Цветовая индукция. Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цветовая индукция. Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов



Выразительность цветовых сочетаний – одно из первых явлений, которое оценивается зрителем при восприятии произведения искусства. Необходимо остановиться на этом важном для зрительного восприятия явлении. Речь идет о взаимовлиянии цветов друг на друга, то есть об изменении характеристики цвета под влиянием наблюдения другого цвета. Проще говоря, цветовая индукция – это взаимное влияние цветов.

Различают два принципиально разных вида индукции: отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое – еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Какая произойдет индукция – положительная или отрицательная – это зависит от меры различия характеристик цвета. Если различие заметно – глаз стремится еще увеличить его. Если же оно малозаметно – глаз уничтожает небольшую разницу. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности [25, с. 174-176].

Цветовая индукция – причина многих явлений, которые объединены общим термином контрасты. В научной терминологии под контрастом подразумевают вообще всякое различие, но при этом вводят понятие меры. Например, между цветом писчей бумаги и чертежной – малый контраст, а между цветом угля и мела – большой. Существует и средний контраст. Контраст и индукция не одно и то же, т.к. контраст – мера индукции.

Различают последовательную индукцию и одновременную.

Последовательную индукцию можно увидеть на простом опыте: если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах возникает красный квадрат. Эти опыты можно проводить со всеми цветами. Речь идет о взаимном влиянии цветов, то есть об изменении характеристики цвета под влиянием наблюдения другого цвета. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета, это – естественная потребность достичь равновесия. О последовательном контрасте следует помнить при работе над динамичной композицией, либо над композицией, занимающей большую площадь.

Одновременную индукцию можно наблюдать во всякой композиции, где соприкасаются различные цвета.

Цветовое видение, возникающее с помощью зрения в сознании человека, обладает своим смыслом и содержанием. Но глаза и мозг приходят к четкому различению цвета с помощью сравнений и контрастов. Известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же, светло-серый квадрат, на черном воспринимается светлым. Желтый квадрат на белом фоне кажется темнее, производя впечатления легкого тепла. На черном фоне он становится светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.

В бытовой речи под понятием контраст подразумевается большое различие между качествами двух явлений, например: горячий – холодный, высокий – низкий и т.п. Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений – одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Например, живопись строится на соотношении и, следовательно, сопоставлении теплых и холодных тонов, графика – на сопоставлении темных и светлых, а архитектура – легких и тяжелых элементов конструкции, т.е. несущих и несомых. Сопоставление звука, имеющего определенную высоту и длительность, с паузами составляет структуру музыки, а борьба добра со злом – основу драматургии. Наше восприятие действительности вообще строится на сопоставлениях приятного и неприятного, простого и сложного, возвышенного и земного.[1]

Контрастодин из важнейших формообразующих элементов. В сочетании со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или искусствоведческий анализ изображения обходится без упоминания о контрастах. Но контраст, являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служит и средством гармонизации, потому что объединяет противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса.

Понятиеконтраста в изобразительном искусстве достаточно универсально, а потому наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста.[2] Например, применительно только лишь к цветовому контрастувозможны следующие его разновидности:

- одновременный контраст;

- последовательный контраст;

- комплементарный контраст;

- оттеночный контраст;

- качественный контраст;

- количественный контраст;

- контраст по насыщенности;

- пограничный контраст.

Перечисленные разновидности цветовых контрастов являются следствием цветовой индукции.

Можно сказать, что контраст это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной и цветовой разницы между разными участками предмета позволяет его увидеть.

Одновременный контраст хорошо наблюдается в том случае, когда два цветовых оттенка воспринимаются одновременно с нейтрально-серым. При этом серое поле, расположенное на одном из цветовых полей, приобретает оттенок другого цветового поля.

Последовательный цветовой контраст аналогичен одновременному контрасту, но только в виде последовательного образа. Он наблюдается, если в течение 20-30 секунд смотреть на цветное поле, а затем перевести взгляд на бесцветное (белое) поле, тогда это поле окрасится в дополнительный (комплементарный) цвет, расположенный на противоположном конце цветового круга.

Комплементарный контраст проявляется при близком расположении дополнительных цветов. Ощущение насыщенности каждого из них усиливается, впрочем, лишь до той поры, пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассматривании их с большого расстояния вступает в силу закон аддитивного смешения, и составляющие дополнительные цвета воспринимаются как единое серое пятно. Художники-пуантилисты, которые создавали изображение на своих картинах из цветных точек и мелких мазков, насыщенными по цвету красками хорошо знали эту особенность восприятия и учитывали ее в своем творчестве.

Оттеночный контраст наглядно проявляется в том случае, когда рядом располагаются все три комплементарных цвета. При этом затрудняется их оттеночное восприятие.

Качественный контраст наблюдается при сравнении различных яркостей и насыщенностей одного и того же цветового тона. Он широко используется в технике гризайля, когда рисунок исполняется краской какого-либо одного цвета. Как выразительное средство качественный контраст используется при съемке портрета и обнаженной натуры, когда воспроизводится все богатство оттенков человеческой кожи на лице и фигуре модели.

Количественный контраст возникает между двумя окрашенными в различные цвета предметами (или объектами), если их массы в кадре сильно отличаются друг от друга, при этом обязательно должно ощущаться некое психологическое равновесие между этими разными по цвету и размеру пятнами. Обычно этот вид контраста сочетается с разновидностью комплементарного контраста, когда маленькое пятно усиливает звучание цветового поля всего изображения. Это так называемый цветовой акцент в кадре. В живописи этот прием используется давно и очень успешно. В пейзажах старых мастеров часто на фоне зелени можно заметить маленькую фигурку в красном костюме или даже просто в красной шапочке – это маленькое красное пятнышко сразу оживляет зелень на всей картине.

Контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. Он имеет огромное значение: на темном фоне цвет выглядит ярче и насыщеннее, чем на светлом. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая возможность дизайнеру, художнику добиваться интенсивного звучания цвета (например, палехские росписи на черном фоне).

Пограничный контраст возникает на границе двух смежных, цветных поверхностей, и практически всегда пограничный и одновременный контрасты сопутствуют друг другу.

Контраст черного и белого. В физиологической оптике различают три вида контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. В изобразительном искусстве, например в живописи и графике, уже много сотен лет существует своеобразный, но очень точный критерий среднего яркостного контраста. Это разница между черным и белым, и читатель может легко ощутить его количественно, посмотрев на черные буквы на белой странице этой книги. В действительности такой контраст встречается гораздо чаще, чем принято думать, и с его величиной связана наша способность различать цвета. Знаменитый архитектор эпохи Возрождения, Леон Батист Альберти в своих «Десять книгах о зодчестве» писал: «Живописец не располагает ничем другим, кроме белого, для изображения предельного блеска самого отточенного меча и ничем, кроме черного, для изображения ночного мрака. Но какой силой обладает правильное сопоставление белого рядом с черным, ты видишь из того, что благодаря этому сосуды кажутся серебряными, золотыми или стеклянными и кажутся блестящими, хотя они только написаны».

Каким же образом живописцам удается, имея всегда неизменный интервал яркостей на картине, обусловленный светлотой реальных красок, изображать совершенно разные сюжеты с абсолютно разными интервалами яркостей тех объектов, которые они воспроизводят? Многие теоретики живописи приходили к выводу, что художник особым образом транспонирует яркостные ряды объекта, приспосабливая реальные соотношения к возможностям своей палитры. А возможности ее, как мы знаем, таковы, что все цвета располагаются по яркости в интервале между белилами и сажей. Это соотношение яркостей составляет примерно 1:40 –1:60. Такое же соотношение между черными буквами и белой бумагой и между черным сукном и белым снегом в зимний пасмурный день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.007 с.)