: - тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 – 6 раз. - растянуть «улыбку» (10 сек) 3 – 4 раза. - вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 – 4 раза. - растянуть «заборчик». - чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок». для языка: - покусывать кончик языка с разной силой. - покусывать левую боковую часть языка - покусывать правую боковую часть языка - покусывать весь язык E - «почесать» весь язык. - + специальные артикуляционные упражнения по широкой программе. VII. Работа над дыханием. - Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через рот, длительно выдыхать через рот – 3 раза. - Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через нос, длительно выдыхать через нос – 3 раза.
VIII. Работа над голосом: Сделать глубокий вдох носом – На выдохе произносить громко – 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Сделать глубокий вдох носом – На выдохе произносить тихо – машина, самолет, корабль, поезд, метро, трамвай и т.п.
Сделать глубокий вдох носом – На выдохе произносить шепотом – Меня зовут … (фамилия, имя, отчество ребенка) ХII Связь звука с буквой. Звуки [ С ] и [ Сь] обозначаются буквой «С». На доску вывешивается графическое изображение буквы «С».
Учитель - логопед задает детям вопрос «На что похожа буква «С»?
Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом.
Села мышка в уголок. Съела бублика кусок.
Шел конь, подковами звеня, Как буква С следы коня.
Дети находят букву «С» в разрезных азбуках. Печатают в рабочих тетрадях.
Физминутка.
Качу, «крутить» руль Лечу «лететь» руки – крылья в стороны Во весь опор. Я сам – шофер присесть И сам – мотор. встать Нажимаю на педаль «нажимать» на педали обеими ногами попеременно И машина мчится вдаль. «мчаться» - бег на месте. XVII. Формирование лексико-грамматического строя речи (проводится игра с мячом по выбору учителя – логопеда).
машина (какая?) - …, самолет (какой?) - … и т.п.
самолет (сам летает), вездеход… паровоз… пароход… самосвал… самокат...
старый …, новый …, маленькая …, мощный …, длинный …, грузовой …, трехколесный …, быстроходный …, летящий ….
Ехать - мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться… Лететь - … Везти - … Идти - … и т.п.
взлет - посадка, взлетать – приземляться, приезжать - …, приплыть - … и т.д.
Машина из гаража …. Машина к дому …. Машина от дома …. Машина в ворота …. Машина до дома …. Машина с моста ….
один автобус – много автобусов один самолёт - … один корабль - … один трамвай - … один троллейбус - … один грузовик - … и т. п.
· один автобус, два автобуса (три автобуса, четыре автобуса) пять автобусов. · одна машина - … · один грузовик - … · один трамвай - … · один троллейбус - … и т. п. · Итог занятия.
+ положительная оценка работы детей на занятии.
I. Организационный момент.
Предложить исправить ошибки в стишке – небылице: Заболела наша кошка, У нее чихает ножка. Со стола возьми ириску, Угости больную киску. Утром солнышко встает, Свинья песенки поет. Нас спросил один чудак А бывает разве так?» Или предложить дидактическую игру «Назови детеныша». У кошки – котенок, котята. У козы – козленок, козлята. У коровы – теленок, телята Рогатый, бородатый, На лужок побежал, «Ме-еее!» - закричал (козел)
Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки. (кошка)
Не спеша шагает с речки, Подойдет она к избе И зовет меня «Бе-бе»! (овца)
Зарычали – «Ррррр» · Встали, сделали «коготки из пальчиков» (собаки)
Замычали – «Муууу» · Сделали «рожки» (коровы) Замяукали мы – «Мяяяу» · Сели на корточки (кошки)
Логопед: - Я спрошу детишек строго: Что за шум такой у вас? Я детей видала много – Таких вижу в первый раз! Дети: - А мы скажем вам в ответ, Никаких детей тут нет. Мы не Пети и не Вовы – Мы собаки и коровы. · Встают, качают головой. Логопед: - Ладно, если вы коровы, Я тогда – пастух. Я прошу иметь в виду – Я коров домой веду.
· Беру за руки, веду, сажу на стульчики.
Сжимают кулачки.
- У кошки есть пушистые котята, У крольчихи – пуховые крольчата,
IV. Массаж лица
А сейчас мы с вами сделаем массаж лица.
Ручки растираем и разогреваем …
Мимическая гимнастика. Мы отправляемся в гости к бабушке в деревню – радость. Сколько у нее животных во дворе – удивление. Здесь пасется злой бык – страх. Ест траву добрая корова – доброта. Прыгают на полянке маленькие щенки и котята – умиление. Едят разный корм свиньи, овцы, козы – спокойствие. Очень хорошо в деревне – восторг.
ХII Связь звуков с буквой. Звуки [ Г ] и [ Гь] обозначаются буквой «Г». На доску вывешивается графическое изображение буквы «Г». Логопед задает детям вопрос «На что похожа буква «Г»?
Букву Г я не боюсь. Г – не злой, а добрый гусь.
Перед нами буква «Г» Стоит подобно кочерге.
Гриб стоит среди дорожки Голова на тонкой ножке.
Дети находят букву «М» в разрезных азбуках. Печатают в рабочих тетрадях.
У кошки – котенок, котята У козы – козленок, козлята. У коровы – теленок, телята У овцы – ягненок, ягнята и т.д. называть детенышей домашних животных.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье?» Конура собаки. Чья конура? – Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? – Коровьи. Борода козы. Чья борода? – Козья. Грива лошади. Чья грива? – Лошадиная. Уши кролика. Чьи уши? – Кроличьи. Хвост кошки. Чей хвост? – Кошачий. Дидактическая игра «Большой и еще больше». Нос – носище Лапы – лапищи Хвост – хвостище Зубы – зубищи Глаза – глазищи и т.д.
Итог занятия.
- Вспомнить, с какими звуками мы сегодня познакомились? - На что похожа буква «Г»? + Положительная оценка работы каждого ребенка индивидуально.
Вручаются символические медальки (бумажные) с изображением буквы «Г».
Тема занятия: Звук А. Буква А. Лексическая тема «Грибы» Цели: Коррекционно-образовательные: ● Знакомить детей со звуком [ А ], буквой «А». ● Учить печатать букву «А». ● Обучать выполнению акустико-артикуляционной характеристики звука [А] (по плану, используя «таблицы - помощницы») с опорой на различные виды контроля:
o - орального o - тактильно-вибрационного o - акустического.
● Продолжать развивать умение определять наличие звука [ А] в слогах, словах, предложениях. ● Закреплять понятие «гласный звук». ● Формировать и расширять активный словарь в соответствии с лексической темой «Грибы». ● Систематизировать представления детей о многообразии грибов. ● Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже; ● Согласовывать существительные с числительными в единственном числе.
Коррекционно-развивающие:
● Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. ● Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; ● общие речевые навыки; ● Формировать психические процессы.
Коррекционно – воспитательные:
● Развивать коммуникативные навыки. ● Воспитывать умение вежливо слушать собеседников.
Оборудование:
● Игрушки типа «Флюгер», «Вертушка», «Мельница» (по количеству детей); ● графическое изображение буквы «А»; ● таблицы – помощницы для выполнения анализа артикуляции звука А; ● разрезные азбуки; ● картинки с изображением ананаса, абрикоса, грибов: белого, подберезовика, лисичек, опят, сыроежек, мухомора, бледной поганки; ● мяч; ● рабочие тетради; ● простые карандаши Ввести в активный словарь: Существительные: мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, красноголовик, волнушка, рыжик, опенок, гриб, поганка.
Прилагательные: ядовитый, съедобный, вкусный, ароматный, лесной, грибной.
Глаголы: срезать, искать, наклоняться, искать, отравиться.
Организационный момент. Прочитать стихотворение. Предложить ответить на вопросы.
«Грибы» Мы идём дорожками, мы идём тропинками, Мы идём с лукошками,
мы идем с корзинками; Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы. И пенёк с опёнками под рябиной тонкою. Крепкий подберёзовик вырос под берёзою. Красный подосиновик вырос под осиною.
Ø Где растут грибы? Ø Какими бывают? (съедобными, несъедобными) Ø Когда вырастают? и т. д.
Предложить отгадать загадки:
Стоит Антошка на одной ножке, Все его ищут, а он не откликает
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.019 с.) |