Систематика и классификация цветов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематика и классификация цветов



От древности до нашей эпохи проблема систематики цвета претерпевает большие изменения. Историю классификации цвета можно подразделить на два больших периода [25, с. 9].

Первый – с доисторических времен по XVI в., второй – от XVII в. до наших дней. До начала XVII в. классификация цвета строилась на основе культовой мифологии или некоторых частных рекомендаций.

В пору античной культуры наука начинает понемногу вытеснять мифологизм мышления и религию. Усложнение культуры и утрата единства способа мышления привели к усложнению проблемы классификации цвета. Цвета делятся в тот период на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. Вводится деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи.

В средневековой Европе отношение к цвету упрощается, т.к. появляется единое основание для этого отношения – христианская религия. Цвета разделяются на «божественные» и «богопротивные». Первые – почитаемые, вторые – второстепенные или вовсе презираемые (серый, коричневый). Тоже происходит и в странах Ближнего Востока, принявших ислам.

В эпоху Возрождения в Европе используют как античную, так и средневековую классификацию цветов. Леонардо да Винчи вводит «практически-живописную» систему цветов, исходя из минимальной палитры живописца.

С XVII в. начинается новый этап изучения цвета. Открытие И. Ньютона корпускулярной теории цвета закладывает «физический» фундамент цветоведения. Изучается цветовая гармония, виды контрастов, психологическое воздействие цвета, цветовые ассоциации, наводится порядок в цветовой терминологии, рассматривается искусство контрастных сопоставлений.

Полученный Ньютоном спектр содержал все спектральные цвета. Ученый соединил концы спектра в круг, соединив их пурпурным (неспектральным) цветом. Таким образом был получен цветовой круг, который уже четвертое столетие признается всеми как первооснова цветоведения и символ гармонии [6, с. 25].

Восьмеричный цветовой круг, оказался очень удобным для технических и научных целей (рис. 2.). Он делится на восемь частей двумя крестами – прямым и косым; площади всех секторов равны. Остается только расположить цвета по секторам в спектральном порядке – и схема готова. Главными осями симметрии в этом круге являются не вертикальная и горизонтальная, а оранжево-синяя и пурпурно-зеленая.

Первая ось – это диаметр, разделяющий круг на «теплую» и «холодную» половины, вторая (т.е. пурпурно-зеленый) делит круг на «активную» и «пассивную» половины (по терминологии Гёте). Как и следовало ожидать, простота схемы не всегда обеспечивает ее точность.

Принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за основу взят цветовой круг Ньютона) и физиологические (за основу взят 6-ступенчатый цветовой круг Гёте).

В конце XVIII в. Гёте предложил новый способ классификации цветов – по физиологическому принципу [25, с. 10]. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов (рис. 4). Основой круга служит треугольник главных цветов, но это не цвета спектра, а самые употребляемые художниками краски – красная, синяя и желтая. Таким образом, в систематике цвета Гёте исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений (явление цветовой индукции), отчасти из обобщения практических операций живописцев (смешение красок).

Д. К. Максвелл добавляет к восьмеричному кругу еще два цвета: желто-зеленый и зелено-голубой (рис. 3). Цвета, расположенные друг против друга в этом круге являются взаимодополняемыми. В круг входят: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный.

Вслед за цветовыми кругами Ньютона и Гёте, появилось множество цветовых систем (моделей), как плоских – полосы, круги, треугольники, звезды и т.д., так и пространственных – шары, конусы, пирамиды, призмы и т.д. Для более точных и дифференцированных цветовых систем используются 24-ступенчатые круги (Оствальда, Рабкина), которые можно построить, разделив каждый сектор 8-ступенчатыйого круга на три части, соответствующие трем оттенкам каждого цвета. Затем из 24-ступенчатого круга можно таким же способом получить 72-ступенчатый. Такой круг был построен во Франции М. Шеврёлем в конце ХVIII в.

Благодаря трудам немецкого ученого И. Ламберта (цветовая пирамида) и немецкого живописца Ф. О. Рунге (рис. 5) цветовая система приобрела третье измерение и вышла в пространство. Рунге построил «цветовой шар», по экватору которого располагались оптимально насыщенные цвета спектра, к полюсу по мередианам – цвета, изменяющиеся по светлоте. Белый и черный цвета находились в полюсах шара. Цвет образовал свою автономную, замкнутую шарообразную систему. Трехмерная цветовая модель Рунге послужила основой для всех последующих моделей [6. с. 27-28].

В XIX в. происходит уточнение основных цветов (Г. Гельмгольц). Появляются новые цветовые системы, учитывающие классификацию цветов в трехмерном пространстве: пространственное тело в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидная фигура (Манселл), многогранники со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс). В системах В. Ф. Оствальда и А. Манселла были приняты три основные характеристики цвета: насыщенность, светлота и цветовой тон. Обе системы обладают не только возможностью точной характеристики любого цвета, но и общими рекомендациями по составлению цветовых гармоний [6. с. 28].

В XX в. строятся различные цветовые круги, разрабатываются цветовые атласы. Многие из них стали национальными цветовыми стандартами. Так одна из самых известных цветовых таблиц Альберта А. Манселла (США) «Атлас цветовой системы», изданная в 1915 г. – наиболее распространенная система классификации цветов, используемая сегодня художниками и колористами всего мира. На основе его цветовой системы в США выпущен «Атлас цветов», включающий в себя 2000 оттенков.

Несмотря на высокую чувствительность глаза к цветовым различиям, он не способен без дополнительных физических инструментов дать точную количественную оценку основным параметрам цветных образцов. В этом случае на помощь приходит наука об измерении и количественном выражении цвета – колориметрия.

Существует множество современных колориметрических приборов. Это визуальные и фотоэлектрические колориметры, объективные компараторы цвета, спектрофотометры и пр. Все они необходимые помощники во многих областях человеческой деятельности: в космической и военной промышленности, в геологии и строительстве, в торговле и многих видах дизайна.

Для современных цветовых систем, существующих на сегодняшний момент: MKO (CIE), TGL, NCS, RGB, CMYK и пр., основным элементом для является атлас цветов. Это важнейший инструмент, вносящий порядок в изготовление красящих составов. В различных отраслях промышленности широко используется система цветовых оттенков RAL. Впервые стандарт RAL был представлен в 1927 году Немецким Институтом Гарантий Качества и Сертификации (Райх Аусшлюс фюр Лифербедингунген, или сокращенно RAL) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Институт установил стандарт на цветовое пространство, разделив его на диапазоны и обозначив каждый цвет цифровым индексом. С тех пор компания RAL постоянно разрабатывает и добавляет новые образцы цветов, в соответствии с потребностями растущего рынка. На сегодняшний день таблица цвета RAL – самая популярная и старейшая система цветовых оттенков в мире, используемая российскими и зарубежными компаниями для единого обозначения цвета.

Существуют также различные колерные книжки, каталоги, опорные шкалы цветов, цветовые веера, цветовые библии (библиотеки), которые помогают выбирать необходимые цвета и создавать гармонические цветовые сочетания для различных областей человеческой деятельности [6, с. 23-29]. Цвет в науке и технике превратился в цифровую систему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.006 с.)