Цвет в художественной практике дизайнера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цвет в художественной практике дизайнера



Химические, физические, физиологические, эмоциональные и духовные проявления цвета в художественном воспитании, искусствоведении, архитектуре, живописи, дизайне взаимосвязаны. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников и дизайнеров.

Практика дизайна за последнее десятилетие усложнилась. Все труднее провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте. Для создания современного образа продукта необходимо знания теоретических основ понимания цвета как художественного средства, психологии зрительного восприятия в различных сферах дизайна, физиологического воздействие цвета на человека. Они необходимы в понимании отношений между цветовой реальностью и цветовым воздействием для наиболее полного создания художественного образа. Субъективное восприятие цвета, эффекты цветового воздействия и возможность управлять ими, культура цвета становятся одним их основных элементов художественной подготовки студентов дизайнерских дисциплин.

«Современный дизайнер, словно скульптор, формирует образ, фигуру зрительным восприятием, используя разные способы и приемы» [2, с. 157].

«Деятельность воображения дизайнера неразрывно связана с понятием “цвета”, поскольку принципиально невозможно создавать образы и объекты, лишенные цвета. Но цвет в профессиональном образовании это не только “ощущении” или средство деятельности. Мы становимся способными к восприятию и отражению (рефлексии) цвета в силу наличия у нас имманентного чувства – чувства цвета» [32, с. 323]. В чем же актуальность «чувства цвета» для дизайнера?

Дизайнер – творческая личность, эстетизирующая среду. Дизайнер несет и материализует понятие красоты в предметной сфере, устанавливает гармонию между человеческим, предметным и природным мирами. Одним из базовых чувств, на основе которого формируется понятие красоты, является «чувство цвета». Умение работать с цветом имеет огромное значение в профессии дизайнера. Когда у дизайнера сформировано это умение о нем говорят – «у него хорошее чувство цвета», «цветовая культура», «цветовой вкус». Современные исследования в области цвета показывают, что уровень цветовой культуры творчества специалистов может оказывать влияние на скорость развития общества. Цветовые константы в состоянии способствовать возникновению тех или иных тенденций, поскольку непосредственно влияют на психику и физиологию человека. «Можно говорить о том, что цветовая палитра служит своего рода показателем состояния общества, его духовного, нравственного, и технологического уровня развития» [32, с. 330].

Цвет в композиции костюма

Цвет – самое сильное средство в композиции костюма. Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей костюма. Чаще всего ассортимент изделий остается неизменным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки и пр.), а цветовая гамма либо меняется, либо дополняется [12, с. 99]. Цветовая композиция всегда выступает как определенная совокупность тех или иных групп профессиональных понятий и поэтому становится их образным выражением, служит идеальным выражением их содержания. В связи с этим выполнении цветовых композиций является центральным моментом современной цветодидактики. Дизайнер костюма имеет дело с формой. Поэтому формообразующие и психофизиологические свойства цвета являются первоочередными.

Изучение цвета в композиции костюма [12, с.99-103] начинается с ахроматических цветов. Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходимо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать цвет и форму очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, затем переходят к разработкам ахроматических композиций с добавленим серого цвета.

В художественной практике часто используются трехтоновые композиции, состоящие из черного, белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В трехтоновых и более сочетаниях идет светлотное смягчение контраста белого и черного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приводит к некоему компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Ступенчатые градации по светлоте – это постепенное, различимое глазом насыщение белого черным цветом или черного белым цветом.

В профессиональной среде такой прием называется «растяжка цвета». Растяжка цвета отличается от приема достижения незаметного перехода от белого цвета к черному тем, что разница градации каждой светлоты четко выделяется. Для того чтобы растяжка цвета была постепенной, в ней должно быть не менее пяти градаций, например, черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый.

Что дает растяжка цвета? Она дает навыки работы с ограниченной гаммой цветов. Глаз может различать, допустим, семь градаций чистого серого, а если в каждую градацию добавить чуть-чуть другого цвета, то можно получить огромное количество тонких сочетаний «разного серого». А раз глаз может их различить, значит, эти тонкие сочетания можно и воспроизвести. Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную профессиональную культуру цвета.

При использовании растяжек белого и черного цветов интересные результаты получаются с применением эффекта контраста вокруг формы и краевого контраста, при котором белый и черный цвета расположены рядом в виде контуров, линий, обводок. Можно также добиться эффекта «свечения» или «горения» белого цвета, окружив мотив концентрическими растяжками серого, постепенно доходящего до черного, цвета.

Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является применение так называемой ограниченной гаммы. Ограниченность гаммы заключается в том, что к белому и черному цветам добавляется только один цвет (например, коричневый разных оттенков). Таким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношение белого, черного, оттенков серого и множество оттенков коричневого, мы получаем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний. Это подтверждают расписные и набивные ткани народов Африки – ткани, гармония которых строится на трех цветах: белом, коричневом и черном. С точки зрения использования ограниченной гаммы, изысканностью и неброской красотой отличаются народные костюмы Бретани (Франция), в которых издавна сочетали только черный, коричневый и серые цвета, дополняя их белоснежными головными уборами.

Последний этап над цветовой композицией костюма является включение в работу сложных комбинаций хроматических цветов. В композицию можно вводить черный и белый цвет, от этого она только выигрывает, приобретая выразительность.

В цветовых композициях важную роль играет размер цветового пятна. Если одно цветовое пятно больше остальных, то оно преобладает по цвету, выделяется среди всех цветов. Равновесие достигается тремя моментами: равным количеством пятен основных цветов; равной светлотой в разбеленных сочетаниях; равной насыщенностью ярких цветов.

Выбирая цвета и их оттенки каждый дизайнер может создать эмоционально окрашенную форму: торжественную, повседневную, деловую и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.006 с.)