Исторические этапы цветоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы цветоведения



Наука о цвете возникла, скорее всего, в те времена, когда человек «увидел» цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Шаг за шагом человек старался овладеть тайнами цвета, хотя в древности цвет еще не выделяли из цельной синкретично воспринимаемой картины мира. Но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык. Единственно возможным на той стадии методом познания была «редупликация» действительности или ее воспроизведение в чувственно доступных образах – в вещах, рисунках, изваяниях, пантомиме, музыкальных звуках и, наконец, речи. Одним словом, отношение первобытного человека к цвету можно назвать «мифологизмом». В красной краске человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. (Изображение красного отпечатка руки перед входом в жилище отпугивал демонов). Белая краска – эквивалент дневного света; молока и семени как животворного начала; модель воды, признак верхних, потусторонних сфер. (За белым цветом закрепляется образ блага, преумножения и святости). Черный цвет в представлении первобытных людей воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло. В этом сказывается свойство мифологического мышления: связывая «все во всем» (по выражению А. Ф. Лосева), оно не оставляет в мире места ничему случайному, малозначащему, ничтожному. В фольклоре, быту, культовых обрядах «консервируются» древние традиции, передаваемые от поколения к поколению. Цвет являлся средством коммуникации не только между людьми, но и посредником между человеком и богами. Религиозные и магические обряды – самая широкая сфера, где использовался цвет. Основная палитра красок, применявшаяся в магических целях – красный, белый, черный.

Культура первых цивилизованных государств унаследовала многое от своих доисторических предков. Наиболее развитые и последовательные учения о цвете были созданы в Древнем Египте, Китае, Индии. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика. Она, в свою очередь, повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом обретало новые формы.

В эпоху античности цвет становится предметом размышления философов и впервые рассматривается как категория эстетики. В основу учения о свете в Древней Греции легли два положения: утверждение о тождестве зрения и цвета и телесность цвета [2, с. 282]. Большинство античных ученых, занимавшихся проблемами цвета и света, а также процессов зрения, истолковывали его как вид материи, как некоторое тело, способное «истекать» от предметов, подобно воздуху или воде, и, попадая в глаз человека, вызывать в нем зрительные ощущения. Такую теорию выдвигал Платон, который предполагал, что свет исходит не только от внешних источников, но и изливается из глаз человека.

«Цвета несутся к зрению истечением», – учил Эмпидокл, Демокрит считал, что цвета состоят из атомов, Лукреций утверждал, что все сущее состоит из мельчайших частичек «первоначал», и из них складываются не только материальные тела, но и запахи, цвета и звуки. Особое место в античном цветоведении занимает теория Аристотеля. Древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления, считая, что причиной возникновения цветов является смешение цвета с темнотой. Ему уже тогда было известно явление цветовой индукции, одновременный и последовательный контраст. Он описывает, как возникает все это при наблюдении радуги: «Это явление наблюдается и в красильном деле, ибо при тканях, когда работают над разными красками, некоторые краски, располагаясь рядом друг с другом, являются каждый раз другими, как пурпур на белой и на черной шерсти. Кроме того, все различно при той или иной степени яркости; вот почему занимающиеся тканьем разными цветами рассказывают, как часто они ошибаются, особенно когда работают при фонарях» [25, с. 54]. Аристотель вплотную приблизился к волновой теории света. Античные философы предвосхитили будущие открытия в области цветоведения.

В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений. В начале VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока распространилась новая религия – ислам, охватившая чуть ли не треть населения Европейско-Азиатского материка. Главная книга ислама Коран содержит не только догматы веры, но и начала философии, этики, эстетики. Об эстетическом идеале народов Ближнего Востока и их цветовых предпочтениях свидетельствуют многочисленные описания рая – загробной обители праведников, главной прелестью которого являются четыре темно-зеленых сада, орошаемых двумя источниками. Метафорой райского сада является многоцветный ковер. Ковровость – универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость – основной признак ковровости [25, с. 67]. И сказки «Тысячи и одной ночи» и персидская поэзия подтверждают представления мусульман о символике и эстетике цвета. В средние века наука на Востоке далеко опередила западную, не служившая религии, как в Европе. Ученому Абу Али ибн-ал-Хайсаму из Басры (965 – 1038), известному в Европе под именем Альхазена, принадлежит капитальный труд «Сокровище оптики», в которой он впервые в истории дает анатомическое описание глаза и исследует получение изображения в нем. Оптические исследования Альхазена в XIII в. были освоены, прокомментированы и изданы в Европе в XVI в., составив будущую основу для последующего развития оптики.

В течение почти тысячи лет после падения Древнего Рима наука о свете и цвете в средневековой Европе переживает «богословский» этап. Свет и цвет не рассматривается как оптические явления. Они становятся философской категорией, превращаясь в «световую метафизику».

В наше время средневековые учения, представляющие большой интерес и для эстетической науки, становятся предметом все более пристального внимания. Суть отношения средневековья к свету можно выразить несколькими словами: свет – это благо, истина, разум, добро, мудрость, жизнь; иными словами, свет – это бог [25, с. 79]. Видимый или «тварный» свет – это отблеск невидимого высшего, трансцендентного света, божественного, «нетварного». Этот невидимый свет постигается только верой и доступен для созерцания только светоносной душе. Все светлое, сияющее и блестящее – прекрасно. Прекрасен и цвет как материальное воплощение света. Он является символом, знаком божественности, святости, власти и, наоборот, зла и тьмы. Поэтому цвет прекрасен в своем символическом значении как слово божие. В связи с этим цветовая символика подчиняется строгой иерархии. «Главные» и «божественные» цвета: белый, золотой, пурпурный, красный, синий, а также – желтый (он замещает и изображает золото). Такие цвета, как серый и коричневый, и другие смешанные и малонасыщенные цвета, ученые богословы как будто не замечают, а живописцы стараются не применять.

В трудах средневековых ученых Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Ченнино Ченнини, как и во всей культуре средневековья, отношении к цвету построено на противопоставлениях и контрастах. Основы цветовой средневековой символики – это, во-первых, культурно-историческая традиция (в основном, ближневосточная и античная), во-вторых – цветовые ассоциации, возникающие из жизненного опыта, а также физиологическое и психологическое воздействие цвета.

Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Ренессансная наука вобрала в себя все, что было добыто предшествующими веками: учение материалистов Древней Греции, мистику Платона и неоплатоников, средневековую символику цвета, оптику Альхазена и пр. [25, с. 88]. Общая картина учения о цвете в период Ренессанса пестра и эклектична, что соответствует общему характеру науки того времени.

Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики и настаивают на необходимость изучения наук художниками. Их интересы в области цвета можно подразделить на две группы вопросов [25, с. 89].

Первая группа: цветовые феномены в природе и живописи, взаимодействие цвета и света (влияние освещения на цвет, цветовые рефлексы), окраска предметов и природных явлений (воздушная перспектива, радуга, цвет деревьев, неба, гор, человеческого тела и т.п.), взаимодействие цветов (индукция, контрасты), некоторые закономерности зрительного восприятия (адаптация, краевой контраст).

Вторая группа: вопросы цветовой эстетики применительно к живописи (какие цвета следует считать прекрасными и как достичь красоты цвета в картинах); а также классификация цветов и их место и роль в живописи.

Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют практическое значение для художников, по сей день. Он образовал цветоряд из шести цветов и привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый. (В XIX–XX вв. идею шестицветного ряда по-своему интерпретировали и развивали Э. Делакруа, Ф. Рунге, А. Шопенгауэр, У. Адаме, В. Ван Гог, В. Кандинский и другие). В период Ренессанса фактически зарождалась современная наука о цвете.

В XVII в. основным методом науки становятся рационализм и механицизм. Исследователю необходимо подразделить предмет исследования на части и занести данные в таблицу. Великий век естествознания делал открытия и в оптике. Галилей изобрел телескоп, опыты Джованни Баттисты де ля Порта с «камерой обскурой» показали, что изображение объектов действительности можно получать не только в глазу. Свет отделили от зрения.

В 1666 г. Исаак Ньютон впервые с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр (в переводе с латинского – видение), состоящий из семи простых цветов. Явление разложения света на простые цвета назвали дисперсией. Дисперсия света, наконец-то, смогла объяснить образование таких природных явления как радуга, круги вокруг солнца и луны во время мороза, образование ложных солнц. Они объясняются тем, что на сферических каплях или кристаллах льда происходит разложение света в виде цветных дуг [2, с. 284-285].

Эксперимент с преломлением луча света через призму и выделение семи цветов спектра освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы; в зависимости от условий цвет может вызывать то или иное состояние и иметь эмоциональную характеристику.

Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета. Он показал, что спектр – это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета, наиболее четко различаемые глазом, можно принять за основные, что цвета предметов зависят от их способности отражать, поглощать и пропускать те или иные лучи [25, с. 105].

И. Ньютон выдвинул корпускулярную теорию, по которой свет состоит из маленьких частиц (корпускул), которые испускаются во всех направлениях по прямым линиям. Им же была разработана эстетическая теория о связи цвета и музыки (семь цветов спектра и семь нот музыкальной октавы). Таким образом, И. Ньютоном был заложен «физический» фундамент цветоведения.

В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль исследует проблему цветовой гармонии. Он различает виды контраста – яркостный и хроматический и рассматривает искусство контрастных сопоставлений как фундамент колористики, изучает психологическое воздействие цвета, цветовые ассоциации, наводит порядок в цветовой терминологии и утверждает, что свободная техника живописи не мешает рисунку. В трудах Роже де Пиля нашла свое выражения идеология барокко. Его теория адресована художникам и почитателям изобразительного искусства.

Достижения XVIII в. в области света и цвета скромны, бурное развитие оптики приостановилось. Наступило время наблюдений и постепенного накопления новых фактов о цвете и свете, но именно в этот период возникают две новые самостоятельные и полноправные ветви науки о цвете – физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета [25, с. 112].

Возникает фотометрия – наука об измерении света; много делается в области усовершенствования оптических приборов.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765) предложил гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценность и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности – для наших глаз необходим цветовой баланс. Труд М. В. Ломоносова «Слово о происхождении света» – яркий пример синтеза науки и искусства, повлиявший на разработки многих европейских ученых,

Учение Ньютона побудило немецкого поэта и философа И. В. Гёте приняться за исследование цвета. Гёте в «Труде о природе цвета» не задается вопросом о физической сущности света, он отстаивает идею единства и неделимости света, который для него имеет духовную и божественную сущность. Основная научная ценность труда – в учении о контрастных явлениях. Ученый утверждает, что глазу человека необходима постоянная смена впечатлений. Помимо этого Гёте описывает световую и цветовую адаптацию, процессы затухания цветовых образов, аномалии цветового зрения и выстраивает цветовую систему – 6 ступенчатый цветовой круг.

Одновременно с Гёте в области цветоведения работал ученый и живописец Филипп Отто Рунге. Он предложил принцип систематизации на основе трехмерного цветового тела – цветового шара. Цветовой шар Рунге послужил поводом для изобретения последующих цветовых систем.

В XIX в. наука о свете и цвете переживает период интенсивного развития. Она становится точной, базируется на фактах и экспериментах, пользуется математическим аппаратом и достижениями смежных наук. В настоящее время большинство отраслей науки и техники пользуются достижениями физики XIX в.

В области физики света и цвета в этот период произошла подлинная революция. Была доказана волновая природа света, и все известные световые явления получили объяснение с этой точки зрения [25, с. 129]. Во второй половине века была создана электромагнитная теория света, которая используется наукой и практикой по сей день. Были открыты и исследованы невидимые световые лучи: ультрафиолетовые, инфракрасные, лучи Рентгена; новая отрасль оптики – спектральный анализ, позволившая осуществлять исследования самых далеких небесных тел; разработана теория оптических приборов, изобретена фотография, усовершенствована фотометрия. Русский физик П. П. Лебедев исследовал световое давление, шотландец Д. К. Максвелл – слагательное смешение цвета при помощи изобретенного им прибора (вертушки), англичанин Джон Дальтон – явление «цветовой слепоты» и аномалии цветового зрения, чех Пуркинье – восприятие цвета в зависимости от угла зрения и адаптации глаза. Прикладным цветоведением занимался Мишель Шеврёль, он приспособил систему цветов к промышленным нуждам, создав цветовой атлас.

Собрал и подытожил все знания о цвете как физическом и оптическом явлении, приведя их в стройную систему, исправил вековые заблуждения в вопросах о цвете крупный специалист в области физиологической оптики немецкий ученый Герман Гельмгольц. Он разработал основу строгой научной систематизации цвета и нашел способ измерения цвета путем числового выражения трех его характеристик: цветового тона, насыщенности и светлоты.

Наука о цвете активно внедряется в изобразительное искусство. Французский живописец, представитель течения романтизма, Э. Делакруа одним из первых облегчил решение колористических задач при помощи цветового круга и треугольника. У Делакруа учились последующие поколения французских живописцев. Романтики искали в жизни духовное начало, ощущая цвет подробно музыке: цвет звучит, а звук окрашен. Живописцы этого направления (в противовес академическому) считали цвет важнейшим средством живописи, носителем основной идеи произведения, выразителем душевного состояния художника.

В семидесятые годы XIX в. наступил триумф точной науки о цвете. Импрессионисты и постимпрессионисты использовали эффекты оптического смешения цветов и разделяли сложные цвета на составляющие простые. Творчество Винсента Ван Гога, русских «передвижников» во главе с И. Н. Крамским – яркий пример цветовой гармонии и совершенство колорита.

Вильгельм Шеллинг – идеолог романтизма и немецкий философ, противник романтического течения Гегель на базе философии света независимо друг от друга строили учение о свете как основе живописи. Учение о цвете Гегеля, где он объясняет происхождение цветов, утверждает принципы колорита и цветовой гармонии, является частью сочинения «Эстетика», которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли и художественной культуры. Если говорить о вкладе философов XIX века в учение о цвете, то можно упомянуть и Артура Шопенгауэра (1788-1860), вдохновленного трудом Гёте. Учение Шопенгауэра о цвете оказало большое влияние на художественную практику модернизма.

В XX в. наука еще более разветвляется, специализируется и дифференцируется. Происходят крупные открытия в области цвета. Величайшим достижением является разработка в 1905-1923 гг. квантовой теории света (М. Планк и А. Энштейн), согласно которой световое излучение происходит не непрерывно, а порциями – «квантами», которые впоследствии были названы фотонами. Физиками XX в. была создана новая наука о свете – квантовая электродинамика. Огромным достижением было открытие индуцированного излучения веществ. На ее основе создаются лазерная техника и голография. Практически заново была создана колометрия – наука об измерении цвета.

Во второй половине XX в. оптические методы исследования проникают во все области науки от медицины до искусствознания, от геологии до астрофизики. Большое развитие получила прикладная наука о цвете: физиология, психология, эргономика. И сегодня никого уже не удивляет, что цветовое изображение преобразовано в цифровое обозначение (конец XX в.).

Научная система цветов активно используется живописцами и искусствоведами. В сложном и противоречивом искусстве XX в. четко выделяются течения, связанные с передовым научным мировоззрением: кубизм, футуризм, абстракционизм, оп-арт. Но и реалистическое искусство уже не может игнорировать феномен цвета и света. Мыслящий художник находит в оптике источник новых идей.

Весомый вклад в науку о цвете внесен искусствознанием. Особенно творческий подход к проблемам света, цвета и колорита можно встретить в работах А. Ф. Лосева, М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера и других искусствоведов. О проблемах света, цвета и колорита писали художники XX столетия: А. Матисс, П. Пикассо, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, М. Ф. Ларионов, К. С. Петров-Водкин, И. Иттен, П. Клее и др.

Наука о цвете и природа цвета может изучаться с разных позиций. Исследование феномена цвета с разных точек зрения различными областями наук делает его трансдисциплинарным.

Физики исследуют энергию электромагнитных колебаний или сущность световых частиц, несущих свет, возможности цветового феномена, в особенности, разложение белого цвета при его призматическом рассеивании, проблемы корпусного цвета. Они изучают смешение цветного света, спектры различных элементов, частоту колебаний и длину различных цветовых волн [15, с. 14-15].

Химики изучают молекулярную конституцию цветных материалов или пигментов, проблемы их прочности и выцветания, растворители, связующие вещества и изготовление синтетических красителей [15, с. 14-15].

Физиологи изучают различные действия света и цвета на зрительный аппарат – глаза и мозг, их анатомические связи и функции. Изучение вопросов приспособления зрения к темноте и свету, хроматическое видение, феномен остаточных изображений также относится к области изучения цвета физиологией [15, с. 14-15].

Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на человеческую психику. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение, экспрессивно-цветовое воздействие являются важными, ключевыми темами психологии [15, с. 14-15].

Живописцы, дизайнеры, архитекторы не только познают эстетическую сторону воздействия цвета в практической деятельности, но и обладают знаниями в области психологии и физиологии цвета [15, с. 14-15].

Все, что окружает нас в реальном мире, имеет какой-либо цвет. Человек может видеть только то, что обладает цветом, все бесцветное – невидимо для нашего глаза. Явление цвета само по себе непросто, в нем содержится и объективное начало (свет) и субъективное (зрение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.027 с.)